Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Явный рост свободы в обществе вызвал резкое возрождение и раз­витие школьной профориентации




На смену горбачевской «перестройке» пришла эпоха «демо­кратических преобразований», начавшаяся в августе 1991 г. За этот период также было сделано немало:

• в 1992 г. вышел Закон «Об образовании РФ» и сразу же резко
сократилось финансирование школы и особенно профориента­
ции (к этому времени многие «умные и образованные» люди уже
«поняли», что есть вещи более важные, чем образование и какая-
то там профориентация, связанная со свободой выбора и самооп­
ределением...);

• в 1991 г. вышел Закон «О занятости населения», где школь­
ную профориентацию не запрещали, но она из школы фактиче­
ски переводилась в службы занятости (заметим, что в США для
работы в бюро по трудоустройству требования к подготовке спе­
циалистов заметно ниже, чем для специалистов, оказывающих
помощь школьникам при планировании ими своей карьеры);

• к сожалению, школьная профориентация была почти разру­
шена, что усугублялось неясностью с ее подчинением: Минобра­
зования России от профориентации фактически отказалось, а в
Минтруде России и в подчиненных ему службах занятости насе­
ления «работа с молодежью» обозначалась как «дополнительная
услуга» (по принципу: «школа не в нашем ведении»);

«к счастью, отдельные местные начальники (власть) иногда поддерживали руководителей оставшихся центров профориента­ции молодежи, т. е. не дали им «погибнуть» в условиях социально-экономического абсурда;

• к счастью, некоторые руководители центров занятости насе­
ления все-таки делегировали своих профконсультантов в близле­
жащие школы, где они работали со старшеклассниками, получая
зарплату в Минтруде (за это таких руководителей не раз наказы­
вали, но, видимо, профессиональная совесть у кого-то все-таки
осталась);

• один из примеров невнимания к школьной профориентации —
Второй съезд школьных психологов в Перми в 1995 г., в про­
граммных материалах которого не было ни одного упоминания о
профориентации и профессиональном самоопределении, но много \
места и времени было уделено психокоррекции, психодиагности-


ке, психотерапии и модному тогда «экономическому образова­нию» (это в условиях развала производства и всеобщего воров­ства!). Хотя понятно, что и психодиагностика, и психокоррекция, и психотерапия имеют смысл лишь тогда, когда они помогают человеку самоопределиться;

• как это ни удивительно, но профориентация частично пере­кочевала и в коммерческие структуры в виде «профотбора персо­нала». К сожалению, это также свидетельство некоторой прими­тивизации профориентационной работы. Еще в 20-е гг. Г. Мюн-стенберг говорил, что со временем профотбор должен постепен­но заменяться профконсультацией. В варианте же коммерческого профотбора в большинстве случаев используются явно неадекват­ные тесты (идет банальное «охмурение» клиентов-претендентов и собственного руководства), но самое печальное, что такой проф­отбор практически исключает выход на серьезный уровень про­фессионального и личностного самоопределения (претендент — это лишь «обследуемый с помощью тестов»). Таким образом, сей­час у профориентации не самые лучшие времена, но ее все-таки не

запрещают...

С окончанием «эпохи Ельцина» появились новые надежды на возрождение отечественной профориентации. К 2000 г. в некото­рых городах стали активнее проводиться конференции по пробле­мам развития школьной профориентационной службы и подго­товке молодежи к самоопределению в условиях переходного пе­риода. Правда, появились и первые признаки нового беспокой­ства, например, разговоры о сокращении финансирования мучи- • тельно создававшихся до этого (часто на обломках центров проф­ориентации молодежи) служб занятости населения. Но ведь в ус­ловиях «стабильного» развала производства и свобода самоопре­деления реально сокращается.

В итоге получается, что в 30-е гг. профориентацию запрещали политическими способами, в 70—80-е гг. — бюрократическими, а сейчас (в эпоху «расцвета демократии») — экономическими (по­чти не финансируют). Все это позволяет нам убедиться, что суще­ствует определенная зависимость периодов расцвета профессиональ­ного самоопределения от уровня реальной свободы выбора для боль­шинства населения данного общества. А это означает, что сама проф­ориентация (и конкретные методы профориентационной помо-Щи) должна планироваться и осуществляться с учетом этого об­стоятельства. Например, если уровень реальной свободы самооп­ределения в обществе невысок, то это отражается и на позиции многих клиентов, и на позиции самих профконсультантов, по­рождая особые проблемы, связанные с осознанием себя как субъек­та (или не-субъекта) самоопределения, с желанием (или нежела­нием) понять то, что происходит вокруг, т. е. понять, в «про­странстве» каких смыслов приходится самоопределяться.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.