Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая логика развития профориентации в странах с высокой психологической культурой




Если обратиться к примеру Франции, то можно условно выде­лить следующие этапы развития профориентации — этапы смены основных акцентов в работе [6]: в 20-е гг. акцент делался на трудо­устройстве (последствия войны, безработица); в 40—50-е гг. — оп­ределение профпригодности клиентов с помощью тестов (эпоха глобального «тестологического бума»); с 70-х гг. преобладающим направлением стало «воспитание у молодежи способности само­стоятельно делать выбор». Интересно, что уже в 60—70-е гг. в рам­ках «борьбы с тестоманией» стали появляться даже специальные частные бюро, где будущих клиентов обучали, как «лучше» и «пра­вильнее» отвечать на вопросы тестов и в итоге в более выгодном свете представать перед работодателями.

В настоящее время в странах с пока еще невысокой психологи­ческой культурой процветает тестирование (в более развитых стра­нах стараются переносить акцент на индивидуальные профкон-сультации).

Что касается американской профориентации и «психологии ка­рьеры», то там уже к концу 70-х гг. на теоретическом уровне наме­тился отход от массированной психодиагностики, в то время как на практике в основном продолжают заниматься тестированием учащихся.

Правда, в последние годы даже в странах с развитыми психо­логическими службами вновь намечается некоторый возврат к поголовному тестированию. Объясняется это не столько появле­нием каких-то новых достоверных тестов, сколько устоявшимся представлением многих начальников, заказчиков и клиентов, что только тесты — это и есть настоящее научное средство помощи в выборе профессии. Даже в разработке самих тестов приходится «подыгрывать» потенциальным клиентам и заказчикам. В этой связи А. Г. Шмелев отмечает: «Любому новому тесту, каким бы он ни был передовым в научном отношении, в этих условиях очень трудно конкурировать с "классическими" методиками, по которым на­коплена огромная методическая литература. Даже новые компью­терные тесты, обладающие массой объективных достоинств (на­пример, гибкими возможностями настройки на конкретного ис­пытуемого — свойствами так называемого "адаптивного тестиро­вания"), с трудом пробивают себе дорогу и до сих пор не могут сравниться в популярности с "классическими" методиками. Не слу­чайно многие образцы современных компьютерных тестов являют­ся не более чем компьютерными версиями существовавших до них буклетных, или "карандашно-бумажных" методик» [9, с. 56].

В данной ситуации проще немного «подыграть» клиенту, на­чальнику или заказчику, чем переубеждать его, тем более что те-


сты все-таки позволяют решать ряд задач. При грамотном исполь­зовании они могут дать определенную информацию о клиенте, с их помощью легко формировать мотивацию клиента на самопо­знание и т. п.

Вероятно, современным профконсультантам все-таки следует готовить себя к неизбежности использования профориентацион-ных тестов хотя бы для того, чтобы не «осложнять себе жизнь» в бесполезных «выяснениях отношений» с клиентами и начальни­ками, а больше времени, таланта и сил уделять творческому под­ходу к своей работе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 814; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.