Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тезисы лекций




Руководство по изучению дисциплины

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1.Введение в курс

1.1. Тенденции и разновидности развития.

1.2. Управление развитием.

1.3. Экономические условия формирования восприимчивости к нововведениям.

1.4. Инновационный потенциал. Инновационная активность.

Появление учебной дисциплины «Инновационный менеджмент» продиктовано требованиями жизни. Для успешного осуществления экономической реформы Россия нуждается в специалистах, владеющих современными методами управления научными коллективами, исследованиями и разработками, способными эффективно работать на рынке нововведений. Внедрение нововведений — трудный и болезненный процесс для любой организации. Но без нововведений невозможно функционировать в рыночной экономике, для которой характерна конкуренция самостоятельных фирм.

Фирмы стран с развитой рыночной экономикой сознательно тратят огромные средства на обучение сотрудников и активизацию их творческого потенциала, поскольку это не только окупается, но приносит большую прибыль.

Совершенствование системы организации и управления современной экономикой на различных уровнях обусловливает необходимость использования достижений НТР.

Научно-техническая революция сопровождается коренными преобразованиями в науке, технике, производстве, открывает новые возможности развития новых форм организации и управления. Новейшие научные открытия и их технологическое применение способствуют развитию новых отраслей промышленности. Новые технологии в производстве, образовании и других сферах обеспечивают повышение качества товаров и услуг.

Фирмы, функционирующие в условиях рыночной экономики, широко используют возможности, созданные НТР, для укрепления своих позиций на рынке.

Современные инновационные процессы достаточно сложны и неизбежны. Они имеют место в любой области управления (совершенствование планирования, структуры и функций органов управления, системы работы с кадрами и организация их постоянной учебы и др.).

Исследования проблем организации управления зарубежными и отечественными учеными привели к формированию таких направлений, как теория организации, научная организация управления, научная организация труда, управление производством, управление качеством и многие другие.

Сложная и многообразная деятельность субъектов экономики, широкий круг самых различных вопросов организации и управления ими составляет предмет изучения многих дисциплин. Предметом инновационного менеджмента являются инновационные процессы, представляющие собой подготовку и осуществление инновационных изменений.

В результате инновационных процессов появляется реализованное, использованное изменение — инновация. Задачей инновационного менеджмента как учебной дисциплины является изучение закономерностей инновационных процессов, организационно-экономических аспектов нововведений.

Как учебная дисциплина, инновационный менеджмент носит междисциплинарный характер и поэтому входит в число обязательных дисциплин подготовки менеджеров независимо от их специализации. Чем это обусловлено? Прежде всего, необходимость постоянного совершенствования и поиском новых идей. Без этого невозможно стратегическое планирование, прогнозирование возможных катаклизм и нахождение путей их преодоления. Именно инновации обеспечивают качество управления на всех уровнях, так как ключевым моментом процесса улучшения работы является тщательно продуманная творческая программа. Успех во многом зависит от руководства высшего звена, поскольку в конечном итоге ответственность за процветание или несостоятельность фирмы лежит на руководстве высшего звена.

Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения, рыночный отбор нововведений.

Управление инновационными процессами имеет свои особенности и сложности. Как правило, поиск новых идей и подходов к организации и управлению требует специальных технических и экономических знаний; для реализации инноваций разрабатывают инновационные проекты. Традиционные менеджеры, связанные с многочисленными текущими проблемами организации и управления, не всегда могут заниматься конкретными проблемами поиска, распространения, внедрения новшеств. Поэтому возникает необходимость в инновационных менеджерах.

Инновационные менеджеры могут действовать в различных организационных структурах (академиях наук, вузах, научных обществах, исследовательских организациях, конструкторских бюро и др.), создавая творческие коллективы, занимаясь поиском и распространением новшеств, формированием портфеля заказов на научные исследования и разработки. Они управляют научными коллективами, координируют исследования и разработки. Инновационные менеджеры должны обладать научно-техническим и экономико-психологическим потенциалом, инженерно-экономическими знаниями, качествами традиционного менеджера и ученого-исследователя, быть квалифицированными экономистами, способными работать на рынке нововведений, оценить эффективность нововведений.

В учебной дисциплине инновационный менеджмент рассматриваются вопросы, связанные с инновациями материального и организационного характера; показываются особенности управления инновационными проектами, приемы оценки эффективности инноваций и инновационной деятельности.

Изучив данную тему, студент должен:

• знать понятие инновации и инновационной системы;

• уметь сформулировать современные проблемы оценки инновационного потенциала страны;

• приобрести навыки оценки инновационной активности.

Выполнить задание:

Познакомиться с периодикой по проблемам инновационного менеджмента, в частности с международным журналом «Теория и практика управления» за ряд лет и представить аннотированный обзор.

В шестом номере каждого года есть общий перечень опубликованных статей и их тематика (Internet: www ptpu. ru)

Акцентировать внимание на роли инноваций в современной экономике.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 286; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.