Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По способу передачи верховной власти монархии делятся на традиционные (династические), электоральные (выборные), персонально-волевые и смешанные. 2 страница




Кроме того, цари входили в состав герусии (совета старейшин), 28 членов которой были пожизненно выборными должностными лицами из числа полноправных спартиатов, достигших 60-ти летнего возраста. Герусия коллегиально рассматривала все вопросы, выносимые на обсуждение в народное собрание (апеллу).

Вместе с тем, за царями следили 5 эфоров, особых должностных лиц, избиравшихся народным собранием на пять лет. Каждые 8 лет они проводили гадание по звездам, в результате которого архагеты могли быть преданы суду или смешены с трона.

Современным примером коллегиальной монархии являются ОАЭ. В этой стране функции главы государства осуществляются совместно Высшим федеральным советом, состоящим из семи эмиров и заседающим четыре раза в год и президентом. Последний избирается Высшим федеральным советом из своего состава сроком на пять лет и является его председателем. Каждый эмир в совете имеет один голос, причем наследственным правителям крупнейших эмиратов ОАЭ – Абу-Даби и Дубаи – принадлежит право абсолютного вето.

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод о том, что ограниченная монархия подразделяется на конституционную, дуалистическую и коллегиальную. Остальные же подходы к градации данной категории не выдерживают критики, ибо они смешивают основания идентификации видов ограниченной монархии, зачастую, отождествляя, их друг с другом.

Поэтому логически следует переместить акцент исследования на неограниченную монархию, которая в деспотическом варианте, есть ни что иное, как всеобщее рабство перед одной персоной (пример тому – Древний Восток: Ассирия, Персия, Египет и др.), а в абсолютистском – всевластие бюрократического аппарата с его доминирующим аристократическим началом. При абсолютизме монарх выступает как часть государственной машины, олицетворяя собой главного чиновника, что не возможно при деспотизме, основа которого сакральный идеал, и самодержавии, строящимся на принципах религиозной морали и народном доверии. Но самодержавная монархия – всегда лишь абстрактный образ безраздельной власти нравственного начала, который пока еще не удалось воплотить в реальности.

В современных условиях абсолютная монархия существует в Саудовской Аравии, Омане и других мусульманских странах. Такие государства, как правило, имеют октроированные конституции, не ограничивающие власть королей, эмиров, шахов, калифов и султанов (например, Временная Конституция Катара 1972 года).

Монархи Саудовской Аравии и Омана считаются также высшими духовными лицами, что еще более укрепляет политическую силу царствующих персон. Однако, их власть не безгранична: особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует необязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.

Как уже было сказано выше, самодержавие в чистом виде не существует нигде, но разработка этого идеала занимала умы многих российских мыслителей. Так, опираясь на труды славянофилов, Л.А. Тихомиров писал: «Только по недоразумению думают, что монархия и самодержавие исключают «народную свободу», на самом же деле оно обеспечивает ее более чем всякий шаблонный конституционализм. Только самодержавный царь мог без всякой революции одним своим манифестом освободить двадцать миллионов рабов» (См.: Тихомиров Л.А. Монархическая государственность М., 1998. С. 300; Катков М.Н. Независимость печати (Наша конституция и наши политические обязанности) / Имперское слово. М. 2002. С. 476).

«Говорят, - отмечал он, ссылаясь на слова М.Н. Каткова, - что Россия лишена политической свободы, говорят, что хотя русским подданным и представляется законная гражданская свобода, но что они не имеют прав политических. Русские подданные имеют нечто более чем политические права: они имеют политические обязанности. Каждый из русских подданных обязан стоять на страже прав Верховной власти и заботиться о пользах государства. Каждый не то что имеет только права принимать участие в государственной жизни и заботиться о ее пользах, но призывается к тому долгом верноподданного. Вот наша конституция. Она вся, без параграфов, содержится в краткой формуле нашей государственной присяге на верность … Какое же правительство, не потерявшее смысла может отнимать у людей право исполнять то, что велит ему долг присяги?».

Наряду с классическим подходом, разделяющим монархии по объему полномочий главы государства на ограниченные и неограниченные, для классификации венценосного правления целесообразно применять характеристику порядка коронного правопреемства или престолонаследия. Пользуясь такой методологией, Г. Еллинек описывает два вида монархической формы правления: наследственную и избирательную. Причем, он не отрицает возможности их смешения.

Вместе с тем, данная градация нуждается в уточнении, так как в ее рамках игнорируется степень влияния действующего государя на определение своего преемника.

Исходя из выше сказанного, монархии следует разделить на традиционные (династические), выборные (электоральные), персонально-волевые и смешанные.

В традиционной (династической монархии) верховная власть главы государства передается по наследству в рамках закона или конституционного обычая (например, в Дании, Великобритании, Испании, и т.д.).

В выборной (электоральной) монархии должность государя является выборной. Так, власть Древнеримских царей – рексов была пожизненной, но не наследственной. Согласно историческим свидетельствам, всего в Риме сменилось семь царей. Намеченная кандидатура в государи предварительно обсуждалась в сенате, а затем представлялась народному собранию. Решение народного собрания об избрании нового царя подлежало утверждению в сенате.

В Польше со смертью бездетного Сигизмунда II Августа (1572 г.) угасла династия Ягеллонов. После долгих споров на престол Речи Посполитой был избран французский принц Генрих Валуа. Помимо политических выгод, которые обещал союз с Францией, магнатов и шляхту прельстило то, что у чужака были слабы позиции в Польше и, следовательно, можно было не опасаться самодержавных поползновений с его стороны. Ново­избранного монарха заставили подписать акт, который по его имени стал именоваться Генриховыми статьями. Статьи утвердили принцип ненаследственности королевской власти. Государя избирал особый, так называемый элекционный, сейм, в котором мог, но не был обязан участвовать любой дворянин Речи Посполитой.

В персонально-волевой монархии – глава государства самостоятельно или по согласованию с народом или иным коллегиальным органом определяет своего преемника независимо от династического родства и социального положения. Данный порядок был установлен в России Петром I в 1722 г. Парадокс, но по республиканской Конституции Боливии 1826 г. Пожизненно избранный парламентом президент должен был предложить для утверждения сенаторам кандидата на должность пожизненного вице-президента, который в случае смерти главы государства автоматически становился его приемником. Вице-президент одновременно являлся председателем правительства. В этом качестве он вместе с одним из министров скреплял своей подписью акты президента.

Смешанная монархия сочетает в себе механизмы правопреемства престола присущие традиционному (династическому); выборному (электоральному) и персонально-волевому характеру определения законного государя. Так, в Византии не было наследственного порядка престолонаследия, формально царя избирал сенат, народ Константинополя и армия. Выборы базилевса проходили на ипподроме. Зачастую вопрос о кандидатуре будущего государя решался в процессе борьбы между двумя политическими группировками – партиями (димами): «голубыми», представлявшими интересы сенаторской и муниципальной аристократии, и, «зелеными», объединявшими финансовые интересы торговой верхушки столицы. Но, цари еще при жизни стремились назначить себе преемника в лице сына или иного близкого родственника. В результате около 200 лет царский престол находился в руках Македонской династии (867 – 1056 гг.), длительное время правили и представители династии Палеологов (1261 – 1453 гг.). На Ближнем Востоке в Катаре будущего шейха, например, выбирает семейный совет, который может и не согласиться с действующим правителем. Так, в 1972 г. монарху Ахмеду, так и не удалось сделать наследным принцем своего сына – Абдель Азиза из-за негативной позиции семейного совета. Аналогичный порядок избрания будущего короля коллегией принцев установлен в Саудовской-Аравии. Смешанная монархия существует в Малайзии, где Верховный правитель (Jang di – Pertuan Agong – дословный перевод этого термина с санскрита означает: «один из тех, кто является вождем среди самых выдающихся вождей») избирается на пять лет Советом правителей – органом, состоящим из наследственных правителей возглавляющих девять из тринадцати штатов Малайзии, а также из четырех губернаторов, назначаемых Верховным правителем и не располагающим правом голоса в вопросах выбора главы государства. При выборах верховного правителя действует принцип ротации, т.е. наследные правители поочередно избираются таким образом, чтобы каждый из них имел возможность быть избранным. Повторные выборы того или иного наследственного правителя на пост главы государства, поэтому обычно проводят лишь после того, как каждый из них уже занимал в течение определенного срока данный пост.

Для самых первых выборов Верховного правителя Малайзии был установлен такой избирательный список, в котором монархические штаты располагались в порядке длительности пребывания на престоле их правителя. Затем после каждых очередных выборов избирательный список изменялся таким образом, что штат, правитель которого занимал пост главы государства, переносился в конец списка, и первым кандидатом становился правитель следующего по списку штата. В случае же смены правителя в каком-либо штате этот штат также переносился в конец списка. Наследный правитель не может быть избран Верховным правителем, если он не достиг совершеннолетия, не желает быть избранным или если Совет правителей тайным голосованием большинством в пять голосов решил, что «ввиду психического или физического расстройства или по любой другой причине» данная кандидатура не подходит для осуществления функций Верховного правителя.

В ОАЭ, как уже отмечалось ранее, глава государства также избирается наследственными монархами, возглавляющими субъекты федерации, но в отличие от Малайзии принцип ротации в ОАЭ не применяется, и с момента образования федерации в 1971 г. пост президента, фактически председателя совета монархов, бессменно занимает правитель крупнейшего эмирата Абу–Даби.

Таким образом, следует сделать ряд выводов:

1) выделяя классические типы монархической формы правления: ограниченную и неограниченную монархию; следует проводить логическую дефиницию в каждом из них. На основании этого, внутри неограниченной монархии необходимо вычленить деспотический, абсолютистский и самодержавный вид, а ограниченную монархию разделить: на конституционную, дуалистическую и коллегиальную;

2) рассмотрение монархического конституционализма и парламентской монархии в качестве самостоятельных категорий градации монархической формы правления не целесообразно, так как они зачастую дублируются конституционной монархией, либо дуалистической;

Республика – это исторически сложившаяся форма правления, в которой, верховная государственная власть осуществляется выборными, юридически ответственными, срочными органами в рамках и на основе республиканского правосознания и республиканского правового мышления народа.

Признаками республиканского правосознания являются:

1) механистическое представление о верховной государственной власти, как системе единоличных и коллегиальных органов управления;

2) господство эгалитаристских представлений в обществе, т.е. стремление к социальному равенству;

3) утилитарно-рассудочное восприятие власти, необходимой исключительно для решения материальных потребностей граждан;

4) недоверие главе государства, который, представляется выскочкой, временщиком, нанятым, лишь для управления страной на определенный срок;

5) отрицание всяких авторитетов.

В рамках республиканского правосознания формируются особые стереотипы правового мышления, благодаря которым абстрактные представления о праве материализуются в порядок формирования и функционирования высших органов государственной власти. Так, для республиканского правового мышления характерны:

- выборная легитимация республиканского правления, т.е. обоснование признания права на политическое господство в силу общественного мнения;

- убежденность в возможности ограничения произвола в обществе при помощи правовых норм и разделения властей.

Обобщая сказанное, под республиканским правовым мышлением, следует понимать, разновидность правового мышления, представляющего собой процесс понимания окружающей человека политико-правовой действительности коллегиального правления с помощью выборных технологий и системы разделения или концентрации власти в руках представительных учреждений.

Выделяют четыре вида республиканского правления: президентское, парламентское, президентско-парламентское (смешанное) и советское.

Вместе с тем, данную классификацию целесообразно дополнить ещё двумя видами республик: коллегиальной и плебисцитарной.

Парламентская республика – это форма правления, при которой ведущая роль в осуществлении государственной власти принадлежит парламенту.

В такой республике правительство формируется парламентом и несет перед ним коллективную ответственность за свою деятельность. Как правило, кабинет министров остается у власти пока пользуется поддержкой парламентского большинства, в противном же случае он подает в отставку или через президента добивается роспуска парламента.

Глава государства в парламентских республиках, как правило, избирается парламентом, либо специально образуемой парламентской коллегией. Так, в Италии президент республики избирается членами обеих палат парламента на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В Федеративной Республике Германия Президент избирается федеральным собранием, состоящим из членов бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. В Австрии, например, выборы президента осуществляются населением сроком на шесть лет. Президент Чешской Республики избирается Парламентом на совместном заседании Палаты депутатов и Сената сроком на 5 лет.

Глава парламентской республики наряду с представительством государства на международной арене, обнародует законы, издает декреты, имеет право распустить парламент, назначает главу правительства и возглавляет вооруженные силы страны.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров и т.д.) назначается, как правило, президентом.

Самобытная система парламентской республики существовала в Израиле с 1996 г. по 2001 г. Так, Кнессет – парламент этого государства, выбирал президента сроком на 5 лет, но премьер-министр – глава государства определялся всенародным голосованием, поэтому он мог в любой момент противопоставить себя депутатам. В 2001 г. Закон «О прямых выборах премьер-министра» был отменен и Израиль вновь стал классической парламентской республикой, с той лишь особенностью, что его правительство именуется всемирным. В состав кабинета министров входят представители крупнейших политических партий страны с совещательным голосом, лидеры крупнейших иудейских религиозных общин и профсоюзов, а также представители еврейского международного агентства, имеющие гражданство иных государств. По-существу, это единственное правительство в мире, построенное по модели национальной экстерриториальной пирамиды. Через еврейское агентство, это правительство выходит на все еврейские общины в мире, на все еврейские круги. Посредством религиозного влияния, оно может использовать неформальные рычаги, например, для мобилизации казны Израиля.

Кнессет может в любой момент вынести вотум недоверия правительству, и оно должно уйти в отставку. Парламент нельзя распустить, но депутаты могут принять решение о самороспуске Кнессета. Президент несет политическую ответственность перед парламентом.

Израиль также является уникальным государством в том отношении, что даже один депутат может организовать индивидуальную партию в парламенте. Например, во Франции для образования фракции Национального собрания необходимо не менее 30 его членов, а в Сенате – не менее 14, в Бундестаге ФРГ – 15 депутатов (См. об этом: Воробьев В.П., Чайко И.А. Израильский парламентаризм: Монография / В.П. Воробьев, И.А. Чайко. М., 2006. С. 104).

Индия представляет собой самобытный вариант парламентарной республики, где ведущую роль в жизни страны играют парламент и формируемое им правительство. Парламент Индии состоит из трех частей: президента индии (главы государства); Народной палаты, призванной служить органам общегосударственного представительства; Совета штатов как органа выражения интересов штатов.

Народная палата выполняет роль «нижней» палаты и представляет интересы народа в целом. Ее конституционный состав – 547 депутатов (народных представителей), из которых:

525 избираются от штатов;

20 – от союзных территорий;

2 – назначаются президентом из числа представителей англо-индийской общины.

Из общего числа депутатских мест (547) за отсталыми племенами «бронируется» 38 мест, а за остальными кастами – 78 (то есть резервируется 116 мест, что должно способствовать ликвидации отсталости отдельных слоев населения).

Срок полномочий Народной палаты – 5 лет. Однако в связи с тем, что данная палата может быть досрочно распущена, реальный срок ее полномочий гораздо короче – 1, 2, 3 года.

Народная палата может вынести вотум недоверия правительству. В этом случае либо правительство уходит в отставку, либо президент распускает Народную палату (чаще происходит второе).

Руководящим органом нижней палаты является спикер, который должен быть беспристрастным, для чего выходит из состава партии. Ему помогает заместитель. Спикер обладает широкими полномочиями: толкует регламент палаты, имеет решающее слово при формировании постоянных комиссий, обладает правом наложения дисциплинарных взысканий на депутатов и др. Как и в других странах, в палате создаются партийные фракции, образуются отраслевые постоянные комиссии, создается секретариат палаты, ведущий в основном техническую работу. Каждая партийная фракция имеет своего лидера. Постоянные комиссии также избирают свое руководство (при этом сказывается значительное влияние спикера).

Совет штатов играет роль «верхней» палаты, представляет интересы штатов, формируется штатами и не может быть распущен; избирается путем косвенных выборов. 232 из 244 членов Совета штатов избирается на 6 лет выборными членами законодательных собраний штатов и союзных территорий, остальные 12 членов назначаются президентом из числа лиц, имеющих особые заслуги а области литературы, искусства, науки или общественной деятельности. Совет штатов подлежит ротации: его состав обновляется на 1/ 3 каждые два года. Руководит заседаниями Совета штатов вице-президент, но роль его невелика; на деле руководство заседаниями палаты осуществляет заместитель председателя палаты, избираемый ее членами из своей среды.

Главная функция парламента – законодательствование. Законопроекты могут быть внесены депутатами (частные билли), но на практике подавляющая часть законопроектов вносится правительством (публичные билли). Если его принимают обе палаты в одинаковом тексте, он направляется на подпись президенту. Если в какой-либо палате законопроект подвергается изменениям, он возвращается в палату, принявшую его первой. Совет штатов имеет право в течение четырех месяцев выразить несогласие с законопроектом, принятым нижней палатой (право вето). В этом случае обе палаты пытаются прийти к соглашению путем переговоров, а при их неудаче по решению президента созывается совместное заседание обеих палат и спорный вопрос решается большинством голосов. Если же в течение 6 месяцев Совет штатов не принимает никакого решения по законопроекту, принятому народной палатой, закон считается принятым в ее редакции. «Денежный» законопроект должен быть рассмотрен Советом штатов в 14-дневный срок. Его рекомендации не носят обязательного характера. Если решение Совета штатов является отрицательным, народная палата преодолевает это вето вторичным принятием закона в обычном порядке – простым большинством.

Наряду с законодательствованием парламент выполняет и другие функции. Народная палата формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью.

Высшим органом исполнительной власти в Индии является правительство (Совет министров).

Правительство Индии состоит из 50-60 человек (министров и иных должностных лиц). Наиболее сложные вопросы решает Кабинет министров – более узкая коллегия («президиум») Совета министров. Возглавляет правительство премьер-министр, которым становится лидер партии, победивший на выборах в Народную палату. Он же формирует состав правительства, в которое входят, как правило, высшие функционеры победившей партии, но с учетом того, чтобы в правительстве было как можно больше членов от различных штатов, национальностей, религиозных, языковых и иных групп. Поэтому по своему составу правительство обычно очень пестрое. По указанию премьер-министра президент назначает министров. Правительство представляется парламенту и просит о доверии, которое выражается путем голосования. Министры в Индии должны быть членами одной из палат парламента или стать ими в течение шести месяцев с момента назначения. Увольняет министров премьер-министр с одобрения президента. Правительство и премьер-министр фактически возглавляют исполнительную власть в стране.

Премьер-министр играет исключительную роль в жизни страны. В 50-е, 60-е, 70-е годы XX столетия в Индии наблюдался феномен концентрации огромной власти лично в руках премьер-министра (несмотря на то, что Индия – парламентарная республика с демократически избираемыми институтами государственной власти).

Индию нередко называли «супер – премьерминистериальной» республикой. Премьер-министр занимал свой пост долгие годы, совмещал несколько постов, единовластно руководил страной, обладал почти диктаторской харизмой и передавал власть по наследству. Такими премьер-министрами были:

а) Джавахарлал Неру – первый премьер-министр (1947-1964 гг.) Индии и сын основателя партии Индийский национальный конгресс Мотилала Неру;

б) Индира Ганди (1966 – 1977гг., 1980-1984 гг.) – дочь Д. Неру;

в) Раджив Ганди (1984-1989гг.) – сын И. Ганди, внук Д. Неру и правнук М. Неру.

В последние годы наметился отход от данной тенденции и уменьшение личной роли премьер-министра. Во многом это связано с периодическими убийствами представителей династии Неру-Ганди и отходом этого клана от руководства страной.

Президент Индии является главой государства и формально – главой исполнительной власти в стране. Президент Индии избирается на 5-летний срок особой коллегией по выборам президента, в которую входят:

- все члены обеих палат парламента (Народной палаты и Совета штатов);

- представители штатов, избранные легислатурами штатов в количестве, равном общему числу выборных членов парламента (чтобы уравновесить парламент и штаты).

Каждый член коллегии получает не один, а гораздо больше голосов. Их число определяется с помощью довольно сложных расчетов: учитывается, с одной стороны, соотношение численности выборщиков от парламента и населения страны в целом, а с другой – соотношение численности выборщиков от каждого штата и его населения. В итоге число голосов выборщиков от парламента должно быть равно числу голосов выборщиков штата. Такой порядок призван уравнять влияние центра и мест, т. К. президент в равной степени является представителем как всей страны, так и населения различных штатов.

Президентом может быть избран любой гражданин, достигший 35 летнего возраста и удовлетворяющий условиям, необходимым для избрания в народную палату. Кандидат в президенты не может занимать какую-либо должность в органах федерального правительства или правительства штата, в местных органах, находящихся под контролем этих правительств (исключение составляют должности губернатора штата и министра федерации или штата). Он должен заблаговременно подать в отставку с «запрещенных» должностей. Одно и то же лицо может быть переизбрано президентом неоднократно и подряд. «Выборы Президента проводятся в соответствии с системой пропорционального представительства на основе «единственного передаваемого голоса» (single transferable vote); голосование на таких выборах является тайным» (См. об этом: Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. Практикум. М.: Юристъ, 1999. С. 372).

Президент Индии обладает значительными полномочиями:

1) является составной частью парламента;

2) формально назначает премьер-министра и министров;

3) назначает губернаторов штатов;

4) распускает Народную палату;

5) имеет право издавать указы, имеющие силу закона;

6) обладает правом объявления чрезвычайного положения;

7) вводит прямое президентское правление в штатах;

8) объявляет чрезвычайное положение в области финансов;

9) играет значительную роль в законодательном процессе (ему принадлежат права законодательной инициативы и относительного вето).

Президент несет ответственность в форме импичмента. Любая палата может возбудить этот процесс резолюцией, принятой не менее 1/ 4 части ее членов и подписанной ими. На основе этой резолюции палата либо сама проводит расследование, либо отдает об этом распоряжение другим органам. После этого палата большинством голосов формулирует обвинение. Оно передается другой палате для решения вопроса об импичменте путем голосования. Отстранение президента от должности осуществляется резолюцией любой палаты, которой представлено сформулированное обвинение, большинством в 2 / 3 общего числа ее членов.

Другая коллегия, состоящая только из депутатов обеих палат парламента, избирает вице-президента. Вице-президент замещает президента и по должности является председателем Совета штатов.

Большую роль при выборах парламента и президента, в формировании правительства играют политические партии.

Долгое время в Индии существовала многопартийная система с единственной доминирующей партией, которой была партия Индийский национальный конгресс, созданная в 1886 году. Она объединила широкие слои общества, особенно национальную элиту, и сыграла решающую роль в достижении Индией независимости

Индийский национальный конгресс находился бессменно у власти в течение первых 30 лет независимости (1947 – 1977), а также в 1980 –1989 гг. и 1991 – 1996 гг., т. Е. в общей сложности в течение 45 лет из немногим более чем 50 лет независимого существования страны.. 37 лет премьер-министрами являлись родственники и потомки основателей партии – Мотилала Неру и Махатмы Ганди - Дж. Неру, И. Ганди, Р. Ганди.

Другие партии правили в Индии только в 1977 –1980 гг., 1989 – 1991 гг. и с 1996 г.

В настоящее время Индийской национальный конгресс утратил свое единство, своих лидеров, его влияние в обществе постепенно слабеет. Одновременно крепнут две крупнейшие оппозиционные партии – Бхарата Джаната партия и партия Джаната Дал. Первая основана на религиозных идеях, вторая представляет собой отколовшуюся часть Индийского национального конгресса.

В Индии нет закона о политических партиях, их деятельность почти не регулируется законодательством (кроме некоторых вопросов избирательного права и выборов). Единственное конституционное положение о партиях, включенное в виде поправки в основной закон, гласит, что член парламента утрачивает депутатский мандат, если, будучи избран от одной партии, переходит в другую.

В современной Индии имеет место тенденция превращения многопартийной системы с единственной доминирующей партией в реальную многопартийную систему.

Судебную систему Индии составляют:

Суды панчаятов в деревнях (рассматривают незначительные гражданские и уголовные дела). В городах (городских районах, кварталах) также есть суды по незначительным делам, в том числе в связи с автотранспортными происшествиями. Они называются народными судами.

Высшие суды штатов – первая инстанция при рассмотрении сложных дел и вторая инстанция для дел, рассмотренных судами панчаятов. К ним относятся:

А) суды мунсифов (мунсиф – судья-индус), они рассматривают только гражданские дела (с ценой иска от 1000 до 5000 рупий).

В) выше стоят дополнительные суды (судьи, рассматривающие гражданские дела с неограниченной ценой иска и апелляции на решения мунсифов).

С) окружной судья рассматривает апелляции на решения дополнительных судей и располагает неограниченной юрисдикцией как судья первой инстанции по гражданским и уголовным делам.

Судьи назначаются президентом Индии (по его поручению – губернатором штатов) после консультаций с главным судьей Индии, а также с другими должностными лицами.

Верховный суд – высшая судебная инстанция;

Верховный суд состоит из главного судьи (обычно старейшего по возрасту) и 17 судей.

Члены Верховного суда назначаются президентом из числа виднейших юристов страны по консультации с главным судьей и министрами Кабинета (ст. 124). По достижении 65-летнего возраста они обязаны уходить в отставку, а также могут быть уволены за недостойное поведение или смещены приказом президента по причине профессиональной непригодности. Приказ президента о смещении члена верховного суда должен быть поддержан решением 2/3 присутствующих членов обеих палат Парламента.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1560; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.