Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории и исследования процессов модернизации




 

Среди теорий социальных изменений в мире важное место занимают теории модернизации. Все они исходят из определенного представления о современности. При этом набор признаков, характеризующих современность, постоянно корректировался.

Первый набор признаков современности представил Огюст Конт, в который он включал:

а) концентрацию рабочей силы в городах;

б) организацию труда с ориентацией на эффективность и эксплуатацию;

в) использование науки и новейшей технологии в производственном процессе;

г) появление явного или скрытого антагонизма между работодателями и работниками;

д) растущие контрасты и социальное неравенство;

е) экономическую систему, опирающуюся на индивидуальное предпринимательство и свободную конкуренцию.

Все классики социологии вносили свои коррективы в понимание современности. В конце XX века Кришан Кумар попытался обобщить существующие представления о современности и свел их к пяти признакам:

- индивидуализм: человек в современном обществе свободен от навязываемых ему прежде групповых связей и зависимостей. Он обладает небывало широкими правами не только как гражданин, член общества, но и как личность, и может сам формировать свою биографию и лично несет ответственность за все свои успехи и поражения;

- дифференциация: выбор из множества вариантов, из различных возможных решений, расширяющееся поле «жизненных шансов»;

- рациональность: апофеоз разума, логики, расчета, объективности, эффективности;

- экономизм: большая часть жизни протекает в сфере экономики, производства и потребления, все ценности в конце концов сводятся к экономической стороне жизни;

- экспансивность: тенденция современного образа социальной жизни к расширению во всех сферах жизнедеятельности.

В последние годы исследователи начали выделять признаки «поздней современности». Энтони Гидденс, например, к числу таких признаков относит:

- новую форму доверия, связанную с взаимодействием со сложными безличностными комплексами (системы коммуникаций, финансовые рынки, СМИ, энергетические и другие системы);

- появление новых форм риска, связанных с цивилизационным, социальным и техническим развитием;

- непрозрачность, неопределенность, нестабильность ситуаций действия;

- прогрессирующая глобализация социальной жизни.

П. Штомпка различает три понятия модернизации:

1) синоним прогресса, движения общества в сторону улучшения;

2) синоним «современности», т. е. комплекса социальных, политических, экономических, культурных, технологических и иных трансформаций, происходивших на Западе с XVI по XX век;

3) усилия отсталых обществ догнать уже модернизированные («догоняющая» модернизация»).

Первоначально теории модернизации трактовали этот термин преимущественно в последнем смысле. Ведущий специалист по проблеме модернизации С. Н. Эйзенштадт дал ей следующее определение: «Модернизация — это процесс изменения в направлении тех типов социальности, экономической и политической систем, которые развивались в Западной Европе и Северной Америке с семнадцатого по девятнадцатый век, затем распространились на другие европейские страны, а в девятнадцатом и двадцатом веках — на южноамериканский, азиатский и африканский континенты». Похожее определение дает Р. Бендикс: «Под модернизацией я понимаю тип социальных перемен, имеющий корни в английской индустриальной и французской политической революциях. Он заключается в экономическом и политическом процессе отдельных обществ-первопроходцев и последующих переменах у отстающих». Исходя из этого модернизация практически отождествлялась с вестернизацией.

В соответствии с указанными теориями, модернизация — комплексный процесс, охватывающий все стороны общественной жизни. Можно сформулировать следующие частные критерии, реализация совокупности которых позволяет говорить о полной модернизации общества:

в социальной области: разделение функций, выполняемых разными индивидами в обществе, разделение сфер частной и общественной жизни, вытеснение отношений личной зависимости между людьми отношениями вещной зависимости;

в экономике: применение технологий, основанных на научном знании, появление вторичного (промышленность, торговля) и третичного (услуги) секторов хозяйства, углубление общественного и технологического разделения труда, развитие рынков капитала, товаров и труда;

в политической области: образование централизованных государств, разделение властей, участие широких масс населения в политической деятельности, установление демократии, формирование осознанных интересов различных социальных групп;

в духовной области: дифференциация культурных систем и ценностных ориентации, секуляризация образования и всеобщая грамотность, плюрализм в науке, философии, религии, развитие средств массовой информации, приобщение населения к достижениям культуры.

Механизм модернизации в развитых странах можно описать следующей схемой:

1) зарождение новых идей как реакция на кризисные явления в обществе, изменение ценностных ориентации у большинства или по крайней мере у активной части населения;

2) появление социальной силы, выдвигающей идеи обновления;

3) выход субъектов модернизации на арену идейно-политической борьбы и создание благоприятных социально-политических и правовых условий модернизации;

4) осуществление модернизационных изменений как «снизу» (благодаря инициативе субъектов обновления), так и «сверху» (с помощью мер государственного регулирования, законодательства, общенациональных программ преобразований);

5) выход общества на новую ступень социально-экономического и технологического развития, разрешение возникших в ходе модернизации социальных конфликтов, «накопление сил» для следующей модернизации.

Современные концепции модернизации делают все больший акцент на самобытности путей развития обществ, принадлежащих к отличным от западноевропейской цивилизациям. Корректируя собственные взгляды, С. Эйзенштадт признает, что «...разрушение старого не обязательно способствует возникновению нового и сопровождается им. Часто разрыв традиционных связей и утрата традиционных ценностей ведет к дезинтеграции, дезориентации и хаосу, а не к укоренению новых ценностей и институтов».

Обновленная концепция модернизации включает следующие положения:

1) значимость сложившихся социокультурных типов как основы устойчивости общества;

2) важность ценностно-смысловых факторов в регуляции политической и хозяйственной жизни;

3) вариативность институциональных, символических, идеологических интерпретаций реальных процессов модернизации в различных обществах. Такая модель модернизации уже является полицентричной и допускает большое разнообразие форм и направлений.

Что показывают исследования реальных процессов модернизации?

Одно из самых важных утверждений современных исследований модернизации- модернизация не тождественна вестернизации. «Незападные общества модернизируются, не отказываясь от своих родных культур и не перенимая оптом все западные ценности, институты и практический опыт… Мир становится более современным и менее западным» (см. рис. 2).

Рис. 2. Альтернативные ответы на влияние Запада

(Источник: Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. – М.: АСТ, 2006,

с. 105-110)

 

Чаще всего модернизация носит частичный характер. Как пишет видный исследователь модернизации Д. Рюшемейер: «Во многих обществах модернизированные и традиционные элементы сплетаются в причудливые структуры. Часто такие социальные несообразности представляют собой временное явление, сопровождающее ускоренные социальные изменения. Но нередко они закрепляются и сохраняются на протяжении поколений... Если давать формальное определение, то частичная модернизация представляет собой такой процесс социальных изменений, который ведет к институционализации в одном и том же обществе относительно модернизированных социальных форм и менее модернизированных структур».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 362; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.