Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни целеполагания




ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ № 2

ПО ТЕМЕ «ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ В ПЕДАГОГИКЕ»

Требования к компетентности:

· знать и уметь обосновать значение целей для развития педагогической теории и практики, их социальную обусловленность и конкретно-исторический характер;

· знать и уметь интерпретировать основные подходы к целеполаганию в отечественной и зарубежной педагогике;

· знать иерархию педагогических целей и их отражение в основных нормативных документах Республики Беларусь; уметь их интерпретировать и учитывать при решении педагогических задач;

· знать и уметь использовать на практике технологию педагогического целеполагания.

 

Основная литература

1. Закон «Об образовании в Республике Беларусь» (в редакции Закона от 19 марта 2002 г.) // Настаўніцкая газета. – 2002. – 4 крас.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учеб. для студ. вузов / Г.М. Коджас- пирова. – М.: Гардарики, 2004. – 528 с. С.15-19

3. Педагогика: учеб. пособие / под. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Высшее образование, 2006. – 432 с.

4. Подласый, И.П. Педагогика: учебник / И.П. Подласый. – М.: Высшее образование, 2006. – 540 с. С. 143- 154

 

 

Дополнительная литература

1. Казимирская, И.И. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике: учеб. пособие / И.И. Казимирская, А.В. Торхова. – Минск: Бестпринт, 2004. – 304 с. С.35-39

 

 

ЦЕЛЬ – стержневая педагогическая категория, связывающая воедино все компоненты учебно-воспитательного процесса (содержание, парадигму, форму, технологию, контроль и т.д.), ибо не зная, ЗАЧЕМ учить и воспитываешь, нельзя знать, ЧЕМУ и КАК учить и воспитывать.

Исходя из функций образования, необходим пересмотр к подходу в целях – сложившийся порядок постановки целей на процесс требует переориентации на РЕЗУЛЬТАТ.

Цель – это планируемый результат, выступающий как единство желаемого и возможного.

В процессе реализации цель выполняет 2 функции: побудительную (к началу и продолжению деятельности); направляющую и регулирующую.

 

ЦЕЛЬ и характер воспитания определяются:

Ø экономическим развитием общества;

Ø научно-техническим и социальным уровнем развития;

Ø развитием педагогической теории и практики;

Ø возможностями учебно-воспитательных учреждений;

Ø уровнем подготовки педагогических кадров;

Ø развитием детей и их возможностями.

 

Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Образ конечного результата воспитательной деятельности всего общества Образ социально желаемой подготовленности личности на уровне воспитательных устремлений Уровень цели и смысла жизни человека, его потребности в самореализации
Социальный воспитательный заказ Реализация социального заказа в конкретных образовательно-воспитательных системах Самостоянье человека – залог величия его (А.С. Пушкин)

В истории педагогики цели воспитания рождаются в бесконечных спорах о том, что такое воспитанный человек, каким он должен быть.

Древние мыслители полагали, что целью воспитания должно быть воспитание добродетелей:

Платон отдавал предпочтение воспитанию ума, воли и чувств;

Аристотель – воспитанию мужества и закаленности (выносливости), умеренности и справедливости, высокой интеллектуальной и моральной чистоты.

По мнению Я.А. Коменского, воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), управление собой (нравственное воспитание) и стремление к Богу (религиозное воспитание).

Дж. Локк считал, что главная цель воспитания – сформировать джентльмена, человека, «умеющего вести свои дела мудро и предусмотрительно».

К. Гельвеций утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть выражена как стремление к благу общества, то есть к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего числа граждан.

Ж.Ж. Руссо твердо стоял на позициях подчинения цели воспитания общечеловеческим ценностям.

И. Песталоцци говорил, что цель воспитания – развить способности и дарования человека, заложенные в него природой, постоянно их совершенствовать и таким образом обеспечить гармоническое развитие сил и способностей человека.

И. Кант возлагал на воспитание большие надежды и видел его цель в том, чтобы готовить воспитанника к завтрашнему дню.

И. Гербарт целью воспитания считал всестороннее развитие интересов, направленное на гармоническое формирование человека.

По мнению К.Д. Ушинского, воспитанный человек – это прежде всего человек нравственный: «Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями».

 

Задания для самостоятельной работы

1. Закономерно ли, на ваш взгляд, одновременно существование в педагогике нескольких разных концепций цели образования?

2. Почему существует многообразие целей образования?

3. Какая цель образования в современной школе?

4. Как рассматривался вопрос о целях воспитания в истории педагогики?

5. Современная педагогика предполагает наличие как идеальной, так и реальной цели воспитания, в чем их отличие?

 

Контрольные задания

1. Какие общие факторы влияют на постановку цели образования?

Ø требования родителей

Ø потребности общества

Ø представления и стремления прогрессивно мыслящих людей

Ø потребности производства

Ø идеал человеческого воспитания

Ø экономический уровень развития общества

Ø требования христианских добродетелей

Ø способ производства

Ø возможности учителей и воспитателей

Ø уровень цивилизованности общества

Ø идеология и политика государства

Ø уровень развития педагогической науки и практики

Ø возможности учебно-воспитательных заведений

 

2. Какую цель образования ставит современная общеобразовательная школа? Определите неправильный ответ.

1. Способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности

2. Раскрывать творческие возможности человека

3. Формировать основанное на общечеловеческих ценностях коммунистическое мировоззрение

4. Развивать гуманистические отношения

5. Обеспечивать разнообразные условия для расцвета личности ребенка с учетом его возрастных особенностей

 

3. Побеседуйте с учителями школы и выясните:

Ø как изменились основные цели школы сегодня?

Ø какие трудности педагоги испытывают при переводе основной цели в частные?

Ø какими приемами пользуются педагоги для привлечения учащихся к целеобразованию и планированию?

Обработайте полученные результаты (педагогический очерк, схема, таблица и т.д.).

 

4. Выполните тест:

 

Время выполнения теста – 7 минут.

Оценка в баллах – 6 (3 уровень): А – 0,5 балла; Б, В, Г, Д – 1,0 балл; Е – 1,5 балла.

А. Цель воспитания – это…

1. То, к чему стремиться воспитание, это будущее, на достижение которого направлены все его усилия.

2. Мысленное представление того, что надо достичь, осуществить в процессе воспитания.

3. Предвосхищение, предсказание конечного результата деятельности, его осознанное представление.

4. Предвидение результатов предстоящего взаимодействия педагогов и воспитанников.

5. Все определения, приведенные выше, являются верными.

 

Б. Функциями педагогической цели являются …

1. Воспитательная, образовательная, развивающая.

2. Воспитательная, стимулирующая, управления.

3. Методологическая, прикладная, ориентационная.

4. Эталонная, мотивационная, нормативная.

5. Информационная, методическая, рефлексивная.

 

В. Что понимают под целеполаганием?

1. Процесс сознательного и научно-аргументированного выявления и постановки педагогической цели.

2. Способ определения педагогической цели в сложившейся ситуации.

3. Форма предъявления цели воспитанникам.

4. Формулировка цели воспитания исходя из конкретной обстановки.

5. Подход к определению целей воспитания, в основе которого интересы конкретной личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 3529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.