Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опорный конспект




Воспитание является составляющей частью образования. Его назначение состоит в формировании личности путем приобщения к ценностям культуры.

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося.

 

Достижение цели воспитания в учреждении образования предполагает решение следующих основных задач:

· формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания на основе государственной идеологии;

· подготовка к самостоятельной жизни и труду;

· формирование нравственной, эстетической и экологической культуры;

· овладение ценностями и навыками здорового образа жизни;

· формирование культуры семейных отношений;

· создание условий для социализации, саморазвития и самореализации личности.

Содержание воспитания основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях белорусского народа, государственной идеологии, отражает интересы личности, общества и государства.

 

Основные требования к организации воспитания обучающихся:

· обеспечение качества воспитания;

· соответствие содержания, форм и методов цели и задачам воспитания;

· системность и единство педагогических требований;

· реализация личностно-ориентированного подхода;

· создание условий для развития творческих способностей обучающихся, включение их в различные виды социально значимой деятельности;

· преемственность и непрерывность, предполагающие последовательность реализации содержания воспитания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

· профилактика противоправного поведения, поддержка детей, находящихся в социально опасном положении;

· педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, развитие их инициатив.

Основные составляющие воспитания:

  • идеологическое воспитание, направленное на формирование знания мировоззренческих основ идеологии белорусского государства, привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность белорусской государственности;
  • гражданское и патриотическое воспитание, направленное на формирование активной гражданской позиции, патриотизма, правовой и политической, информационной культуры обучающегося;
  • нравственное воспитание, направленное на приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям; формирование этической, эстетической культуры;
  • воспитание культуры самопознания и саморегуляции личности, направленное на формирование потребности в саморазвитии и социальном взаимодействии, психологической культуры;
  • воспитание культуры здорового образа жизни, направленное на осознание значимости своего здоровья и здоровья других людей как ценности, формирование навыков здорового образа жизни;
  • гендерное воспитание, направленное на формирование у обучающихся представлений о роли и жизненном предназначении мужчин и женщин в современном обществе;
  • семейное воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к семье и воспитанию детей;
  • трудовое и профессиональное воспитание, направленное на понимание труда как личностной и социальной ценности, осознание профессионального выбора, социальной значимости профессиональной деятельности;
  • экологическое воспитание, направленное на формирование ценностного отношения к природе,
  • воспитание культуры безопасной жизнедеятельности, направленное на формирование безопасного поведения в социальной и профессиональной деятельности, повседневной жизни;
  • воспитание культуры быта и досуга, направленное на духовное и физическое совершенствование личности обучающихся, формирование у них ценностного отношения к материальному окружению, умения целесообразно и эффективно использовать свободное время.

Эстетическое воспитание (ЭВ) - процесс формирования способностей восприятия и понимания прекрасного в искусстве и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развития задатков и способностей в области искусства. Цель ЭВ - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты. Эстетическое восприятие - способность выделять в искусстве и жизни эстетическое свойства, образы и испытывать эстетическое чувства. Эстетические чувства - эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусства. Эстетические потребности - нужда в общении с художественно-эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях. Эстетические вкусы - способность оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов. Эстетические идеалы - социально и индивидуально-психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, искусстве.

Объем понятия "эстетическая культура" определяет задачи и содержание ЭВ учащихся: формирование эстетических вкусов, чувств, потребностей, знаний, идеалов, выработка художественно-эстетических умений, творческих способностей. Задачи эстетического воспитания тесно связаны с нравственным воспитанием - формированием доброты, гуманизма, справедливости и пр.

Эстетическое воспитание осуществляется комплексом средств. Оно реализуется прежде всего на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Во внеурочное время оно проводится в работе кружков, студий, группах художественной самодеятельности, театрах. Последнее имеет богатые возможности по формированию художественных умений, развитию эстетических переживаний. Природа, техническая эстетика тоже являются средством эстетического развития детей.

Показателями эстетической воспитанности являются наличие эстетических потребностей, знаний, чувств, вкусов, эстетических умений, способностей, занятия искусством.

 

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте определение понятия «нравственное воспитание».

2. Назовите основные задачи нравственного воспитания.

3. В чём состоит специфика морали и нравственности как этических понятий?

4. В чём состоит сущность нравственного воспитания и сущность нравственности личности?

5. Какова главная цель этических воспитательных дел?

6. В чём Вы видите значение эстетического воспитания в развитии личности?

7. В чём состоит сущность эстетического воспитания?

8. Какие задачи решаются в процессе эстетического воспитания?

9. Как правильно организовать работу по формированию у учащихся нравственных и эстетических потребностей?

10. Какая работа с учащимися способствует развитию у них эстетических представлений и понятий, эстетического вкуса, художественно-творческих задатков и способностей?

11. В чём Вы видите связь между нравственным и эстетическим воспитанием? Как они взаимообусловлены?

Вопросы для дискуссии:

1. Интеллигентность — состояние души или социальное положение? Однозначна ли связь интеллигентности и образованности?

2. Приобщение к искусству — роскошь или необходимость?

3. Гуманизм и индивидуализм — антиподы?

4. Зачем человеку воспитание, если у него, человека, есть совесть?

5. В.Г.Белинский писал: “Дети — гости настоящего и хозяева будущего”. Чувство гостя — не провоцирует ли оно некоего социального эгоизма, иждивенчества, благосклонного и снисходительного принятия чьей-то заботы? Кем — гостями или хозяевами жизни — вы хотели бы видеть своих детей?

Контрольные задания

1. Назовите:

А) задачи нравственного и эстетического воспитания;

Б) пути осуществления нравственного и эстетического воспитания.

 

2. Продолжите:

А) основными категориями нравственного сознания являются…..

Б) основными категориями эстетического сознания являются……

В) наиболее эффективными средствами нравственного и эстетического воспитания являются…….

Г) нравственные чувства- это……

Д) эстетические чувства- это…….., эстетический идеал- это……

 

3. Заполните таблицу:

  Нравственное воспитание Эстетическое воспитание
Методы    
Средства    
Формы    

4. Из курса «Истории педагогики» вам известны различные подходы к пониманию роли воспитания, в том числе нравственного. Вот ещё один взгляд поэта начала XX века М.Волошина. Выскажите своё отношение к нравственной позиции автора.

 

Из всех насилий,

Творимых человеком над людьми,

Убийство- наименьшее,

Тягчайшее же- воспитание…

Смысл воспитания-

Самозащита взрослых от детей.

 

5. Как Вы понимаете тезис В.А. Сухомлинского – «нравственность- это активное добродеяние»? Какие, на Ваш взгляд, в связи с этим задачи должен решать учитель?

 

6. Размышляя о нравственном воспитании детей, Я. Корчак писал: «Я думаю, что многие дети вырастают в отвращении к добродетели потому, что её безустанно внушают, перекармливая хорошими словами». Можно ли согласиться с таким выводом?

 

7. Выражая свой главный принцип воспитания, Я. Корчак писал: «Пусть дитя грешит. Не будем предупреждать каждое движение… Помни, в минуты тягчайшей душевной борьбы нас может не оказаться рядом… Ибо, если ребёнок не ошибается в детстве, не учится бороться с искушениями, он вырастет пассивно- нравственным». Прав ли Я. Корчак? Аргументируйте свой ответ.

 

8. Александр Нилл в книге «Саммерхилл- воспитание свободой» пишет: «Мой многолетний опыт общения с детьми в Саммерхилле убеждает меня в том, что нет никакой необходимости учить ребёнка, как себя вести, он в своё время сам узнает, что хорошо и что плохо, если на него не будут давить. Учение- процесс приобретения ценностей из своего окружения. Если родители сами честны и нравственны, их дети в должное время пойдут тем же путём». Согласны ли Вы с таким подходом? Обоснуйте свою точку зрения.

 

9. Заполните таблицу «Динамика проблемы правил поведения для учащихся»:

 

Правила поведения, собранные для юношества (Я.А. Коменский) Правила поведения для воспитанников (А.С. Макаренко) Типовые правила для учащихся современной общеобразовательной школы
     

10. Разработайте тематику проектов, которые будут способствовать развитию нравственной и эстетической культуры личности.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.