Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуализация промыслов в современной Тыве




В настоящее время в республике насчитывается около 360 мастеров-умельцев, занятых в сфере народно-художественных промыслов при Министерстве культуры Тувы. Основные виды деятельности – камнерезное искусство, художественная обработка металла, резьба и роспись по дереву, изготовление национальной утвари и музыкальных инструментов, обработка войлока, тиснение по коже, пошив национальной одежды, обуви и головных уборов, ювелирное дело.

Наибольшее распространение традиционные народные промыслы имеют в Бай-Тайгинском, Монгун-Тайгинском, Эрзинском, Дзун-Хемчикском, Барун-Хемчикском и Кызылском районах Тувы. При учреждениях культуры республики создано к настоящему времени 19 объектов народно-художественных промыслов: мастерские по пошиву национальных костюмов, изготовлению тувинских музыкальных инструментов и сувенирной продукции, цех фасонного литья из чугуна и стали, ювелирная мастерская. Значительным вкладом в развитие народных промыслов стало открытие в столице республики Центра традиционной тувинской культуры и ремесел.

Тем не менее, по мнению специалистов Министерства культуры, декоративно-прикладное искусство в республике испытывает значительные трудности и нуждается в государственной поддержке. Большая часть малых предприятий, работающих в этой сфере, расположена в сельской местности. Многие мастера трудятся на дому. Основным фактором, сдерживающим рост их производства, является ограниченность рынка сбыта, слабая материально-техническая база, недостаточный профессиональный уровень мастерства. Специфическими проблемами, характерными для индивидуальных мастеров, является их разобщенность, дублирование одних и тех же изделий, упрощение технологических приемов и художественного оформления, что снижает конкурентоспособность их произведений.

В целях сохранения и дальнейшего развития художественно - стилевых особенностей тувинского народного творчества, национальных традиций декоративно-прикладного искусства, повышения конкурентоспособности изделий народных мастеров и продвижения их на российский и зарубежный рынки Министерством культуры разработан ряд мероприятий, вынесенных на рассмотрение Правительства республики Тыва.

Планом мероприятий предусмотрена широкая популяризация тувинского декоративно-прикладного искусства, организация различных фестивалей и конкурсов и выставок-ярмарок, на которых народные мастера могли бы обмениваться опытом и сбывать свои изделия. Этой же цели должно служить открытие ряда новых торговых точек в Кызыле и районах республики для реализации тувинской сувенирной продукции. Планируется приобретение оборудования для действующих малых предприятий и создание новых, в частности, студенческой сувенирно-производственной фирмы «Чус белек» («Сто подарков») на базе Кызылского колледжа искусств. Повышению квалификации мастеров служит проведение семинаров-практикумов, конференций, издание методической литературы. Развитию художественных ремесел способствует создание на базе Центра традиционной тувинской культуры и ремесел Ремесленной палаты Тувы, которая внесен Реестр народных умельцев.

Значительное место в тувинском народном искусстве занимает создание из камня украшенных резной скульптурой предметов утилитарного назначения, таких как шахматы, чернильные приборы, пепельницы, резные печати и даже государственные гербы. Статичные изображения человека и животных служат основой для создания шахматных фигур. Особенно широкое распространение имеют шахматы. Они не похожи на европейские типы шахмат. Традиционная иконография шахматных фигур здесь своеобразна: арзылан – ферзь как самая сильная шахматная фигура предстает в облике этого сказочного чудовища, верблюд – слон как легкая шахматная фигура ассоциируется с этим выносливым животным, способным пройти длинное расстояние по дорогам и бездорожью тувинских степей. Конь изображается не в полфигуры, а полностью. Спокойно стоящим на шахматной доске, как на пастбище. На четырех ногах. Необычайно интересен король в облике дамы высокого чина, одетой изысканно и богато. Органично используются при резьбе шахмат цвета агальматолита: черный камень – для черных фигур, все оттенки светлого – для белых. Многие шахматы, созданные руками тувинских народных резчиков, имеют большую художественную ценность, на мировом рынке она выражается в золотом весе [5, с. 18].

Искусство камнерезной пластики имеет в Туве свою историю и глубокие корни. Самые ранние известные нам памятники датируются концом XIX – началом XX вв., однако традиции создания мелкой пластики зародились ещё в скифском зверином стиле, продолжились в степных каменных изваяниях, наскальных изображениях зверей и сцен охоты, рельефных узорах на оружии и предметах быта. Традиции этого ремесла складывались ещё в глубоком прошлом в условиях кочевого быта, когда первоначально фигурки животных вырезались как детские игрушки и имели распространение в тувинском народном быту.

Издавна, еще с каменного века, появился на земле тувинской интерес к камням, который, кроме прикладного утилитарного значения (изготовления орудий) постоянно сохранял и эстетическую направленность. Этому способствовало и большое разнообразие цветных камней (хотя собственно самоцветных камней в современном понимании в Туве сравнительно немного). Уже среди первых находок, особенно в захоронениях, есть различные украшения, амулеты, изготовленные кроме кости и металла, и из камней. Среди них встречаются цветные простые аргиллиты (глинистые сланцы), яркие кусочки медной руды – малахита, лазурита. Уже со скифских времен отмечаются находки агальматолита (чонар-даша). Он использовался как материал ожерелий (из-за мягкости). Время появления резных фигурок из него совершенно не установлено. Имеются находки шахматных фигурок, но случайные, без временных привязок. Гора Сарыг-Хая, где добывается этот камень, носит следы горных разработок, покрытых вновь выросшим лесом, но это свидетельствует только, самое большое, о столетней давности [12, с. 10].

В первую половину XX в. каменная пластика уже имела свои устоявшиеся традиции. Она фронтальная, антроморфная – в фас, анималистическая, симметричная и уравновешенная в профиль. При использовании декоративных качеств агальматолита мастера обращаются к народному эпосу. Это придавало тувинской скульптуре национальное своеобразие, простоту выразительности и легко схватываемую сущность. В дальнейшем именно эти характерные особенности тувинской пластики сформировали её художественное своеобразие.

В советский период сформировалась традиция вырезания скульптуры из мягкого камня – агальматолита. С этого времени каменная пластика стала одним из наиболее значительных видов народного искусства России. В трактовке отдельных видов, особенно фантастических и экзотических животных дракона, змеи, заметно влияние древней юго-восточной стилистики. Вероятно, воздействие этой традиции и определило высокий художественный уровень анималистических произведений. Красота и выразительность чётко очерченных силуэтов животных, контрасты гладких и гравированных поверхностей материала дополняются оттенками камня не только чёрного, серого, но и имеющего розоватые, голубоватые, зеленоватые вариации.
В скульптуре Тувы начала XX в. можно отметить существование двух стилей-манер: с одной стороны – предельная достоверность образа, реалистическая проработанность деталей, с другой – декоративная стилизация формы, элементы фантазии и воображения. Эти начала могут или соединятся, или доминировать одно над другим [13, с. 17].

В тувинской скульптуре малых форм мастера дают волю мысли, фантазии, не просто изображают зверя, но и стремятся выразить его состояние, настроение (упрямую силу быка, могучую красоту сарлыка, изящество оленя или косули, терпеливую медлительность или непокорную страстность молодого зверя). Покрывают фигурку богатым ровным орнаментальным узором, в стилизованной форме воспроизводящим шерсть или гриву, создают своеобразные сказочные поэмы в кусочке камня.

В репертуаре тувинских мастеров преобладали фигуры животных. На этом фоне заметно выделялись немногочисленные антропоморфные персонажи. Они представляли не конкретных людей, а обобщенные, отвлеченные образы. Наиболее часто мастера изображали охотника, всадника, сцепившихся борцов, шамана, ламу, чиновника. В целом, присутствовали образы женщины (как правило, средних лет, иногда с ребенком), и мужчины (зрелого, полноправного общинника). Статуэтки отличались статичностью и монументальностью. По справедливому наблюдению И. М. Мягкова, тувинская «скульптура трактуется в условных, мощно-обобщенных формах, где художник не интересуется мускулатурой и другими деталями и их не разрабатывает, где важно только целое. …одежда на фигурах не понимается отдельно, как объем, а тесно связана с телом человека…» [цит. 11, с. 59].

Нередкой чертой являлось нарушение пропорций, от чего фигуры приобретали приземистость, низкорослость. И. М. Мягков особо отмечал фронтальность тувинских статуэток. Можно добавить, что, вопреки объемности и всесторонней проработке, разглядывать антропоморфные фигуры предпочтительнее анфас, а зооморфные – в профиль. Правда, такой признак свойственен скульптурным произведениям многих народов.

Практически все перечисленные антропоморфные сюжеты тувинского искусства встречаются и в изобразительном творчестве алтайцев, якутов, монголов, бурят. Это подтверждает вывод о формировании тувинской антропоморфной скульптуры и ее репертуара в период становления тюрко-монгольского кочевого мира.

Прототипы многих сюжетов отыскиваются в китайском изобразительном творчестве. Из Китая происходят и многие характерные черты пластики тувинцев. Так, подчеркнутая статичность образов всадника и всадницы находит параллели в керамических статуэтках, относящихся к династии Тан (VII–X вв. н. э.). Обобщенность и величественность фигур стоящих или сидящих мужчин и женщин напоминают буддистские скульптуры, погребальные каменные изваяния полководцев, чиновников и некоторые глиняные скульптуры того же времени.

Вызывает удивление, что даже такой оригинальный, казалось, свойственный исключительно тюрко-монгольской среде сюжет противостояния борцов также имеет близкое соответствие в памятниках китайского бронзового литья, причем достаточно раннего времени – периода Чжаньго (Сражающихся царств) (V–III вв. до н.э.) [24, с. 18].

Ритуальное назначение антропоморфной скульптуры зафиксировано не так определенно, как у зооморфной. Правда, культовая основа все же прослеживается. Так, согласно археологическим данным, у кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в III–II вв. до н.э. возникает обычай включать в погребальный инвентарь фигурки людей. Сами тувинцы вплоть до конца XIX в. при заключении брачного договора использовали символический дар – миниатюрную модель юрты с сидящей в ней куклой. С распространением буддизма тувинские резчики освоили изготовление предметов религиозного содержания. И все же в XIX – первой половине XX вв. ритуальные изделия охватывали лишь незначительную часть антропоморфной скульптуры, а большинство составляли сувениры и игрушки.

Среди антропоморфных образов тувинских резчиков привлекает внимание нойон / ноян – «князь», высокопоставленный чиновник Маньчжурской империи Цин, правитель района – кожууна (или даже всей Тувы – амбын-нойон), глава одной или нескольких родоплеменных групп. Он обычно изображался человеком в халате и шапке, стоящим, а чаще сидящим на земле или на небольшом возвышении со скрещенными, полускрещенными, поджатыми ногами. Эта поза начинает встречаться в кочевническом искусстве на закате господства в евразийских степях ираноязычных кочевников, приблизительно в конце IV – начале II в. до н. э. [25, с. 19].

До этого периода степняки изображали сородичей сидящими верхом на лошадях или стоящими, что демонстрируют петроглифы и каменные изваяния. Создатели эллино-скифской ювелирных изделий представляли кочевников более разнообразно. Однако и в этом случае у сидящих людей ноги не перекрещивались, и восседали они, как правило, на крупных возвышениях. Разумеется, такая иконография не могла быть отражением реальности, поскольку невозможно представить, чтобы древнеиранские кочевники никогда не сидели на земле. Скорее всего, мастера следовали установкам древнегреческой художественной традиции.

Изображения представителей кочевых культур, сидящих с согнутыми в коленях ногами, появляются одновременно с выходом на историческую арену тюрко-монгольских племен. Примером служат парные золотые бляхи из Сибирской коллекции Петра I («Отдых в пути») и бронзовая курильница со скульптурной композицией из Алматинской области Казахстана, относящиеся к III в. до н.э.

У подавляющего большинства изображений с перекрещенными ногами отсутствуют предметы вооружения в отличие от фигур кочевников, показанных верхом на лошадях или стоя. Вместо оружия в руках сидящих персонажей обычно находится сосуд. У части «безногих» древнетюркских изваяний, помимо сосуда, имеется и оружие, но оно спокойно висит на поясе.

Можно предположить, что с зарождением тюрко-монгольского мира в кочевническом искусстве формируется новый антропоморфный образ, представлявший сидящего мужчину и олицетворявший идею миролюбия и спокойствия. Наверное, именно отсутствие агрессивности у нового персонажа впоследствии побудило монголов, бурят и тувинцев придавать аналогичную позу их излюбленному герою буддистского пантеона – Белому старцу. Этот образ имел долгую историю, так как Белый старец – божественный мудрец, покровитель всех живых существ, даритель благополучия – был заимствован буддизмом из более древней шаманской традиции [7, с. 25].

В тувинской мелкой пластике за изображением сидящего мужчины закрепилось название «нойон». Возможно, решающую роль здесь сыграло появление в культуре тувинцев шахмат, поскольку именно так именовался король. Шахматы («шыдыраа) пользовались большой популярностью в Туве, о чем не раз отмечалось в научной литературе.

Исследователи сходятся в том, что родиной тувинской игры является Монголия. Согласно мнению археолога, этнографа и знатока шахмат И. Т. Савенкова, монголы и тувинцы познакомились с шахматной игрой в X–XI вв. Такая датировка представляется слишком заниженной. Более правдоподобной выглядит точка зрения этнографов П. И. Каралькина и С. И. Вайнштейна, называвших XVI–XVII вв. При этом П. И. Каралькин связывал распространение шахмат с проникновением буддизма, что вполне возможно, поскольку игра получила наибольшую популярность в тех азиатских странах, где буддизм завоевал самые прочные позиции. В связи с этим уместно упомянуть слова Д. Г. Савинова, писавшего: «Среди лам… шахматная игра чрезвычайно распространена: почти каждый лама знаком с этою игрою; среди них много сильных игроков» [24, с. 35].

Маленькая тувинская деревня Кызыл-Даг известна на весь мир – веками здесь живут и работают художники-камнерезы. Гора Сарыг-Хая, окрестности села Кызыл-Даг богаты залежами цветного агальматолита, который тувинцы называют «Чонар даш» - камень, который можно резать.

Члены Союза художников России села Кызыл-Даг:

Хертек Тойбухаа Коштайевич (1917-1981)— выдающийся камнерез Тувы, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. И.Е. Репина, народный художник Тувинской АССР, лауреат Государственной премии Тувинской АССР Хертек Коштаевич Тойбухаа по праву считается одним из основоположников современного камнерезного искусства Тувы, многие его произведения стали классическими шедеврами народного искусства нашей республики. Преемственность его пластического творчества продолжает династия резчиков сыновей и внуков Тойбухаа.

Тойбухаа по праву считается одним из основоположников современного камнерезного искусства Тувы, многие его произведения стали классическими шедеврами народного искусства республики.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов Хертек Тойбухаа ищет новые композиционные приемы, усложняет сюжетные постановки, придает фигурам определенное движение, тем самым как бы оживляя скульптурные группы. С этим новаторским приемом выполнены многие его работы.

Как потомственный скотовод и опытный охотник, как ветеринар Хертек Коштайевич знал пластику движений, анатомию, повадки домашних и диких животных.

Пластическое искусство Хертека Тойбухаа – это зарождение и становление яркого самобытного творчества народного мастера-камнереза. Человека, создавшего лучшие качества традиционной тувинской скульптуры и развившего новые темы, сюжеты в современной скульптурной композиции Тувы. Его имя присвоено одной из лучших художественных школ в республике – ДХШ в селе Тээли, центре Бай-Тайгинского района. Его именем была названа Государственная премия Председателя Правительства РТ в области декоративно-прикладного и народного искусства.

Талантливый мастер, в совершенстве владея пластическим искусством резьбы по агальматолиту, с полной отдачей и большим воодушевлением обучил своих сыновей Дондука, Александра и множество молодых камнерезов, многие из которых стали известными резчиками, членами Союза художников России со своим индивидуальным творческим почерком.

Среди его учеников выделялись Когел Саая, Сергей Ооржак, Олчат-оол Серенчимит, Чечен-оол Байыр-оол, Владимир Салчак, Киров Хунан и другие.

Тойбухаа Дондук Хертекович – заместитель председателя правления Союза художников Республики Тыва. Окончил художественное отделение Кызылского училища искусств. Народный мастер-камнерез, Член Союза художников РФ. Член правления Союза художников Республики Тыва. Автор 11 статей, трех буклетов публицистического характера. Заслуженный художник РСФСР. Лауреат Государственной премии РФ. Лауреат Государственной премии Республики Тыва. Сын основоположника камнерезного искусства республики знаменитого Хертек Коштайовича Тойбухаа.

Ооржак Валерий Окпан- оолович- член союза художников РФ, министр промышленности РТ, В 1980 окончил Кызылский филиал Красноярского политехнического института по специальности «инженер-строитель».
Кандидат экономических наук. Был председателем комитета по развитию промышленности Республики Тува (РТ).

Ойдуп Александр Ондарович- первый скульптор Тувы с высшим образованием, автор флага и герба столицы республики г. Кызыла, художник-скульптор, председатель Союза художников РТ, член Союза художников РФ, заслуженный деятель искусств Республики Тыва.

Владимир Шомбулович Салчак – член Союза художников России, Заслуженный работник культуры РТ, музыкант, изготовитель музыкальных инструментов, преподаватель высшей категории. В.Салчак придумал новое направление в камнерезном искусстве – создание пустотелых фигур. Самое священное у тувинцев – это их жилище, юрта. Он сделал ее миниатюру из агальматолита пустотелой (2004 г.). Особенность пустотелых фигур состоит в том, что их можно выполнять в более крупном размере, нежели монолитные фигурки из Чонар – даша, а это неограниченный простор для фантазии.

Сергей Хомушкуевич Кочаа – Заслуженный художник Республики Тыва, член Союза художников России, мастер и агальматолита, и тиснения по коже, и художественного литья.

Саая Мижитеевич Когел – «За­служенный художник Тувинской АССР», высокое звание «Лауреат Государственной премии Российской Федерации», «За доблестный труд», награжден Орденом Республики Тыва.

Алексей Салчакович Кагай – оол - Заслуженный художник РФ.

Таким образом, камнерезное искусство и вообще искусство тувинского народа стоит на трех китах: прошлое – история, настоящее – традиция и метод достижения высоких результатов. В исторические времена камнерезное искусство именно в Кызыл-Даге развилось, и непревзойденных мастеров у нас очень много.

Нынче процесс продолжается, потому что в творчестве других камнерезное искусство развивается дальше и рождает новые направления. А если появляется новое направление, это значит, появляется новый метод достижения результатов.

Мастера в Кызыл-Даге столетиями не переводятся. А в последние годы их стало даже больше. Потому что для большинства это основной и стабильный вид заработка.

Камнерезные произведения этих удивительных камнерезов хранятся в фондах Национального музея Республики Тыва, художественных музеев Иркутска, Красноярска, Томска, Омска, Барнаула, Москвы и Санкт-Петербурга. Пластическое искусство является одним из значительных пластов «золотого» фонда изобразительного искусства Тувы.

Мы рассмотрели лишь малую часть этого поистине уникального села Кызыл-Даг, и самобытного искусства камнерезного дела.

Общие выводы

Тувинцы, несмотря на культурную близость с алтайцами, хакасами, монголами и бурятами, создали своеобразную, оригинальную культуру.

Будучи древнейшими кочевниками азиатских степей, тувинцы донесли до наших дней архаичную культуру и мировоззрение, неповторимый музыкальный фольклор, как инструментальный, так и вокальный, горловое пение-хоомей, песенную культуру, декоративно-прикладное искусство.

В условиях современной российской действительности сохранение самобытного национального искусства разных народов становится одним из приоритетных направлений в области культуры и искусства.

Все формы жизнедеятельности с. Кызыл-Даг (и экономика, и искусство) зависят от уровня развития сельского хозяйства. Село знаменито своими талантливыми личностями, которые внесли вклад в социально- экономическое и культурное развитие тувинского народа.

Таким образом, можно отметить следующую тенденцию. Рождаются на свет новые мастера, появляются новые стили и направления, открываются новые школы, в которых обучают камнерезному мастерству. Вследствие этого сохраняется преемственность поколений. И настоящим мастером является тот, кто искренне любит, ценит, бережет свою родную землю. Мастерство определяется, помимо прочего, пониманием природы.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вопрос о выживании народного искусства возник не сегодня и даже не вчера. Он возник в ту пору, когда веками складывавшаяся картина мира нача­ла резко меняться, когда тенденции обновления стали проникать буквально во все сферы жизни. То, что прежде существовало в нераздельном виде (материально-практическая, духовно-религиозная, по­знавательная и эстетическая деятельность человека), в современной культу­ре всё более дифференцируется, становится мозаичным и раздробленным. Некогда ведущая функция крестьянского искусства – утилитарно-бытовая сегодня сохраняется главным образом в этнических национальных округах, в глубинке, где вещи по-прежнему рождаются и живут на корнях быта.

Приметой последних лет является возникновение совершенно новой функции народных промыслов – памятно-культурной. Сундуки, коробки, ло­шадки-качалки и другие предметы старого ремесла, казалось бы навеки ушед­шие из быта и прочно обосновавшиеся в музейных витринах, вновь привле­кают людей, во-первых, своей практичностью и тем, что сделаны они из природных материалов, а во-вторых – напоминанием о минувшем, невосполнимом.

Народные промыслы и ремёсла на современном этапе развития существуют как в форме творчества индивидуальных мастеров, так и на предприятиях, сохраняющих коллективный опыт творчества и ремесленный характер воспроизводства продукции, усовершенствованный развивающимся технологическим прогрессом. Возрождаются уникальные технологии и утерянные традиции изготовления изделий художественных промыслов. В связи с развивающимся технологическим прогрессом народные промыслы и ремёсла, ещё сохранившие традиционные ремесленные способы создания вещей с их традиционным стилеобразованием, ограничиваются изготовлением технически простых вещей, с ярко выраженным эмоционально – образным содержанием, национальной и региональной тематикой. Большинство из них реализуется в качестве сувенирных и подарочных изделий. Рынок промыслов заполнен изделиями, выполненными в стиле народных художественных промыслов, но без соблюдения технологий и традиций и представляющими собой сувенирный и ярмарочный вид. Изделия имеют низкую цену и, как следствие, конкурируют с изделиями народных художественных промыслов.

В настоящее время интерес в народным промыслам и ремеслам постепенно возрастает, но по мнению мастеров он еще не достаточно активен и данный вид деятельности нуждается в более полномасштабной поддержке со стороны государства.

Народное промыслы Тывы, как преображающая действительность – особый тип национального художественного творчества, отличительными признаки которого являются: коллективное начало и традиции, устойчивость тем и образов, универсальность языка, понятного не всем народам мира, а так же их общечеловечность духовных ценностей. Народные промыслы России и Тывы являются неотъемлемой частью национальной своеобразной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа сохраняют, сохраняют историческую память. Мастера народного искусства Тывы создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены и особой уникальностью отличается художественная резьба по камню (агальматолит), войлочные ковровые изделия, вышивка национальным орнаментом, резьба по дереву, кожевенное дело, ковка, литьё гравирование, чеканка и др. и многими другими произведениями народного искусства в настоящее время пользуются в быту. Народные мастера Тывы, художники декоративно-прикладного искусства, в своём творчестве стремится показать наилучшим образом эстетические качества материалов: камня, дерева, металла, кожи, кости.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абаев, Н. В. Ранние формы религии и этнокультурогенез тюрко-монгольских народов [Текст] / Н. В. Абаев. – Кызыл: Изд-во ТывГУ, 2005. – 138 с.

2. Александров, В. А. Русское население Сибири XVII – начала XVIII в. [Текст] / В. А. Александров. – М.: Высшая школа, 1984. – 303 c.

3. Алексахин, Н. Н. Художественные промыслы России. Учебное пособие [Текст] / Н.Н. Алексахин. М.: Народное образование, НИИ школьных технологий, 2005. – 176 с.

4. Алексеев, Н. А. Ранние формы религии тюркоязычных народов Сибири [Текст] / Н. А. Алексеев. – Новосибирск, 1980. – 317 c.

5. Бакушинский, А. В. Исследования и статьи. Избранные искусствоведческие труды [Текст] / А.В. Бакушинский. – М.: Сов. Художник, 1981. – 352 с.

6. Бетехтина, Т. Г. К вопросу об определении понятия «кустарные промыслы» [Текст] / Т.Г. Бетехтина // Этносы и этнические процессы. Памяти Р.Ф. Итса. Сборник статей. – М: Наука, Изд. Фирма «Восточная литература», 1993. – С. 321-328.

7. Богатырев, П. Г. Вопросы теории народного искусства [Текст] / П.Г. Богатырев. – М.: Искусство, 1971. – 544 с.

8. Богуславская, И. Я. Русское народное искусство [Текст] / И.Я. Богуславская. – Л.: Советский художник, 1968. – 159 с.

9. Боярченко, О. И. Тува в коллекциях музея им. Н.М. Мартьянова // Мартьяновские краеведческие чтения (2003-2004) [Текст] / О.И. Боярченко // Сборник докладов и сообщений. Выпуск III. Минусинск, 2005.

10.Вайнштейн, С.И. Род и кочевая община у восточных тувинцев (ХIХ – н. ХХ в.) [Текст] / С. И. Вайнштейн // Советская этнография. – 1959. - №6. – С. 80-86.

11. Гребнева, В.А. География Тувинской АССР [Текст] / В.А. Гребнева, К.О. Шактаржик. – Кызыл, 1989. – С. 16, 28.

12.Грумм-Гржимайло, Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т.III, вып. I. [Текст] / Г. Е. Грумм-Гржимайло. – Л.: Лениздат, - 1991. – 302 с.

13. Доржу, З.Ю. К общим вопросам кочевой общины тувинцев на рубеже 19-20 вв. [Текст] / З.Ю. Доржу, А.Ч. Ашак-оол // Природные условия, история и культура западной Монголии и сопредельных регионов. – Томск, 2001. – С. 119-120.

14.Дулов, В. И. Социально-экономическая история Тувы (ХIХ – начало ХХ в.) [Текст] / В.И. Дулов. – М.: Просвещение, 1956. – 608 с.

15.Иванов, С. В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX начало XX вв. Труды института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая [Текст] / С.В. Иванов. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1984. – 838 с.

16. Иконников, И. П. От Тувы феодальной – к Туве социалистической (цифровые факты) [Текст] / И.П. Иконников // Ученые записки. Вып.12. – Кызыл, 1967.

17. История Тувы: В 3 т. Т. 2. [Текст] / под общ. Ред. В.А. Ламина. – Новосибирск: Наука, 2007. – 430 с.

18. Кабо, Р.М Очерки истории и экономики Тувы. Ч.1. Дореволюционная Тува [Текст] / Р. Кабо. – Л.: Гослитиздат, 1994. – 202 с.

19.Канцедикас, А. С. Искусство и ремесло (к вопросу о природе народного искусства) [Текст] / А.С. Канцедикас. – М.: Изобразительное искусство, 1977. 120 с.

20.Кисель В. Камнерезное искусство Тувы // Ювелирное искусство и материальная культура. Тезисы докладов участников девятого и десятого коллоквиума [10-14 октября 2000 г. И 9-14 апреля 2001 г.] [Текст] / В. Кисель. – СПб: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2002.- С. 19-23.

21.Коган, Л.Н. Народная культура в историческом развитии системы культуры [Текст] / Л.Н. Коган // Изучение истории культуры как системы. Новосибирск: ИИФФ, 1983. – 80 с.

22.Культура древних народов Южной Сибири: сборник научных статей [Текст] / под ред. А. Юсупова. – Барнаул, 1993. – 108 с.

23. Культурная политика России: История и современность [Текст] / А. Кондратьев.- М.: Либерея, 2013. – 243 с.

24. Кыргыс, З.К. Тувинское горловое пение [Текст] / З.К. Кыргыс. – Новосибирск, 2002.

25.Ламажаа, И.К. Тува между прошлым и будущим [Текст] / И.К. Ламатаа. – М., 2009. – 206 с.

26. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие: Науч. – попул. Справочное изд. [Текст] / Максаковский В.П.-М.: Логос, 2002.

27.Мамонтова, Н. И. Закономерности развития народных ремесел и промыслов в России XVIII начала XX [Текст] / Н.И. Мамонтова // Закономерности развития искусства народных художественных промыслов. – М.: НИИХП, 1991. – С. 3-70.

28.Маннай-оол, М.Х. История Тувы: учеб. пособие для 9 кл. [Текст] / М.Х. Маннай-оол, И.А. Достай. – 2-е изд. – Кызыл: Тув. Н. Изд-во, 2004. – 206 с.

29.Народная культура в современных условиях [Текст]: учебное пособие. – М: М-во культуры РФ. Рос. Ин-т Ньтурологи, 2000. – 219 с.

30.Народное искусство России в современной культуре XX-XXI век [Текст] / авт.-сост., науч. Ред. Вступ. Ст. М.А. Некрасова. М.: Коллекция, 2003. – 254 с.

31.Некрасова, М. А. Народное искусство как часть культуры: теория и практика [Текст] / М.А. Некрасова. – М.: Изобразительное искусство, 1983. – 344 с.

32. Ондар, С. Мелодия камня [Текст] / С. Ондар // Газета «Центр Азии». – 2008. - №42. – С.8

33.Постоянная экспозиция и тувинская коллекция Минусинского регионального краеведческого музея им. Мартьянова 70 ед. хранения.

34.Постоянная экспозиция Российского этнографического музея (г. Санкт-Петербург РФ) 90 ед. хранения.

35. Постоянная экспозиция Тувинского республиканского краеведческого музея имени 60-ти богатырей Алдан-Маадыр (г. Кызыл РТ) – 30 ед. хранения.

36. Потапов, Л. П. Народы Южной Сибири [Текст] / Л. П. Потапов. – Новосибирск. – 1953. – 208 с.

37. Потапов, Л.П. Очерки народного быта тувинцев [Текст] / Л. П. Потапов. – М.: Просвещение, 1989. – 322 с.

38. Потапов, Л. П. Материалы по этнографии тувинцев районов Монгун-Тайги и Кара-Холя [Текст] / Л. П. Потапов // Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции 1957-1959 гг. Т.I. – М., - Л., - 1960.

39.Проблемы истории Тувы [Текст] / отв. Ред. Ю.Л. Аранчын. – Кызыл, 1984. – 284 с.

40.Путолова, Л. Самоцветы и цветные камни [Текст] / Л. Путолова. – М.: «Недра», 1991. – 247 с.

41.Савинов Д.Г. Народы Южной Сибири в древнетюркскую эпоху [Текст] / Д. Г. Савинов // Л., изд-во ЛГУ, 1984. – 174 с.

42. Сердобов, Н.А. История формирования тувинской нации [Текст] / Н.А. Сердобов. – Кызыл: Тув. Н. Изд-во, 1971. – 473 с.

43.Сузукей, В. Ю. Тувинские традиционные музыкальные инструменты [Текст] / В. Ю. Сузукей. – Кызыл, 1989.– 144с.

44. Татаринцев, Б.И. Тувинские традиции [Текст] / Б.И. Татаринцев. - Кызыл, 1998.

45. Тува ХХ век: народная летопись [Текст] / сост. Н. Богдановская. – Кызыл: Респ. Тип., 2001. – 309 с.

46.Тувинско-русский словарь. – Кызыл, 1992. – 200 с.

47. Тутатчиков, П.К. История Тувы (1900-1922) [Текст] / П.К. Тутатчиков. – Кызыл, 1973. – 109 с.

48. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки народных художественных промыслов» (в ред. Указов Президента РФ от 07.11.1997 №1175, от 11.01.2000 №30, от 02.02.2005 №116) Сайт (с) ООО «НПП «Гарант-Сервис», 2012. – Режим доступа: (http://www .garant.ru/hotlaw).

49.Федеральный закон РФ №7 «О народных художественных промыслах» от 6 января 1999 года (в редакции от 25.12.2012 г.). – Режим доступа: (http://www .garant.ru/hotlaw).

50.Фельдман, В. Р. Традиционное общество народов Центральной Азии: пространственно-временные характеристики, механизмы организации и самоорганизации [Текст] / В. Р. Фельдман. – Кызыл: Издательство ТывГУ, 2009. – 233 с.

51. Червонная, С. Художники Республики Тыва [Текст] / С. Червонная. – СПб.: Художник России, 1995.

52. Шахунова, П.А. К вопросу изучения Тувы русскими исследователями [Текст] / П.А. Шахунова, Б.Н. Лиханов // Ученые записки. Вып. 2. – Кызыл, 1954. – С. 63-80.

53.Шейкин, Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири: Сравнительно-историческое исследование [Текст] / Ю. И. Шейкин. – М.: Вост. Лит., 2002.– 718 с.

54.Шокорова, Л. В. Современные народные промыслы и их место в образовательном процессе/ Философия образования, специальный выпуск №3/24 (искусствоведение)// Гл. ред. Н.В. Наливайко. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008 г. С. 148 – 153.

 

Приложение 1

Рис. 1 Керамические вазообразные и горшковидные сосуды

 


Рис. 2 Керамические вазообразные и горшковидные сосуды

 

 

 

Рис. 3 Керамический сосуд

 

 

Рис. 4 Котловидные керамические сосуды

 

 

 

Рис. 5 Шкатулка

 

 

 

 

Рис. 6 Бочонок

 

Рис. 7 Золотые украшения

 

 

 

Рис. 8 Бляхи конской упряжи

 

 

Рис. 9 Сосуд - сплав серебра

Рис.10.Керамическая ваза и узоры на керамике

 

 

Рис 15 Резьба по Чонар-Дашу - (агальматолит)

Рис 16

Рис 17




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.