Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тренинг и модификация поведения




МЕТОД

ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Соображения экономии времени и финансовой эффективности психотерапии часто приводят к тому, что она выходит за рамки индивидуальной работы терапевта с клиентом и приобретает форму групповой психотерапии. Помимо возможности целенаправленного использования влияния групповой динамики на процесс обучения, групповая форма работы создает и ряд дополнительных преимуществ финансового и организационного плана. Цена участия в группе уменьшается, требуется меньшее количество вспомогательного персонала, продуктивность работы высококлассного специалиста повышается — за то же время терапию может пройти большее количество людей.

Но эта форма поведенческой психотерапии имеет свои особенности, свои достоинства и недостатки.

Как и в других формах групповой психотерапии, группа обычно ограничивается 6-12 участниками, работу с которыми ведут один или два психотерапевта (Рудестам К., 1990). От других форм групповой работы поведенческая групповая психотерапия отличается тем, что группа чаще всего формируется из клиентов со схожими проблемами. В этом случае проще достичь согласования целей членов группы, без которого трудно себе представить эффективную поведенческую терапию. Иногда группа даже подбирается на основании заранее заявленных целей. Возникающее вследствие этого преимущество состоит в четком контроле эффективности групповой работы и возможности использования эффектов обучения на моделях и целенаправленной обратной связи.

Несмотря на определенную степень директивности стиля психотерапевта в групповой работе, нельзя преуменьшать и значение


 

групповой динамики, так или иначе развивающейся в группе. Групповое влияние в этом случае создает существенное неспецифическое преимущество, но и требует от психотерапевта определенных навыков управления групповой динамикой. Часто группа при подаче обратной связи ведет себя довольно жестко, и в этих условиях от психотерапевта требуется большое искусство в обеспечении клиенту достаточного подкрепления.

В групповой работе сохраняется главная цель поведенческой психотерапии — обучение новым поведенческим навыкам, и это определяет необходимость определенной стандартизации способа и последовательности действий психотерапевтов. По мере увеличения стандартизации программы психотерапии уменьшаются возможности индивидуализации терапевтических процедур. И здесь психотерапевтам приходится выбирать ту грань, за которой стандартизация, имеющая несомненные временные и организационные преимущества, начинает мешать индивидуальному прогрессу каждого члена группы.

Очень часто, при достижении оптимальной меры стандартизации целей и процесса, программы групповой психотерапии получают некоторое текстовое выражение и в этом случае их часто называют программами тренинга и модификации поведения. В этой главе речь пойдет о существующих программах психотерапевтического тренинга поведения, их типах и особенностях работы поведенческого терапевта с группой. Программ профессионального тренинга мы касаться не будем.

Прежде чем мы перейдем к анализу существующих направлений тренинга поведения, нам необходимо более точно определить содержание этого понятия.

Нужно сразу отметить, что индивидуальный или групповой тренинг модификации поведения следует рассматривать в качестве одного из методов поведенческой психотерапии. Именно в качестве метода тренинг включается в выходящую за его рамки


28

 

поведенческую психотерапию и часто требует в этом своем качестве дополнения иными, упоминавшимися ранее, методами. Далее, каждая проверенная на эффективность программа тренинга также может рассматриваться в качестве одного из методов, использование которого предполагает включение его в целостную процедуру поведенческой терапии.

Существует несколько подходов к тому, что можно считать тренингом.

Некоторые авторы называют тренингом практически любую форму работы психолога или психотерапевта с группой. Эту позицию едва ли можно принять, поскольку в этом случае не всегда понятно, что именно тренируется, какие навыки являются целью групповой работы и какое состояние будет считаться хорошим результатом.

Хрящева Н. Ю. (2001. С. 8) считает тренингом «многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека».

В поведенческой психотерапии не ставят перед собой столь всеобъемлющих целей, и под тренингом поведения обычно имеют в виду целенаправленную и стандартизированную последовательность действий по формированию новых навыков поведения. Поведенческий тренинг обязательно включает в себя систематическую тренировку (упражнение) заранее определенных телесных, когнитивных или эмоциональных навыков или устранение ошибочных или неудачных поведенческих, когнитивных или эмоциональных привычек.

В этом смысле тренинг (модификация) поведения — понятие значительно более узкое, чем обычное для отечественной психологии и психотерапии понимание этого термина.

Практически все современные программы тренинга поведения рассчитаны на работу в группе. Это объясняется тем, что групповая работа дает тренеру много дополнительных возможностей: социальные интеракции протекают реально — между членами группы в ролевой игре, клиенты могут получать разнообразные подкрепления от членов группы, обратная связь придает вес инст-


 

рукциям тренера и т. д. Сама группа является частью реальности, что позволяет тренировать новые поведенческие навыки, используя группу в качестве своеобразного тренажера. Индивидуальный тренинг сейчас можно рассматривать скорее как исключение, как одну из форм (более сложную технически) первоначально групповой тренинговой работы.

Конечно, каждый тренер, начиная работу с группой, в той или иной степени представляет себе, чем именно он и его клиенты будут заниматься в ходе этой работы. Если эти представления получают какое-то текстовое выражение, то мы имеем дело с программой тренинга.

После нескольких тренингов, проведенных по одной программе в нескольких группах, программа уже может быть в той или иной степени передана для использования другим психологам, либо представлена для оценки специалистам.

Однако полноценные, хорошо отработанные программы тренинга крайне редко публикуются в печати. Тому есть несколько причин. Во-первых, разработка программы отнимает довольно много времени и сил и гонорар за публикацию не всем психологам кажется достаточной компенсацией этих затрат. Во-вторых, многие боятся конкуренции. В-третьих, некоторые программы имеют «внутрифирменный характер» — они являются частью общей стратегии той или иной терапевтической организации или частного лица, их использование создает конкурентные преимущества и содержание в этом смысле не должно быть доступно конкурентам.

Все же целый ряд программ можно найти в печати. Далее мы познакомимся с основными типами программ тренинга поведения и приведем по одному примеру программ разных типов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОГРАММ ТРЕНИНГА ПОВЕДЕНИЯ

Проблема, которую в первую очередь приходится решать психотерапевтам при разработке программ тренинга поведения, заключается в выборе меры стандартизации целей программы и последовательности действий в ходе ее осуществления.


30

 

Используя критерий степени стандартизации целей и процесса тренинга, все множество программ группового тренинга поведения можно разделить на три типа программ со следующими характерными признаками (Fiedler P., 1976):

Стандартизированные программы тренинга уверенности характеризуются следующим:

• цели, список тренируемых навыков, содержание тренинга, список ролевых игр, а также последовательность действий тренеров и участников группы заранее определены и стандартизированы;

• последовательность тренировки навыков, их сочетание не зависят от состава участников и константны от группы к группе.

Такого рода тренинги очень удобны для психологических экспериментов и точной экспериментальной (тестовой) оценки эффективности работы группы. Программа тренинга может быть детально описана и легко воспроизведена другими тренерами.

Однако есть и свои недостатки. В работе тренера и группы трудно учитывать индивидуальные проблемы участников, программа не изменяется со временем, а потому слабо настраивается на возможные изменения в социально нормируемом поведении. Может, к примеру, случиться так, что тренируемые в стандартной программе стереотипы поведения перестанут соответствовать изменившимся социальным нормам и будут сами провоцировать определенную степень дезадаптации. Кроме того, факт стандартизации затрудняет воспроизведение зарубежных программ в России, поскольку в них самих зафиксированы чужие нормы поведения и целевое поведение программы может противоречить русским стандартам.

Может быть, поэтому стандартизированные программы до сих пор написаны либо для тренировки достаточно простых, легко операционализируемых навыков поведения (например, поведение банковского работника за стойкой), либо применительно к достаточно простой, стандартной и стабильной сфере социального взаимодействия (например, тренинг для деликвентных подростков в местах лишения свободы).


31

Полустандартизированные программы тренинга отличаются следующими особенностями:

• цели, список тренируемых навыков заранее определены;

• содержание тренинга, список ролевых игр, а также модель тренируемых навыков составляют сами участники группы под руководством тренера.

Чтобы избежать недостатков полностью стандартизированных программ, некоторые авторы предпочитают заранее определять лишь цели группы, список тренируемых навыков и общую последовательность действий, содержание же работы предоставляют определять самим клиентам. Так поступают главным образом психологи, занимающиеся тренировкой сложных навыков социально компетентного поведения.

Программа в этом случае предусматривает активное участие клиентов в подборе ситуаций ролевых игр к отдельным темам, в разработке модели тренируемого поведения. Этим подкрепляется активность клиентов, ответственность за достигаемый результат также частично перекладывается и на их плечи.

Успех полустандартизированных тренинговых групп в большей степени зависит от уровня развития группы и групповой динамики, поэтому многие действия тренера в группе уже не могут быть подробно описаны. Работа одной группы может существенно отличаться от работы других групп по той же программе. Содержание работы также меняется в зависимости от личных проблем и состава участников группы. Проведение таких групп часто требует от тренера специальной подготовки и хороших навыков работы с группой.

Однако вместе с новыми трудностями возникает и ряд преимуществ. Полустандартизированные программы более универсальны и адаптивны. По сути, такая программа не может быстро устареть — содержание работы каждый раз меняется и программа как бы «настраивается» на изменившиеся условия жизни и индивидуальность каждого нового состава участников. В отношении адаптации таких программ к новым культурным условиям возникает меньше проблем.

Еще одна особенность полустандартизированных групп: практически во всех программах такого рода большое место занимает


32

 

так называемая «когнитивная» работа. Тренируемое в ролевых играх поведение долго и тщательно описывается и прорабатывается в групповых дискуссиях и специальных заданиях с использованием разнообразных бланков, таблиц, плакатов. Тренер в этой работе лишь дает задание и исподволь подводит группу к решениям, определенным программой. Когнитивные модели тренируемого поведения в исключительных случаях задаются самими тренерами.

Нестандартизированный, интеракционно ориентированный групповой тренинг характеризуется тем, что:

• ни цель, ни содержание упражнений заранее не определяются, и то и другое разрабатывается в группе и вместе с группой.

Программа представляет собой лишь описание последовательности действий, которая разворачивается в группе. Копирование стиля и особенностей работы конкретного тренера — это, пожалуй, единственная возможность по-настоящему научиться работе по нестандартизированной программе.

Чтобы лучше представить особенности разного типа программ тренинга поведения, далее мы приведем по одному примеру программ названных типов.

ПОЛНОСТЬЮ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ

Самая известная из стандартизированных тренинговых программ была написана супругами Ульрих и опубликована для клиентов в 1976 году (Ullrich de Muynk R., Ullrich R., 1973).

Assertiveness Training Programm ATP (программа тренинга уверенности в себе) состоит из 110 тренировочных ситуаций ролевых игр, подразделенных на четыре блока, соответствующих главным целям тренинга. Это: «предъявление требований», «умение сказать „нет" и критиковать», «установление контакта», «умение признаваться в ошибках и позволять их себе». Для проведения программы обычно требуется пять недель с четырьмя тренинговыми занятиями в неделю.

После специального «мотивирующего» занятия, на котором тренеры рассказывают о программе и стараются пробудить к ней интерес, начинается собственно тренинг по одной из вышеназванных тем.


Таблица 1. Основные типы программ тренинга поведения

 

  Полностью стандартизированные программы Полустандартизированные программы Нестандартизированные, интеракционные программы
Цели группы, список тренируемых навыков Заранее определены и записаны в программе, неизменны от группы к группе. Определены по основным блокам, уточняются участники группы имогут отличаться от группы к группе. Определяются участники группы на начальных этапах, дорабатываются и уточняются на протяжении всей работы группы.
Последовательность действий участников группы и тренеров; ролевые игры, критерии перехода от темы к теме, инструкции к ролевым играм Четко определены до начала работы группы и остаются неизменными от группы к группе. Определена и описана лишь общая последовательность действий, темы, демонстрационные ролевые игры. Содержание работы, инструкции к ролевым играм, сюжеты ролевых игр предлагают сами участники группы под руководством команды тренеров. От группы к группе неизменной остается лишь общая рамка, последовательность разрабатываемых тем и способы организации работы группы. Произвольны и могут существенно отличаться от группы к группе. Тренеры руководствуются общей схемой решения проблем, сами проблемы и конкретные варианты их решения предлагают участники группы.
Важнейшие преимущества, возникающиев связи с этим Существует возможность хорошего инструментального контроля эффективности работы группы. Разные группы могут сравниваться между собой. Эффективность отдельных техник также может быть оценена с помощью тестов. Четкая индикация и отбор в группу. Легко передаваемая технология тренинга. Полустандартизированные программы лучше приспособлены к нуждам и проблемам каждого конкретного участника группы. Навыки, приобретаемые в группе, легче переносятся в повседневную жизнь. Технология может быть подробно описана, однако некоторые моменты работы тренеров можно передать только на основе участия в группе. Работа группы полностью зависит от проблем участников группы и поэтому ближе всего подходит для решения личностных проблем каждого.

34

 

В начале каждого занятия клиенты получают список ситуаций ролевых игр, которые они индивидуально оценивают по степени трудности (шкала от 1 до 10). На основании оценок учебная программа (последовательность ролевых игр) перерабатывается для каждого клиента в отдельности. Ролевые игры разыгрываются, начиная с самых простых для всей группы и с участием клиентов, для которых эти ситуации представляют наименьшую трудность.

Ситуации последовательно разыгрываются в ролевой игре, причем успешное уверенное поведение в первых (простых) ролевых играх служит моделью для тренировки поведения в более сложных ситуациях. Одновременно поведение более уверенных участников группы становится моделью для очень неуверенных. Успех уверенного поведения в простых ситуациях должен мотивировать клиентов к продолжению занятий.

Насколько это возможно, тренеры побуждают клиентов к тренировке навыков в повседневной жизни — с друзьями, знакомыми, на улицах и в аудитории. Для тренировки привлекаются и члены семьи клиентов, их близкие знакомые.

На двух дополнительных занятиях клиенты учатся осознавать свои чувства и выражать их в открытой форме, для тренировки невербальных компонентов уверенного поведения используется видеозапись.

Эффективность программы была доказана в специальной серии экспериментов.

ПОЛУСТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ

Поведенческая тренинговая программа тренировки социальной компетентности Франца-Иозефа Фельдхеге и Гюнтера Кра-утана (Feldhege F., Krauthan G., 1979) предполагает модификацию поведения и повышение социальной компетентности по четырем поведенческим блокам:

1. Улучшение взаимоотношений с партнерами, друзьями и знакомыми.

2. Знакомство; установление и поддержание контакта с другим человеком.


 

3. Предъявление обоснованных требований и претензий.

4. Преодоление трудных (стрессовых) ситуаций.

Для проведения всей программы требуется минимум четыре месяца при условии, что 7—9 клиентов встречаются дважды в неделю для 2-часовых занятий.

В рамках каждой из тем тренируемый навык подразделяется на несколько простых компонентов — так называемых поведенческих и когнитивных техник. Эти компоненты тренируются по отдельности, причем когнитивная тренировка предшествует отбору подходящих ситуаций ролевых игр и последующему поведенческому тренингу в ролевых играх.

Содержание когнитивных техник создается активными действиями самих клиентов. Клиенты, например, сами предлагают варианты мест, подходящих для контакта; составляют список фраз, с которыми они могли бы обратиться к другому, и тем, на которые они в состоянии долго и интересно говорить. Чем обширнее будут эти списки, тем легче будет тренировать поведенческие навыки.

Ситуации ролевых игр в программе также (на основе од-ной-двух демонстрационных ролевых игр) предлагают сами клиенты. При этом каждую ситуацию подразделяют на несколько компонентов, частично изменяя которые, можно усложнить или облегчить ситуацию:

1) время/место;

2) партнер;

3) собственные действия;

4) поведение партнера;

5) компоненты собственного поведения.

(В п. 3 описывается тренируемое поведение, в п. 5 — его отдельные компоненты, за которыми клиент должен особенно следить в ролевых играх.)

Ситуации к каждой из поведенческих техник в программе разыгрываются трижды — на низком, среднем и высоком уровне сложности.

Предполагаемым результатом тренинга является способность клиентов осознавать и проговаривать свои потребности,


 

интересы и желания (осознание), способность целенаправленно и со знанием дела планировать осуществление интересов и желаний (планирование) и собственно — наличие навыков для осуществления своих планов в реальной ситуации, с опорой на подкрепление во внутренней и внешней среде.

Этот комплекс когнитивных, эмоциональных и поведенческих навыков, по мысли авторов, и составляет социальную компетентность, создающую возможность оптимального развития и самореализации клиентов.

НЕСТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ ИНТЕРАКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ

Программы такого рода работы тоже публикуются, и примером может служить «решение проблем в группе» Граве, Дзиеваса и Венделя (Grawe, 1978).

Идея авторов программы интеракционного решения проблем в группе состоит в том, чтобы в ходе групповых дискуссий и ролевых игр с помощью группы проанализировать возможные пути решения проблем всех ее участников.

До начала тренинга в индивидуальной работе с клиентами определяют суть их проблем и цели последующего участия в группе. Затем клиентов собирают в группу, и на первых двух занятиях детально обсуждают и утверждают с ними правила коммуникаций в группе, исключающие давление и критику. Затем на простых упражнениях клиентов знакомят с техникой проведения ролевых игр. Завершает этот блок тренинга составление индивидуальных списков того, от чего клиенты хотели бы избавиться и чему научиться.

На последующих двух занятиях на основе этих списков вырабатываются и уточняются индивидуальные цели терапии, которых клиент хочет достичь в последующих блоках тренинга. Обсуждают также общегрупповые цели.

Далее, в серии занятий обсуждают и прорабатывают с использованием ролевых игр как индивидуальные проблемы клиентов, так и проблемы, всплывающие в ходе работы группы, причем последние пользуются приоритетом. При решении проблем используют следующую последовательность действий:


37

 

1) осознание проблемы;

2) анализ проблемы;

3) определение цели;

4) выбор шагов, конкретных действий, которые ведут к достижению цели;

5) проверка шагов в ролевой игре;

6) оценка результатов.

Предположительным результатом работы группы является способность клиентов самостоятельно вскрывать, анализировать и разрешать свои проблемы.

Обычно работа в таких группах требует значительно больше времени (около 40—45 занятий с двумя тренерами в группе из 6—8 человек). Однако затраты времени компенсируются стойким и продолжительным эффектом терапии.

Индивидуальный тренинг

Все перечисленные ранее программы тренинга рассчитаны на работу в группе. Однако иногда тренинг поведения проходит и в индивидуальной форме. С одним клиентом в этом случае работает целая команда психологов, которые, помимо прочего, участвуют в ролевых играх в качестве партнеров по тренировке. Такая форма работы имеет смысл в тех случаях, когда предметом тренировки выступает очень специфический навык.

ТРЕНИНГ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ И САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

Пожалуй, наиболее известны в рамках поведенческой психотерапии программы тренинга уверенности в себе и самоутверждения (assertiveness training)". Традиция такого рода тренингов идет от Дж. Вольпе, который в ассертивных (самоутверждаю-Щих) реакциях видел один из способов преодоления социальных страхов.

* В русской литературе можно также встретить термин «тренинг ассертив-ности» — из-за трудности перевода на русский язык термина «assertiveness».


38

 

Позже эстафету разработки программ тренинга уверенности подхватили Роберт Альберти и Майкл Эммонс (1998), которые предложили собственную программу тренинга уверенности на основе концепции прав человека и использовали в ней схему уверенного, неуверенного и агрессивного поведения Ланге и Якубовски. В Германии разработка программ тренинга уверенности активно развернулась под руководством доктора Йоганеса Бренгельманна в Мюнхенском институте психиатрии общества Макса Планка получила серьезную государственную поддержку.

Тренинг уверенного поведения на сегодняшний день может считаться одним из самых надежных стандартных методов терапии поведения (Fliegel et al., 1981).

Цель тренинга уверенности состоит в том, чтобы научить боязливых, скованных и затрудненных в контактах клиентов уверенному самоутверждению и отстаиванию своих прав в официальных и межличностных отношениях. Принципиально важно в ходе такого рода тренингов научить клиентов отличать уверенное поведение от агрессивного и пассивно-неуверенного и сформировать автоматические навыки уверенности. Побочным эффектом тренинга уверенности обычно является снижение количества множественных социальных навыков.

В современных программах тренинга уверенности в себе все большее внимание уделяется когнитивным механизмам, участвующим в регуляции уверенного поведения, и разработке когнитивно ориентированных программ тренинга уверенности (Ромек, 2000; Аннекен и др., 1992).

Практически во всех этих программах когнитивной плоскости детально прорабатываются различия, существующие между уверенным, неуверенным и агрессивным поведением.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 860; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.