КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И культурой
Посредник между самоопределяющимся человеком Психолог-профконсультант как возможный В самом упрощенном варианте профконсультант может рассматриваться как посредник между подростком и миром профессий. Но уже отмечалось, что самоопределяющегося подростка собственно профессия часто волнует лишь как средство для нахожде- ния своего места в обществе, для построения своего жизненного успеха (лишь со временем смысл может быть найден в самой профессиональной деятельности). Поэтому профконсулътантреально выступает посредником между подростком и социумом, а также между подростком и более конкретными социальными институтами. Например, профконсультант может быть посредником между человеком и конкретной организацией (предприятием, фирмой или учебным заведением). В этом случае психолог помогает человеку найти свое место в данной организации, но часто при этом он соблюдает интересы этой организации в ущерб интересам самоопределяющейся личности, так как организация платит психологу деньги, рассчитывая в перспективе получить от данного кандидата на работу высокую прибыль или реализовать какой-то иной свой интерес, часто отличающийся от интересов развития личности данного человека. Ведь известно, что даже в вузах стремление к высоким показателям успеваемости (или «качества знаний») нередко достигается за счет ограничения возможностей личностного развития обучающихся. В другом случае профконсультант может выступать посредником между человеком и определенной социально-профессиональной группой. Например, после проведения психологических занятий со школьниками большая часть класса вдруг начинает выбирать профессию психолога. Скорее всего, любящий свою профессию профконсультант просто сагитировал всех. В иных вариантах это может быть просто «подыгрывание» школьникам, ориентирующимся на «модные» и «престижные» для данного момента профессии. Здесь также происходит не столько выбор данной про- • фессии, сколько ориентация на образ жизни данных профессионалов. Заметим, что для конкретных подростков привлекатель- * ной может оказаться не только «престижная» профессия, но и % любая другая, иначе «непрестижные» профессии вообще никем бы не выбирались. Во всех этих примерах также проявляется сте- ' реотипизированное отношение к построению профессиональной перспективы.
В каких-то случаях профконсультант может выступать «посред" ником» между человеком и конкретной государственно-админист* ративной системой. Например, это может быть агитация непременно заниматься «бизнесом» (в условиях построения «рыночной» экономики) или агитация осваивать военные специально-* сти и готовиться к войне (в условиях милитаризованного государства). Здесь также самоопределяющегося человека приобщают К чему-то конкретному, часто не давая сориентироваться в более > глобальной социокультурной ситуации. Хотя, несомненно, в сЛУ" чае реальной угрозы войны, определенная агитация и патриотИ--ческое воспитание должны осуществляться более активно. Наконец, в каких-то отдельных случаях профконсультант может выступать посредником между человеком и всей культурой, постепенно приобщая его к высшим идеалам и ценностям, созданным человечеством. Лишь только «осознав» или хотя бы «почувствовав» величие культуры, можно полноценно искать свое призвание в более конкретных жизненных ситуациях. Лишь в этом случае каждая конкретная профессиональная деятельность, как и любой жизненный поступок, будут пронизаны высоким смыслом, а не просто желанием «побольше заработать» и «попрестижнее устроиться»...
Одним из результатов такого посредничества может быть формирование «активного субъекта культуры», который не только соприкасается с ее величием, но и стремится что-то привнести в нее, сделать свой сознательный личностный вклад в культуру. В противном случае человек все равно не может оставаться вне культуры, но здесь, скорее культура «захватывает» его в свое «пространство» и «использует» в своих целях всего лишь как подсобный материал. Видимо, как и в природе, в культуре есть свои «органические и неорганические химические элементы», свои «флора» и «фауна», а есть и свои активные субъекты (например, человек как уникальная личность). Еще Жан Поль остроумно заметил, что «бывают люди — растения, люди — звери и люди — боги»... Поэтому можно сказать что если человек не стремится стать уникальной личностью, то он просто превращается в «культурный материал». Правда, в культуре, как и в природе, важны не только «активные субъекты», творящие и развивающие данную систему. Каждый вспомогательный элемент (подсобный «культурный материал») тоже имеет свой смысл для существования данной системы. Если самоопределяющийся человек находит смысл своего существования вне культуры, то тогда сама культура находит для него смысл — смысл его пребывания в данном обществе и в культуре. Но каждый самоопределяющийся человек имеет право ориентироваться не на высшие ценности культуры, а например, на примитивные («земные») радости. Профконсультант может лишь познакомить консультируемого подростка с самой возможностью нахождения более интересных, но одновременно и более сложных жизненных смыслов — смыслов активного вхождения в куль-ТУРУ. Можно вспомнить и такой вид посредничества, когда главным становятся личные отношения между профконсультантом и клиентом. В этом случае для профконсультанта важна не реальная помощь человеку в нахождении своего места в мире профессий, в обществе или в культуре, а самоутверждение за счет клиента. Например, профконсультант просто занимается банальным само-Красованием (внешне это выглядит часто как длинное и вырази-
тельное повествование о своих достижениях или о величи и своей При попытке реализовать возможность посредничества между \ Не все профконсультанты хотят быть такими «посредниками» \ Не все клиенты охотно откликнутся на такое «посредничество» Ч Возможно и противодействие различных администраторов, за-; казчиков и коллег-психологов, которым сам факт выхода на цен- •/ ности культуры может показаться бессмысленным, непрагматичным и даже вредным для психологической профконсультации (по принципу: «Зачем это нужно, когда нет времени и для более важных дел?»). В итоге профконсультант сам оказывается перед сложным профессиональным и личностным выбором: оставаться «хорошим», * «удобным для всех» и «правильным» специалистом (например, исследовать у клиентов память, мышление и т.п., выдавая ба- * нальные рекомендации о «пригодности» или «непригодности» к такой-то профессии) или стремиться максимально реализовать свой шанс — помогать самоопределяющимся подросткам приобщаться к высшим ценностям культуры и в идеале помогать им находить для себя смыслы в этом мире.
3. «Кризисы разочарования» и основные этапы развития;. психолога-профессионала Вопреки обыденным представлениям психологи относятся К | кризисам не просто с пониманием, но и с уважением. Известное.••• высказывание Л. С. Выготского о том, что «если бы кризисов не ^ было, их следовало бы выдумать специально, иначе никак нельзя объяснить развитие личности ребенка», относится не только возрастной психологии, но и к психологи становления профессионала. При этом кризисы имеют два основных возможных «исхода»: 1) кризис может способствовать личностному'развитию; 2) кризис может привести к личностной деградации, когда человек не может справиться со своими внутренними противоречиями и эти противоречия буквально «разъедают» человека изнутри (а если к этому добавляются и внешние неблагоприятные обстоятельства, то кризис вообще может закончиться печально). Таким образом, главное — научиться вовремя выявлять кризисы и управлять ими. Сам кризис — это своеобразный шанс для человека стать лучше, •л для профессионала — перейти на следующий этап своего развития, ведь недаром говорится, что каждый последующий этап развития должен быть еще «выстрадан» (или еще «заслужен») человеком. И наоборот, если человек каким-то образом (незаслуженно) оказывается на последующем этапе своего развития, то за это обычно приходится расплачиваться и ему самому, и окружающим его людям (родственникам, коллегам или клиентам). Применительно к профессиональному развитию можно привести остроумное замечание В. П. Зинченко: «Каждый этап должен исчерпать себя, тогда он обеспечит благоприятные условия перехода к новому этапу и останется на всю жизнь. Классическая тупость чиновника объясняется игровой дистрофией в детстве» [3, с. 50]. Для будущего психолога проблема заключается в том, чтобы умело использовать энергию своего кризиса (кризиса учебно-профессионального развития) и направить ее в конструктивное русло. Возможно, формирование у себя такого умения является для студента-психолога даже более важным результатом всего обучения на психологическом факультете, чем все знания и умения вместе взятые. Хотя формально результат обучения выражается в экзаменационных оценках, зачетах, в защищенных курсовых и дипломных работах, и мы с этим, конечно же, не спорим. Еще более интересным вариантом рассмотрения кризиса профессионального развития является не просто использование энергии кризиса, но и постоянный поиск для себя сложных проблем, которые надо как-то решать, т. е. своеобразное построение, проектирование, планирование кризисов или, если сказать по-другому, построение для себя шансов профессионального развития, а не просто ожидание этих шансов. Как известно, творческого человека как раз и характеризует постоянная неуспокоенность, когда он все время ищет все новые и новые (все более и более интересные) проблемы и, именно решая их, по-настоящему реализует и Развивает свой творческий потенциал. Но все ли студенты-психологи готовы к такому учебно-профессиональному творчеству? А если нет, то нужно ли себя обманывать и, таким образом, существенно усложнять свою жизнь? Но в том-то и прелесть обучения в высшем учебном заведении, что студент сам должен принимать решение относительно преодоления или непреодоления очередного кризиса, а также относительно поиска для себя все новых и новых проблем. Кризисы профессионального становления можно рассматривать и как постоянные «разочарования» («кризисыразочарования») в различных аспектах своего обучения и будущей работы. Но самым болезненным «разочарованием» становится разочарование в самом себе, неуверенность студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится настоящий профессионал и т. п. По сути, это тот самый шанс для личностного развития будущего специалиста, который и надо использовать по-настоящему. Как отмечают самые разные исследователи профессионального развития (Э. Ф. Зеер, Б.Ливехуд, Г. Шиши и др.), именно изменение «Я-концепции», смена (или перестройка) иерархии жизненных и профессиональных ценностей лежат в основе многих кризисов профессионального становления. Но как непросто отказываться (или перестраивать) те ценности и смыслы, которые еще совсем недавно казались такими «важными» и «основательными», хотя почти каждому молодому человеку (и молодому специалисту) в той или иной мере приходится проделывать эту болезненную работу! Нередко молодые специалисты отчаянно сопротивляются перспективе изменить уже устоявшийся взгляд на окружающий мир, на свою профессию и, главное — на самого себя, на свое место в этом мире и в этой профессии. Средством защиты от такой перспективы является разочарование не в самом себе, а в окружающем мире, включая и разочарование в своей профессии, и в своем учебном заведении (в своей «альма матер»). Условно можно выделить примерно следующие варианты «защит-разочарований»: разочарование в некогда любимых преподавателях (на каком-то этапе студент вдруг выясняет для себя, что преподаватель — это тоже обычный человек, с обычным набором слабостей и недостатков). Хотя на первых курсах обучения многие студенты видят (очень хотят видеть) в них образец совершенства и пример для подражания; разочарование в изучаемом предмете (в отдельных психологических дисциплинах или во всей психологии сразу). Вдруг студент понимает для себя, что психология, с которой он познакомился по популярным книгам или телепередачам, на самом деле оказывается не такой увлекательно-развлекательной и вообще «скучной»; разочарование в учебном заведении, когда студент вдруг узнает, что в других заведениях и преподаватели лучше («солиднее» и «интереснее»), и библиотеки лучше, и соцкультбыт организован ин- 4 тереснее, и спортивные соревнования, и стажировки за грани- • цей, и КВНы, и девочки-мальчики симпатичнее и т. п. По-своему, студент может оказаться прав, но, как известно, «хорошо там, где нас нет». А творческая позиция студента могла бы проявиться в том, что какие-то проблемы, например связанные с организацией досуга и «развлечений», можно решить и своими, студенческими, силами; разочарование в перспективах дальнейшей работы. Студент вдруг понял, что скорее всего он не сможет «хорошо» и «выгодно» устроиться по специальности или что ему долго придется довольствоваться очень маленьким заработком, ведь, как известно, психологи много не зарабатывают, особенно в условиях рыночной экономики. В этой связи уместно привести высказывание зарубежного экономиста и социолога Людвига фон Мизеса, который, рассуждая о ценностях и преимуществах рыночной экономики, откровенно поясняет: «Если вы предпочитаете богатству, которого могли бы добиться, торгуя одеждой или занимаясь профессиональным боксом, удовлетворение от занятий поэзией или философией, — ваше право. Но тогда, естественно, вы не заработаете столько, сколько заработает тот, кто будет служить большинству, ибо таков закон экономической демократии рынка» [10, с. 174]. Но поскольку психология, как и философия с поэзией, относится к творческим (и даже благородным) видам деятельности, то данное высказывание Людвига фон Мизеса вполне применимо и к работе многих психологов. Хотя, конечно же, мало зарабатывать обидно, и если психолог обижается по этому поводу, то с чувством собственного достоинства у него все в порядке. Ну, а если достоинство студента-психолога или молодого специалиста подсказывает ему, что деньги все-таки важнее, то он может подумать и о профессиональном боксе, и о торговле одеждой и о прочих «доходных» занятиях (по Л. фон Мизесу). Основываясь на наблюдениях за студентами и уже работающими специалистами, можно условно выделить следующие этапы профессионального развития психологов. Восторженно-романтический этап, когда до серьезных «разочарований» психолог еще просто не «дорос». Это по-своему прекрасный и даже необходимый для последующего развития период — это своеобразная база, эмоциональный тыл, который создает особую, незабываемую атмосферу первого знакомства с психологией. А «атмосферы» в нашей жизни, как известно, дорогого стоят. Этап самоутверждения. Поскорее хочется «узнать что-нибудь этакое» или овладеть какой-нибудь «экзотической методикой». Тоже очень важный и необходимый этап — это основа будущей профессиональной гордости и чувства собственного профессионального достоинства. ...и' Первые разочарования, а потом будут и последующие, о чем уже много писалось выше. Это наиболее ответственные этапы. Поскольку здесь решается основной вопрос: научится ли студент-психолог преодолевать эти кризисы разочарования или они сломают его. Напомним, что важнейшим условием преодоления таких кризисов является поиск новых личностных смыслов в обучении и в последующей работе. Заметим также, что эти смыслы могут быть найдены только самостоятельно, ведь только тогда они могут стать личностными. Начало самостоятельного решения некоторых психологических проблем (теоретических или практических) с использованием уже известных технологий и методов. Заканчивается этот этап постепенным накоплением отрицательного опыта использования этих технологий и попытками работать как-то иначе (начало настоящего профессионального творчества и формирование своего индивидуального стиля деятельности). Первые серьезные попытки работать по-новому. Часто эти попытки также заканчиваются «разочарованием в себе» и стремлением все-таки довести свои идеи до совершенства. Нередко на этом этапе наступает интересное «прозрение»: студент вдруг «понимает» (наконец-то), что для творческой работы и импровизации в своем труде, оказывается, нужно хорошее знание психологической теории и методологии. Обращение к теоретическим и методологическим основам психологии, т. е. ко всему тому, что на этапе обучения в вузе у многих студентов обычно вызывает откровенную «аллергию». Импровизация и профессиональное творчество уже на основе обновленной теоретической и методологической базы, где орга-, нично соединяются теория и практика, наука и искусство. Естественно, далеко не все психологи проходят «полный цикл» Нельзя осуждать таких «застрявших» в своем развитии - гов: значит, они обнаружили для себя определенный смысл в сво работе и им просто незачем искать какие-то более сложные и рискованные смыслы. Быть может, со временем они продолжат свой творческий поиск, а может, и не продолжат — это их право выбора! Наконец, можно обозначить еще одну возможную линию профессионального развития психологов. Главное здесь — постепенное перемещение основного акцента своей деятельности. Опишем основные этапы в смещении основных акцентов в поиске главного предмета своей деятельности. Первоначально это ориентация на традиционные проблемы психологии (для психологов-теоретиков) или на проблемы обслуживаемых клиентов. Главное здесь — показать свою способность решать эти проблемы и, таким образом, доказать свою «полезность» для окружающих. Обычно здесь основное внимание уделяется познанию различных психологических «реальностей», понимаемых часто как «объективные реальности», т. е. независимые от субъективной и мировоззренческой позиции самого психолога. На этом этапе своего развития психолог не любит рассуждать о нравственности и профессиональной совести или понимает эту совесть слишком упрощенно («не навреди!», «не обижай клиента», «не подтасовывай объективные факты» и т. п.). Постепенно приходит понимание того, что во многом эффективность исследований или эффективность практической помощи зависит от методов исследования. На этом этапе постепенно происходит переключения основного внимания с психологических реальностей (с объектов исследования и клиентов) на сами методы. При этом психолог все больше задумывается не просто о поиске и использовании методов, но и об их модификации и даже об их самостоятельном проектировании. Здесь осваивается принцип: каковы методы — таковы и результаты. В итоге все ориентировано на решение проблем (исследовательских или практических), т. е. на интересы того же клиента, но основные акценты все-таки меняются. Более того, на этом этапе психолог начинает понимать, что и сами результаты («истина») тоже во многом зависят от используемых методов, т. е. психологическая реальность Уже не предстает чисто «объективной» и ни от чего не зависящей. На третьем этапе психолог постепенно «осмеливается» все больше опираться в своей работе и на свою интуицию, и на свою миро-воззренческую (нравственную) позицию, которая становится более важной, чем даже методы исследования или методы практической помощи клиенту. Недаром Е. А. Климов писал, что методика — это «совокупность внешних средств профессиональной деятельности психолога... дополненная профессиональным мастерством того, кто эту методику применяет» [5, с. 207—208]. Но кро-Ме традиционно понимаемого «профессионального мастерства», Важную роль играют и общекультурный уровень, и нравственная позиция профессионала, что особенно важно именно в гумани- тарных профессиях, к которым относится и психология. На данном этапе психолог все больше задумывается о своей личности, о том каким образом его личность оказывает влияние на эффективность труда и как влияет работа на само развитие личности. При этом все I больше и больше професионала начинает волновать вопрос о смысле * его профессиональной деятельности, тем более что именно смысл | является стержнем личностного и профессионального развития. *ь Наконец, психолог все больше задумывается о своей миссии, о 1 своем предназначении и призвании. Не только конкретные мето- >• ды работы, но и вся профессиональная деятельность рассматри- * ваются лишь как средства осуществления этой миссии. Здесь про-. фессионал фактически перерастает традиционные рамки профессии и стремится уже не просто решать какие-то конкретные про-,' блемы, но и внести свой вклад в общечеловеческую культуру. | Именно так он начинает относится к своей конкретной работе с; конкретными клиентами, рассматривая даже самые «мелкие» и «незначительные» дела как вклад в общественный прогресс и развитие культуры. Как пишет В. Э. Чудновский, «проблема смысла жизни — это прежде всего проблема "качества" жизни, а не ее ' масштаба» [13, с. 103]. Выделенные этапы развития психолога-профессионала в какой-то степени соотносятся с этапами развития внутринаучной рефлексии: от онтологизма, ориентированного на познание объектив- • ной истины, — к гносеологизму, ориентированному на познание** средств познания, — к методологизму, ориентированному уже на производство (и даже «индустрию») этих средств [4, с. 11—12]. Вероятно, есть что-то общее в развитии конкретного профессионала и в развитии конкретной науки (или научного направления).
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |