КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Власть и средства коммуникации
И тем не менее в современных условиях следует учитывать влияние СМИ на политическую жизнь, политические процессы и политическую игру. Они играют существенную роль в демократическом развитии обществ, так как оно в немалой степени связано
494
596 БетПе О. Ье Роштаг ёез тёсМаз. ОгепоЫе, 1998. Р. 38.
597 СГ. ВЫ?а11ак Н., ЕПеЬоойе С, НоиИет. Н., Уёгап 1.-Р. ШзКмге ёез 1йёез. Т. 2. Ье роиуо1г, за гергезепШюп е! $ез ёёпуез. Р. 59.
с использованием возможностей информации. Правда, в этом вопросе нет единого понимания. Одни полагают, что средства коммуникации, способствуя «прозрачности» политики, содействуют совершенствованию демократии, другие говорят о том, что в обществе утверждается тенденция к демагогии, а политика превращается в некий политический спектакль. Жизнь выявила некоторые новые моменты. Сверхмедиатизация дела Моники Левински не сопровождалось обогащением демократических дебатов. То же можно сказать и о роли СМИ в двух войнах, развязанных США в Ираке. Именно СМИ навязывался мировому сообществу такой образ Ирака и его политического руководства, который оправдывал бы начало военных действий. В последние годы выявилось и то, что письменная пресса стремилась отыскать новые возможности для повышения своей роли в политической жизни. Она открывает новые возможности для себя на пути освещения личной жизни политических деятелей. Телевидение для усиления своего влияния на население все больше сосредоточивается на повышении эмоционального уровня передач. Исходная посылка заключается в том, что если вы согласны с эмоциональной стороной информации, значит, она верна. Следует сказать и о самоцензуре передаваемой информации. Есть целый ряд тем, по которым журналист просто не имеет права высказаться. Это чревато для него вполне определенными санкциями.
В СМИ слово чаще всего предоставляется политикам, которые глубже знают проблемы общественного развития и способны предложить пути решения этих проблем. А это, безусловно, является дополнительным моментом в легитимации политической системы. Значительную роль в легитимации власти играют и опросы общественного мнения. Существенную роль в политической жизни играет то, что называется банализацией события, повторение образов, постоянное присутствие в эфире одних и тех же лиц, произносящих одни и те же речи. Возможность переключения с одной программы на другую превращает политическую сцену в один из элементов жизни общества. Для того чтобы политика навязывалась, необходима определенная драматургия. Это достигает своего апогея в период избирательных кампаний. При этом, как правило, эфир в большей мере
предоставляется тем, кто по опросам являются лидерами этой кампании. И избирательные компании все больше превращаются не в столкновение идей, а в противостояние личностей. А сами опросы используются для того, чтобы еще больше усиливать разницу в восприятии политиков-лидеров общественного мнения и аутсайдеров. И в этом во всем роль телевидения является первостепенной. Оно содействует утверждению связи с гражданами. «В чем телевидение устанавливает социальную связь? — задает вопрос Д. Уолтон. И отвечает: — Зритель, смотря телепередачи, превращается в потенциально огромную и анонимную публику, которая неотступно следит и в силу этого устанавливает разновидность невидимой связи. Это разновидность "Соттоп Кпо\у1е<3 е", двойная связь и пересекающаяся ашюрагюп. Я смотрю определенную программу и знаю, что другой тоже ее смотрит, который, в свою очередь, тоже знает, что я ее смотрю. Речь идет о разновидности зеркальной и молчаливой связи.
Но есть и второй смысл. Телевидение, как часто заявляют, есть зеркало общества. И если оно является зеркалом, то это означает, что общество видит себя — в полном смысле того слова — через телевидение, что оно ему дает представление о самом себе. И заставляя себя размышлять об обществе, телевидение тем самым создает не только образ и представление, но и устанавливает связь со всеми, кто его смотрит. Оно становится, таким образом, одной из инстанций, где в конечном счете общество размышляет о себе, позволяя каждому приобщиться к его представлению»598. В то время, как нередко противопоставляют представление и действие, спектакль и жизнь, ясно проявляется факт того, что образ является конститутивным измерением современной политической реальности, который подчиняется правилам игры коммуникации. И потому появляется императив быть компетентным в искусстве коммуникации. Не случайно Ф. де Вирье в своей «Ме-диакратии» заявил: «Для того чтобы сделать политическую карьеру, нужно быть не только профессионалом определенного убеждения, но и профессионалом коммуникации»599. 598 МЬкоп В. Е1о е йи гапс1 риЬИчие. Р., 1990. Р. 87. 599 ОХ. ВШ/аИаН Н., ЕПеЪоойе С, НоиИех. Н., Уёгап 1-Е. ШвЮпе ёез Ше$ . Т. 2. Ье рспжлг, 8а гергекепШюп е! зек ёёпуез. Р. 62-63. 32 Заказ 125
Все более активное участие в политической жизни советников по коммуникации и специалистов политического маркетинга приводит к двум последствиям. Первое заключается в том, что актеры медиатизации превращаются в судей, определяющих способности политиков продвигаться в своей карьере. Второе последствие заключается в том, что для присутствия в СМИ необходимы немалые финансовые средства. Даже получив доступ к тому или иному ключевому посту, необходимо подтверждать свою легитимность в СМИ. Средства коммуникации существенно меняют представление о власти в глазах населения. Об этом красноречиво пишет французский политолог и социолог Р.-Ж. Шварценберг: «Прежде власть была абстракцией. Она была холодной и обезличенной концепцией для строгих легистов, которые делали только знать конституции и коды. Прежде власть была почти анонимной. Так начиналась демократия. После борьбы против монархии, потом против диктатуры. Короче говоря, против личного авторитета.
Сегодня власть имеет лицо: лицо руководителя, который ее осуществляет... Мужчина или женщина персонифицируют власть, так как она персонифицирует группу, которая эту власть осуществляет. Она идентифицируется в этой группе, которая признает ее. Она навязывается своим престижем, своим восхождением, своей популярностью как аутентичное выражение нации, народа и партии, как ее символ. Этот руководитель определяет власть: он ее представляет в видимых формах. Он воплощает власть: он воплощает телесный корпус, придает ее абстракции человеческую, материальную и чувственную форму. Все слова — придавать форму, представлять, воплощать — принадлежат также словарю спектакля. Сара Бернар воплотила Эглон. Де Голль воплотил Францию. Что он заявил 6 июня в Оране? «Франция здесь... Она здесь в моем лице, которое Франция наделила мандатом для того, чтобы ее вести»
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 270; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |