Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Заратустра (Зороастр) (между 10 и 6 вв. до н. э.)проповедовал, что истинная причина движения вещей - в борьбе противоположностей - добра и зла




ДРЕВНИЙ МИР

Космическое мировоззрение человечества эволюционировало по мере расширения его знаний об окружающем мире. Вероятно, оно зародилось ещё в достаточно тёмном мозгу позднего Homo erectus - человека прямоходящего, жившего более 50 тысяч лет назад. Интерес к познанию природы Земли и Неба расширял кругозор человека и стимулировал его развитие. В мозгу первобытного человека по мере его эволюции всё чаще зарождались вопросы не только о том, что же такое жизнь, откуда она и зачем, но и что такое те силы стихии, которым он постоянно подвержен, и как им противостоять?

На протяжении всей своей истории человек интуитивно и незримо ощущал могущественную силу Природы и Космоса, от которой зависела его судьба, а также судьба его потомков и рода. Страх перед этой необъяснимой силой заложил в его сознании первые зерна мистического, а в последующем и религиозного чувства. Об этом можно судить, например, по описаниям Н.Н.Миклухо-Маклаем обычаев папуасов Новой Гвинеи.

Постепенно человек научился считать. Его внимание должны были привлечь численные закономерности лунных, а несколько позже - и годичных циклов. В.И.Вернадский писал и с чем нельзя не согласиться: “В концепциях учёных нашего века число и числовое соотношение играют такую же мистическую роль, какую они играли в древних общинах, связанных религиозным культом, в созерцании служителей храмов, откуда они проникли и охватили научное мировоззрение. Здесь ещё теперь видны и живы ясные следы древней связи науки с религией. От религии же, как и все другие духовные проявления человеческой личности, произошла наука” [76].

Мох (XII век до н. э.) - финикийский мудрец - создатель финикийской космогонии. Древние считали его, а не Демокрита, основоположником учения об атоме [331, с. 162, примечание 26-е].

Будда (Сиддхартх Гаутама) (623-544 до н. э.) учил, что всё в мире преходяще; каждое существо представляет собой преходящую субстанцию действующих жизненных сил. В соответствии с буддистскими представлениями, Свабхават - (букв., по Е.П.Блаватской, су - совершенный, прекрасный, сва - самость, бхава - бытие, или состояние бытия) - совершенная самость бытия, или пластическая сущность материи - формообразующая и действующая Сила, что, в соответствии с настоящей Теорией, определяется Геномом Мира.

Моисей (1393-1273 до н. э.) - автор “Пятикнижия Моисея”, или “Закона Моисеева”, где впервые изложена последовательность сотворения Солнечной системы, Земли и развития жизни на ней.

Религиозные учения, хотя и вступали в спор с иными религиями “за место под Солнцем”, однако все они утверждают божественное происхождение “поднебесной”, как издревле называют китайские философы Землю и её биосферу.

О единстве Мира и всепроникающем подобии его организации писали древнегреческие и древнекитайские философы, жившие более 2,5 тысяч лет назад, удивительным образом предвосхитившие результаты последующих научных открытий. Так, древнегреческий философ Анаксимандр из Милета (610-546 до н. э.) ввёл понятие “апейрон” - начало всего сущего, первовещество, бесконечность природы. Апейрон можно рассматривать как аналог вита-частицы (см. § 4.4.2).

Величайший философ и математик Древней Греции Пифагор (Pythagoras) (608-504 до н. э.) ввёл понятие “космос”, который понимал как упорядоченный, гармоничный мир (в противоположность хаосу) и умопостигаемый. Он полагал, что происшедшие из Солнца планеты вращаются вокруг него и что звёзды - те же солнечные системы. Каждый солнечный мир - это маленькая вселенная (Закон подобия). Пифагор полагал, что Вселенная бесконечна в пространстве и времени, иею правит единое Божество - начало всего сущего. Бог - Неразделимая Сущность, Великая Монада, имеет своим числом Единицу, которая содержит в себе Бесконечность. Великая Монада действует посредством творческой Диады. [4] Пифагор выделял в Диаде активное, животворящее Мужское Начало и пассивное, пластическое Женское Начало. Таким образом, Диада - это вечное слияние в Боге Мужского и Женского Начал.

Он и пифагорейцы утверждали, что Вселенная гармонична и что гармония Мира может быть выражена числовыми отношениями.

Пифагор полагал, что человек по сути своей состоит из смертной части - тела, божественного духа и эфирного тела - души, которую “дух ткёт и создаёт её для себя сам. Без этого эфирного тела (души) материальное тело (плоть) не могло бы развивать живых сил и было бы инертной массой без жизни”. Душа обладает формой, сходной с телом, которое она оживляет, переживая его после смерти. Дух и душа существуют во всех царствах, хотя в низших царствах они находятся в “состоянии непробуждённом”. Чем выше эволюционно-иерархический уровень организмов, тем более присущая каждой живой сущности монада развивает свои качества. По мере того, как пробуждается сознание, душа становится всё более независимой от тела, всё более способной вести самостоятельное существование. Согласно с эзотерическим учением древних египтян, он проповедовал учение о вселении и переселении душ, т. е. фактически о цикличности развития. Пифагор, подобно всем теософам, смотрел на земную жизнь человека как на необходимую выработку воли, а на небесную - как на духовный рост и осуществление начатого на Земле. Будучи последователем теософского учения Гермеса Трисмегиста, Пифагор полагал, что есть закон кармы (ответа за совершённые человеком прегрешения), который роковым образом отражается на следующей жизни.

Он знал, что Земля первоначально была окружена газообразной атмосферой, которая, охлаждаясь, превратилась в жидкость и образовала моря. Получив свои знания в жреческих храмах Египта, Пифагор имел представление о больших переворотах в жизни Земли, о существовавшей ранее и погибшей красной расе - атлантах [324].

Пифагор ввёл понятие “философия” - любовь к мудрости, а мудрость - знание Истины, коренящееся в истинно сущном. Он говорил, что “истинно сущее... - нематериально, вечно и одно только действенно, каковым является бестелесное, остальное же, соимённое ему, - это материальные и телесные виды”[ 331, с. 105]. Тем самым он предвидел существование Генома Мира, так как только Он подпадает под это описание. Он полагал, что через постижение подобий истинно сущего возможно постижение и самого истинно сущего ( что и произошло на границе 2-го и 3-го тысячелетий, т. е. через 2 1/2 тыс. лет).

Пифагора, фактически, стал основоположником эволюционного учения. Огромной его заслугой является то, что он первым заложил научные основы эволюционного учения, рассматривая развивающиеся системы как два противоположных и неравновесных по своей сути начала, во-первых, в качестве единой основы Мира, а во-вторых, как базис постоянного движения, развития. Определяя, например, здоровье как равное, Пифагор видел в нём покой, отсутствие движения, развития. Наоборот, болезнь - неравное, т. е. неравновесное (если система неустойчива, а болезнь - смертельна) или устойчиво-неравновесное (по терминологии, которая используется в книге - асимметрично-равновесное), если болезнь преодолима. Следовательно, болезнь - это фактор естественного отбора и один из факторов стимуляции эволюционного развития. Из этого следует, что эволюция осуществляется через болезни, т. е. посредством как бы запрограммированного преодоления критических (квантовых) точек. И это - единый закон жизни. Следует заметить, что эволюционное учение, заложенное Пифагором, по существу, человечеством было забыто. И даже у Гегеля этот великий грек не упоминается как основоположник научного учения об эволюции.

В то же самое время в противоположной точке Земного Шара великий китайский философ Лао-цзы (род. 604 до н. э.) создал учение о сверхземном Дао - совершенной первопричине всего бытия, к которой всё снова возвращается. Фактически, как и учение Пифагора, это было учением о структурно-функциональном единстве Космоса и цикличности его жизнедеятельности.

Древнегреческий философ Ксенофан (565-478 до н. э.) развивал учение о том, что Космос - единое целое. Организация его позволяет полагать, что Мир имеет ум и это и есть Бог. Учил о вечности Мира.

Грек Эпихарм (550-440 до н. э.) - философ и комедиограф, по существу, впервые изложил идею об информативности Природы. Он учил, что в Природе идеи стоят как первообразы (парадигмы), а вещи - это их образы, своего рода копии. В последующем эта идея была развита Платоном.

Другой величайший философ Древней Греции Гераклит Эфесский (544-483 до н. э.) писал: “ Космос, один и тот же для всего сущего, его не создал никто из богов и никто из людей, но он всегда был, есть и будет мерами загорающимся и мерами потухающим ”. Проходит почти 2500 лет. И вот физики ХХ века дружным хором начинают доказывать и теоретически обосновывать идею “Большого Взрыва”, будто бы породившего жизнь Вселенной. А ведь в этой идее нет ни меры, ни порядка, а лишь одни голые расчёты, которые, как говорится, “не лезут ни в какие ворота”, что признают и сами физики. Такие “открытия” и теории В.И.Вернадский называл “фикциями”. Он писал: “...Эти фикции нередко получают форму задач и вопросов, тесно связанных с духом времени. Человеческий ум неуклонно стремился получить на них определённый и ясный ответ... Эти вопросы служат лесами научного здания, необходимыми и неизбежными при его постройке, но потом бесследно исчезающими”.

И всё же научные “фикции” не остаются в истории науки пустой шелухой, не исчезают бесследно. Они позволяют открывать новые законы, решать новые задачи, дают толчок для развития новых научных направлений и рождения более точных и соответствующих истине мировоззрений. Познание истины не идёт прямым путём. Истинное знание рождается в борьбе с ошибочными представлениями, пусть даже на какой-то более или менее длительный период времени занимавший умы специалистов.

Гераклит развивал учение о вечном движении Мира, которое постоянно и непрерывно: “Всё течет, всё меняется”. “Всё движется вперёд”. “В одну и ту же реку нельзя войти дважды”. Он ввёл понятие “ Логос” - Космический Разум. Есть и другое толкование Логоса: как Всеобщего Космического Закона. Однако одно не противоречит другому. Гераклит полагал, что Логос лежит в основе борьбы противоположностей и их единства; в борьбе противоположностей существует скрытая гармония. Тем самым Гераклит фактически изложил Закон единства, гармоничного взаимодействия и борьбы противоположностей - и даже в более обобщённой форме, чем это сделал Гегель. Гераклит полагал, что в основе человеческой мудрости лежит понимание Природы, умение слышать её и поступать согласно с ней, т. е. жить в гармонии с ней. Эта мысль особенно актуальна сейчас, когда отчуждённый от Природы человек своими непродуманными действиями создал мощный экологический дисбаланс - повсеместно и во всех природных средах нашей планеты. Это свидетельствует об отсутствии мудрости и любви к Природе у подавляющего большинства современных людей, в особенности тех, от кого зависят судьбы населения и Земли как обители её органического мира.

Алкмеон Кротонский (6-5 вв. до н. э.) - древнегреческий врач и натурфилософ, считал, что человек - микрокосм, сбалансированная система противоположностей. В средние века об этом же писал и Парацельс. Неизвестно, пришёл ли к этой идее Парацельс самостоятельно или под влиянием древнегреческих философов. Однако это и не столь важно для мировоззренческой истины!

Здесь уместно вспомнить высказывание В.И.Вернадского о повторяемости открытий на протяжении многовековой истории человечества. Очевидно, что повторяемость открытий и эзотерических утверждений, их независимость от высказываний предшественников, особенно в ходе многовековой истории религий и философии, а также наук, даёт основание полагать, что это явление не носит случайный характер. Вспомним философские рассуждения Эпихарма об идеях как первообразах (парадигмах) Вселенной, воплощающихся в те или иные образы (феномены, по Платону) в нашей земной жизни. Эта независимая повторяемость идей в сознании людей, живших на Земле в совершенно различные эпохи и в разных её регионах, может и должна служить указанием на их истинность и на необходимость дальнейшей проработки этих идей, бесспорно, имеющих космическое происхождение. Космические идеи имеют ярко выраженную цикличность, как и всё живое. Они особенно активно проявляются в те периоды эволюционного развития, когда этого требуют обстоятельства, т. е. в соответствии с циклами развивающихся систем.

Грек Анаксагор (500-428 до н. э.) основу Мира видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые он называл гомеомериями (сравните с апейроном, вита-частицами, фермионами, атомами, молекулами); от преобладания того или иного типа гомеомерий зависит качество вещи. Это одно из первых высказываний о существовании Закона перехода количества в качество. Об особой проникновенности мышления Анаксагора можно судить и по тому факту, что он считал Солнце раскалённой массой. Анаксагор полагал, что движущий принцип мирового порядка - ум, или нус (аналог Логоса, Дао), организующий элементы, - духовная сила. По его представлению, ум заключён в материи, в которой он творит, не смешиваясь с ней, и является чем-то неотделимым (сравните с “монадой” Дж.Бруно и Г.Лейбница, а также с “Liquor Vitae” - элексиром жизни Парацельса). Анаксагор полагал, что неоднородные элементы отделяются друг от друга, однородные - соединяются, т. е. предвосхитил Фундаментальный Закон Мира о взаимодействии одно- и разнозаряженных тел.

Софокл (490-406 до н. э.) - великий древнегреческий поэт, драматург, мыслитель. Славя мощь свободного человека, предостерегал от безнравственного нарушения “божеских законов”, что создаёт дисгармонию и ведёт к гибели (трагедия “Аякс”). Возможно, один из первых высказал мысль, что от сотворения Мира ум, как и весь Мир, развивается и совершенствуется.

Эмпедокл (ок. 485 - ок. 423 до н. э.), древнегреческий философ и врач, проповедовал идею цикличности развития мира. К этой идее он, очевидно, пришёл независимо от философских построений Лао-цзы, с которыми он не мог быть знаком, но мог знать об учении Гермеса Трисмегиста, а также о суждениях Пифагора и Гераклита о цикличности развития Мира. Эмпедокл считал движущими силами развития Мира любовь (сила притяжения) и вражду (сила отталкивания). Ему принадлежит выражение: “Подобное познается подобным”. Эмпедокл полагал Космос как упорядоченное целое. Остальная часть Мира - необработанная материя. Его соображение, что существует неупорядоченная часть Мира, не стоит в противоречии с настоящим Учением. Таковыми могут быть и “тёмная” материя, и энтропийная энергия, и, возможно, пока ещё не охваченная эволюционным процессом энергия Протоса (см. гл. 4).

Грек Протагор (480 - 410 до н. э.) - один из родоначальников софистики. Учил об относительности знаний, что, по существу, является основой научных исследований, сомнений и дальнейшего познания онтологии мира.

Крупнейший философ Древней Греции Демокрит (460 - 371 до н. э.), которого ошибочно относят к материалистам, фактически был теософом. Демокрит - один из основателей атомизма (вслед за финикийцем Мохом). Он учил, что Мир состоит из взаимодействующих элементов - атомов, от различных комбинаций и перемещения которых меняется состав тел. Тем самым он, как и Анаксагор, заложил основы закона перехода количественных изменений в качественные. Как и Гераклит, он полагал, что Мир находится в бесконечном и вечном движении. И ещё одна идея проходит через всю сознательную жизнь человечества. Это: идея о бесчисленном множестве миров. Она нашла воплощение в трудах великого философа эпохи Возрождения Дж.Бруно и утверждается многочисленными трудами наших современников - К.Э.Циолковского [303, 304], В.И.Вернадского [76-78], И.С.Шкловского [318], А.С.Пресмана [228], Ю.Г.Мизуна [193] и др. Обращает внимание неоднократная многовековая повторяемость ещё одной космической идеи, по-видимому, впервые воплотившейся в трудах Демокрита, о возникновении миров (вселенных) из бесконечной пустоты (под которой, очевидно, понимали атмосферу и которая как и Вакуум “пустотой” не является), об их развитии, а затем гибели. Согласно Демокриту, миры различаются по уровню развития, числу и размерам солнц и лун. В одном месте миры зарождаются, в другом - исчезают. Не все миры имеют животных и растения. (Поразительные по своей точности откровения об устройстве и особенностях функционирования звёздно-планетарных систем, многие из которых будут подтверждены последующими, через тысячи лет, научными данными.)

Демокрит полагал, что имеются два рода познания: истинное и тёмное. Тёмное познание - с участием органов чувств, или органолептическое. Когда оказывается неэффективным тёмное познание, может быть включен более тонкий познавательный орган, позволяющий получать истинное знание. Тем самым Демокрит прямо говорит об эзотерическом источнике знаний, которые он воспринимал как истинные. Он говорил, что более пяти органов чувств есть у животных, мудрецов и богов. Вслед за Эпихармом Демокрит называл первообразы идеями, т. е. подобием того, что существует на Земле. Эта мысль в последующем была развита Платоном, что нашло отражение в его учении о ноуменах и феноменах. Эта же идея отражена в учениях о Логосе и сформулирована в самостоятельно и независимо развитом древними китайцами учении о Дао.

Великий древнегреческий философ Платон (427-347 до н. э.) полагал, что существуют два мира: мир идей, в котором обитают оригиналы и типы - ноумены, и мир вещей - феноменов, т. е. копий и снимков ноуменов. Существование материи побуждается присутствующей в ней идеей. Тем самым высказана мысль, развиваемая в предшествующей [22] и этой моей книгах, о генетическом единстве Тонкого Мира и Мира овеществлённого, в том числе органического. Платон ввёл понятие Демиурга (греч. demiurgos - свободно занимающийся общественным ремеслом) как создателя Мира из первоматерии, или вечно существующего первобытного хаоса. Фактически же Демиург - это Бог-Творец, а Логосы космических тел - сотворцы вселенных.

Аристотель Стагирит (384/383 - 322/321 до н. э.) - учёный-энциклопедист, величайший философ Древней Греции - учил о неотделимости идей и мыслей от материи. Можно только поражаться особому проникновению Аристотеля в самые глубины сущности мышления. Подобное суждение достаточно легко может быть воспринято нашими современниками, так как мы знаем, сколь велики могут быть возможности логических решений ЭВМ. Для современного человека нет ничего сверхъестественного в самой идее, что мысль порождается энергией и материей, но прийти к этой идее в ту историческую эпоху и не побояться остракизма своих современников за её высказывание - это настоящий подвиг великого философа Древней Греции.

Аристотель также полагал, что Природа, находящаяся в вечном движении и изменении, - гармоничное целое. Он отождествлял её с живой силой, пронизывающей Космос теплотой (энергией) и оживляющей его. Он ввёл понятие “эфир”, заполняющий всё мировое пространство. Из него состоят небесные тела, что, по существу, не противоречит развиваемой в этой книге теории творения Мира. Он полагал, что эфир обладает свойством неизменности и совершенства.

Остановлюсь на ещё одном понятии, введённом Аристотелем, - энтелехии. Оно до сих пор не расшифровано. По Аристотелю, “движение есть энтелехия существующего в потенции, поскольку оно таково”. Очевидно, речь может идти о проявлении какого-то качества Мира, которое заложено в потенции. Таким качеством является Геном Мира - основа его эволюционного развития (см. гл. 4.3). Таким образом, можно предполагать, что под энтелехией Аристотель понимал генетическое единообразие эволюционирующего Космоса. По-видимому, такое толкование аристотелева термина “энтелехия” соответствует истине. В пользу такого толкования “энтелехии” говорит также следующее соображение. Аристотель был выдающимся врачом, и именно ему и предназначено было судьбой ввести в обиход самый первый генетический термин - энтелехия.

Великий китайский философ Чжуан-цзы (ок. 369-286 до н. э.) полагал, что государство, опирающееся на насилие, стоит в противоречии с Природой и Дао. Дао в китайской философии - “путь”, “разум” (Бог, Логос). Дао определяет всеединство Космоса, ритм его развития и воплощается в Природе. Чжуан-цзы развивал идеи нравственности. Он полагал, что человек должен стойко и мужественно переносить страдания и обуздывать свои страсти, что в последующем проповедовал Плотин. Идеалом, по Чжуан-цзы, является “настоящий человек”, который, следуя Дао, деятелен, независим и добродетелен.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.