Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По дисциплине




VI. СОДЕРЖАНИЕ ТЕКУЩЕЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

V. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

И КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ.

№ п/п Формы организации Формы контроля
  Подготовка к практическим занятиям Ответы на вопросы к занятиям в ходе выступлений
  Поиск и анализ литературы и электронных источников информации (по заданным темам) Мини-опросы,,тест
  Осмысление, переработка проблемы в области социальной деятельности организации Контрольная работа
4. Исследование, осмысление и аргументированное изложение проблемы Реферат, защита реферата
5. Освоение тем, вынесенное на самостоятельное обучение Доклад

очной и заочной форм обучения

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Примерные вопросы для самоконтроля

1. Раскройте сущность инноваций и инновационного процесса.

2. Перечислите социально-экономические и познавательные функции науки.

3. Что включает в себя жизненный цикл инновации?

4. Что такое фундаментальные исследования?

5. Дайте характеристику Прикладным исследованиям.

 

РАЗДЕЛ 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ

Примерные вопросы для самоконтроля

1. Перечислите основные цели и принципы государственной научно-технической политики.

2. Дайте характеристику принципам регулирования научной и инновационной деятельности.

3. Перечислите формы государственной поддержки инновационного процесса.

4. В чем сущность механизма государственной поддержки инновационного процесса?

5. Перечислите этапы разработки и реализации инноваций и инновационных проектов.

6. Назовите основные схемы построения организационных структур управления инновационных организаций, их преимущества и недостатки.

7. Раскройте сущность трансформирования организационных структур инновационных организаций под воздействием различных факторов.

8. Что включает управление инновационными проектами посредством структуризации?

9. Перечислите этапы управления инновационными проектами.

 

РАЗДЕЛ 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

Примерные вопросы для самоконтроля

1. Раскройте основные принципы определение затрат на реализацию инновационного проекта?

2. В чем сущность функционально-стоимостного анализа при проектировании инновационного продукта?

3. В чем сущность технико-экономического анализа при проектировании инновационного продукта?

4. Как планируются организационные структуры управления инновационными организациями?

5. Дайте классификацию инновационных организаций.

6. Дайте характеристику стратегии фирм – виолентов.

7. Дайте характеристику стратегии фирм - патиентов.

8. Дайте характеристику стратегии фирм – коммутантов.

9. Дайте характеристику стратегии фирм - эксплерентов.

 

РАЗДЕЛ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Примерные вопросы для самоконтроля

1. В чем состоят особенности методов нормирования труда в инновационной сфере?

2. Охарактеризуйте нормирование труда исследователей.

3. Перечислите основные системы оплата труда и методы стимулирования творческого труда.

4. Как происходит формирование цен на инновационную продукцию?

5. Перечислите показатели эффективности инноваций и инновационных проектов.

6. Назовите факторы риска и неопределенности инновационного проекта.

7. Как проводится экспертиза и выбор лучшего варианта инновационного проекта?

8. Перечислите этапы функционально-стоимостного анализа.

9. Раскройте сущность бизнес-плана производства инновационного продукта.

10. Дайте характеристику стратегии продвижения инновационного продукта.

11. Как осуществляются оценка и учет риска в бизнес-плане производства инновационного продукта?

 

VII. УЧЕБНЫЙ СЛОВАРЬ ДИСЦИПЛИНЫ

Бенчмаркинг инноваций - изучение бизнеса других предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновации.

Бранд инновации - система характерных (материальных и нематериальных) свойств нового продукта или операции, которая формирует сознание потребителя и определяет на рынке место этой инновации, а также её продуцента или продавца.

Виоленты - тип компаний, характеризующихся «силовой» стратегией. Они занимаются крупносерийным и массовым выпуском продукции для широкого круга потребителей, предъявляющих «средние запросы» к качеству и удовлетворяющихся средним уровнем цен. За счёт его данные компании обеспечивают себе большой запас конкурентоспособности.

Государственная научно-техническая программа - комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Жизненный цикл инновации - определённый период времени, в течение которого инновация обладает активной жизнеспособностью на рынке и приносит продуценту или продавцу прибыль и/или другую реальную выгоду.

Игра - вид моделирования процессов (экономических, финансовых, технических и т.п.) с любым числом участников, каждый из которых стремится максимизировать некоторую целевую функцию, подчиняясь набору определённых правил.

Инновационный проект - разработка теоретических и практических задач по разработке, созданию и применению новых технологий и новой продукции.

Инкубаторы бизнеса - организации, поддерживающие вновь созданные фирмы и начинающих предпринимателей.

Инкубаторы технологий - наукоемкое предприятие, связанное с университетом, научно-техническим парком или инновационным центром и обслуживающее малые иннова­ционные предприятия.

Инновационный центр - организация, обладающая специализированной инфраструктурой, обеспечивающая создание, рост и развитие фирм; развитие инновационной деятельности в регионе.

Инновационная политика государства - совокупность форм, методов и направлений воздействия государства на производство с целью выпуска новых видов продукции и технологий и расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.

Инновационный менеджмент - самостоятельная область экономической науки и профессиональной деятельности, направленная на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путём рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта,

реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам.

Коммутанты - тип компаний, ориентированных на удовлетворение местно-национальных потребностей (соединяющая стратегия). Они приспосабливаются к удовлетворению небольших по объёму нужд конкретного клиента. Индивидуализация услуг позволяет им удерживать свои позиции в конкурентной борьбе.

Малые инновационные (венчурные) фирмы - мелкие фирмы в области нововведений, для которых характерны следующие черты: 1) узкая специализация их научных поисков и небольшая номенклатура выполняемых разработок; 2) разработка ведётся на отдельных этапах, где не требуется больших затрат ресурсов; 3) быстрое внедрение результатов НИОКР в производственный процесс; 4) высокая степень риска, обусловленная особенностями инновационной деятельности и высокой зависимостью малого бизнеса от изменений внешней среды.

Метод Дэльфи - метод комплексного анализа альтернативных управленческих решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», проводимой группой высококвалифицированных в данной области Специалистов с применением экспертных методов, отбора наиболее рационального для данной ситуации решения.

Мэрджер - поглощение одной фирмы другой компанией.

Парадигма - упрощённый набор предположений, концепций, гипотез, Моделей, теорий.

Патиенты - тип компаний, специализирующихся на узких сегментах рынка (нишевая стратегия) и удовлетворяющих потребности, сформированные ПОД действием моды, рекламы и других средств. Свои дорогие и высококачественные товары они адресуют тем, кого не устраивает стандартная Продукция.

Принципы прогнозирования - системность, комплексность, Непрерывность, вариантность, адекватность и оптимальность. Принципы системности требуют взаимоувязанности и соподчинённости прогноза развития Объектов прогнозирования и прогностического фона. Принцип непрерывности требует корректировки прогноза по мере поступления новых данных об объекте прогнозирования или о прогнозном фоне. Принцип адекватности прогноза Объективным закономерностям характеризует не только процесс выявления, но И оценку устойчивых тенденций и взаимосвязей в развитии производства и создания теоретического аналога реальных экономических процессов с их полной и точной имитацией. В результате оптимизации прогнозных значений полезного эффекта и затрат должен быть выбран наилучший вариант из Множества возможных по критерию достижения наибольшего эффекта.

Продажа (передача) инновации - акт распространения (диффузии) в различных формах, разными способами и по разным каналам. Может передаваться на коммерческой и некоммерческой основе, быть анутриорганизационной, внутрирегиональной, внутригосударственной и международной.

Продвижение инновации - комплекс мер, направленных на реализацию Инноваций и включающих в себя производство и использование Информационного продукта, рекламные мероприятия, организацию работы торговых точек (пунктов по продаже инновации, консультации покупателей, стимулирование продажи инновации и др.).

Продуцент инновации - это производитель данной инновации.

Стратегический альянс - соглашение участников межфирменной кооперации (коопераций) на проведение комплекса работ: НИОКР -производство - сбыт и коммерциализацию результатов. Особенностью стратегических альянсов является разделение финансового риска между участниками при разработке и освоении радикально новой продукции, технологий и росте неопределённости.

Сценарий инновации - упорядоченная во времени последовательность эпизодов по выбору инновационной политики, логически связанных между собой причинно-следственными связями.

Технологический уклад - это группы технологических совокупностей, связанные друг с другом однотипными технологическими цепями и образующие воспроизводящиеся целостности. Технологический уклад характеризуется ядром, ключевым фактором, организационно-экономическим механизмом регулирования.

Технологические парки - сетевая система, объединяю­щая научно-технические парки, бизнес-инкубаторы, инфор­мационные и другие организации научно-технической ин­фраструктуры вокруг крупного научно-исследовательского института или высшего учебного заведения.

Управление инновационным проектом - система мер по организации, планированию, управлению и контролю проектов, связанных с разработкой новой продукции, внедре­нию новых технологий, оказанию новых услуг, либо сущест­венной модернизацией всех вышеперечисленных объектов.

Управляющая подсистема системы инновационного менеджмента - подсистема, воздействующая на управляемую подсистему. Компонентами подсистемы являются: разработка управленческих решений; управление персоналом.

Целевая программа - плановый комплекс научно-технологических, производственных и организационных мероприятий, объединённых одной генеральной целью, охватывающих ряд стадий процесса «исследование -производство», взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям и осуществляемых под единым менеджментом.

Эвристический прогноз - прогноз, сделанный на основе модели будущего и предполагающий наличие большего уровня знаний, чем это требуется для простой экстраполяции.

Экспертиза инновационных проектов - процедура комплексной проверки и контроля: а) качества системы нормативно-методических, проектно-конструкторских и других документов, входящих в состав проекта и систему инновационного менеджмента; б) профессионализма руководителя проекта и его команды; в) научно-технического и производственного потенциала, конкурентоспособности инновационной организации; г) достоверности выполненных расчётов, степени риска и эффективности проекта; д) качества механизма разработки и реализации проекта, возможности достижения поставленных целей.

Эксплеренты - тип компаний, специализирующихся на создании новых или радикальных преобразованиях старых сегментов рынка (пионерская стратегия). Сила эксплерентов обусловлена внедрением принципиальных нововведений, продвижением новшеств на рынок. Они извлекают выгоду от первоначального присутствия на рынке.

 

 

VIII. СОДЕРЖАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ КОНТРОЛЯ

  1. Примерная тематика контрольных работ

1. Инновационный менеджмент как объект управления.

2. Инновационный процесс и основные его направления.

3. Инновационный проект: основные этапы их функционирования и реализации.

4. Управление инновационным процессом в условиях рынка.

5. Программно-целевое планирование и управление инновационными процессами.

6. Планирование и прогнозирование инновационного цикла.

7. Психологические проблемы организации инновационного процесса.

8. Инновационная деятельность и формы государственной поддержки.

9. Сокращение инновационного цикла в условиях рынка.

10. Организация научной деятельности - основа ускорения инновационного процесса.

11. Научно-технический потенциал и пути повышения его эффективности.

12. Инвестиционная инфраструктура и ее взаимоотношение и инновациями.

13. Материально-техническое обеспечение инновационного процесса.

14. Информационное обеспечение инновационного менеджмента.

15. Экономическое стимулирование инновационного процесса.

16. Условия труда исследователей и разработчиков, их совершенствование в инновационном процессе.

17. Научно-техническая подготовка производства.

18. Выбор альтернатив инновационных проектов и оценка их эффективности.

19. Определение коммерческого риска при инвестициях в инновационную деятельность и методы его уменьшения.

20. Экономическая эффективность инновационного проекта.

21. Расчет технико-экономических показателей инновационной деятельности.

22. Организационные предпосылки и условия внедрения нововведений (подготовка производства).

23. Совершенствование организационных структур и форм управления инновационной деятельности.

24. Нововведения в сфере организации производства.

25. Нововведения в сфере автоматизации управления.

26. Прогнозирование технико-технологических нововведений.

27. Инновационный климат и потенциал предприятия.

28. Стимулирование инновационных разработок.

29. Управление исследовательскими организациями и механизм его совершенствования.

30. Разработка инновационной стратегии.

31. Формирование портфеля новшеств.

32. Разработка инновационного проекта.

33. Управление инновационным проектом.

34. Налогообложение в инновационной сфере.

35. Инновации и инновационная деятельность в Российской Федерации.

36. Инновации и инновационная деятельность за рубежом.

 

Методические рекомендации по выполнению контрольной работы для студентов очной формы обучения

В качестве темы контрольной (реферативной) работы студент по своему усмотрению выбирает одну из предложенных в перечне тем или совместно с преподавателем формулирует свою, но соответствующую программному материалу курса инновационного менеджмента.

После ознакомления с содержанием выбранной темы контрольной (реферативной) работы студенту следует ознакомиться со справочной, научно-методической, специальной и дополнительной литературой, необходимой для написания работы. Перед написанием контрольной (реферативной) работы студент должен обязательно продумать и составить четкий план ее изложения, который при необходимости можно уточнить с преподавателем.

План контрольной (реферативной) работы является отражением ее структуры, под которой понимается четкий порядок ее построения, взаимосвязь ее отдельных частей.

Структура контрольной (реферативной) работы включает: титульный лист; план работы; введение (где излагается актуальность и основные положения выбранной темы, степень се разработанности, объект и предмет конлиза, цель и задачи, новизна, теоретическая и практическая значимость); основную часть (где рассматриваются вопросы содержания, структуры, форм и методов теории и практики инновационного менеджмента, раскрывающие тему контрольной (реферативной) работы), содержащую 3—5 вопросов; заключение (где формулируются выводы и рекомендации по данной теме) и список использованных литературных источников.

Контрольная (реферативная) работа выполняется студентами самостоятельно, она должна быть написана понятным языком и технически правильно оформлена. На правой стороне страницы должны быть оставлены поля, а страницы должны быть пронумерованы. Приводимые в тексте цитаты или другие данные из литературы должны быть точными, их необходимо давать в кавычках с обязательным указанием внизу страницы приводимого источника (автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы).

Объем контрольной работы – 15-20 страниц, в конце работы ставится подпись студента и дата выполнения. Контрольная (реферативная) работа рецензируется преподавателем и оценивается им, как правило, по пятибалльной шкале. При получении отрицательной оценки работа вместе с рецензией отдается студенту на доработку и с учетом замечаний возвращается для повторной проверки вместе с рецензией.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.068 сек.