КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Александр Никонов 18 страница
«Физик» Беляков постоянно публикуется на православных сайтах и в своих статьях высказывает следующие мысли: «На возникшие трудности легко было бы ответить, что изображение на плащанице возникло чудесным образом, и поэтому к нему неприменимы естественно-научные методы исследования. Да, чудо и воля Божия здесь несомненно присутствуют... Более естественно предположить, что образ на плащанице возник хотя и не без промысла Божия, но все же как следствие другого чуда, а именно Воскресения Господня. В момент Воскресения произошли чудесные события... Естественно-научные методы исследований, конечно, не могут объяснить чуда». Но «Вестник РАН» — не православный сайт, там дешевым словоблудием не обойдешься. Поэтому кучка упомянутых авторов быстро извергла из своих голов с десяток формул, из которых вытекало, что если в XV веке плащаница впитала 7 % масла, то это могло внести в радиоуглеродный анализ ошибку, равную 1300 годам. Аккурат столько и не хватало, чтоб датировать плащаницу I веком нашей эры, когда распяли Христа. К чести Российской академии наук надо сказать, что опровержение этой бредятины было опубликовано в том же «Вестнике РАН» (2002, том 72, № 6, с. 543-544) под весьма ироничным, если не сказать издевательским, заголовком: «Ошибка при решении элементарной задачи». Оказалось, православные ученые допустили в своих подсчетах постыдную, почти арифметическую ошибку. В самом деле, из их формул выходило, что если бы плащаница впитала не 7 %, а 9 % масла, это отбросило бы ее... в будущее! Позорная ошибка в исходных постулатах привела к абсурдному результату... И если эту ошибку в формулах горе-ученых исправить, то все встанет с головы на ноги — даже при 10-процентной пропитке плащаницы средневековым маслом это внесет погрешность в радиоуглеродный анализ, равную всего 276 годам...
Впрочем, чтобы понять, в чем ошибка господ из ФСБ и примкнувших к ним «специалистов», никакие формулы вовсе не нужны — надо просто подумать головой! Допустим, у нас есть полотно начала эры. А мы с вами сидим в Средневековье и начинаем добавлять в ткань современное нам средневековое масло, тем самым омолаживая образец. На сколько мы можем сдвинуть возраст древнего образца, насыщая его современным углеродом? В пределе — до современного нам, средневекового. Но для этого нам придется полностью заменить материал плащаницы маслом!.. Однако ученые в 1988 году анализировали все-таки не средневековое масло, а плащаницу. Да к тому же и очищали ее от примесей, как положено по методике. Любопытно, что даже не читая сенсационной статьи четверки российских «исследователей» и ее разоблачения, английский ученый из Оксфорда, когда ему рассказали о ней, улыбнулся и заявил: - Конечно, масляная примесь могла дать ошибку. Но не на 1300 лет, что вдвое превышает сам результат анализа, а всего на несколько процентов. (Интересно, какого теперь мнения этот англичанин о российских ученых вообще и специалистах ФСБ в частности?) Тем не менее российские газеты и православные сайты всю вторую часть фразы английского специалиста выкинули, и по всем русскоязычным источникам теперь гуляет только первая часть его реплики: «Да! Масляная примесь могла привести к ошибке!..» И, основываясь на этом, православные авторы в своих статьях пишут: «Пора уже исправить позорную ошибку, допущенную западными учеными в 1988 году при датировке Туринской плащаницы». Гидра возродилась после радиоуглеродного нокаута!.. И это еще не конец истории. Прокатившись по желтой прессе, информация на некоторое время умерла, чтобы воскреснуть еще через пару лет: в 2008 году СМИ сообщили: «Исследования в Оксфорде подтвердили версию экспертов ФСБ о подлинности Туринской плащаницы...»
В чем же суть оксфордского исследования? Да ни в чем! Англичане просто с разрешения Ватикана сделали огромную электронную фотографию плащаницы «весом» в 12,8 млрд пикселей. Они отсняли 1600 кадров размером чуть больше спичечного коробка и собрали из них огромный снимок. С помощью этого снимка-гиганта стало возможным рассмотреть даже отдельные нити на плащанице. И все! Больше ничего англичане не сотворили. Они просто соорудили суперфото. Тем не менее СМИ сообщили, что «на ткани... удалось обнаружить компоненты крови: гемоглобин, билирубин и альбумин». Вот так вот: на фотографию посмотрели и обнаружили на ней повышенное содержание билирубина — фермента печени Христовой. И даже группу крови Иисусовой ухитрились определить! Воистину усердие православных авторов превышает только их фантазия!.. А что же с пыльцой? Которую якобы отыскал на плащанице швейцарский криминалист Макс Фрей, заявивший, что подобные растения водятся только в Палестине. И кто такой этот Макс Фрей? Это тот самый Макс Фрей, который подтвердил подлинность сфальсифицированных дневников Гитлера. Шумная была история... После которой на Фрее можно было бы и не заострять внимание, если бы фальшивка о пыльце не гуляла с сайта на сайт и из газеты в газету. Церковь сначала не занимала никакой позиции по отношению к утверждениям Фрея, но в девяностых годах канцелярия римского папы официально опровергла высказывания скандального швейцарского криминалиста, заявив, что он не был в числе людей, кому церковь разрешила брать пробы с полотна. Ребята! А ведь не надо было делать мудреных экспертиз, чтобы догадаться: Туринская плащаница — подделка. Ведь умудрились же образованные попы понять это еще в XIV веке! У них было две причины для такого вывода. Дело даже не в том, что рост Иисуса с тыльной стороны на 5 (!) сантиметров превышает рост Иисуса с лица!.. Это уже просто ошибка художника. Проблема в ином... Давайте подумаем вместе. На ткани два изображения -мужик с лица и мужик со спины. При этом говорят, что мужик этот был завернут в ткань. Ничего не брезжит?
А где бочина, прости господи? Почему «развертка» оказалась неполной? Бочка-то отчего не подрумянились, когда Христос возносился, спрашивается? Если промасленный человек был полностью укутан в тряпку, он должен был оставить на ней сплошной отпечаток. Полную развертку. А мы имеем только два изображения — фронтальное и тыловое. Причем плоские изображения! Плоские! Тот, кто учил черчение и начертательную геометрию или имеет представление о картах и координатных сетках, поймет, о чем я говорю. Если обернуть тряпкой намазанное краской лицо человека, а потом эту тряпку развернуть обратно в плоскость, отпечаток лица получится гораздо шире, чем мы его видим, когда смотрим на трехмерный объект. То есть, будь плащаница подлинной, лицо Христа на ней было бы круглое и широкое, как арбуз. А то, что видим мы, — обычный рисунок лица, каким его изображают художники. Еще раз... Живописцы на плоскости изображают проекцию лица — таким, каким мы его воспринимаем глазами. А плащаница должна быть не проекцией, а разверткой... И это еще не все. Плоскостью ткани нельзя без складок полностью укрыть объемное лицо — так же, как нельзя сделать развертку шара — с этой проблемой вечно бьются картографы, стараясь адекватно передать на плоскости кривую земшарную реальность. Всегда получаются искажения! Где они на плащанице? Где следы складок ткани на лице Иисуса, я вас спрашиваю? Их нет. Художник, который рисовал плащаницу в XIV веке, конечно, был профессионалом и, наверное, все это понимал. Но не мог же он, изготавливая фальшивку для поклонения, нарисовать на ней комичное блинообразное лицо Иисуса с двумя ушами, как у Чебурашки! Его бы не поняли... Поэтому парень просто нарисовал красками зеркальное изображение — вот вам отпечаток Иисуса, ребята! Вид сверху. И вид снизу. Вид сбоку не даю, а развертку меняю на проекцию, чтобы не смешить публику толстым Христом. Стоп, скажут мне, о каком художнике идет речь, если красок на холсте нет (есть только то, что химики называют следами красок), а изображение образовано дегидратированной целлюлозой!? Как оно получилось?
Оно получилось так... Средневековый художник, решивший срубить бабла по-легкому, нарисовал очередную плащаницу. (Напомню, что в то время изготовление реликвий, в том числе и плащаниц, было поставлено на поток. Достаточно сказать, что к XV веку в европейских монастырях и церквях насчитывалось до 40 погребальных плащаниц Христа. После десятка голов Иоанна Крестителя это не должно удивлять читателя.) Неизвестный художник нарисовал изображение Христа, разумеется, красками. Средневековые краски были довольно кислыми по составу, а кислота имеет свойство подтравливать и желтить целлюлозу, особенно на солнечном свету. Кроме того, если вспомнить эксперимент Левченко с жирным отпечатком ладони на полотне, а также тот факт, что краски жирорастворимы, то... Впрочем, процитирую еще раз: «микрочастицы смолистых веществ (или красящих веществ. — А. Н.), которые образуют в масле суспензию, могли нагреваться гораздо сильнее белых волокон и служить своего рода концентраторами солнечной энергии: под ними дегидратация волокна должна идти гораздо быстрее». Короче говоря, за столетия экспонирования плащаница полностью выцвела. Краски выгорели. Кроме того, есть сведения, что плащаницу несколько раз стирали и варили в масле, специально удаляя остатки краски. Краска ушла, а желтые пятна дегидратации остались. Между прочим, средневековые источники говорят, что в XIV—XV веках плащаница имела яркое изображение! Именно поэтому эмиссары Ватикана, приехавшие из Рима для освидетельствования полотна и увидевшие свеженькие краски, сразу заявили, что это туфта. Тогда плащаница имела совсем другой вид! В общем, как говорил в таких случаях главный герой фильма «Ликвидация»: — Картина маслом! Подобным способом одессит Гоцман завершал какую-то мысль. Но я на этом завершать свой базар не буду. Я намерен оттоптаться на плащанице по полной и ноги вытереть. Поддельность Туринской плащаницы была ясна историкам задолго до радиоуглеродного анализа и без начертательной геометрии — просто из исторических данных. Во-первых, как могла сохраниться подобная реликвия, если для еврея прикоснуться к погребальному савану значит оскверниться? Иудеям и в голову бы не пришло пустить «нечистую» вещь на сувениры! Это христиане страдают склонностью к некрофилии, но среди апостолов Иисуса христиан не было, равно как и сам Иисус христианином не являлся. Христианство придумали несколько позже, а некрофильским оно стало еще позже - через сотни лет после смерти Христа, когда Рим начал переваривать христианство, заполняя его язычеством и встраивая в свою государственную машину... Во-вторых, историкам известен следующий случай. В 1386 году епископ города Труа обратился к папе Клименту VII с жалобой на нечестную конкуренцию со стороны коллег. Дело в том, что в городе Лире служители культа стали переманивать клиентуру фальшивой реликвией — саваном, в который якобы был завернут сам Христос и на котором остался отпечаток его тела. Епископ донес, что относительно поддельности полотна он может поручиться: несколько лет назад на исповеди один местный художник признался ему в изготовлении фальшивки. Жалоба епископа и привела к тому, что римским папой была послана комиссия по проверке фактов, которая на раз определила фальшак. Лирским попам не запретили экспонировать фальшивую плащаницу, но обязали вслух и громко предупреждать прихожан о том, что это всего лишь образ, сродни иконе, а не настоящий саван... Позже лирская плащаница получила название Туринской. В-третьих, при погребении евреи не заворачивали тело в один кусок материи, каковой представляет собой Туринская плащаница. Тело они обматывали длинными лентами, типа бинтов, а голову оборачивали одним куском полотна. Этот кусок ткани назывался сударионом. Видимо, художник, рисовавший плащаницу, таких тонкостей не знал. А может, и знал, но рассчитывал на незнание народа. В конце концов, с точки зрения восприятия неправильный образ Иисуса с головой лучше, чем правильный без головы, да еще нарисованный на лентах! Кстати говоря, помимо фальшивых плащаниц, наподобие Туринской, с неменьшим усердием художниками рисовались и сударионы. На них изображалась голова Христа. Точнее, его лицо с закрытыми глазами. Самым известным был Кадуинский сударион, названный так по имени аббатства Кадуин, где он хранился. Прославился данный экспонат не только изображением Христа, но и загадочной надписью на ткани. Считалось, что ее сделал кто-то из апостолов или жена Пилата, которая сочувствовала несчастному Христу. Однако, после того как церковь себе на голову широко пропиарила эту святыню, в начале XX века ученые с энтузиазмом бросились ее изучать. И выяснили, что материя сделана из египетского полотна X века, а надпись на священном христианском символе — цитата из Корана. После этого сударион церковники засунули куда подальше и стараются об этой своей «святыне» помалкивать. Кадуинский сударион забыт. А вот ревнители подлинности Туринской плащаницы пока еще верят в свою святыню. Им ни о чем не говорит даже тот факт, что до сих пор в разных христианских храмах Европы находится бколо десятка плащаниц, в которые заворачивали тело Христово. Сколько же тел было у Христа? Наверное, не меньше, чем голов у Иоанна Крестителя... Об этих плащаницах мало известно, хотя некоторые из них до сих пор продолжают выставляться для обозрения! Есть своя плащаница в Шампани, Ксабрегасе, Кадвине и других городах. И все негласно претендуют на подлинность. Так же как конкурирующие между собой головы Крестителя. Самая древняя из плащаниц находится в испанском городе Овьедо, и она старше Туринской примерно на двести лет. А Туринская из всех сохранившихся — самая молодая. И не всегда она была самой известной. До нее «самой подлинной» считалась Безансконская плащаница. Однако с ней случилась неприятная история, похожая на Кадуинский конфуз: на плащанице обнаружилась надпись на арабском. Она была нанесена одновременно с изображением и датировалась XIV веком. Теперь некогда «самая подлинная» плащаница лежит в дальних запасниках и не светится... А как вообще художникам могла прийти в голову такая идея — рисовать покойника на его якобы саване? Где исток подобного некрофильства? Он в неофициальных христианских мифах. Простонародная масса имеет свойство порождать наивные сказки вокруг известных событий. Не избежало этого и христианство. Одной из таких сказок является, например, легенда о платке Вероники. Якобы, когда Христа с крестом на плече вели на казнь, одна из добрых женщин вытерла своим платком пот с его лба. И на платке осталось изображение лица Иисуса! Не смутное потно-кровавое пятно, а прямо все лицо красиво так отпечаталось! Это ли не чудо? Господь на чудеса щедр. Спасти своего сына от казни не захотел, а на сувенир расщедрился... История глупая, конечно. Но именно от нее и пошла мода на посмертные платки и саваны. Впервые Плат Вероники был выставлен для осмотра трудящимися в 944 году в константинопольском храме Святой Софии. Потом он был утрачен, а плащаницы с сударионами начали плодиться, как тараканы. И стали столь популярными, что даже вошли в официальную религиозную ритуалистику. Поклонение плащанице ввели в обязательные церковные церемонии. За пару дней до Пасхи христиане проводят особую службу, которая представляет собой целый спектакль - они сначала понарошку хоронят своего любимого Христа, а потом начинают дружно поклоняться его савану. Можно, конечно, спросить: почему савану, а не самому Христу, ведь Христос лучше!?. Но вопрос этот смысловой, а значит, кощунственный, поэтому мы его опустим... Макет плащаницы в масштабе примерно один к четырем наличествует в каждой церкви в числе других деревянных и металлических атрибутов, без которых вера в Бога была бы не такой интересной. Он представляет собой изображение мертвого Христа на льняном полотне. Кроме модели плащаницы есть в арсенале храма и другой интересный атрибут, уже не из католической сказки, а из чисто православной. Дело в том, что «Платок Вероники» — католическая легенда. Но есть у нее православный аналог. Звучит он так... Во время Тайной вечери Иисус мыл ноги своим ученикам и вытирал их полотенцем. Потом он, будучи человеком без комплексов, вытер этим полотенцем себе лицо.
И бац - на полотенце появилось изображение! Лицо Иисуса собственной персоной! Вы спросите, а почему не ноги апостолов?.. Не знаю. Знаю только, что в ознаменование этой истории каждая православная церковь имеет макет нерукотворного образа на полотенце. Которому тоже поклоняются. И опять-таки не спрашивайте, почему полотенцу, а не Христу. Язычники... Весьма любопытно, что на первых христбвых саванах, которые изготавливала церковь, никаких изображений вовсе не было. Они возникли только в IX веке, после директивного введения в церкви иконопочитания. И, кстати, сразу вопрос: а почему на иконах Христа рисуют именно так? Почему он напоминает Дон Кихота Ламанчского?
§ 6. Главный герой должен быть красавцем
Как выглядел Христос, никто не знает. Никаких описаний и изображений его внешности до нас не дошло. «Телесный вид Иисуса Христа нам неизвестен», - говорил во II веке один из создателей христианства как религии, епископ Лионский Ириней. Именно ему христианство обязано своей разработанной доктриной. Многочисленные пер-вохристианские источники, пройдя через его руки и его идеологическое сито, превратились в тот Новый Завет, который мы знаем. Любопытно, что Ириней был тесно знаком с епископом Смирнским Поликарпом, который был учеником Христова апостола — Иоанна Богослова. Отсюда следует, что сам Иоанн, прекрасно знавший Иисуса, так и не проболтался своему ученику Поликарпу о том, как выглядел Иисус. Ничего удивительного в этом нет. Первые христиане считали внешний вид Иисуса совершенно неважным. В этом смысле их христианство было свободно от фетишизма и любопытства, в нем главенствовала идея, а не мишура. Говорить об облике Иисуса, а тем более спрашивать людей, лично его знавших, как он выглядел, считалось нетактичным. Главное, что он проповедовал, а не как выглядел! Поэтому первые два столетия христиане Иисуса вообще не изображали. Объяснение — в генезисе христианства: христианство отпочковалось от иудаизма, а эта религия запрещала рисовать людей и животных. Но какой-то лэйбл, какой-то значок для обозначения «своих», требовался. Поэтому когда во II веке иудеев разбавили язычники, влившиеся в движение, строгие иудейские запреты на изображение стали постепенно размываться. Это произошло так... Поначалу значком христиан была аббревиатура, которую они писали на стенах и которая расшифровывалась как «Иисус Христос Сын Бога Спаситель» (Iesous Christos Theos Yios Soter). Аббревиатура выглядела следующим образом: «Ichthios», а по-гречески это слово означает «рыба». Так как люди ленивы и потому склонны к редукции, они, чтобы не писать каждый раз кучу букв, начали рисовать схематическое изображение рыбы, Буквально двумя скобками. Два движения - и христианство нарисовано! Вот так: Христиане даже сами себя одно время сравнивали с рыбами: «Мы, христиане, - малые рыбы после образа нашей Рыбы, то есть Иисуса Христа, рождены в крещенской воде». Чуть позже появилось еще одно изображение: человек, несущий овцу на плечах. Типа: Господь - пастырь, а мы -его овцы пасомые. Пока что этот схематический пастух был чистым символом, а не персонально Христом. Но если однажды появилось изображение человека, оно неминуемо должно было конкретизироваться lо личности. Однако как рисовать того, чей облик неизвестен? Христианство зародилось как религия маргиналов — нищих, алкоголиков, прокаженных, мытарей, инвалидов и прочих представителей социальных низов. И эти низы спроецировали Спасителя под себя, тем паче что христиане декларировали пренебрежение к телесной плоти. «Плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия», - написано в Библии. Поэтому Иисус представлялся первохристиа-нам как человек отвратительной внешности, который взял на себя не только все внутренние грехи человечества, но и все его телесные уродства. Считалось, что Христос был мал ростом, кривоног и безобразен. В конце II века философ Цельс, исследовавший христианское учение, дал развернутую и весьма впечатляющую критику этой иудейской ереси. В частности, он писал: «Люди рассказывают, что Иисус был плюгавеньким человечком, маленького роста. Он имел столь некрасивое лицо, что оно вызывало у всех отвращение». В начале III столетия римский богослов Тертуллиан из Карфагена (настоящее его имя Квинт Септимий Флоренс), исходя из господствовавших тогда идеологических соображений, так обосновывал внешний облик Иисуса: «Внешний вид Иисуса Христа был лишен какой бы то ни было красоты и привлекательности». Возможно, еще и по этой причине первые христиане своего кумира не рисовали, ведь нарисовать кривоногого уродца означало бы намалевать на своего бога карикатуру, выставив его посмешищем перед нехристианами, которые и так относились к первым христианам с иронией и презрением. Первые изображения Иисуса появляются только в начале IV века. И они вовсе не безобразны! Правда и совершенно не похожи на того Христа, к которому мы привыкли. К IV веку христианство уже переросло иудаизм и Иудею, в христианские секты входили теперь по большей части не евреи. И потому типаж Христа отразил преобладающую «породу»: в нем не было ничего иудейского. Христа изображали как обычного римлянина, гражданина империи — коротко стриженного, без усов и бороды, в тунике или тоге. По той же причине в среднеазиатских республиках СССР Ленина норовили нарисовать узкоглазым: чтобы выглядел «своим». Ничего не поделаешь, массовость — это «опопсовение». Практика молодого, малочисленного и строгого христианства запрещала рисовать Христа. Но массовый наплыв людей в набирающую популярность модную религию сделал свое дело. Фанаты (без разницы, Христа, Ленина или какого-нибудь певца) хотят иметь портретик своего любимца на стене, и они его получают. Рынок есть рынок, и религиозный рынок в этом смысле ничем от других не отличается... Когда христианство вышло из катакомб и из секты упертых отморозков стало государственной религией, оно начало приобретать имперскую стать и свойственную государственной религии помпезность. Христианство стало обрастать мишурой ритуалов, рядиться в серебро и золото, становиться общественным институтом со всеми его психологически-субординационными приблудами, свойственными социальной иерархии. Естественно, не обошлось и без революции в представлениях о внешности Христа. Государственной религии не нужен был кривоногий уродец, он не был достоин той великой структуры, которой стала церковь. Несолидно иметь своим символом какого-то плюгавенького человечка. Поэтому основоположника решено было подкорректировать в сторону большей эстетики. Сделать Иисусу, так сказать, ребрендинг. И из Христа сотворили знойного красавца, бич-боя. Революцию начал в IV веке Иоанн Златоуст, который о ту пору работал архиепископом в Константинополе. «Иисус был прекрасен!» — сказал он, как отрезал. После чего в церкви начинает преобладать мнение, что «тело Иисуса Христа — прекраснейшее, поскольку оно произведено Духом Святым, который является великим художником». Постепенно за пару столетий формируется тот канонический образ Иисуса, к которому мы привыкли: длинноволосо-хипповатый, со стильной «испанской» бородкой и усами, с правильными чертами лица. Именно таких Христов писали художники на иконах и на всех плащаницах.
Поначалу лик Христа был довольно схематичен. Таким он и остался в византийско-православной традиции. Но западное искусство более тяготело к реализму. И этот реализм проник даже в иконопись! Начиная с XVI века богомазы стали писать образ Христа с секс-символа своего времени — итальянского кардинала Цезаря Борджиа, известнейшего плейбоя эпохи. «А напоследок я скажу...» § 1. Верим в Бога живаго!
Как вообще людям пришла в голову такая идея — обожествить человека?.. А с другой стороны, если уж древние обожествляли деревянные колоды и тряпки на палках (знамена), то отчего бы им не обожествить и человека?.. Одна моя знакомая приехала с Тайваня. Рассказала такую историю. Зашла она как-то в небольшое местное святилище. Это небольшая комната с дымящимися благовониями. Вокруг — статуэтки и картинки разных азиатских божков. А среди них — фотография какого-то узкоглазого мужика в костюме и галстуке. — Кто это? — спросила знакомая местную тетку. — Это бог, — ответила та. Знакомая удивилась: доселе ей никогда не доводилось видеть бога в галстуке. — Просто это бог мистер Вонг, он пожертвовал нашей общине много денег, — пояснила местная. — А давно он умер? — Он не умер! Он жив... Как видите, у азиатов с этим просто. Почему же у древних язычников должно было быть сложнее? Люди — это, конечно, не боги. Но иногда их полезно бывает приравнять к богам. То есть обожествить. Какие для этого нужны условия? Ну, например, такие, как в вышеуказанном тайваньском случае. Или такие, какие сложились в Римской империи к началу эры. Когда Рим расширился на все Средиземноморье, потребовалась смена управленческих форм. И республика превратилась в империю. Это должно было произойти, и это произошло. Но будут ли римляне, привыкшие к тому, что все граждане равны, и презирающие единоличную власть, слушаться и уважать императора? Как повысить авторитет власти? Процесс шел гладко и постепенно. Усыновленный Цезарем Октавиан, севший управлять страной, предложил объявить покойного Цезаря богом. Предложение прошло. Так Октавиан юридически стал сыном бога. Неплохой ход, не правда ли?.. Для того чтобы еще больше укрепить авторитет правителя среди гордых и свободных граждан, везде начали воздвигаться храмы, посвященные Октавиану Августу. Точнее, не ему самому — пока что это было рано, — а его гению. Гений — это небесный ангел-хранитель, он есть у каждого человека. Вот этому-то октавиановскому гению и строили храмы. А отсюда, как вы сами понимаете, один шаг до обожествления и самого императора. Преемникам Августа храмы строились уже как богам — без всяких посредников в виде гениев. И статуям императора поклонялись как статуям богов. Это было сделать тем легче, что статуи императоров ничем, в принципе, не отличались от статуй какого-нибудь Юпитера — там мужик и тут мужик. Все это, с одной стороны, приближало человека (императора) к богам, с другой — несколько девальвировало самих богов. Каждый знал, что раньше император богом не был, а был простым человеком, иногда даже сыном вольноотпущенника, то есть раба. А теперь дослужился до бога. Любопытно, что в официальных документах, издаваемых муниципальными органами, император именовался... спасителем. Тем не менее все это внешнее поклонение носило формально-политический, «гражданско-правовой» характер. В нем не было характерного для Востока придыхания. Оказание почестей императору-богу было просто средством выказать благонадежность и преданность империи. Не более того. Собственно говоря, ради этого все и затевалось... Имперским чиновникам было наплевать, верит гражданин в то, что император — реальный бог, или нет. Главное, что он выполняет ряд действий, которые говорят, что он согласен подчиняться системе. Христиане, которые тоже имели наглость произвести своего пророка в боги, системе подчиняться не'хотели, «языческих» (а по сути-то — гражданских) обрядов, говорящих о верности империи, демонстративно не совершали. То есть были открытыми бунтовщиками. За что и страдали. А вы как хотели?..
§ 2. Почему прыщ христианства разросся до фурункула?
Пророки и мессии о ту пору в Палестине водились во множестве. Они вели какую-то смурную пропаганду — иногда просто непонятную, а иногда явно антиримскую. Поэтому римляне этих агитаторов не любили и часто с помощью конницы разгоняли «несанкционированные митинги», на которых иудейские пророки баламутили народ. Сам народ в большинстве своем к этим пророкам относился примерно так же, как и сейчас: сумасшедшие они и есть сумасшедшие! Однако количество пророков не уменьшалось. Значит, была в них нужда. Какая? А вот какая... Императоры были богами, что называется, для проформы. Молиться им было бессмысленно. Обычные греко-римские боги тоже совершенно не интересовались жизнью людской мелкоты — они занимались своими проблемами, ссорились между собой, интриговали... А маленькому и бедному человечку, экономическое положение которого только ухудшалось по мере заката империи, нужен был свой бог. Неравнодушный. Близкий. Который если в этой жизни и не поможет, то хотя бы гарантирует кайф на том свете. Замученный богочеловек Иисус для этого подходил как нельзя лучше. Во-первых, свой, выдвиженец из низов, которому не надо объяснять, как живут простые люди, он и сам так жил — бомжевал, побирался, люлей огребал от власть имущих... За него и проголосовали. Во-вторых, бог-человек — это было теперь привычно. Бог воскресающий — это тоже было привычно и близко: таким был соседский Озирис, например. То есть ничего нового. Христианство в этом смысле — как автомат Калашникова: просто грамотная компиляция уже известных решений. Легенда об Иисусе - типичная сказка о Золушке. Сериальная история. Был нищим - пробился на самые верха, стал большим небесным начальником, выше которого уже и нет. Любо!.. Свой человек на небе, к которому можно обратиться за утешением и который априори неравнодушен, ибо за нас пострадал.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 206; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |