Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие методические рекомендации по изучению дисциплины




Изучение истории в высшем учебном заведении это реакция на актуализацию в современных условиях потребности в широко образованных специалистах, способных подготавливать и принимать решения стратегического характера. А для этого необходимо понимать и уметь анализировать те или иные социально-экономические и политические ситуации, понимать историческую специфику.

Историческая наука представляет собой фундамент, необходимый для успешного освоения других гуманитарных и обществоведческих дисциплин, основами которых должен владеть специалист с высшим образованием. Ориентация в мире исторической науки позволит вам легче усвоить философию, социологию, культурологию, политологию и др.

История изучалась в школе в значительном объеме, поэтому студенты должны понимать, что задача короткого курса истории в вузе заключается не в пересказе школьного материала. Подразумевается, что студенты владеют достаточным объемом фактического материала. В том случае, если вы сомневаетесь в своих базовых знаниях или знаете, что у вас имеются пробелы, вам придется больше времени уделять самостоятельной работе, наверстывая упущенное. В разделе «Материалы для проведения текущего, промежуточного и итогового контроля» вы найдете тест на оценку базовых знаний студентов, приступающих к изучению истории. Ответив на вопросы теста, вы сможете объективно оценить свои знания.

Курс истории в высшей школе рассчитан на активизацию ассоциативного мышления и строится на основе проблемного восприятия данных. На основе своих школьных знаний вы освоите принципы научного мышления, способы моделирования социально-экономических ситуаций прошлого.

Дисциплина предполагает самостоятельную работу с учебной литературой, историческими источниками. При изучении истории необходимо выработать навыки конспектирования учебных пособий и исторических источников в тетради. Для лучшего усвоения материала необходимо вести глоссарий – словарь терминов и понятий с их определениями.

Дисциплина состоит из лекционных и практических занятий. Лекции – это форма учебного занятия, цель которой состоит в рассмотрении теоретических вопросов излагаемой дисциплины в логически выдержанной форме. На лекциях преподаватель познакомит вас с основными проблемами истории, основываясь на принципе историзма. Все лекции необходимо конспектировать, так как они являются звеном, связывающим вас с учебником, историческими источниками и подготовкой к практическим занятиям.

Готовиться к практическим занятиям необходимо систематически и составлять подробный конспект по каждой теме. После усвоения материала по теме нужно ответить на вопросы для самопроверки и ответить на вопросы тестов. Это способствует лучшему пониманию и закреплению знаний.

Таким образом, самостоятельная работа студентов нацелена на формирование навыков исследовательской работы. Для достижения результата необходимо:

- конспектировать исторические источники,

- конспектировать лекции,

- учебную литературу,

- запоминать и анализировать законспектированный учебный материал,

- научиться делать обзор научных публикаций по определенной тематике и готовить заключение, сформировав собственное мнение на основе изученных источников информации,

- после изучения темы отвечать на вопросы для самопроверки и работать с тестами.

Самостоятельная работа должна носить систематический характер и студент должен быть готов к промежуточному контролю знаний, который может осуществляться проведением тестирования, экспресс-опросом на семинарских занятиях.

Следует помнить, что все темы являются в равной степени важными. Нельзя приступать к изучению следующих тем, не изучив предыдущие.

Указания по изучению различных разделов дисциплины

1. Введение. История как наука. Предмет истории как науки: цель и задачи её изучения.

Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Основная задача истории - сформировать историческое сознание, т.е. совокупность представлений человека и общества в целом о своём прошлом, прошлом своей страны и всего человечества. История как наука имеет свой предмет изучения - это исторический процесс, то есть общественное развитие - в его конкретно-историческом проявлении.

Метод - способ изучения и познания предмета данной науки. Методы исследования: хронологический, синхронный (метод исторических параллелей), диахронный (сравнительно-исторический), статистический, проблемный, метод экстраполяции и другие. Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках).

2. Становление Древнерусской государственности

Приступая к изучению данной темы необходимо проанализировать античное наследие в эпоху Великого переселения народов, рассмотреть точки зрения на проблему этногенеза восточных славян, вспомнить, что становление Древнерусского государства относится к 862 году (призвание варягов). Становление и развитие Древнерусского государства, расширение его границ это 862 – 1054 гг., когда формируется социальная структура государства. Особую роль в управлении государством играло вече. Христианизация страны произошла в результате крещения Руси Владимиром I в 988 г. Геополитическое положение государство определяли: Византия, тюрки-кочевники, отношения с европейскими государствами. В XI – начале XIII в. процесс эволюции древнерусской государственности завершился периодом политической раздробленности. Важным этапом стал 1097 г. съезд князей в Любече. Древнерусская культура делится на два периода: языческая и христианская.

3. Средневековая Русь середины XIII – XVII в.

В этот период происходят социально-политические изменения в русских землях. Князья недооценили опасность с востока Русь и Орда: проблемы взаимоотношений и взаимовлияния. Возвышение Москвы. Особенности формирования единого Российского государства конца XV – XVII в. Наследие Золотой Орды: этатизм, закрепощение подданных и т.д. Формирование сословной системы организации общества и самодержавной власти. Кризисные явления московской государственности рубежа XVI – XVII в.: смута или гражданская война в России. Средневековая русская культура XIII – XVII вв.

Россия в XVIII веке: становление российского абсолютизма и начало модернизации.

Западная Европа и Россия: переход от традиционного к индустриальному обществу. Столкновение ценностей традиционализма и модернизации: реформы Петра I. Реформы Петра I стали своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. Эпоха реформ охватывает первую четверть XVIII в. Для ускорения экономического развития страны требовались прочные связи с европейскими государствами, а для этого необходимо было обеспечить выход в Балтийское море. Для решения этой задачи Петр создал сильную армию, флот, промышленную базу и совершенствовал систему управления страной. При Петре завершилось формирование абсолютизма в России. Абсолютная монархия – монархическая форма правления, характеризующаяся юридическим сосредоточением всей полноты государственной власти в руках монарха, опирающегося в управлении государством на разветвленных бюрократический аппарат. Эпоха реформ сменилась временем политической нестабильности с 1725 по 1762, вошедшим в истории под названием «эпоха дворцовых переворотов». Первая попытка ограничения самодержавия относится к 1730 г., когда анне Иоанновне члены Верховного тайного совета предъявили «кондиции». Однако эта попытка потерпела неудачу.

Эпоха «Просвещенного абсолютизма» Екатерины II. «Просвещенный абсолютизм» -политика укрепления власти дворян в условиях развития буржуазных отношений, стремление к «всеобщему благу», использование идей Просвещения для укрепления власти императора. Основные направления и итоги внешней политики России в XVIII в.: отвоевание выхода к Балтийскому морю при Петре I, Северного Причерноморья при Екатерине II, возвращение Западнорусских земель по итогам разделов Речи Посполитой, участие в борьбе против Французской революции. Культуру России XVIII в характеризует модернизация и европеизация, определившие особенности историко-культурного процесса. Дальнейшее обмирщение и утверждение нового взгляда на человеческую личность.

Россия в XIX веке: нецикличный характер российской модернизации.

Российское государство в системе мировых связей: международные дипломатические и внешнеэкономические отношения; участие России в войнах и расширение государственной территории (войны с наполеоновской Францией и их итоги; присоединение Кавказа по итогам русско-турецких и русско-иранских войн; присоединение Средней Азии).

В этот период начинается становление индустриального общества в России. Внутренняя политика Александра I отличалась противоречивостью. Начало царствования Александра I характеризовалось стремлением к либеральному реформаторству. Однако, эти начинания ни в чём не коснулись устоев государства - самодержавия и крепостного права. Было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты. Некоторое время на Александра влиял реформатор М.М.Сперанский. После Отечественной войны 1812 года внутренняя политика Александра I потеряла прежний либеральный налёт. По его инициативе создаётся "Священный союз", объединивший европейских монархов для борьбы с революционным движением в Европе. Политика Николая I в области управления характеризовалась укреплением полицейско-бюрократического аппарата управления. Проведение принципа централизации рассматривалось как важнейшее средство укрепления самодержавия и противодействия расшатывающим его устои процессам. Николай сосредоточил в своих руках решение как общих, так и частных дел, нередко минуя при этом соответствующие министерства и ведомства.

«Великие реформы» Александра II. Особенности российской модернизации, формирования гражданского общества и правового государства. Реформы 1860-х – 1870-х гг.: 1861 – Манифест об отмене крепостного права. Крестьяне получали личную свободу и землю за выкуп; 1 864 – введено местное самоуправление - земство. Земства руководили школами, медициной, решали хозяйственные вопросы; 1864 - проведена судебная реформа. Судебный процесс стал открытым. Приговор выносили присяжные заседатели; 1870 – городская реформа. Созданы городская дума и управы, решавшие коммунальные вопросы. Управлял системой городской голова. 1874 – военная реформа. Введена всеобщая воинская повинность.

Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX в.: восстание декабристов, философические письма Чаадаева, западники и славянофилы, народничество, распространение марксизма в России.

Культура России XIX века и ее вклад в мировую культуру. Общая тенденция этого периода – растущая демократизация культуры, охват просвещением все более широких слоев населения. Разночинные слои общества становятся творцами русской культуры, задавая ее новые мотивы и тенденции. Рост и развитие научных исследований обусловлен обширной деятельностью государства по институциализации науки при активной общественной инициативе, выражаемой в создании многочисленных научных обществ.

Россия в конце XIX – начале XX века: реформаторская инициатива и революции.

В конце XIX - начале XX в. мировое общество вступило в новую фазу своего развития. Капитализм достиг в передовых странах империалистической стадии. Основные черты империализма: монополии, сращивание промышленности с банками и образование финансового капитала, наряду с вывозом товаров приобрел широкий размах вывоз капиталов (в форме государственных займов или прямых вложений в экономику);
возникновение монополистических союзов; обострение борьбы между ведущими странами мира за рынки сбыта, что привело к ряду локальных воин, а затем к первой мировой войне.

Россия относилась к странам второго этапа развития капитализма. Особенностью российской экономика была ее многоукладность: частновладельческий, полунатуральный и мелкотоварный уклад. Противоречивость экономического развития заключалась в сочетании высокоразвитой промышленности и финансово-банковской системы с отсталым аграрным сектором.

Политическое развитие России на рубеже веков определялось: борьбой реформаторов (С.Ю.Витте) и традиционалистов (В.К.Плеве), остро стоявшим крестьянским вопросом, рабочим вопросом.

Затем обозначить причины революции 1905-1907 гг.: отсутствие политических свобод, нерешенный аграрный вопрос, ухудшение положения рабочих из-за экономического кризиса 1900-1903 гг., национальный вопрос, поражение в русско-японской войне 1904-1905, деятельность революционных организаций. Этапы революции: 1. январь – сентябрь 1905, 2. октябрь – декабрь 1905, 3. январь 1906 – июнь 1907. Необходимо изучить методы революционной борьбы и меры, предпринимаемые властью для подавления революции. Затем выявить итоги революции и подумать о ее значении для России.

Манифест 17 октября 1905 г. подписан Николаем в разгар октябрьской политической стачки и означал, что власть пошла на уступки. Основные политические партии, участвовавшие в политической жизни России: «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела», «Союз 17 октября», «Конституционно демократическая партия», РСДРП, партия социалистов-революционеров.

Реформа П.А. Столыпина: в 1906, 1910 и 1911 годах были изданы указы: каждый крестьянин мог взять надел в собственность, мог свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства, переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства

Основные направления внешней политики России на рубеже веков: Западное - отношения с Англией, Францией, Германией. С конца 1880-х гг. союзником России в Европе стала Франция. С Англией Россия соперничала за влияние в Иране и Афганистане, с Австро-Венгрией — за влияние на Балканах. Южное - отношения с Турцией, Ираном. Россия вела борьбу за черноморские проливы и старалась укрепить свое экономическое и политическое влияние в Азии. Дальневосточное - отношения с Китаем, Японией. Особенно активными становятся действия русской дипломатии с начала 1890-х гг. Это было связано с обострением борьбы великих держав за сферы влияния в Китае.

Культура рубежа веков вошла в историю под названием «серебряный век».

Советская эпоха Отечественной истории

Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революции 1917 г. Русская революция 1917 г. явилась следствием переплетения двух кризисов – общемирового и российского. Обратите внимание на те политические события, которые определили содержание и ход революционного процесса от февраля к октябрю. Самыми важными событиями были: отречение Николая II от престола 2 марта 1917 г., образование двоевластия в стране, раскол общества на сторонников буржуазного пути развития и приверженцев радикально-революционных действий. Альтернативы, стоявшие перед Россией в 1917 г.: эволюционное буржуазное развитие (сторонники кадеты, эсеры, меньшевики), военная диктатура (попытка Корнилова Л.Г. совершить государственный переворот), диктатура пролетариата (большевики). Захват власти большевиками вылился в Гражданскую войну. 30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании СССР.

Социально-экономические преобразования в 20-е - 30-е гг.: 1. политика военного коммунизма – 1918 – 1920 гг., 2. новая экономическая политика – март 1921 – 1927 (1929) гг., 3. индустриализация и коллективизация – 1928/1929 – 1937 гг. Подводя итоги следует понимать, что если в экономике сталинская модернизация привела к определенным успехам, то в социально-политической сфере она вылилась в тоталитаризм. Тоталитаризм – политический режим, имеющий следующие признаки: единая официальная идеология, однопартийная система, сращивание партийного и государственного аппаратов, монополия власти на средства массовой информации, система полицейского контроля за всеми сферами жизни людей.

Особенностью внешней политики 1920-х гг. стала борьба за преодоление международной изоляции и признание СССР на международной арене. 1924 г. вошел в историю под названием «полоса признаний». В 1930-е гг. СССР оказался перед проблемой поиска союзников в связи с нарастанием напряженности в Европе и приходом к власти в Германии Гитлера. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе потерпели неудачу, следствием этого стало сближение СССР и Германии.

Великая Отечественная война. Периодизация: 1. Начало Великой Отечественной войны и расширение масштабов Второй мировой войны (лето 1941 — осень 1942 г.). 2.Коренной перелом в ходе войны (конец 1942—1943 г.). 3.Завершение Великой Отечественной и Второй мировой войны (1944—1945 гг.).

Внешняя политика с 1946 г по 1991 г получила название «холодная война». Попытки осуществления политических и экономических реформ в середине 50-х – 60-х гг. XX в: «Оттепель». После смерти Сталина ЦК КПСС возглавил Н. С. Хрущёв, правительство— Г.М.Маленков, в 1955-1957 гг. — Н. А Булганин. Основное внимание необходимо сосредоточить на XX съезде КПСС, где прозвучал доклад Хрущёва о культе личности Сталина. В 1961 г. XXII съезд КПСС объявил курс на построение коммунизма к концу XX в. В октябре 1964г. он был смещен с поста Первого секретаря ЦК КПСС и председателя Совета Министров СССР.

После смещения Н. С. Хрущева страной последовательно руководили: в 1964-1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, в 1982-1984 гг. — Ю. В. Андропов, 1984-1985 гг. — К. У. Черненко. Главы правительства (Совета Министров) — A. Н. Косыгин (1964-1980) и Н. А. Тихонов (1980-1985). Это время позже стали называть периодом «застоя» В 1977 г. принята новая Конституция, закреплявшая главенство КПСС (партия по 6-й статье считалась руководящей и направляющей силой общества) при формальной демократии. Критика сталинизма была свернута. В 1965 г. под руководством Косыгина началась экономическая реформа (ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства с широкими полномочиями, расширение самостоятельности предприятий; отчет по проданной, а не выпущенной продукции; материальное поощрение передовиков и др.). Подумайте, почему эта реформа не имела успеха. Основным источником доходов СССР стал экспорт сырья (рост жизненного уровня в 1960-1970-х гг. был обусловлен во многом мировым ростом цен на нефть). Уровень жизни населения (особенно городского) вырос. К концу 1970-х гг. проявилось отставание в экономике. Попытки улучшить командно-административную систему без использования принципов рыночной экономики были обречены на провал.

К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы. В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил о начале «перестройки и ускорения». Расширилась самостоятельность предприятий, но ослабление централизации в системе, которая без нее не работала, и в таких условиях промедление с созданием рыночной системы привело в 1990-1991 гг. к развалу экономики.

Гласность, т.е. свобода слова. Возобновилась реабилитация жертв сталинского режима. В 1989 г. начал работу I съезд народных депутатов СССР, избранный на альтернативной основе (прежде выдвигался лишь один кандидат). В ходе выборов возникло антикоммунистическое движение «Демократическая Россия», объединившее сторонников переустройства страны по западному образцу. На съезде они организовали фракцию «Межрегиональная депутатская группа». Её деятели возглавили с 1990 г. столичные города: Г. X. Попов — Москву, А. А Собчак — Ленинград (Санкт-Петербург).

В 1990 г. введены должности президента СССР (им стал Горбачёв) и РСФСР (член «Демократической России» Б. Н. Ельцин). Сторонники сохранения прежней системы (вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны СССР Д. Т. Язов и др.) попытались устроить переворот, ввели 19 августа 1991 г. в Москву войска и объявили чрезвычайное положение, но уже 21 августа потерпели провал и были арестованы.

В 1991 г. лидеры ряда союзных республик добились от Горбачёва согласия на новый союзный договор, расширявший их власть. Переговоры прервал августовский путч 1991 г. В декабре 1991 г. руководители РСФСР (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич), заключили Беловежские соглашения, прекратившие существование СССР.

Советская культура середины – второй половины XX в. характеризуется понятием «соцреализм».

Современная Россия: основные проблемы развития

Первым президентом России был избран в 1991 г. Б. Н. Ельцин, вице-президентом — А. В. Руцкой. Сохранялись съезд народных депутатов и Верховный Совет РСФСР (председатель — Р. И. Хасбулатов). В 1992 г. начались экономические реформы (под руководством Е. Т. Гайдара): либерализация цен, приватизация. Жизненный уровень большинства населения упал.

Весной 1993 г. началась борьба за власть между президентом Ельциным и Верховным Советом, приведшая к роспуску последнего 21 сентября 1993 г. В декабре 1993 г. на референдуме была принята новая Конституция России. Должность вице-президента была упразднена. Создан законодательный орган — двухпалатное Федеральное Собрание (верхняя палата — Совет Федерации, нижняя — Государственная Дума).

В 1996 г. Ельцин был переизбран на второй срок, а в 2000 г. президентом стал В. В. Путин.

Был образован Союз независимых государств, куда вошли 11 республик бывшего СССР (кроме стран Прибалтики и Молдавии). Правопреемником СССР признана Россия.

В 1992 г. Россия и США подписали соглашение о прекращении «холодной войны». В 1994 г. закончился вывод наших частей из Восточной Европы.

Подписан договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). В 1996 г. Россия вошла в Совет Европы. Важная проблема в отношениях с Японией — 4 российских острова Курильской гряды, на которые претендует Япония и вопрос о которых юридически не решён со времён Второй мировой войны.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.