Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Как узнать, готов ли ребёнок идти в школу?




Развитие произвольности поведения

 

При формировании произвольного поведения, т. е. способности ребен­ка действовать не по своему желанию, а по заданию взрослого, ведущая роль, как это ни странно, принадлежит игре. Речь идет о сюжетно-ролевой игре, в которой есть правила и ребенок должен подчинить им свое пове­дение. Это может быть игра в школу, магазин, больницу, а также - подвиж­ные игры с определенными правилами. Если в домашних условиях органи­зовать такие игры затруднительно, то поиграть с ребенком в известную игру «"Да" и "нет" не говорите» родителям вполне по силам. В такой игре ребенок приучается действовать не по первому импульсу, а по правилу.
Черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите
Ведущий обходит играющих и каждому говорит: «Вам прислали сто рублей. Что хотите, то купите, черный, белый не берите, "да" и "нет" не говорите!» После этого он ведет с участником игры беседу, задает разные вопросы, провоцируя чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: "черный", "белый", "да", "нет". Дети в игре внима­тельно слушают вопросы и следят за своей речью.

Ведущий: Что продается в

булочной?

Ребенок: Хлеб.

Ведущий: Какой?

Ребенок: Мягкий.
Ведущий: А какой хлеб ты больше любишь: черный или белый?

Ребенок: Всякий.
Ведущий: Из какой муки пекут булки?

Ребенок: Из пшеничной.

Также развитию произвольности способствуют любые действия по за­данному образцу: рисование узоров, конструирование из геометрических фигур, складывание из бумаги.

 

Школьными психологами разработаны специальные методики, позволяющие определить уровень готовности ребенка к школе. Обратитесь за помощью к психологу, работающему в детском саду, который посещает ваш ребенок, или в детскую районную поликлинику – там вам объяснят, как найти нужного специалиста.
Попробуйте ответить («да» или «нет») на вопросы данного теста. Он поможет вам понять, готов ли ваш ребенок к школе.

· Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-нибудь делом, требующим сосредоточенности в течение 25-30 минут (например, собирать конструктор или пазлы)?

· Говорит ли ваш ребенок, что он хочет идти в школу, потому что там он узнает много нового и интересного, найдет новых друзей?

· Может ли ваш ребенок самостоятельно составить рассказ по картинке, включающий в себя не менее 5 предложений?

· Знает ли ваш ребенок наизусть несколько стихотворений?

· Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых людей ведет себя непринужденно, не стесняется?

· Умеет ли ваш ребенок изменять имя существительное по числам (например: рама - рамы, ухо – уши, человек – люди, ребёнок – дети)?

· Умеет ли ваш ребенок читать без ошибок по слогам или, что ещё лучше, целиком слова, состоящие из2-3 слогов?

· Умеет ли ваш ребёнок считать до двадцати и обратно?

· Может ли ваш ребёнок решать примеры на сложение и вычитание в пределах десяти?

· Может ли ваш ребёнок решать задачи на нахождение суммы или разности (например: «В вазе 3 яблока и 2 груши. Сколько всего фруктов в вазе?»; «В вазе было 10 конфет. 3 конфеты съели. Сколько осталось?»)?

· Сможет ли ваш ребёнок точно повторить предложение (например: «Зайчик, вспрыгни на пенёк!»)?

· Любит ли ваш ребёнок раскрашивать картинки, рисовать, лепить из пластилина?

· Умеет ли ваш ребёнок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликацию)?

· Может ли ваш ребёнок обобщать понятия (например, назвать одним словом (а именно мебель) стол, диван, стул, кресло)?

· Может ли ваш ребёнок сравнить два предмета, то есть назвать сходство и различия между ними (например, ручка и карандаш, дерево и кустарник)?

· Знает ли ваш ребёнок название времён года, месяцев, дней недели, их последовательность?

· Может ли ваш ребёнок понять и точно выполнить словесные инструкции?

Если вы утвердительно ответили на 15 – 17 вопросов, можете считать, что ваш ребёнок вполне готов к школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если они возникнут, будут легко преодолимы.

Если вы утвердительно ответили на 10 – 14 вопросов, значит, ваш ребенок многому научился. Содержание же вопросов, на которые вы ответили отрицательно, подскажет вам темы дальнейших занятий.

Если вы утвердительно ответили на 9 (и менее) вопросов, значит, вам следует, во-первых, почитать специальную литературу, во-вторых, постараться уделять больше времени занятиям с ребёнком, в-третьих, обратиться за помощью к специалистам.

Как выбрать школу для будущего первоклассника?

 

Первый школьный год – период ничуть не менее сложный, чем первый год жизни ребенка. А значит, чрезвычайно важно обдуманно подойти к выбору школы, чтобы и этот год, и все последующие, прошли для вашего ребенка успешно, светло и легко, а не под знаком слез, неудач и нежелания ходить в школу, все более усугубляющегося от класса к классу.

Начать надо с главного: с оценки способностей, интеллектуального потенциала ребенка. Родители должны трезво оценить уровни способностей, умений, общей школьной зрелости своего чада. Следует помнить, что все это – не одно и то же.

Не старайтесь навязать ребенку тот образовательный уровень, который он «не потянет». Если вы понимаете (либо не признаете, но об этом вам сообщили педагоги и психолог на собеседовании), что ребенок в силу уровня своих способностей просто «не потянет» очень сложную программу спецшколы с «уклоном» – не мучьте свое чадо, себя и учителей.

Надеясь, что ребенок, стоя на цыпочках, все же дотянется до предложенной вами высокой планки, вы рискуете получить обратный эффект: он возненавидит и школу, и учителя, и сам процесс обучения, и, возможно, изменится его отношение к вам, обрекшим его на непосильный труд. Хуже того, он может навсегда принять на себя роль неудачника, проникнуться ощущением неуспешности – и тогда все остальные школьные годы будут для него каторгой. Вероятность достижения этого эффекта куда выше вероятности чуда, при котором интеллектуально средний ребенок вдруг легко освоит программу для одаренных детей.

Кроме того, постоянная учеба «на пределе возможностей» может негативно сказаться на состоянии здоровья малыша, то есть высока вероятность появления психосоматических заболеваний – от общего ослабления иммунитета и постоянных ОРЗ до более сложных случаев расстройства нервной системы или системы пищеварения.

Если вы не хотите подобного для своего ребенка – адекватно оцените уровень его способностей и не пытайтесь запихнуть среднего по уровню интеллекта малыша в «сильную, продвинутую» школу. Не ломайте маленькому человеку жизнь, ведь она состоит не только из успехов в учебе, и не только интеллект может быть достоинством вашего малыша. Любите его таким, как он есть, безо всяких условий типа «вот если ты будешь….», и не пытайтесь сделать из него то, чем он не является.

Имейте в виду, что столь же пагубное влияние окажет слишком «средняя» школа на ребенка с развитыми способностями и сильным интеллектом. Ему там попросту будет скучно, неинтересно, и эффект будет достигнут точно такой же: отношение к учебе у него сформируется негативное, и работать в полную силу он не станет. А интеллект, не развиваясь, чахнет. Поэтому если в 7 лет ребенок «блистал», то это не значит, что таковым же он останется и в 10 лет, и в 17. Ум – это огонь, без топлива и без работы над ним он просто тухнет и тлеет.

Следующий момент: определение склонностей ребенка. Часто родители пытаются слишком рано определить будущее малыша в плане направленности – гуманитарной, математической или естественнонаучной, отдавая его в соответствующую «профильную» школу. Увы, чаще всего она оказывается соответствующей отнюдь не склонностям самого ребенка, а представлениям его родителей на тему «кем быть».

Однако обучение ярко выраженного гуманитария в школе с математическим уклоном, так же, как и попытки сделать лингвиста из математика, заранее обречены на провал с теми же последствиями, которые описаны абзацем выше.

Поэтому помните: первый класс – не время для профессионального самоопределения. Ребенок еще проявит свои наклонности, и время решать вопрос о специализации образования лучше ставить в средних, а то и в старших классах. То есть в «профильную школу» никогда не поздно перейти попозже, а на начальном этапе приоритеты должны быть другими.

Продолжим разговор о них. Следующий кардинально важный момент – первый учитель. Какой бы замечательной не была «школа вообще», но личность первого педагога накладывает неизгладимый отпечаток и формирует первое (самое важное!) впечатление. Если первая учительница несет детям не только знания, но и свет, и тепло – успешность в учебе будет выше даже у самых трудных детишек.

Ну или хотя бы сформируется позитивное отношение к школе и к учебе – а это уже очень немало.

Если же она суха, строга или просто не подходит вашему ребенку по темпераменту – поищите другие варианты. Даже то, что «Фрекен Бок» является заслуженным учителем Российской федерации, считается прекрасным методистом и имеет огромный стаж, не должно сбивать вас с толку. Вашему ребенку не оценить этих резонов, а вот вкус к учебе такой человек может отбить наверняка. Ведь по-настоящему хороший учитель – теплый человек, любящий детей гораздо больше, чем свой предмет, и интересующийся детьми более, чем профессиональными успехами.

Отдельный момент – несовпадение темпераментов. Ваш ребенок может быть живым, как ртуть, непоседой, а учительница – флегматичной. Либо наоборот: она – быстрая, веселая, а ваш ребенок – медлительный, что называется, «тугодум». В случае столь явного несовпадения, особенно если уровень профессионализма учителя не очень высок, ребенку придется сложно.
Как же выяснить, подходит ли вам учитель? Есть 2 способа: «сарафанное радио» и «на собственной шкурке».

Первый способ заключается в расспросах родителей, чьи дети уже учатся в этой же школе у того педагога, который набирает первоклашек в будущем учебном году. Еще лучше было бы поговорить и с самими маленькими учениками – нравится ли им учеба, учитель, хорошо ли им в школе?

Второй способ – посещение «подготовительных курсов», которые имеются практически при любой школе: обычно подкурсы ведут те самые учителя, которые берут первоклашек. Тем самым и ваш малыш, и учитель имеют возможность присмотреться и притереться друг к другу, а если выяснится, что «несовместимость» налицо, еще не поздно перейти в другую группу (порасспросив родителей или завуча начальной школы – кого бы порекомендовали вашему ребенку, исходя из его личностных особенностей).

Есть и много других факторов, которые обязательно следует учесть, выбирая школу: это и ее близость к дому, и стоимость обучения, и вопрос о том, государственное или негосударственное образовательное учреждение выбрать, и так называемый «контингент» учащихся и учителей, и образовательная программа, и состояние школы и техническая ее оснащенность, и наличие групп продленного дня.

 

Организация здоровой среды

 

О вакцинации

Перед поступлением в школу здоровье ребенка является предметом особой заботы родителей. Вместе с заявлением о приеме ребенка в школу родители должны обязательно предоставить из поликлиники медицинскую карту обследования будущего первоклассника. Если же ваш ребенок ходил в детский сад, то вполне возможно, что диспансеризацию он прошел уже там.

А если ребенок домашний, то ему за летние месяцы нужно посетить целый ряд специалистов: невропатолога, логопеда, кардиолога, ортопеда, педиатра, стоматолога, психолога. И это совершенно справедливое требование медиков. Потому что именно в начальных классах проявляются все проблемы со здоровьем, которые со временем могут перерасти в хроническую форму.

Основываясь на их заключении, педиатр заполняет медицинскую карту первоклассника, определяет группу по физкультуре, в которую будет ходить ваш малыш, дает рекомендации родителям и учителям. При любых нарушениях здоровья ребенку необходимо создать специальный режим дня, питания, физических и умственных нагрузок, который максимально облегчит первые шаги в обучении.

Сейчас важно не только определить, здоров ли ребёнок физически и правильно ли он развивается, но и оценить в целом, готов ли детский организм к школе, справляются ли его органы и системы будущего первоклассника с колоссальной нагрузкой, которую предъявляет к маленькому человеку учёба.

 

Как сохранить зрение?

Проблемы со зрением – это бич нашего времени.
Книги, телевизоры, компьютеры – все это заставляет наши глаза чрезмерно уставать. Как следствие, падает зрение, развивается близорукость.
На самое страшное – близорукость развивается и у наших детей, причем все чаще близорукость встречается среди дошкольников.

К этому вопросу нельзя относиться легкомысленно. Ребенок в очках – отнюдь не умилительный «серьезный и деловой малыш», ведь зрение с годами отнюдь не восстанавливается, и тот, у кого к школе «всего-то» минус один, к вузу может стать обладателем минус шести или даже больше.

Но даже, если благодаря принятым мерам зрение будет оставаться на том же уровне, куда опустилось изначально, в итоге это может отрицательно сказаться на всей дальнейшей жизни. Сегодня немало профессий, для освоения которых требуется стопроцентное зрение. И доступ к ним для ребенка закрыт еще в дошкольном возрасте лишь потому, что вовремя не было уделено внимание его зрению.

Да, несомненно, при близорукости, можно прибегнуть к операции. Но стоит она недешево. Да и допускают к ней только лиц, достигших 18 лет. А к этому возрасту большинство ребят уже определяются со своей профессией, да и близорукость, как мы говорили выше, может развиться весьма значительно.

Избежать всех этих проблем можно, уделяя внимание профилактике близорукости. Самое главное, на что стоит обратить внимание – укрепление общего физического состояния ребенка. Это должно заключаться не только в приеме витаминно-минеральных комплексов и БАДов, но и в занятиях посильной физической нагрузкой. Также стоит следить за правильным режимом дня.

Не стоит позволять ребенку перегружать глаза. Замечательно, когда малыш к школе уже умеет читать, писать и считать. Но это не значит, что он целыми днями должен заниматься по книгам и учебным передачам. Общение с компьютером и телевизором стоит ограничить. При чтении должны соблюдаться стандартные правила – правильная осанка, расстояние от глаз до книги, освещение.

Прекрасная профилактика – это упражнения для глаз. Делайте их с ребенком регулярно, не ленитесь. Ваш пример будет ему хорошим подспорьем. К тому же, так вы поможете расслабиться и своим глазам. Стандартные упражнения для тренировки наружных и внутренних мышц глаз займут у вас не более 10 минут.

 

Как сформировать правильную осанку?

 

Врачебный термин "сколиоз" в наше время известен, к сожалению, очень многим.

Сколиоз- патологическое боковое искривление позвоночника, нередко приводящее к развитию других заболеваний за счет неправильного расположения или сдавления органов, а также ущемления нервов.

В периоды наиболее бурного роста (в 6–8 и 10–12 лет) риск развития сколиоза возрастает – и, соответственно, можно и нужно заранее принять меры профилактики.

Детям нужно приобретать удобную, не перекашивающую позвоночник кровать, ограничить нагрузку, предложить вместо сумки современный «городской» или молодежный рюкзак с равномерной нагрузкой на плечи и удобной, ортопедической спинкой (есть модели со специальными пластиковыми вставками и поясными ремнями, передающими часть нагрузки на бедра), подобрать дома удобный стул, стол по росту и т.п.

Самый главный "враг" детского позвоночника - неправильная осанка во время занятий в школе и выполнения домашних заданий.

На ранних стадиях выявить слабо выраженное искривление позвоночника можно только при помощи рентгенографии, причем зачастую сколиоз обнаруживается при обследовании, назначенном по другим причинам. Между тем чем раньше он будет выявлен – тем успешнее будет лечение, так что при первых же подозрениях необходимо посоветоваться со специалистами. Простейшую проверку на наличие сколиоза может сделать каждый в домашних условиях: достаточно раздеть ребенка до пояса, поставить спиной к себе и попросить расслабиться, принять привычную и удобную позу. При этом нужно обратить внимание на высоту плеч (одно может быть выше другого; плечи могут несколько сводиться вперед), вид лопаток (угол одной может выступать больше, чем у другой), расстояние от руки, прижатой к боку, до талии (может быть разный просвет).

При наклоне вперед (так чтобы ребенок коснулся руками пола, как при гимнастическом упражнении) кривизна позвоночника может быть заметна невооруженным глазом, для проверки можно провести пальцем по выступающей линии отростков позвонков и убедиться, насколько она отклоняется от прямой. Если эти признаки найдены, необходимо обследование у хирурга или ортопеда.

К счастью, в большинстве случаев сколиоз вполне поддается коррекции – если внимательно следить за развитием ребенка, не откладывать визит к врачу и точно выполнять его рекомендации.

Как делать уроки с младшим школьником?

 

Главное – найдите способ заинтересовать ребёнка учёбой, превратите выполнение домашнего задания в увлекательное занятие, а не в ненавистную повинность (это могут быть игра – соревнование, придуманная вами вместе с ребёнком, игра – путешествие, моральное или материальное стимулирование).
Важно правильно организовать приготовление уроков: составьте с ребенком распорядок дня и активно поощряйте его выполнение; объясните ему, что от того, насколько быстро и хорошо сделает уроки, зависит, сколько времени ему останется для игр и интересных занятий.

· Правильный распорядок дня требует, чтобы после школы ребенок отдохнул, погулял и только после этого начал готовить уроки.

· Желательно, чтобы школьник садился за уроки в одно и то же время.

· Во время выполнения домашнего задания ребёнок не должен отвлекаться: выключите телевизор, компьютер, уберите игрушки со стола.

· Оговорите с ребенком время, за которое он должен выполнить домашнее задание (поставьте перед ним часы).Такой прием поможет научить школьника ценить своё время, не отвлекаться.

· Подскажите ребенку, что выполнять домашнее задание следует по принципу от простого к сложному, от устного задания к письменному (например, по русскому языку сначала надо выучить правило, а потом сделать письменное упражнение).

· Через каждые 15 – 25 минут (в зависимости от возраста школьника) делайте небольшой перерыв, во время которого ребёнок может выполнить несколько физических упражнений для снятия усталости мышц спины, глаз.

· Не устраивайте сцен, если ребёнок ошибся или грязно написал в тетради. Школьник не должен связывать выполнение уроков с неприятными эмоциями. Напротив, чаще хвалите ребёнка за удачно выполненное задание. Терпение, доброжелательный тон – важное условие успешной помощи маленькому ученику.

· Постепенно приучайте ребенка к самостоятельности. Не сидите рядом с ним постоянно. Не спешите давать ему готовый ответ. Лучше подскажите, где искать этот ответ.

· Приучайте ребенка к самоконтролю. Если заметили ошибку в тетради, не торопитесь показывать, где она, тем более не исправляйте. Пусть школьник попробует найти ошибку сам; вы только подскажите, на какой строчке она находится.

· Хорошо подумайте, целесообразно ли нагружать ребенка дополнительными заданиями, заставлять его выполнять домашние уроки сначала в черновике, а потом переписывать в тетрадь. Ребенок переутомляется, нередко начинает учиться не лучше, а хуже. Он теряет интерес к учёбе, которая становится для него скучным и тяжким трудом. Соблюдайте чувство меры!

· Проявляйте искренний интерес не только к отметкам, но и к тому, что ребёнку особенно нравится в школе, какие предметы он любит, а какие нет, какие у него одноклассники, с кем он дружит.

Как научить ребенка делать домашние задания?

 

Вот-вот начнется школа и конечно выполнение домашнего задания. Имеет смысл подготовиться к ним заранее.

Большинство родителей обязательно помогают своим чадам, но степень помощи бывает разной: некоторый только контролируют процесс, а иные – выполнят все задания вместе с ребенком, не отходя от него не на шаг. Немногим детям нравится заниматься уроками, тем более, дома. Для того чтобы этот процесс все-таки продвигался, родители используют самые различные методы: объяснения, уговоры, подарки, угрозы обещания и наказания.

 

Почему у детей возникает нежелание готовить уроки?

 

В школе дети находятся в напряжении: вчера проводили опрос, сегодня писали тесты, завтра предстоит контрольная, а еще надо сдать рисунок, рассказать стихотворение, пробежать «стометровку»… Когда ученик приходит домой, он мечтает сбросить с плеч все эти заботы и отдохнуть. Но и здесь бдительные родители целый вечер не спускают глаз, пока все домашние задания не будут готовы. Где же ребенку тогда расслабиться? Необходимо найти оптимальный подход к процессу выполнения уроков, чтобы негативные эмоции свести к минимуму.

 

Составьте план выполнения домашних заданий.

 

Многим детям, которые привыкли в школе к урокам «по звонку», помогает расписание, где четко определено время, когда надо приниматься за работу. Это может быть сразу после возвращения из школы, или после прогулки, или после ужина – решите это совместно с ребенком. Важно строго соблюдать утвержденный режим, что впоследствии избавит вас и вашего ученика от лишних пререканий. В течение отведенного времени ничто не должно отвлекать ребенка (телефонные звонки, мультики и др.), словно он находится в школе на уроке.

 

Установите очередность выполнения.

 

Знакомый вопрос: с чего начать? Некоторые предпочитаю сделать письменные уроки, а потом приступить к чтению устных заданий. Можно быстренько выполнить все легкие, а потом «пыхтеть» над оставшимися трудными задачами, зная, что остальные уроки уже готовы. Еще один вариант – делать «домашку» в той последовательности, в которой уроки располагаются в расписании на завтрашний день. В любом случая, устанавливать очередность нужно для каждого ребенка индивидуально, учитывая его характер и способности.

 

Не сидите над душой!

Не думайте, что без вашего присутствия ребенок перестанет писать или читать. Сначала, вам кажется, что так вы помогаете ребенку: он в любой момент может обратиться к вам за советом. Проходит время, и вы попадаете в зависимость: многие дети перестают работать, когда родитель отходит от ребенка, и не посвящает ему полностью все свое внимание. Это очень вредная «привязанность», ведь в школе над каждым не стоят учителя. Пусть ваш ребенок начнет делать все самостоятельно, не волнуйтесь, если ему нужна будет помощь – он к вам обратится. Проверяйте готовые уроки.

Многие дети очень волнуются, что принесут в школу работу с ошибками или забудут что-то сделать. Проверяя выполненные домашние задания, вы успокоите себя и придадите уверенность ученику. У ребенка будет чувство завершенности, а вы убедитесь, что он усвоил пройденный материал и завтра будет готов «впитывать» новые знания. Сначала возьмитесь проверять те уроки, которые сделаны правильно, похвалите исполнителя, отметьте то, что он справился с заданием сам и без ошибок. Это будет прекрасным стимулом для ребенка и придаст ему уверенность в собственных силах. А те задания, где обнаружатся ошибки, предложите ученику самому их найти и исправить. Ребенок должен попытаться, ведь ему захочется подтвердить свое умение работать самостоятельно, а вы можете его только слегка направить. Если вашему школьнику трудно выполнить сразу все целиком, а потом смочь найти допущенные ошибки, разбейте задание на части и проверяйте поэтапно. Положительная сторона такого подхода еще и в том, что когда ошибка обнаружится сразу, то не придется переделывать все задание.

Домашние занятия не могут длиться весь вечер.

 

Когда ребенок сидит над домашним заданием несколько часов подряд, он, конечно, устанет и это скажется на качестве выполнения уроков. Если видите, что какая-то задачка не дается ему сейчас, то предложите сделать перерыв или сменить предмет – пусть пока прочитает задания по литературе, а после можно вернуться к математике.

Почему же происходит затягивание времени, отведенного на приготовление уроков?

Во-первых: выясните, насколько хорошо ребенок понял новый материал, пройденный в школе. Во-вторых: он может просто тянуть время и ждать, что вы, в конце концов, не выдержите и сделаете уроки вместе с ним (или за него). Но немало случаев, когда ребенку тяжело дается обучение в целом и он не состоянии справиться с таким объемом заданий. Тогда вам придется посоветоваться с педагогом или обратиться за помощью к репетитору.

 

Как заниматься с первоклассником, пока нет домашних заданий?

 

Очень многие ответственные и заинтересованные родите­ли беспокоятся, что в 1-м классе нет домашних заданий, и поэтому сами стараются нагрузить ребёнка: проводят дик­танты, заставляют решать примеры, задачи и т. д. Делать этого не стоит. Помните, что главное в 1-м классе — не сформировать какие-то навыки ребёнка, а развить пси­хологические функции, необходимые для продуктивной учебной деятельности, научить учиться, сохранить и укрепить желание ходить в школу.

Вот некоторые советы, как можно заниматься с перво­классником:

Читайте вместе с ребёнком по очереди детские кни­ги (сначала вы читаете большую часть текста, а потом по­степенно передаёте «пальму первенства» ребёнку). Главная ваша задача — не «натаскать» первоклассника на быстрое чтение, а привить ему интерес к самому этому процессу.

Не заставляйте ребёнка писать бесконечные строч­ки букв, ведь он ещё не умеет правильно писать. А если вы просите ребёнка многократно повторить написа­ние какой-либо буквы, то его рука «запомнит» именно та­кое — неправильное — написание этой буквы. Лучше зай­митесь лепкой, рисованием букв, конструированием их из проволоки. Подобные занятия способствуют запоминанию зрительного образа буквы и развитию мелкой моторики.

Математикой занимайтесь практически, исполь­зуя любые жизненные ситуации. Например, для закрепления навыков счёта сосчитайте вместе с ребёнком сту­пеньки лестницы в вашем подъезде, деревья под окном и т. п. Составляйте условия задач (или просите ребёнка их придумать) из конкретных вещей и предметов, которые можно увидеть на улице, в квартире и т. д. Например, стоя у дороги, можно «увидеть» следующую задачу: в одну сто­рону едут 3 машины, а в другую — 5 машин. Сколько все­го машин едет по дороге? На сколько больше машин едет в одну сторону, чем в другую?

Постоянно обращайте внимание ребёнка на явления и закономерности окружающего мира. Не заставляйте первоклассника заучивать параграфы из учебника по окру­жающему миру. Лучше беседуйте с ним обо всём, что при­влечёт его внимание: «Почему осенью деревья сбрасывают листву? Как устроен компьютер?» И чем больше таких во­просов задаёт ребёнок, тем лучше.

Развивайте воображение, фантазию ребёнка: пустьон нарисует, скажем, своё настроение, сказочную птицу или придумает свою сказку с такими, например, героями, как ёжик, Красная Шапочка, Баба Яга и др.

Мастерите вместе с ребёнком то, что ему интерес­но, и то, что вы сами умеете и любите.

Приветствуйте успехи ребёнка и принимайте его не­удачи. Будьте с ним рядом всегда и везде, доверяйте ему.

 

 

Каковы преимущества и недостатки группы продлённого дня?

 

Преимущества. Группу продленного дня ребенок посещает во второй половине дня, после уроков. Здесь он находится под присмотром квалифицированного воспитателя, имеет полноценный горячий обед, обязательно погуляет в хорошую погоду, сможет посетить различные кружки и спортивные секции (в зависимости от возможностей школы), приготовит уроки под руководством педагога, поиграет с одноклассниками, просто пообщается с ними во внеурочное время. Если вам приходится выбирать между группой продлённого дня и тем, что ребёнок будет находиться один дома до вечера, то, пожалуй, стоит выбрать первое. Вы будете гораздо спокойнее работать, зная, что ваш ребёнок защищён от различных неприятностей.

Недостатки. Группа продлённого дня чаще всего состоит из 20 – 25 человек, это почти что класс. Ребёнок вынужден находиться в детском коллективе (иногда очень беспокойном, конфликтном) целый день. Нервная система младшего школьника, особенно первоклассника, испытывает огромные нагрузки. Многие дети (в зависимости от типа нервной системы, темперамента) устают к концу первой половины дня, перевозбуждаются от учебной деятельности, различных эмоций. Они становятся плаксивыми, раздражительными, неуправляемыми. После уроков им необходимо сменить обстановку, побыть в тишине, заняться тихими играми в одиночестве, что вряд ли достижимо в группе продлённого дня.

Поэтому, если у вас есть возможность забирать ребенка после уроков или хотя бы после обеда, обязательно ее используйте. Таким образом, вы оградите нервную систему ребёнка от лишних стрессов и психических нагрузок.

Каким должен быть режим дня младшего школьника?

Соблюдение режима дня помогает ребёнку справиться с учебной нагрузкой, способствует укреплению его здоровья, защищает его нервную систему от переутомления.
Продолжительность сна детей младшего школьного возраста колеблется в пределах 10-12 часов. Даже незначительное, но систематическое недосыпание вредно сказывается на самочувствии и здоровье ребёнка. При организации сна следите, чтобы ребёнок ложился и вставал в определённое время (например, в 7:30 встаёт, значит, должен лечь спать в 20:30). Приучайте его выполнять все положенные перед сном гигиенические процедуры, не разрешайте активных игр, не давайте плотного ужина, кофе, крепкого чая. В помещении, где засыпает ребёнок, создайте спокойную обстановку: выключите яркий свет и телевизор, прекратите громкие разговоры.

Утренняя гимнастика способствует вхождению в ритм рабочего дня. Проводиться она должна не от случая к случаю, а регулярно. Организуйте спортивный уголок, приобретите специальный инвентарь, включите ритмичную музыку, сами выполните несколько упражнений, и тогда зарядка для ребёнка скоро станет приятной привычкой.

При организации питания ребёнка обращайте внимание не только на качество и калорийность пищи, но и на правильный режим питания, то есть приём пищи в течение дня в строго определённое время. Ребёнка 7-10 лет рекомендуется кормить не реже четырёх раз в день, примерно через каждые 3-4 часа.

 

Каким должен быть домашний завтрак младшего школьника?


Известно, что школьники, которые получают полноценный завтрак дома, лучше учатся, реже страдают от избыточного веса и простудных заболеваний.
Завтрак для ребенка должен обязательно включать фрукты, зерновые и молочные продукты! Есть определенные продукты, стимулирующие умственную деятельность школьника. Например, для поддержания работы мозга необходима глюкоза, которая содержится в чае, шоколадных конфетах. Актуален в школьном рационе витамин В6 (витамин памяти), помогающий быстрее думать, концентрирующий внимание). Содержится в макаронах из твердых сортов пшеницы, бананах, картофеле, орехах.

Витамин F избавляет от рассеянности. Содержится в зелени, капусте.
Магний помогает справиться с бессонницей, тревожностью, стрессами. Его много в плавленом сыре, картофеле, молоке. Для того, чтобы ребенок позавтракал с аппетитом, примените фантазию. Например, обычную кашу украсьте горстью свежих ягод или из кусочков фруктов выложите на тарелке смешного человечка. Попробуйте приготовить ребёнку на завтрак следующие блюда:
Макаронный салат. Разноцветные макароны твердых сортов отварить, откинуть в дуршлаг, остудить. Маслины без косточек нарезать колечками, смешать с макаронами. Добавить зеленый горошек. Посолить по вкусу. Полить оливковым маслом или заправить майонезом.

Каша «С добрым утром!». К геркулесовым хлопьям добавить свежие фрукты, сухофрукты, орехи, семечки. Залить кипящим молоком, подержать на огне 1 – 2 минуты, закрыть крышкой, дать настояться. Через 3 – 5 минут каша готова. Добавить по вкусу мёд, сахар, соль, сливочное масло.

Утром он должен получать горячий завтрак. Обед - в строго определённое время, обязательно с первым блюдом. Ужин должен быть лёгким, и давать его следует за 1-1,5 часа до сна. В школе ребёнок обязательно должен получать горячий завтрак, а не булочку с чаем, при продлённом дне - завтрак и обед. Постоянно напоминайте ребёнку, что нужно мыть руки перед едой, не есть немытых фруктов и овощей, кушать аккуратно, тщательно пережёвывая пищу.
Отдых должен быть активным. После нескольких часов работы за школьной партой ребёнку необходимы пребывание на свежем воздухе и подвижные спортивные игры, прогулка желательна и после выполнения домашних заданий.
В режиме дня должны быть предусмотрены строго определённые часы для выполнения домашних заданий. Для второклассника это время не должно превышать одного часа, для третьеклассника - полутора часов, для четвероклассника- двух часов.

Оптимальное времядля выполнения домашних заданий: 15:00-17:00.

Не забудьте включить в режим дня школьника посещение кружков или спортивных секций, выполнение домашних поручений.
Чтобы ребёнок привык соблюдать режим дня, составьте его вместе с ним. Согласуйте все требования, в первые недели помогайте ему осваиваться, не поощряйте необоснованного невыполнения режима и обязательно хвалите ребёнка за его старание, прилежание.
Универсальные советы:

· Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если «вчера предупреждали».

· Не торопите, умение рассчитать время - ваша задача, и если это вам плохо удается, то вины ребенка в этом нет.

· Не отправляйте ребенка в школу без завтрака; до школьного завтрака ему придется много поработать.

· Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «смотри не балуйся», «веди себя хорошо», «чтобы сегодня не было плохих отметок» и т. п. Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов. У него впереди трудный день.

· Забудьте фразу «Что ты сегодня получил?». Встречайте ре­бенка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу во­просов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться чем-то, не отмахивайтесь, не откладываете на потом, выслушайте, это не займет много времени.

· Если видите, что ребенок огорчён, но молчит, не допытывай­тесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам..

· Выслушав замечание учителя, не торопитесь устраивать взбучку и постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происхо­дил без ребенка.

· После школы не торопите садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора доспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовле­ния уроков с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра придется все начинать сначала.

· Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15-минутные «переменки».

10. Во время приготовления уроков не сидите «над душой»,дайте возможность ребенку работать самому, но уж если нужна наша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «давай разберемся вместе», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

11. В общении с ребенком старайтесь избегать условий. «Если ты сделаешь, то..,». Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

· Найдите (постарайтесь найти) в течение дня хотя бы полчаса, когда вы будете принадлежать только ребенку, не отвлекайтесь на домашние заботы, телевизор, общение с другими членами семьи. В этот момент важнее всего его дела, заботы, радости и неудачи.

· Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учи­телем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

· Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое состояние. Чаще всего это объективные показа­тели утомления, трудности учебы.

Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим «Ты уже большой» 7-8-летнему ребенку) любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся задень и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра - новый день, и мы должны сделать всё, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.

Как помочь ребенку учиться?

Надо ли обучать чтению до поступления в школу?

НАДО! Чем раньше ребенок начинает читать, тем больше ему нравится это делать и тем лучше он справляется с чтением.
Ученые приводят ряд причин, по которым следует учить ребенка читать, начиная даже не с дошкольного возраста, а с самого раннего детства:

· Дети гиперактивны, любознательны. Если ребенку в 7 лет предоставить возможность утолить жажду знаний, гиперактивность снизится, что предохранит его от травм и позволит изучать окружающий мир более успешно.

· Почти все дети в возрасте «от 2 до 5» обладают уникальными способностями, в том числе умением впитывать знания. Всем известна та легкость, с какой маленькие дети запоминают новую и порой даже непонятную им информацию.

· Научившись читать в раннем возрасте, ребенок умеет освоить гораздо больше информации, чем те из сверстников, кто был лишен такой возможности. Если он рано научился читать, то в 1 классе ему по силам будет тот материал, который обычно дают детям в возрасте до 12 лет.

· У детей, научившихся рано читать, способность к пониманию развита гораздо лучше. Они к моменту поступления в школу читают уже не по слогам, не понимая смысла прочитанного, а выразительно, целыми словами.

· Тот ребёнок, который научился рано читать, любит чтение. Многие родители считают, что детям, которые уже умеют читать, в 1-м классе будет скучно. Утверждать, что чем больше дети знают, тем больше они будут скучать, то же самое, что утверждать, будто дети, которые ничего не знают, будут всем интересоваться и забудут о скуке. Если в классе не интересно, то скучать будут все. Если же интересно, то заскучают лишь те, кто не способен ничего понять. И ещё один любопытный факт: когда ребёнка учат читать в домашних условиях, успех – стопроцентный, вне зависимости от использованной методики.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ! Обычно лучшие ученики любого класса – это хорошо читающие дети.

Большинство младших школьников любят читать, но са­ми выбрать книги не могут, поэтому важно, чтобы взрослые помогали им в данном вопросе. При выборе книг для своего ребёнка следите, чтобы они соответствовали его возрасту, были разнообразной тематики (сказки, рассказы о приро­де, о детях, стихи, приключения, научно-познавательная литература и др.) и обязательно учитывайте индивидуаль­ные интересы своего сына или дочери. Также обращайте внимание на иллюстрации. Они должны быть яркими, «говорящими», то есть отражающими содержание произ­ведения. При чтении книг с рисунками можно попутно за­давать ребёнку вопросы типа: «К какому эпизоду подходит этот рисунок?», «Что художник изобразил, на твой взгляд, правильно, а что — неправильно?» Совместное рассматри­вание иллюстраций подтолкнёт маленького читателя к дальнейшему чтению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.