Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

И оценка их эффективности




Экспертиза инновационных проектов

Управление исследовательским проектом

Тренировочные задания

1. В представленном исследовательском проекте содержится перечень дорогостоящих программных и аппаратных средств, необходимых для выполнения проекта. К какому виду исследовательского проекта его следует отнести:

а) инициативный;

б) создание информационных систем и баз данных;

в) развитие материально-технической базы научных исследований.

 

2. В представленном проекте дана оценка состояния исследований в области молекулярной акустики. К какой категории исследовательских проектов следует его отнести:

а) инициативный;

б) проведение экспедиционных работ;

в) издательский.

 

3. Что из перечисленного ниже относится к специфическим инструментам управления

проектом:

а) личный интерес и мотивация;

б) наличие специальных знаний в проблемной области;

в) постановка задачи.

Тест

1. Является ли исследовательский проект одной из форм инновационной деятельности?

а) да;

б) нет.

 

2. Относится ли проект к исследовательскому, если в нем содержится решение задачи, имеющей социально-культурное значение?

а) да;

б) нет.

 

3. Обязательна ли для инициативного проекта новизна применяемых методов решения содержащихся в нем задач?

а) да;

б) нет.

 

4. В каком проекте содержится общий план работ по приобретению и вводу в строй оборудования:

а) инициативном;

б) проекте создания центров коллективного пользования;

в) проекте развития материально-технической базы научных исследований.

 

5. Исследовательский проект ограничен во времени и средствах?

а) да;

б) нет.

 

6. В каком документе указывается наименование этапов, сроки выполнения проекта и ожидаемые результаты:

а) техническом задании;

б) смете затрат на выполнение проекта.

 

7. Какие цели преследует проект развития материально-технической базы научных исследований:

а) оценку состояния исследований в данной области;

б) решение фундаментальной задачи в рамках проблемы;

в) обновление материально-технической базы научных исследований.

 

8. В представленном проекте дана оценка современного состояния публикаций в области физики твердого тела. Можно ли считать его издательским проектом?

а) да;

б) нет.

 

9. Целесообразно ли для управления проектом создать рабочую группу?

а) да;

б) нет.

 

10. Должна ли существовать связь между рабочей группой и всей организацией?

а) да;

б) нет.

Тренировочные задания

1. Первоначальная сумма инвестиций в проект равна 450 млн руб. Ежегодный прирост наличности в течение трех лет составляет 160 млн руб. Процентная ставка 10% (i). Чему будет равен коэффициент дисконтирования для второго года?

а) 0,909;

б) 0,826;

в) 0,751.

 

2. Чему будет равна чистая текущая стоимость за годы реализации предыдущего проекта:

а) 120 млн руб.;

б) 132 млн руб.;

в) 398 млн руб.

 

3. Выгоден ли рассмотренный проект:

а) да;

б) нет.

Тест

1. В чем состоит сущность сопоставительной экспертизы:

а) оценка потенциального воздействия результатов сравниваемых проектов на ситуацию на рынке;

б) сопоставление количественных показателей проекта;

в) проверка обоснованности конкретных решений по финансированию проекта.

 

2. В представленном проекте сформулирована проблема исследования известная в науке, но предложены новые подходы к ее решению. Какое решение может принять эксперт:

а) проект заслуживает безусловной поддержки;

б) проект заслуживает поддержки;

в) проект может быть поддержан.

 

3. Какие из перечисленных задач решает первый уровень экспертизы:

а) предварительное рассмотрение проекта;

б) формализация результатов экспертизы на рейтинговой основе;

в) оформление заключения по проекту.

 

4. Являются ли синонимами понятия «срок окупаемости» и «период окупаемости»?

а) да;

б) нет.

 

5. Какой проект следует поддержать:

а) приведенные затраты 1,8;

б) приведенные затраты 2,0;

в) приведенные затраты 2,5.

 

6. Какой эффективности уделяется наибольшее внимание на микроуровне:

а) народнохозяйственной;

б) бюджетной;

в) коммерческой.

 

7. Инновационное решение может быть принято, если расчетная величина (Ер):

а) меньше требуемой инвестором;

б) равна требуемой инвестором.

 

8. Если интегральный эффект положителен, индекс рентабельности:

а) больше единицы;

б) меньше единицы.

 

9. Учитывается ли ситуация «конфликта интересов» при подборе экспертов?

а) да;

б) нет.

 

10. Нужно ли при использовании стоимостных показателей в оценке проекта учитывать инфляционный фактор?

а) да;

б) нет.

Вопросы для повторения по всем темам

1. Дайте определение инновации.

2. На какие группы делятся субъекты инновационного процесса?

3. Дайте определение научной работы.

4. Расскажите о циклах инновационного менеджмента.

5. В чем различие инноваций и несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах?

6. Чем отличаются продуктовые инновации от процессных?

7. Какие инновации могут быть на входе в предприятие?

8. Какова роль венчурных и эксплерентных фирм в инновационном процессе?

9. Что понимается под исследовательским проектом?

10. Дайте определение инициативного проекта и раскройте его основное содержание.

11. Как осуществляется управление рабочей группой?

12. Дайте характеристику научно-технической сферы России.

13. Почему выбор стратегии является залогом успеха инновационной деятельности?

14. Для каких фирм характерна наступательная стратегия?

15. Какова функция оборонительной стратегии?

16. Какие фирмы используют имитационную стратегию?

17. Может ли фирма при выборе стратегии воспользоваться матрицей «продукт — рынок»?

18. Для какой цели предназначена упрощенная модель выбора стратегии, разработанная Бостонской консультативной группой?

19. Какую стратегию выбирают фирмы, завоевавшие большие доли рынка в быстро растущих отраслях?

20. Что может быть формой завершения фундаментальных исследований?

21. Какого рода информацией должен располагать инновационный менеджер для принятия решений?

22. Какие инновации учитывают сферу деятельности предприятия?

23. Кто проводит экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук?

24. При каких условиях эксперт сомневается в выполнении заявленной работы в срок?

25. В чем состоит сущность метода дисконтирования?

26. Какие задачи решает экспертиза инновационных проектов?

27. Как рассчитываются показатели эффективности инновационного проекта?

28. Что является критерием отбора инновационных проектов для реализации?

29. Для какой цели используется метод приведенных затрат?

30. Эффективность инновационного проекта может быть оценена только на основе одного показателя?


9.3. Словарь ключевых терминов

 

Государственная инновационная политика - определение органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации целей инновационной стратегии и

механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Дисконтирование - метод приведения будущей стоимости денег к настоящей их стоимости.

Дисконтная ставка - ставка процента, по которой будущая стоимость денег приводится к настоящей их стоимости, т.е. по которой осуществляется процесс дисконтирования.

Изобретение - новое техническое решение, имеющее изобретательский

уровень и промышленно применимое. Право на изобретение охраняет закон и подтверждает патент на изобретение, который действует в течение 20 лет, считая с даты поступления заявки в Патентное ведомство.

Инвестиции интеллектуальные - вложение средств на обучение, подготовку и переподготовку персонала, получение лицензии и «ноу-хау», совместные научные разработки.

Инвестор - субъект инвестиционной деятельности, принимающий решений о вложении собственных, заемных и привлеченных имущественных и интеллектуальных ценностей в объекты инвестирования.

Индекс рентабельности инноваций - отношение приведенных доходов к приведенным на эту же дату инновационным расходам.

Инжиниринг - технические услуги по подготовке и обеспечению процесса

производства и реализации продукции. Это консультирование, экспертиза проектов, техническое обучение, передача технической информации.

Инновационная деятельность - деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного в практическом использовании. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и у их потребителей - реализацию инноваций.

Инновационные инвестиции - одна из форм инвестирования, осуществляемая с целью внедрения инноваций в производство.

Инновационный процесс -процесс преобразования научных знаний в инновацию. Главная его черта — обязательное завершение инноваций, т.е. получение результата, пригодного для практической реализации.

Инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, воплощенный в виде нового или усовершенствованного технологического процесса; нового подхода к социальным услугам.

Инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.

Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационная инфраструктура - организации, способствующие осуществлению инновационной деятельности (инновационно-технологические центры, технологические инкубаторы, технопарки, учебно-деловые центры и другие специализированные организации).

Инновационная программа (федеральная, межгосударственная, региональная, межрегиональная, отраслевая) - комплекс инновационных проектов и мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по освоению и распространению принципиально новых видов продукции (технологий).

Интегральный эффект (чистый приведенный эффект) - это один из важнейших показателей оценки эффективности инноваций. Определяется как разность между результатами и инновационными затратами за расчетный период, приведенными к одному году, обычно начальному.

Интеллектуальная собственность - исключительное право физического или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ и услуг (фирменное наименование, товарный знак и т.п.).

Большинство объектов интеллектуальной собственности как результаты творческого труда имеют авторов, чьи имена сопровождают данные объекты. Товарные знаки и иные обозначения индивидуализируют субъекты и продукты

обычного труда - товары, услуги.

Капитальные вложения — инвестиции в воспроизводство основных фондов. Осуществляются в форме нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения.

Кружки качества — форма привлечения работников к решению проблем повышения качества продукции. Это творческий коллектив, решающий вопросы улучшения качества применительно к данному производству методом «мозгового штурма», т.е. коллективного принятия решений на основе анализа выявленных недостатков по качеству изделий, выполняемых работ (услуг). Кружки качества впервые появились в Японии в 1962 г.

Маркетинг новых изделий - это проверка изделий, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания.

Менеджер - специалист по управлению производством.

Менеджмент - система принципов, методов, средств и форм управления,

используемых для достижения поставленной цели.

Научно-исследовательский институт - организация, специализирующаяся на прикладных исследованиях и разработках и ответственная за научно-технический уровень конкретной отрасли и научно-

техническое направление.

Научно-техническая продукция -законченный в соответствии с договором и принятый заказчиком результат научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К ней относятся: научно-техническая документация, опытные образцы новой u1087 продукции, научно-технические услуги, различные виды консультаций.

Номинальная ставка процента -текущая рыночная ставка процента без учета темпов инфляции.

Норма рентабельности (внутренняя норма доходности) - один из важнейших показателей оценки эффективности инновационных инвестиций. Характеризует уровень доходности конкретного инновационного решения, выражаемый дисконтной ставкой, по которой будущая стоимость денежного потока от инноваций приводится к настоящей стоимости инвестируемых средств.

«Ноу-хау» — совокупность технических, технологических, коммерческих, организационных знаний, необходимых для организации производства «ноу-хау» не патентуется, так как в значительной части состоит из определенных приемов, навыков, производственного опыта. «Ноу-хау» наряду с патентами, товарными знаками, авторскими правами считается собственностью предприятия, фирмы. В качестве товара «ноу-хау» сопутствует продаже патентов и лицензий, но может реализоваться самостоятельно. Обмен «ноу-хау» может осуществляться путем передачи технической документации, организации обучения персонала, участия специалистов в производственном процессе.

Окупаемость инвестиций - процесс возвратности вложенных инвестиционных средств в полном объеме.

Патент — документ, удостоверяющий приоритет, авторство изобретения, полезной модели или промышленного образца и исключительное право на их использование.

Период окупаемости — показатель эффективности инновационных инвестиций, характеризующий срок, в течении которого они полностью окупятся. Рассчитывается делением общей суммы инвестиций в инновации на среднегодовой денежный поток, приведенный к настоящей стоимости.

Подготовка и организация производства - это приобретение производственного оборудования и изменения в процедурах, методах и стандартах производства, контроля качества, необходимых для изготовления нового изделия или использования нового технологического процесса.

Прикладные исследования - это оригинальные исследования, предпринятые для получения знаний. Предназначаются главным образом для достижения конкретной практической цели или решения задачи. Прикладные исследования облекают идею в практическую форму. Полученные в итоге знания или информация часто патентуются.

Проектирование - процесс разработки планов и чертежей, технических спецификаций и операциональных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки производства и маркетинга новых изделий и процессов.

Процентная ставка - фиксированная ставка, по которой в установленные сроки выплачивается сумма процента.

Реальная ставка процента - номинальная ставка за вычетом ожидаемых темпов инфляции.

Рисковый капитал - особая форма вложения капитала в объекты инновационной деятельности с высоким уровнем риска в расчете на быстрое получение дохода. Фирмы - объекты такого инвестирования — называются рисковыми или венчурными.

Темп инфляции - размер обесценивания денег в определенном периоде, выраженный в процентах по отношению к их номиналу на начало периода.

Товарный знак - зарегистрированное в установленном порядке обозначение, проставляемое на изделии или его упаковке и служащие для отличия изделий одной фирмы от изделий других фирм. Товарный знак призван содействовать реализации изделий на рынке.

Торговая марка - фирменный знак, символ для обозначения всех выпускаемых изделий данной фирмы. Представляет собой графическое изображение, оригинальное название, особое сочетание знаков, букв, слов.

Экономическая эффективность инновации - отношение экономического эффекта от внедрения инноваций к обусловившим его затратам.

Экспериментальные разработки - систематическая работа, основанная на имеющихся знаниях, приобретенных в результате исследований и практического опыта и направленных на производство новых материалов, изделий, внедрение новых технологических процессов, систем и услуг и значительное усовершенствование уже выпускаемых или введенных в действие.

Эффект - разница между результатом и затратами.

Эффект (конечный) - конечный результат какого-либо вида деятельности, полученный в результате сопоставления прибыли (дохода) и затрат (издержек) на осуществление.

Эффективность - соотношение показателей результатов и затрат на их осуществление.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1839; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.