Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие идеи государственности и демократии в истории политической мысли Украины 3 страница




Либерализм. В отличие от Западной Европы, где либерализм в XIX в. “триумфально шествовал”, в Украине либеральные идеи не получили столь успешного распространения и не приобрели окончательного оформления. В значительной степени это связано с господствующим политическим режимом, жестоко подавляющим любые проявления освободительного движения, вследствие чего имело место засилье и популярность радикальных течений (то ли в форме русского революционизма, то ли украинского народничества, национализма и т.п.) Можно выделить три этапа в распространении либерализма в Украине. Начало этому было положено М. Драгомановым, который во второй половине XIX в. попытался соединить западные либеральные идеи с социальными и национальными. Второй этап связан с деятельностью, главным образом научно-культурной, представителей российского либерального течения в Украине в конце XIX - начале XX в.в. Распространению либерального мировоззрения способствовали, кроме М.Драгоманова, М.Ковалевский (1851-1916), историк, юрист, социолог, академик Петербургской АН, Б.Кистякивский (1863-1920), профессор Киевского университета, М. Туган-Барановский (1865-1919), экономист, историк, министр финансов Центральной Рады, академик УАН, А.Крымский (1871-1942), филолог-славист, академик УАН, один из ее фундаторов, В.Вернадский (1863-1945), всемирно известный ученый, основатель геохимии, биохимии, радиогеологии, профессор Московского университета (1898-1911), академик Петербургской АН (с 1912г.), академик УАН и ее первый президент, министр в правительстве.Следует обратить внимание, что восприятие либеральной доктрины в Украине не было целостным (в силу вышеуказанных причин и др.), а частично усвоенные либеральные идеи находили отражение, трансформировались в других течениях— народно-демократическом, национал-демократическом, консервативной доктрине. Украинские общественно-политические деятели и ученые не оставили и специальных исследований, посвященных либерализму. Исключение представляют лишь концептуальные работы Б. Кистякивского: “Государство правовое и социалистическое”, “ Социальные науки и право”, “ В защиту права” и др. В целом в Украинской общественно-политической мысли прослеживаются политические, социально-экономические, правовые и этические постулаты либерализма. Главные из них:

— политические: существование демократического государства возможно лишь в условиях политической свободы, которая трактуется как совокупность конституционно закрепленных прав граждан; децентрализация государства как способ ограничения государственной власти и предоставление гарантий существованию местного самоуправления (М. Драгоманов);

— социально-экономические: признание частной собственности на средства производства как основы развития общества (М. Туган-Барановский);

— правовые: признание верховенства права в общественной жизни, взаимосвязь права и свободы (Б. Кистякивский);

— этико-гуманистические: в соотношении “ человек-общество-государство” “человек” является высшей ценностью, независимо от социального статуса конкретной личности (характерно для большинства вышеназванных мыслителей); популяризация этических основ политической деятельности, связь политики и морали (М. Драгоманов: “Чистеділопотребуєчистихзасобів.”); приоритет общечеловеческих ценностей над социально-классовыми, национальными, необходимость рационального устройства общественной жизни (учение В. Вернадского о ноосфере как сфере человеческого разума и гармонии человека и окружающей природы).

В вопросе национально-государственном большинство украинских либералов оставалось индеферентными к проблеме построения суверенной национальной державы, искренне веря в возможность осуществления национальных устремлений народа и защите конституционных принципов в рамках обновленной и демократизированной России. Семидесятилетняя история советского режима показала утопичность этих устремлений и глубоко похоронила либеральные идеи.

Третий этап распространения либеральных идей в Украине относится к 70-90-м годам XX века. В 70-х годах либеральная традиция получила развитие в движении украинских диссидентов и проявилась в правозащитной деятельности и программных документах Украинской Хельсинской группы, которая подняла вопрос о нарушении прав и свобод личности в СССР и о политической независимости Украины.

Национально-демократическое направление (или национально-государственное). Это интеллектуально-политическое направление зародилось в Галиции и связано с именами И. Франка, Ю. Бачинского и др. В частности, И. Франко, выступая за демократическое разрешение национального вопроса, за равенство наций, против мессианства любой нации, всегда был украинским патриотом. Проблема национальной независимости еще более остро поставлена Ю. Бачинским в статье “UkpainaIrredanta”.

В начале XX в. национально-демократические идеи развиваются и в Приднепровье. В 1900 г. в восточной Украине была создана первая политическая партия — Революционная украинская партия (РУП), объявившая своей целью борьбу за национальную независимость и социальную революцию. Политическим кредо этой партии стала работа харьковского юриста (бывшего “тарасовца”) Николая Михновского (1873-1924) “СамостійнаУкраїна”. Эта работа является этапной в развитии украинской политической мысли, так как в ней утверждается: “... государственная самостоятельность (самостійнісь) есть главное условие существования наций, а государственная независимость есть национальный идеал в сфере межнациональных отношений”. Относительно Украины ставится задача борьбы за “одну, єдину, нероздільну, вільну, самосійнуУкраїнувідгірКарпатських аж по Кавказькі”. Однако, националистическое требование “Украина для Украинцев” и стремление к насильственному пути достижения провозглашенных целей вызвало критику других членов партии и привело к ее расколу. “СамостійнаУкраїна” - первый в истории украинской политической мысли радикальный документ, в котором декларировалась готовность силой бороться за восстановление утраченной государственности и обосновывалась законность, опираясь на международное право, выхода Украины из союза с царской Россией, так как “московские правители не придерживались заключенных соглашений и первыми нарушили их”.

Дальнейшее развитие национально-демократической идеологии связано с событиями 1917-1918 г.г., когда на ее позиции переходят деятели, разделявшие социалистические взгляды, а затем эволюционировали от федералистских принципов к идеям национально-государственной независимости (С. Петлюра, А. Шульгин, Е. Чикаленко и др.) Процесс перехода от политических взглядов умеренного социал-федералистского (либерального) течения к национал-демократическому можно проследить на примере Евгения Чикаленко, одного из лидеров Украинской демократически-либеральной партии (УДЛП). В программе партии важное место занимала национальная идея, а разрешение национального вопроса предлагалось путем реформирования России в федеративное государство и тем самым достичь автономии для Украины. Его программа радикализируется под влиянием исторических событий, связанных со свержением самодержавия и гражданской войной. Подводя итог ходу национально-освободительного движения, Е. Чикаленко в статье “Где выход?” (1920) делает вывод: “Мы уже увидели и Россию царскую, и Россию Керенского, и большевистскую и знаем, что “москалі” все одинаковые централисты-империалисты, как и поляки”. Таким образом он потерял веру в возможность построения федеральной России и перешел на позиции “самостійників”.

Национально-демократическая идеология получила научное обоснование в работах С. Днистрянского, В. Старосольского и др. С. Днистрянский (1870-1935) – профессор права Львовского университета, затем работал на руководящей работе в научно-исследовательских и педагогических учреждениях европейских столиц, редактор ряда научных изданий, украинский правовед с европейским именем. Главные его работы — “Общая наука права и политики”, “Новое государство”, “Взгляд на теорию права и политики”, “Новые проекты украинской конституции”, опубликованные в, основном, в первой половине 20-х годов. В. Старосольский (1878-1942), известный львовский адвокат, государственный деятель УНР, один из основателей “Сичевых стрельцов”. Его главные работы: “Теория нации”, “Государство и политическое право”, “Общественно-политические движения и их носители”, тоже известные в первой половине XX в.

Основные постулаты национально-демократической доктрины: обоснование права украинского народа на самоопределение в границах в границах своей этнической территории; признание национальной идеи и психологии основой бытия и сущности нации; демократический политический режим и республиканская форма правления — основа политического строя украинской нации.

Консерватизм, как и либерализм, не получил широкого распространения в Украине. Непосредственная причина его появления была связана с сопротивлением русификации и полонизации. Первый памятник консервативной мысли в Украине — сочинение “История Русов” (приблизительно 1818-1822 г.г.), авторство и точный год до сих пор не установлен. Написанное с глубокой любовью к Украине, произведение особенно прославляло и романтизировало казацкое прошлое. В XIX в. к консервативному течению украинской политической мысли относились Г. Галаган (1819-1888), П. Кулиш (1819-1897) и другие.

В XX в. консерватизм формируется как политико-идеологическая концепция, что в значительной степени было обусловлено существованием Гетманата П. Скоропадского. Концептуальная разработка консервативной доктрины связана прежде всего с именем В. Липинского — самого влиятельного и оригинального украинского мыслителя после М. Драгоманова*. Основные работы: “Україна на переломі. 1657-1659”, “Замітки до історіїукраїнського державного будівництва в XVII ст.”, “Релігія і церква в історіїУкраїни”, “Листи до братів-хліборобів. Про ідею і організаціюукраїнськогомонархізму”. Отождествив понятия “нация” и “государство”, Липинский снял проблему консолидации современной украинской нации, заменив ее проблемой создания государства независимой, трудовой и легитимной (правовой) монархии английского образца. По его мнению, для консолидации нации, деморализованной бюрократической Россией, для образования независимого государства необходима сильная власть в руках одного человека. Опираясь на опыт гетманско-казацкого периода, Липинский считал самой пригодной для Украины формой государственной власти наследственную монархию во главе с гетманом, который возглавлял бы государственную оборону и через кабинет министров - государственную администрацию. Власть гетмана должна быть ограничена двумя законодательными палатами: низшая - съезд Советов территорий и высшая -Трудовая рада, соответственно защищающих интересы отдельных земель и интересы труда. Основным условием реализации идеи украинской государственности В. Липинский считал единство всех граждан Украины, независимо от национальности, конфессии, социально-классовых различий через выработку территориального, гражданского патриотизма (в отличие от широко распространенного тогда этнического патриотизма). Важное место в концепции Липинского занимает проблема “ведущего слоя” (аристократии): “Без национальной аристократии, без сильных и авторитетных проводников и организаторов нации в ее тяжелой борьбе нет и не может быть нации”. Но при этом он не видел в аристократии замкнутую касту, а считал, что это активное меньшинство, объединяющее лучших и самых активных представителей всех классов. Заслуживает внимания и взгляд Липинского на взаимоотношения с Россией. Отвергая российский образец государственности, как неподходящий для Украины, он в то же время подчеркивал необходимость тесного военного и экономического союза России, Украины и Белоруссии как суверенных государств, что объяснял географическим положением, общим историческим прошлым, а также общими экономическими интересами. “Политический союз с Белоруссией и Великороссией - это категорический императив внешней политики нашего будущего государства”, - писал Липинский. Политическая программа этого мыслителя строилась на следующих принципах: гарантия прав и свобод личности; разделение ветвей власти; обеспечение права собственности на землю и проведение аграрной реформы, что остановило бы пролетаризацию крестьянства и обеспечило стабильную социальную опору государственной власти; объединение всех украинских земель в одном государстве (идея соборности); организация украинской элиты; отказ от каких-либо внешнеполитических ориентаций, опора на собственные силы. Символично звучат сегодня слова Липинского: “Ніхто нам не збудуєдержави, коли ми сами її не збудуємо, і ніхто з нас не зробитьнації, коли ми сами нацією не схочемо бути”. Хотя концепция “трудовой монархии” оказалась бесперспективной, но многие идеи, относящиеся к государственному строительству Украины, сохраняют свое значение и в наши дни. Существенным и оригинальным является вклад Липинского в общую политологию, особенно в теорию элит, политической культуры, гражданского общества и др.

Теоретиками консерватизма были также С. Томашивский и В. Кучабский, каждый из которых имел свои особенности во взглядах на будущее устройство украинского государства, но всех трех теоретиков украинского консерватизма объединяли следующие идеи: критическое отношение к украинской народно-социалистической демократии, национализму и русскому большевизму;признание основной роли государства в социально-политической жизни; поиск новых методов организации общественных отношений, которые опирались бы на представительство и сотрудничество всех классов; признание руководящей роли новой украинской политической элиты в процессе государственного строительства.

Интегральный национализм. Представители этого направления связывали возрождение Украины с нацией как высшей общественной ценностью. В его развитии можно выделить три этапа: 1) ранний (романтический национализм) — начало XX в., связан с Н. Михновским; 2) классический (20-30-е годы) представлен Д. Донцовым.

Предтечей интегрального национализма можно считать Н. Михновского, взгляды которого соединяли идеи независимости и веру в социалистический строй как единственно возможный путь для Украины. В русле консервативной традиции он ставил задачу-минимум — восстановление исторического легитимизма и возвращение к условиям Переяславской Рады 1654 г. Разрешение задачи-минимум — достижение полной независимости — он видел в преодолении главного недостатка украинского освободительного движения: “брак националізмусеред широкого загалу”; движущей силой национальной революции обозначил новую (“четвертую”) украинскую интеллигенцию. Михновский выдвинул и лозунг “Украина для украинцев”, что стало неотъемлемым признаком интегрального национализма.

Вера в нацию как высшую общественную ценность достигла гиперболизированных размеров в идеологических постулатах Д. Донцова, который является классиком интегральногонационализма. Дмитрий Донцов (1883-1973), выразитель правого националистического крыла украинской политической мысли, начал политическую деятельность как член УСДРП (Украинской социал-демократической рабочей партии), затем сотрудничал с П. Скоропадским; в 1921г. эмигрировал во Львов; после Второй мировой войны преподавал в университете в Монреале. В своих взглядах он прошел значительную эволюцию - от левого, ортодоксального марксистского социализма до субъективного идеализма, иррационализма, волюнтаризма и даже мистицизма. Политическая и идеологическая концепция наиболее четко изложена Донцовым в работе “Национализм” (1926), в которой он попытался изложить основы нового украинского национализма XX в. В отличие от Липинского, в центре внимания Донцова не государство, а нация, являющаяся необходимым условием образования государства. Созданию нации как сознательной общественной, культурной политической единицы служит национализм как мировоззрение и его кредо не в “оторванных положениях интернационализма, космополитизма, социализма, гуманизма, а лишь в тайниках национальной психики, в потребностях нации, в ее иррациональной воле к жизни и господству”. Главный фактор, определяющий “интегральный национализм” Донцова - волевой (а не интеллектуальный, разумный). Сердцевиной мировоззрения нации, считал он, должна стать ее воля “к разрастанию,... к власти, к господству”. Апеллируя к социальному дарвинизму, он утверждает право более сильных наций навязывать более слабым свой образ жизни, отказывая всем нациям, живущим в Украине, в праве на самоопределение. Важные элементы концепции Донцова - “творческое насилие” как метод и “инициативное меньшинство” как субъекты его реализации. Он считал, что “инициативное меньшинство” - это группа, мобилизующая народ на борьбу за идею, но чтобы обеспечить победу в этой борьбе, она должна применить “творческое насилие”, что означало утверждение авторитарной системы.

Украинский национал-коммунизм. Представители этого общественно-политического направления, в отличие от консерваторов-монархистов и националистов, искали путь национально-государственного возрождения на основе социалистических преобразований. Его появление связано, с одной стороны, со слабостью, незрелостью и расколом украинского демократического движения в начале XX ст., с другой стороны — с начатой большевиками в 1923 г. “украинизацией”, породившей среди украинских левых надежду, что возможно решить украинские национальные и государственные проблемы, опираясь на советскую власть и большевистскую партию. Самыми известными представителями этого направления были В. Винниченко, Н. Хвылевой, Н. Скрыпник, А. Шумский. Как самобытный мыслитель вошел в историю украинской общественно-политической мысли Владимир Винниченко (1880-1951) — сын чабана, убежденный социалист, активный член Украинской социал-демократической рабочей партии (УСДРП), первый председатель правительства УНР (Генерального секретариата Центральной Рады), известный на Западе писатель и драматург. В определении национально-государственных форм он руководствовался прежде всего интересами строительства социализма, но его политические взгляды прошли определенную эволюцию. В 1917 г. Винниченко видел решение украинской проблемы в рамках “федерации российской республики” и участия в ней Украины “как родного с другими государственного тела”. Причем, он подчеркивал, что готов отказаться от любых национально-политических форм, если они вредят социализму. Несколько лет спустя, уже в эмиграции, он издает трехтомное сочинение “Возрождение нации” (1921), в котором анализирует уроки неудавшейся революции. В нем он приходит к выводу, “…что наилучшим способом развития каждой нации является государственность…Нация без государственности есть искалеченный человеческий коллективный организм”. Но и теперь он оставался верным своим социалистическим идеалам, подчеркивая, что возрождение украинской государственности должно происходить “в гармонии с социальным освобождением”. Лучшей формой разрешения этой проблемы он считал социально-украинскую советскую социалистическую власть. В “Завещании борцам за освобождение” (“Заповіт” — 1949 г.), анализируя современную ему ситуацию в Украине, В. Винниченко пишет, что уже есть украинское государство, созданное украинским народом. И хотя существующая государственность не может удовлетворить потребности национального возрождения, так как она не самостоятельная, изувеченная и ограбленная, но она все же есть, живет и содержит в себе идею “самостийности”, которая осуществится при определенных условиях. В этой работе В. Винниченко подвергает резкой критике националистические взгляды Д. Донцова, оценивая их как фашистские, враждебные украинскому народу и относит данный тип национализма к разновидности тоталитаризма. Следует особо подчеркнуть, что В. Винниченко был автором известного тезиса -“честность с собою” и пытался достичь почти невозможного - моральной политики. Таким он пытался быть и в годы революции, и позже, когда отказался сотрудничать с фашистами в оккупированной Франции и был брошен в концлагерь.

На основе социалистических преобразований пытался разрешить проблему национального возрождения и Николай Хвылевой (1893-1933), коммунист, видный деятель советской Украины 20-х - начала 30-х годов, стремившийся придать коммунистической идеологии национальное содержание. В ряде памфлетов 1925-1926 г.г. (“Камо грядеши”, “Мысли против течения”, “Украина или Малороссия”), исходя из того, что Украина стала обычным географическим понятием, провинцией Москвы не только в географическом, но и в психологическом смысле, он ставит задачу, чтобы украинцы стали национально сознательными. Важнейшим средством для решения этой задачи он считал духовно-культурологическое возрождение Украины, что ярко выразилось в лозунге “Даешь культурный ренессанс!” В вопросе об ориентации культуры он обращал взгляд на Европу, подчеркивая, что “Европа - это опыт многих веков грандиозной цивилизации. Европа - это Гете, Дарвин, Байрон, Ньютон, Маркс и т.д.”. В Европе он видел образ человека-гражданина, творца высоких общественных, политических ценностей, способствующих освобождению украинского человека от рабства и провинциальности и формированию мировоззрения сознательных украинцев и своей национальной культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.