Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления по совершенствованию организации обеспечения правопорядка




СОВЕРШЕНСТВОВАНИИЕ ОРГАНИЗАЙИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА

 

Сложившаяся в настоящее время система органов правопорядка в современной России указывает на ее несовершенство. Существующий подход к обеспечению правопорядка на территории муниципальных образований является вынужденной мерой, связанный с периодом реформирования, как системы местного самоуправления, так и системы МВД РФ в целом, и требует скорейшего законодательного и организационного урегулирования.

Как показывает современная ситуация, решение государственными органами и органами, субъектов Российской Федерации вопросов обеспечения правопорядка

должно способствовать установлению ответственности и отчетности муниципальных органов за качество и результаты предпринимаемых действий перед населением. Одним из вариантов реформирования сложившейся ситуации, связанным с повышением эффективности деятельности полиции, могли бы стать передача органам местного самоуправления полномочий финансирования, контроля и управления за ее отдельными подразделениями, а также внедрение практики выборности некоторых должностей (например, участковых уполномоченных), что обеспечило бы доверие населения, своевременное получение информации, обеспечение местных традиций и т.д.

Совершенствованию организации обеспечения правопорядкав России в целом и Чувашской Республике в частности будет способствовать изучение зарубежного опыта в сфере теории, правовой регламентации, организации, стратегии и тактики функционирования. Хотя такие органы в зарубежных странах имеют немалое своеобразие и действуют в иных реалиях, но объективные предпосылки для конструктивного осмысления и творческого применения их опыта тем не менее существуют.

Среди зарубежных стран лидерами по обеспечению общественной безопасности являются ФРГ, Израиль и США.

Так, в ФРГ на правительственном уровне органы, обеспечивающие общественную безопасность, предложили вместо упора на технические средства объединить соседей общей идеей совместной безопасности.

В Израиле основной идеей обеспечения общественной безопасности является технология гражданской самообороны, согласно которой идеальный гражданин не ограничивается информированием полиции или обыском подозрительных лиц (шофер автобуса, к примеру, обязан обыскать любого вошедшего в салон араба), в его задачу входит и непосредственное задержание – желательно без риска для окружающих (примерно 40% населения имеет разрешение на ношение и хранение личного оружия). Результативность этой системы такова, что, например, в настоящее время израильтянам удается предотвращать более 90% готовящихся терактов.

В США система обеспечения общественной безопасности также поставлена на прочную идеологическую основу. У рядового демократического американца появилось много поводов рассуждать не «против полиции», а вместе с ней. А именно: благодаря разумно спланированному информационному потоку, тонкой мотивации, люди поставлены перед необходимостью решать какие – то задачи вместе с правоохранительными органами. Все это финансируется из госбюджета.

Таких же высоких результатов сотрудничества российских граждан и органов внутренних дел необходимо добиться в нашей стране, выбрать необходимую идеологию.

В настоящее время совершенствование должно осуществляться по следующим направлениям:

1. Четкая постановка целей, задач, определение приоритетных направлений деятельности.

2. Дифференцированное разграничение полномочий и ответственности по руководству подчиненными подразделениями.

3. Оптимальное соотношение начал централизации и децентрализации в управлении ОВД.

4. Сoвершенствование правового регулирования в этой сфере (вопросы прохождения службы сoтрудниками полиции и их сoциальной защиты регламентированы значительным количеством различных по статусу нормативных правoвых актов), законодательного закрепления единых для всех сотрудников условий поступления на службу, прoхождения службы и увольнения, устранения различий в социальных аспектах прoхождения службы сотрудниками, являющимися гoсударственными служащими, в зависимости от того, в каком гoсударственном органе они проходят службу (так, профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел, нередко связанная с риском для жизни, имеет гораздо более низкий уровень оплаты, чем, например, сотрудников прокуратуры). Устранить указанные противоречия можно путем принятия федерального закона «О правоохранительной службе Российской Федерации», необходимость разработки которого предусмотрена Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации».

5. Улучшение финансирования правоохранительной деятельности.

6. Укрепление правовых основ организации и функционирования ОВД.

7. Оптимизация организационных форм построения ОВД, расширение прав министров, начальников ГУВД, УВД, горрайлинорганов по корректированию оргструктур и перераспределению штатной численности.

8. Совершенствование процессов управления.

В настоящее время стиль и методы работы отдельных руководителей зачастую не соответствуют складывающейся криминогенной обстановке и требованиям, предъявляемым к правоохранительным органам на современном этапе: в организации управления ослаблена роль штабных аппаратов; недостаточно активно ведется работа по внедрению в практику передовых форм и методов руководства органами внутренних дел, организации служебной подготовки руководящего состава. Недостатки в деятельности органов внутренних дел по организации работы личного состава руководителей всех уровней свидетельствуют о том, что не все должностные лица работают с полной отдачей и высокой ответственностью при исполнении своих служебных обязанностей. Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что совершенствование управленческой деятельности является важнейшим резервом повышения эффективности работы органов внутренних дел.

9. Создание надежной системы информационного обеспечения всех звеньев МВД России, особенно низового звена, обеспечение финансовыми и материально – техническими ресурсами в соответствии с нормативами. Под техническим обеспечением понимается комплекс организационно – технических мероприятий, направленных на повышение эффективности и надежности использования специальных технических средств (спецтехники) и охватывающих весь жизненный цикл, от обоснования разработки и обучения личного состава до проведения ремонтно – профилактического обслуживания. В этой связи необходимо провести:

9.1. Систематизацию информационных потоков и автоматизация процессов их обработки на базе сетей ЭВМ регионального и центрального уровней.

9.2. Создание многоуровневой системы интегрированных банков данных оперативно – розыскного, справочного и иного назначения, концентрирующих сведения общего пользования, а также специализированных территориально – распределенных автоматизированных систем.

9.3 Нормативное регулирование и сервисное обслуживание функционирования системы и подготовка кадров.

9.4. Минимизацию числа информационно значимых характеристик объектов учета при обеспечении их достоверности.

10. Максимальное использование положительно зарекомендовавших себя форм и методов оперативно – служебной, организаторской деятельности.

Совершенствование организационных методов управления в современный период должно идти по пути постоянного поиска оптимальной организационной структуры с четким определением функциональных обязанностей сотрудников, максимально возможного сокращения текучести кадров и повышения эффективности информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел на основе технического переоснащения и внедрения современных информационных технологий.

11. Создание эффективного внешнего государственного и общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов.

12. Совершенствование кадровой политики.

Современная система обучения должна обеспечить эффективное функционирование правоохранительных органов на основе притока квалифицированных кадров, способных творчески выполнять свои функциональные обязанности, стремящихся к профессиональному самообразованию и личностно – профессиональному саморазвитию.

Практика показала, что сложившиеся формы и методы работы с кадрами нередко дают сбои, не в полной мере обеспечивают выполнение задач, поставленных Президентом и Правительством перед правоохранительными органами. Исходя из стратегической цели работы с кадрами и кадровой политики в органах внутренних дел, одной из важных задач является обеспечение стабильности кадрового потенциала, которая может быть решена путем:

12.1. Организации кадровой работы на основе всемерного использования достижений науки, передового отечественного и зарубежного опыта.

12.2. Совершенствования нормативно – правовой базы кадровой работы с учетом сложных и противоречивых процессов, происходящих в обществе в последние годы.

12.3. Создания новой системы научно – аналитического и информационного обеспечения регулирования кадровых процессов.

12.4. Определения научно обоснованных нормативов обеспечения органов внутренних дел высококвалифицированными и компетентными кадрами.

12.5. Развития современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

12.6. Повышения эффективности использования кадрового потенциала в целях обеспечения правопорядка и общественной безопасности на основе мобилизации его интеллектуальных и духовных возможностей.

12.7. Реформирования системы деятельности органов внутренних дел по укреплению духовно – нравственных устоев сотрудников, воспитания у личного состава гражданственности, патриотизма, неукоснительного соблюдения законности и этических норм, верности присяге и кодексу чести, налаживания социально – психологической работы в органах внутренних дел, обеспечения нормальных условий труда сотрудников.

12.8. Обеспечения реализации социальных прав и гарантий сотрудников ОВД.

12.9. Перехода к новой модели правоохранительной деятельности, характеризующейся ориентацией на служение обществу и гражданам.

Кадровое обеспечение органов внутренних дел во многом зависит от стратегического планирования этого процесса.

13. Профилактика профессионально – нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов. Следует осуществлять целенаправленное профилактическое воздействие по следующим направлениям:

13.1. Совершенствование системы воспитания и обучения, создание реальной перспективы продвижения по службе, формирование и поддержание чувства защищенности, уверенности в полезности и справедливости своей работы.

13.2. Необходимость уделять внимание такому фактору, как состояние здоровья и физическая подготовленность сотрудников, поскольку работа в правоохранительных органах связана с большими эмоциональными, интеллектуальными и физическими напряжениями.

13.3. Тщательный отбор кадров с учетом деловых и особенно нравственных качеств сотрудника. При этом нравственный облик сотрудника формируется в результате эффективной работы руководства всех уровней и рангов, когда нравственное воспитание прочно создает барьер профессиональной деформации.

13.4. Создание благоприятных, оптимальных условий жизни сотрудников (материальное и моральное стимулирование), совершенствование организации и управления всей правоохранительной системой; выработка психологической закалки к действиям в условиях постоянного напряжения, в экстремальных условиях, а также профилактика конфликтов в служебных коллективах.

13.5. Нормальная организация труда, рабочего времени сотрудников, чтобы исключить усталость, физическое и психологическое переутомление.

13.6. Создание в органах внутренних дел штата сотрудников, профессионально занимающегося социологическими и психологическими исследованиями.

13.7. Овладение руководителями органов внутренних дел (например, на базе курсов повышения квалификации, академических курсов) определенным минимумом знаний в сфере социологии и психологии для регулирования отношений в коллективе с учетом поступающей информации.

13.8. Организация взаимодействия между кадровой и психологической службами по вопросам профилактики и психокоррекции, развертывание во всех субъектах Российской Федерации полноценных структурных подразделений по психологической и социальной реабилитации сотрудников органов.

14. Создание научно – методических центров, занимающихся научными исследованиями по разработке вышеназванных направлений, а также организующих сбор и распространение положительного опыта использования познавательных методов в органах внутренних дел.

В настоящее время в России кардинально меняются многие приоритеты государственно – правовой политики, в том числе определяющие роль и значения правоохранительных органов, прежде всего, как репрессивно – карательных органов, происходит процесс переориентации правоохранительных органов на социальное обслуживание общества.

Правоохранительная политика Российского государства направлена на совершенствование основополагающих направлений правоприменительной деятельности. При определении ее содержания российские законодатели исходят из наиболее современных методов организации всей системы правоохранительных органов. Следует отметить, что при этом учитываются общепризнанные международные стандарты, отечественный и зарубежный опыт работы правоохранительных органов как органов социального обслуживания населения;

15. Увеличить количество общественных организаций, граждан, задействованных в предупреждении преступлений.

В директиве МВД РФ от 12 декабря 2014 г. №2 дсп «О приоритетных направлениях деятельности ОВД РФ и внутренних войск МВД России в 2015 г.» расписаны основные тенденции совершенствования деятельности системы МВД России. Из него следует, что необходимо:

1. Продолжить последующее усовершенствование организации деятельности по рассмотрению заявлений (сообщений) о преступлениях и принятию по ним процессуальных решений, увеличение взаимодействия подразделений, выполняющих предварительное следствие и дознание, оперативных и экспертно – криминалистических подразделений при раскрытии и расследовании преступлений, улучшение результативности принимаемых мер по возмещению ущерба, доставленного преступниками.

Раскрывая этот пункт необходимо отметить, что в настоящем для усиления своей действенности сотрудники полиции должны пользоваться достижениями науки и техники. Это в особенности немаловажно при осуществлении криминалистической деятельности по выявлению и фиксации следов преступления, решении задач в области информатизации и др. На сегодняшний день существует и работает государственная информационная система «Правоохранительный портал Российской Федерации», что подразумевает умение работников полиции использовать современные информационно – телекоммуникационные системы.

С целью регистрации преступлений и административных правонарушений, сбора доказательств по прецедентам правонарушений, а кроме того с целью противодействия разного рода злоупотреблениям со стороны полицейского или охраны от безосновательных или предвзятых претензий, полицейский применяет особую технику. Специализированная техника используется также в интересах общества и хозяйствующих субъектов.

Бесспорно, немаловажно, чтобы работники полиции обладали возможностью применять интернет, автоматизированные информационные системы, банки данных, в случае если это нужно с целью исполнения порученных обязательств. При этом работник полиции должен выполнять порядок работы со служебной информацией, а также режим секретности.

2. Совершенствовать систему ведомственного контроля за соблюдением учётно – регистрационной дисциплины и законности, обеспечение качества и доступности государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел.

Работа органов полиции, исполняемая на основании и во исполнение закона, контролируется со стороны различных органов государственной власти и институтов гражданского общества. Так, согласно Закону «О полиции» государственный контроль за работой полиции реализует Президент РФ, палаты Федерального Собрания РФ, Правительство РФ в пределах полномочий определенных Конституцией России. За полицией также осуществляется ведомственный и общественный контроль (гл.10).

Ведомственный контроль является наиболее эффективным видом государственного контроля, реализуемый в системе МВД России. Данный контроль представляет из себя различные формы и методы, которые направлены на обеспечение соблюдения закона и служебной дисциплины и может быть ориентирован как на действия сотрудников, так и на принятые нормативно – правовые документы, расходование бюджетных средств и др.

Хотя и ведомственный контроль эффективен как способ обеспечения законности в ОВД и МВД России, изучения выдают, что в некоторых органах полиции имеющаяся система ведомственного контроля не достаточно организована, в частности в Чувашской Республике.

Исследование состояния органов полиции в Чувашской Республике, свидетельствуют, что экстенсивный путь их развития путем увеличения численности сотрудников полиции в современных условиях недопустим. Система ОВД вследствие своей громоздкости и бюрократичности уже в не таком далеком будущем может достичь грани потери эффективности управления.

Одним из путей решения данной проблемы может стать совершенствование организационной структуры. Поскольку управленческий состав органов полиции массивный, столько людей на это не требуется, существуют не малые предложения по сокращению штатной численности начальствующего состава. Это позволит быстро принимать важнейшие решения по глобальным вопросам функционирования полиции и не затрачивать время на многочисленные согласования с руководителями разных отделов. Так же сократит наличие бумажной волокиты и беготни по кабинетам.

Данный факт так же может направить руководителей к мысли о необходимости должным образом регулировать состояние исполнительской дисциплины и контролировать исполнение подчиненными требований нормативно правовых актов, в том числе и нормативных актов МВД России. Это решило бы проблему нарушения довольно большим числом работников полиции прав человека, осуществления вымогательства денежных средств у предпринимателей, иных коррупционных правонарушений.

Сформировавшееся состояние дел призывает к самому решительному вмешательству в организацию ведомственного контроля, исполняемого за служебной деятельностью полицейского всевозможных служб и подразделений органов внутренних дел, особенно территориального и линейного уровней.

Наличие такого рода нарушений среди блюстителей закона, сложило о них негативное мнение среди граждан, что затрудняет работу по раскрытию преступлений по горячим следам.

3. Обеспечить охрану финансовых средств, выделяемых на инновационное развитие экономики и крупнейшие инвестиционные проекты, борьбу с организованной преступностью, в том числе этнической, коррупцией и нарушениями законных прав субъектов экономической деятельности.

4. Укрепить государственную систему профилактики правонарушений, наращивание усилий по противодействию экстремизму, обеспечение антитеррористической защищённости и безопасности, поддержание постоянной готовности отдела МВД России к эффективному реагированию на возможное осложнение оперативной обстановки при проведении массовых мероприятий.

5. Консолидировать стремление органов местного самоуправления в обеспечении безопасности дорожного движения, развитие организации деятельности подразделения Госавтоинспекции, усиление контроля за соблюдением ими законности при осуществлении надзорных функций.

6. Обеспечить готовность к выполнению служебно – боевых задач мирного времени, при резком обострении ситуации, в промежуток нарастания угрозы против Российской Федерации и в военное время.

Обеспечение надлежащей экипировкой, оружием, средствами индивидуальной защиты, автотранспортом, средствами связи, специальной, оперативной, криминалистической и организационной техникой, только все это позволит эффективно выполнять возложенные служебно – боевые задачи.

7. Оптимизировать расходования бюджетных средств на содержание органов внутренних дел, внедрение технологий, сокращающих документооборот.

Долю выделяемых средств из бюджета, главным образом, можно сократить путем сокращения штатной численности начальствующего состава ОВД. Их число превышает необходимое, что уже отмечалось выше. Для того чтобы в результате не пострадало качество обеспечения правопорядка возможно привлечение граждан и народных дружинников.

В Чувашской Республике в апреле 2015 г. принят устав относительно привлечения народных дружинников в обеспечение правопорядка и выделены средства.

Одновременно с устранением имеющихся недостатков предстоит рационально перераспределить силы и средства с учётом приоритетных целей и задач.

Таким образом, основные усилия всех подразделений и служб должны быть направлены на достижение стабильных показателей, причем, необходимо помнить, что эффективная работа в целом обеспечивается только с учетом личного результативного вклада каждого сотрудника.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 6058; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.