Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глобальные проблемы современности, их происхождение и сущность




П. Основная часть занятия.

I. Вводная часть занятия.

План

1. Глобальные проблемы современности, их происхождение и сущность.

2. Экологическое сознание как ценностная основа решения глобальных проблем
современности.

2 часа.

1. Организация занятия.

2. Определение темы, мотивации, задач занятия.

5 минут.

3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.

28 минут.

На современном этапе развития человечества формируется единая общепланетарная цивилизация. Соответственно, и проблемы, порождаемые человеческой цивилизацией приобретают глобальный характер. Термин «глобализация» (от лат. «глобус» - то есть Земля, земной шар) означает общепланетарный характер тех или иных процессов. В современную эпоху всё человечество в единую систему социальных, культурных, экономических, политических и иных связей, взаимодействий и отношений. Благодаря широкому развитию микроэлектроники, компьютеризации, развитию средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социокультурную целостность.

Глобальные проблемы - это проблемы, касающиеся системы «мир - человек» в целом, и имеющие не локальный, а всеохватывающий, планетарный характер. От их решения напрямую зависит жизнь социума, судьба человечества, условия его жизнеобитания, состояние природной среды, социальный прогресс и сохранение цивилизации. К ним можно отнести проблемы экологии, демографические проблемы, вопросы войны и мира, проблемы кризиса культуры и др.

Непосредственной причиной экологических проблем является преобладание потребительского отношения к природе. Суть проблем состоит в углубляющемся противоречии между производственной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания. Расчеты ученых «Римского клуба» (международной общественной организации ученых, созданной в начале 80-х гг. XX в.) показывают, что человечество уже сейчас создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной. Искусственная среда (вторая природа, техносфера) созданная человеком, постепенно наступает на естественную (первую природу, биосферу) и поглощает её. Бездумная эксплуатация природы привела к тому, что происходит повсеместное загрязнение окружающей среды и постоянно прогрессирующее истощение земных и водных ресурсов, что ведёт к необратимым разрушениям биосферы, к тяжелым последствиям для всего живого на Земле. Нельзя забывать, что человек является биологическим видом. Это значит, что он может существовать только в определённых, благоприятных для его жизни условиях. Таким образом, разрушая природу, люди разрушают свою среду обитания, ставят под угрозу своё собственное существование.

Осознание того, что извлечение из природных ресурсов краткосрочной выгоды в ущерб долгосрочным интересам развивающегося человечества чреват для него


тяжелейшими последствиями, привело к возникновению общественного движения «зелёных», к созданию во многих странах Европы государственных органов по охране окружающей среды. Сегодня экологическим проблемам уделяется большое внимание во всём мире. В развитых странах Запада обсуждаются и принимаются программы по утилизации отходов, по предотвращению выброса в атмосферу газов (во-первых, образующихся при сжигании топлива, в связи с чем ставится задача по переводу всех тепловых электростанций с твердого и жидкого топлива на газ; во-вторых, отказ от использования фреона в промышленности и в быту), ставится задача освоения энерго- и ресурсосберегающих технологий, принимаются меры по стимулированию восстановления природной среды.

Экологическая проблема вплотную поднимает и вопросы экологии человека, здоровья его тела и духа. Слышны предупреждения биологов, генетиков, медиков о том, что человек находится перед лицом опасности исчезновения как биологический вид. Генная инженерия в своих открытиях и достижениях представляет реальную угрозу существованию человека. Распространение патогенных микроорганизмов и ослабление иммунной системы под воздействием многообразных стрессов ведут к катастрофическим последствиям в экологии человека и не могут быть оставлены без пристального внимания. СПИД - чума XX в. на сегодняшний день является также общечеловеческой проблемой Не менее серьёзной проблемой экологии человека является распространение девиантных форм поведения, таких как наркотизм, гомосексуализм, преступность, проституция и др.

Демографические проблемы или проблемы народонаселения заключаются в следующем:

1. Общий рост численности населения земли. Некоторые ученые полагают, что неконтролируемый рост численности землян приведет к нехватке продуктов питания, питьевой воды и др. ресурсов.

Рассмотрим конкретные факты. Динамика народонаселения Земли характеризуется следующими показателями. В эпоху раннего палеолита численность населения Земли составляла 100 — 200 тысяч человек, а к концу неолита —- 50 млн. человек. В начале на­шей эры население Земли достигло 230 млн. человек, к концу XIX века — более 1 млрд., в 1930 — 2 млрд., в 1961 — 3 млрд., а сегодня численность населения Земли составляет более 6 млрд. человек.

Годовой прирост населения с середины XVII в. до самого начала XIX в. составлял примерно 0,5% (удвоение за 140 лет). С начала и до 70-х годов XIX в. темпы прироста населения возросли до 2,1 % в год, что объяснялось уменьшением смертности. Период с 1971г. до 1991 г. характеризовался снижением темпов роста населения по 1,7% в год. Тенденция снижения темпов роста населения сохраняется и сейчас. Демографы отмечают, что в мире постепенно происходит переход от типа воспроизводства населения с высокой рождаемостью и пониженной смертностью (что и явилось причиной «демографического взрыва» во второй половине 20 в.) к воспроизводству с пониженной смертностью и невысокой рождаемостью. Это должно привести к стабилизации численности населения в XXII веке на уровне 11 — 13 млрд. человек.

Такие прогнозы дают основания для вывода, что естественное движение населения в целом обладает способностью к саморегуляции, и что демографической катастрофы, вызванной перенаселенностью нашей планеты бояться не следует.

Не следует бояться и глобальной нехватки продовольственных ресурсов. Расчеты, проведенные по инициативе ООН, показывают, что распространение достигнутого уровня сельскохозяйственного производства ведущими странами мира на все государства сегодня позволило бы удовлетворить потребности в пище 10 млрд. человек. А профессор Ревелл (США) утверждает, что только повсеместное внедрение современных средств и методов агротехники даст возможность производить продовольствия, достаточного для 100 млрд. человек. И сегодня продовольствия, которое производится в мире, достаточно, чтобы прокормить все население нашей планеты.


2 Неравномерность в темпах роста и распределения народонаселения на планете.

В экономически развитых странах темпы роста народонаселения сокращаются, его прирост осуществляется в последние годы лишь за счет снижения смертности и роста продолжительности жизни. По сути дела, падение рождаемости в этих странах до уровня значительно ниже того, который обеспечивает простое воспроизводство (простую смену поколений) людей, привел их к демографическому кризису (по данным демографов лишь иммиграция спасает Германию, Данию, Швецию и Австрию от депопуляции).

Тревожной остается и демографическая ситуация в России. По данным Госкомстата на 1997 год превышение смертности над рождаемостью в нашей стране составляло 207 тыс. человек, в 1993 — 737,7 тыс. в 1994 — около 870 тыс., за 1995 — 1996 гг. — в общей сложности более 1650 тыс. человек. Если эта тенденция сохранится, то население нашей страны уже к 2010 уменьшится до 120 млн. человек, что отрицательным образом скажется на экономике страны в целом.

Ожидается, что в ближайшие 30—35 лет 95% прироста населения Земли будет приходиться на развивающиеся страны Азии, Латинской Америки и Африки.

Неравномерность в темпах роста народонаселения требует различных подходов к регулированию этого процесса.

В развитых странах, где снижается рождаемость, возникает проблема его роста, который пытаются обеспечить за счет перераспределения национального дохода в пользу малоимущих, сокращения безработицы, увеличения иммиграционных потоков, расширения помощи на содержание детей, а также бесплатного здравоохранения и образования и т.д.

В развивающихся странах, испытывающих серьезные экономические трудности, регулирование рождаемости направлено на его сокращение. Это — «планирование семьи» в Индии, осуществляемое методами пропаганды и просвещения; это и административный запрет в Китае иметь в семье более одного ребенка; и др.

В России падение рождаемости, связанное во многом с ухудшением материальных условий, вызванным неудачным проведением реформ, можно предотвратить, восстановив и интенсифицировав экономику и подняв уровень благосостояния людей.

В литературе иногда высказывается мнение о том, что поскольку структура потребностей людей постоянно изменяется, то на их удовлетворение требуется много сил, времени и средств. В результате человек выбирает «систему одного ребенка» или вовсе отказывается иметь детей.

Это мнение близко к эгоцентрическому и утилитарному подходу к пониманию семьи. Дело в том, что полное удовлетворение разумных материальных и духовных потребностей в принципе приводит не к сокращению, а расширенному воспроизводству людей (в этом случае — по данным демографа Урланиса — каждая семья в среднем должна иметь два с половиной ребенка), хотя и возможны отклонения от этой тенденции

Таким образом, спецификой современной демографической ситуации являются высокие темпы роста населения за счет стран, где этому способствует ряд социальных факторов, включая обычаи, традиции и т.п.

3. Несправедливое распределение ресурсов. В США живёт 5 % населения Земли, однако американцы потребляют примерно 50 % мирового производства энергии и на их долю приходится почти 50 % загрязнения окружающей среды. Объем производства на душу населения в слаборазвитых странах в среднем в 12 раз меньше, а потребления энергии в 14 раз ниже, чем в развитых. Три четверти населения развивающихся стран живут в антисанитарных условиях, а 31% населения - в условиях абсолютной нищеты Жителям развивающихся стран тоже хотелось бы жить и потреблять по американским стандартам, однако это принципиально невозможно (экосистема Земли не выдержит такой нагрузки). Поэтому мы сталкиваемся с экономической миграцией (имеются в виду попытки легальными и нелегальными способами переехать в более развитые страны) а


также с завистью и ненавистью к странам «золотого миллиарда». Это служит одной из причин для вспышек насилия и террора.

Несправедливое распределение народонаселения и ресурсов на планете помимо всего прочего служит «питательной средой» для организованной преступности (в т. ч. наркомафии). В развивающихся странах насчитывается до 1 млрд. полностью или частично безработных. Более того, в странах, где десятилетиями тлеют гражданские войны, отсутствует инфраструктура, способная обеспечить нормальные условия для жизнедеятельности людей. Проще говоря, местные жители не могут своим трудом обеспечить выживание себе и своим близким. Например, в разорённом бесконечными войнами Афганистане единственной прибыльной отраслью экономики является производство опиума-сырца (до 70 % мирового производства). Примерно в такой же ситуации находятся Бирма и Колумбия.

Вопросы войны и мира в определённой степени порождаются теми причинами, о которых было уже сказано выше. Вообще, история человечества, во многом, представляет собой историю войн и завоеваний. Походы Александра Македонского и Крестовые походы, ордынское нашествие и нашествие гуннов, гражданские войны в Америке, Анг­лии, Франции, России и др. странах, войны XVIII и XIX в Европе, первая и вторая мировые войны двадцатого столетия — вот далеко не полный перечень кровавых деяний в истории человечества, унесших многие миллионы жизней.

Однако только в конце XX века впервые в истории человечества проблемы войны и мира стали рассматриваться в контексте его жизни и смерти. Это связано с тем, что сегодня уже многие страны получили доступ к химическому или бактериологическому оружию человечество овладело ядерным оружием, способным уничтожить не только все живое на Земле, но и саму нашу планету. Атомная бомба, сброшенная США на Хиросиму, унесла 240 тысяч человеческих жизней. Мощность же современного оружия в десятки и сотни раз больше.

Угроза развязывания ядерной войны остается до сих пор реальной, хотя любому здравомыслящему человеку совершенно ясно, что такая война бессмысленна, ибо в ней не будет ни побежденных, ни победителей. Эта угроза исходит, в первую очередь от милитаристских кругов США, где военно-промышленный комплекс охватывает свыше 100 тысяч компаний и предприятий. Именно этот гигантский «спрут» определяет политику правящей элиты, нередко отдающей предпочтение в международных отношениях силовым решениям.

После распада СССР и социалистической системы США предпринимают активные действия для того, чтобы использовать ее в своих национальных интересах. Они пытаются навязать всем странам свое понимание мироустройства, в котором главенствующее положение будет занимать одна страна — США. Попытка создания однополюсного мира, взамен существовавшего ранее двухполюсного, чревата созданием своеобразной мировой диктатуры одной страны, которая рассматривала бы весь мир как свою вотчину.

«Власти США, — отмечает в связи с этим академик Н. Моисеев (в книге «Грядущие десятилетия. Трудности и перспективы»), — будут иметь в ближайшие годы почти абсолютную поддержку у своего народа, и трудно предположить, что они этим не воспользуются. Соблазн тому безмерно велик, но может произойти и нечто большее история показала, что национальные амбиции могут иметь самые трагические последствия».

В создавшихся условиях мировое сообщество озабочено тем, чтобы обеспечить условия для перехода к миропорядку, в котором был бы исключен диктат одной страны, а Организация. Объединенных Наций была бы действенным инструментом сохранения всеобщего мира.

Опасность ядерной войны сегодня возрастает и в связи с тем, что своеобразный «ядерный клуб» имеет тенденцию к расширению. Не смотря на соглашение о


нераспространении ядерного оружия, его уже имеют Пакистан и Индия, на пороге его создания стоят ЮАР, Северная Корея, Израиль и некоторые другие страны.

Угроза мировой ядерной войны кроется сегодня не только в глубоких противоречиях между странами с разными политическими и экономическими интересами, которые обладают новой военной техникой и технологией. Серьезной проблемой, являются также региональные конфликты, истоки которых в бедственном положении многих стран Азии, Африки и Латинской Америки. Такая же ситуация характерна и для некоторых стран бывшего Советского Союза, где периодически возникают кризисные явления, в течение длительного времени сохраняется напряженность в обществе.

Эти кризисы и конфликты создают благодатную почву для международного терроризма, национального и религиозного экстремизма, подрывающих стабильность развития социума. В качестве примера здесь достаточно привести деятельность международных террористов на территории Российской Федерации (Чеченская республика), военные конфликты в Средней Азии, конфликты между Пакистаном и Индией.

В последнее время опасность возникновения глобальной войны возрастает в силу того, что усиливается зависимость человека от качества автоматизированных систем управления. Еще в 1985 году академик Б. Раушенбах предупреждал, что после того, как будут созданы эти сложнейшие системы, судьба человечества окажется в руках автоматов, а не людей. А автоматы могут ошибаться. Чем больше таких систем, тем больше вероятность сбоя. Это означает, что «увеличивается вероятность случайного возникновения войны, которая при всех ее прогнозирующих вариантах может завершиться гибелью человеческой цивилизации».

Часть глобальных проблем отталкивается от фиксации состояния общества как жертвы глобальных потрясений. Мировые войны и локальные военные конфликты привели к утрате веры человечества в гуманистические идеалы. Кризис человеческой духовности, идеология потребительства есть, по выражению отечественного философа М. Мамардашвили, «антропологическая катастрофа». Все это весьма типично для конца XX в. Современный западный философ X. Ортега-и-Гассет видит основания кризиса культуры в том, что европейская история отдана на откуп заурядности. В ней созрел и действует новый тип массового человека, который вмешивается во все и не знает морали Это тип паразитирующий, его действия имеют характер насилия.

К.Ясперс обращал внимание на то, что в сравнении современности со временем упадка и гибели античной культуры есть одно существенное отличие: техника в период краха античности была в состоянии стагнации, в современном же мире она в неслыханном темпе продолжает своё «разрушительное продвижение».

Мы рискуем оказаться свидетелями процесса дегуманизации общества. Кризис и распад культуры Запада приведёт к исчезновению цивилизации, которая является её носителем. Возникшее на её руинах общество будет иным, подобные прецеденты в истории уже бывали. Но для оценки происшедших изменений понадобятся совсем другие критерии, нежели те, которыми мы пользуемся сегодня.

2) Экологическое сознание как ценностная основа решения глобальных проблем современности.

Решение всех перечисленных выше глобальных проблем современности возможно только при условии изменения самого человека. Имеется в виду изменение мировоззрения, системы ценностных ориентации человека, отказ от культа потребления, осознание приоритета общечеловеческих ценностей над ценностями личности и общества.

Необходима серьезная и целенаправленная работа всех государств мира, всего сообщества в целом по формированию у каждого человека экологической культуры, что предусматривает не только широкое разъяснение последствий загрязнения среды


обитания человека и экологический подход к организации всей экономики, но и формирование экологического сознания.

Работа по воспитанию экологического сознания будет эффективной, если она начнется с самого раннего детства и будет предусматривать наряду с усвоением экологических знаний, правил норм поведения, выработку навыков неукоснительного их выполнения. Каждый человек уже с малых лет способен понять и прочувствовать свою неразрывную связь с природой, научиться жить с ней в согласии, воспринимать ее не как свою служанку, и не как бездонный колодец, из которого можно черпать без всякого предела, а как единое начало и необходимейшее условие человеческого бытия.

Отсюда вытекает необходимость не только экологического, но и нравственного воспитания человека, задачей которого является изменение самого человека, его внутреннего, духовного мира, его моральных установок. Это требует создания новой этики, включающей в себя этику техники, этику политики, этику общественного поведения, этику международных отношений, и, конечно же, этику экологии. За время развития человечества наука и образование превратили в общественном и индивидуальном сознании человека землю в почвоведение и геологию, воздух в метеорологию, а воды в гидрологию. Теперь они обязаны вновь сблизить человека с природой в ее нераздельно-целостном состоянии, научить его называть вещи своими собственными именами, создать союз человека с природой.

Таким образом, экологические проблемы могут быть решены кардинальным образом, только если человечество сумеет эффективно использовать для этого основные достижения в области науки, техники, технологии, информатики, здравоохране­ния и образования; если сможет разработать соответствующие потребностям будущего новую систему природопользования, которая опиралась бы на рациональное отношение к природным ресурсам, высокие технологии, обеспечивающие защиту природной среды от загрязнения, четкое законодательство, регулирующее отношения человека с природой, экологическую культуру населения.

На современном этапе развития человечества «народы и Цивилизации достигли такой степени периферического контакта, или экономической взаимозависимости, или психической общности, — отмечает П. Т. де Шарден, — что дальше они могут расти, лишь взаимопроникая друг в друга» (Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987. С. 200.). Наша планета постепенно превращается в «единый дом», когда становится совершенно ясным, что только от всего мирового сообщества в целом зависит, способно ли оно объединиться во имя жизни на Земле.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «глобализация», «глобальные проблемы»?

2. О каких глобальных проблемах современности вам известно?

3. Возможно ли разрешение глобальных проблем современности?

Выводы по теме

5 минут


_

ПРИЛОЖЕНИЕ

Вопросы и задания:

1. Какие сценарии развития цивилизации упомянуты автором в данном интервью?

2. Возможно ли согласование западной и восточной систем ценностей?

3. В чём по мнению автора заключается основная задача философии сегодня?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 866; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.