Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типологии культур




Типология - это "научный метод, основа которого - расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели или типа; используется в целях сравнительного изучения связей, функций, отношений, уровней организации объектов".

Одна из первых типологий представлена в книге пророка Даниила из Ветхого Завета, где автор выделяет пять царств: "золотое" (Ассиро-Вавилонское), "медное" (Персидское), "железное" (Македонское), "глиняно-железное" (Римское) и последнее - Царствие Небесное, "которое вовеки не разрушится,... оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно".

1. В XIX веке немецкий философ Георг Гегель представил типологию культур в форме ступеней развития Абсолютного Духа, в зависимости от "свободы духа": восточный тип (свободен один - монарх), греческий тип (свободные некоторые - граждане полиса), германский тип (свободны все — демократия).

2. К. Маркс теорияобщественно — экономическихформаций, выдвинул мысль о смене общественно-экономических формаций (исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя к коммунизму). Маркс выделяет 4 типа общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм и капитализм. Культура же выступает как величина вторичная по отношению к типу общественно-экономической формации, им определяемая.

3. Концепции локальных культур. Н.Я. Данилевского. Николай Яковлевич Данилевский (1822—1885) в книге "Россия и Европа" (1869) и О. Шпенглером (1880 — 1936) в работе "Закат Европы" (1914). разработал концепцию обособленных, локальных "культурно-исторических типов ", которые развиваются от рождения, расцвета, упадка к гибели. Выделяет 10 культурно-исторических типов: египетская культура; китайская культура; ассирийско-вавилоно-финикийская, халдейская, или древне-семическая культура; индийская культура; иранская культура; еврейская культура; греческая культура; римская культура; аравийская культура; германо-романская, или европейская культура, мексиканская и перуанская культуры.

первичные, или подготовительные, задачей которых была выработка тех условий жизни организованного общества: египетская, китайская, вавилонская, индийская и иранская культуры, заложившие основы последующего развития.

одноосновные проявили себя в социальной деятельности: еврейская (создающая первую монотеистическую религию, ставшую основой христианства); греческая (заложившая классическое искусство, философия); римская, реализовавшая себя в политико-правовой деятельности (классическая система права и государственная система).

двуосновная —германо-романская, или европейская. Этот культурный тип Данилевский называл политико-культурным типом (создание парламентской и колониальных систем, развитие науки, техники, искусства).

четырехосновная —особый гипотетический тип, основанный на четырех важнейших ценностях: истинную веру; политическую справедливость и свободу; собственно культуру (науку и искусство); совершенный, гармоничный общественно-экономический строй, который не удалось создать всем предшествующим культуры. Таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну перенимать готовые культурные формы от европейцев.

4. Карл Ясперс (1883 — 1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Считал неправомерными биологические аналоги Шпенглера. Он отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные.

Рисуя схему мировой истории, К. Ясперс выделяет четыре периода:

1. "прометеевская" эпоха - человек только становится человеком (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем, "способы формирующего человека насилия над самим собой" (например, табу), "образование групп и сообществ", "жизнь, формируемую мифами". Культурное развитие начинается с «передачей опыта»)

2. эпоха "великих культур древности" Почти одновременно возникли в трёх частях земного шара "… шумеро-вавилонская и египетская культуры и эгейский мир с 4000 г. до н.э.; во-вторых,... доарийская культура долины Инда 3 тысячелетия (связанная с Шумером); в-третьих,... архаический мир Китая 2 тысячелетия до н.э." Характерно наличие письменности и "специфической технической рационализации"

3. эпоха " духовной основы человеческого бытия" (" осевое время ") В истории человечества между 800 и 200 гг. до н.э. была эпоха духовного основоположения всех тех культур, которые составляют ныне дихотомию Восток — Запад. Появился человек такого типа, какой сохранился и по сей день одновременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции. Тогда жили Конфуций и Лао цзы. Возникли Упанишады, проповедовали Будда, Заратустра, выступали пророки Илия, Исайя, Иеримия и Второисайя; это время философов Парменида, Гераклита, Платона, поэта Гомера, трагиков, Фукидида и Архимеда. В их творчестве, проповедях и учениях "человек осознает бытие в целом и самого себя. Перед ним открывается ужас мира и собственная беспомощность. В это время происходит становление истории человечества как мировой истории, тогда как до "осевого времени" имели место лишь истории локальных культур. "В эту эпоху были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий, и сегодня определяющих жизнь людей». Это позволяет найти способы коммуникаций и создания единого культурного пространства.

4. эпоха "развития техники" - создание принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии, что подготавливает возникновение в будущем великих культур. Ясперс представляет культурно-исторический процесс в виде "двух дыханий": "первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени. Второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества, и может привести к новому, еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека".

- испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет (1883—1955) работе "Человек — Техник "он обосновывает три основных периода технологической эволюции:

1 ." технологией случая " - примитивная технологиия до- и протоисторического "дикого" человека. поскольку "инженером", ответственным за изобретение, здесь выступает случай. Человек не осознает, что он обладает силой изобретения, открытия того времени не были результатом заранее обдуманного и преднамеренного поиска: постоянные и случайные манипуляции с природными объектами неожиданно и по чистой случайности приводили к новому полезному изобретению. Такие новшества вызывали волшебный благоговейный трепет.

2. " технологии мастерового " — это технология Греции, доимперского Рима и Средневековья. Набор технических действий значительно возрос. Человек все еще полагается на природу. Знает, что есть ремесленники, совершающие определенные неприродные действия, которыми не владеют другие люди, В мастерстве ремесленника нет и намека на изобретательность. Мастеровой руководствуется нормой, согласно которой преклоняется перед традицией. Некоторые усовершенствования и новшества осуществляются в процессе непрерывных незаметных изменений в ремесле, и представляются не фундаментальными инновациями, а скорее особенностями в индивидуальной манере и способностях. Эти "особенности" мастеров распространяются в виде школ и таким образом поддерживают внешний характер традиции. Орудия играют роль лишь дополнения к человеку.

3. В период " технологии техника " на первый план выходит машина, причем не машина служит человеку, а человек обслуживает машину. Работая автономно, машина, наконец, дает понять, что технология — это функция, отдельная и всецело независимая от человеческой природы. Дар изобретательства, в принципе не имеет границ. Технология заключает в себе два момента. Первый состоит в создании плана действий, метода или процедуры; второй — реализация этого плана. В "технологии мастерового" эти моменты слиты в одном лице ремесленника; "технология техника" подразумевает разъединение этих составляющих и олицетворение их инженером и рабочим-техником.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.