КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Саламанкская школа
Э. Кассирер, характеризуя средневековую теологию государства, сделал вывод о том, что оно было основано на двух постулатах: «на разоблачении христианства», а также на концепции «естественного права»265 стоиков. Однако второй постулат вступает в противоречие с историческими фактами. В XVI в. вопрос естественного равенства людей получил драматическую окраску из-за дебатов вокруг статуса индейцев, превращенных, по сути дела, в рабов христианами из Испании. В январе 1539 г. доминиканский СажтгЕ. Ье МуШе с!е ГЁ1а1. Р., 1993. Р. 151.
теолог Франциско де Виториа прочитал первую публичную лекцию об индейцах: Кексйо йе 1п<Иш. Вопреки ожиданиям он открыто поставил вопрос о легитимности права испанцев на завоевания в Южной Америке и выступил с позиции защиты естественного права различных сообществ. Эти дебаты завершатся открытым научным спором в Валлодолиде в августе 1550 г. между Бартоломеем Лас Касасом266 и Хуаном Гинесом де Сепульведа, историографом короля и переводчиком «Политики» Аристотеля, где он открыл для себя «рабство по природе». Сепульведа, как известно, будучи представителем христианской теологии, выступал с позиции защиты права испанцев на завоевание Латинской Америки. Он поставил в зависимость от этих завоеваний судьбу цивилизации и представлял индейцев чем-то средним, занимающим место между человеком и животными. Реакция Витории на заявления Сепульведы была весьма решительной. Он с позиций теологии выступил против теологии и показал тем самым возможность и, как выяснится позднее, необходимость критики христианства изнутри. Более того, Виториа смог нанести удар по доктринальной ограниченности христианства в этом вопросе.
Обновленный томизм Как мы уже отметили, доминиканец Витория является сторонником томизма. Он заимствовал в учении Фомы Аквинского идею сообщества, а не индивида, как это сделал У. Оккам. И именно сообщество было положено им в основание политической власти, а концепция «естественного закона» обосновала «права людей». Однако у Фомы Аквинского право людей занимает промежуточное положение между естественным законом и позитивным правом в каждом историческом сообществе. При этом указанное право никак не было связано с международным правом, которое регулировало бы отношения между государствами, как 266 Лас Касас Бартоломей (1474-1566) - испанский гуманист, историк, публицист. В 1502-1550 гг. жил в странах Центральной и Южной Америки. Его труды — ценный источник по истории открытия Америкми и захвата ее Испанией.
это предложит Витория. «Доктрина, выработанная Виторием, согласно которой каждое государство или республика является частью мира, рассматриваемым как целостность в меру того, насколько этот мир соответствует собственной и общей для всех цели, которая определяется целью каждой "республики" или каждой "провинции", — отмечает Ж.-Ф. Куртин. — Указанная доктрина не должна объявляться томизмом как таковым, хотя бы потому, что общее благо, для Фомы Аквинского исходящее из множества политических сообществ, не может быть определено в чисто политических терминах, однако соответствует космическо-теологическому измерению»267. Указанная интернациональная проекция положения и места каждого государства или сообщества привела к глубокой концептуальной трансформации: право людей стало интерпретироваться с позиции прав политических сообществ, т.е. с учетом международного аспекта. И потому признание Виторием легитимного права индейцев должно быть увязано с его общей теорией власти.
В чем суть этой теории? Витория противопоставляет две концепции власти. Одна из них заключается в утверждении о том, что политическая власть является только Божественным правом только в абстракции, а не в конкретности. В таком подходе только государство обладает властью благодаря Божественному праву. Однако эту власть властители (короли, цари) получают косвенно, т.е. не от Бога, а на основе делегирования полномочий людьми или народом. Вторая концепция исходит из того, что политическая власть проистекает из конкретной реальности, что предполагает признание за монархией Божественного права. Витория же пытается найти третий путь. Согласно ему власть всегда от Бога, но ее конкретная организация зависит только от государства. И эта организация политической власти находит свое выражение в определенном политическом режиме. Встает вопрос: а кто является субъектом политической власти? Этот субъект берет начало в посредничестве политического сообщества с Богом. Это означает, что субъектом является само политическое сообщество. Именно оно получает власть от Бога. е1 етр1ге с1е 1а км. Ешйез 8иагб21еппез. Р., 1999.
12 Заказ 125
Поскольку указанное сообщество обладает властью в силу естественного и божественного порядка, постольку государь может получать власть только при посредничестве народа. Этот так называемый народный консенсус является человеческим моментом власти, который выражает Божественную сущность власти в каждом сообществе: Бог является продуктивной причиной власти, сообщество — материальной причиной. А государство является выражением «естественного права». От Евангелия к праву Не составляет труда увидеть, что подход Витория являет собой новую интерпретацию формулы святого апостола Павла, что всякая власть — от Бога. Но если происхождение власти связано с Богом, то именно она определяет с необходимостью природу и условия общества или социальность как таковую. Если власть от Бога, утверждает только что упоминавшийся нами Ж.-Ф. Куртин, то это понимается в очень широком смысле, согласно которому «то, что является естественным для людей, исходит, вне всякого сомнения, от Бога, Создателя природы». И потому Витория утверждает, что политическое сообщество является субъектом власти, и оно может рассматриваться как естественное право или единство естественного и божественного права. Именно поэтому в споре о правах индейцев позиция Витория определялась тем, что политическое сообщество индейцев не является частью Испании, а организовано самим собой. А потому государственное руководство призвано выражать интересы именно этого политического сообщества, именно индейцев.
Что касается отношений между государствами, они должны регулироваться на основе взаимности. Указание Евангелия: «Возлюби своего ближнего как себя самого» предполагает вполне определенные отношения как со стороны индейцев к испанцам, так и со стороны испанцев по отношению к индейцам. Такого рода отношения можно определить как дружеские. И они возможны в силу общей природы людей. Естественно, что такая дружба, по определению, исключает вооруженные действия и предполагает право народов распоряжаться самими собой. Это, к слову сказать, стало основанием для Карла Шмитта обвинить Виторию в антиисторизме.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |