Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эвклид из Мегар, Евбулид




Кратет из Фив (ок. 325 г. до н.э.).

Диоген (412-323)

Аристипп (435-360) г., Феодор.

Главный вопрос – сущность человека и его счастье. Проповедовали гедонизм, утверждая, что высшая ценность в жизни – наслаждение. Аристипп учился у Сократа и Протагора.

Идеи гедонистической этики развивал позже Эпикур.

Киники (от греч. «кинос» - «собака»).

Антисфен (445-360) Счастье человека не зависит от окружающего мира, так как оно в добродетели. Добродетель внутри человека и определяет его поступки.

Человек должен презирать удовольствия, чтобы не быть их рабом. Антисфен прославляет честную бедность и трудолюбие.

О Диогене сложено множество легенд. «Жить, никого не боясь и ничего не стыдясь» – его девиз. Главное в человеке – внутренняя свобода и самодостаточность. Существует легенда о встрече Диогена и Александра Македонского. На предложение царя: «Проси, Диоген, все, что пожелаешь». Диоген ответил: «Отойди, ты загораживаешь солнце».

Киники считали, что мораль, брак, государство ограничивают свободу и ими можно пренебречь. Посох, котомка и грубый плащ – стали символами кинизма.

Кратет известен тем, что роздал свое богатство жителям родного города, а сам стал киником. Прекрасная Гиппархия полюбила Кратета и ушла из семьи, став его верной спутницей.

Постепенно кинизм вырождается в цинизм – полное пренебрежение культурой. Одиночество, агрессивность, паразитизм, отсутствие патриотизма, пренебрежение моралью, радикализм во мнении стали его чертами.

Мегарики

Они учили, что реально только общее. Евбулиду принадлежат известные софизмы – «Рогатый», «Лжец». «То, что ты не терял, ты имеешь. Ты рогов не терял, следовательно, они у тебя есть» «Если кто-то говорит, что он лжет, то лжет он или говорит правду?».

3. Ранний эллинизм (3-1 вв. до н.э.) Интерес к человеку.

Эпикурейцы

Эпикур (341-270) из Афин. Основал школу «Сад Эпикура». «Бесполезна философия, если она не излечивает человеческие страдания». Развивают идеи гедонизма. Девиз Эпикура «Проживи незаметно», он утверждает идеал душевного равновесия. Счастье – в отсутствии боли и страданий. Цель «атараксия» – безмятежность души.

Эпикур делит удовольствия на естественные и пустые. Некоторые естественные удовольствия не являются необходимыми. Удовольствия души выше, чем удовольствия тела.

Эпикур развивает идеи атомистов, считая, что атомы могут спонтанно отклоняться от прямой линии. Так, в мире существует не только необходимость, но и случайность.

 

Лукреций Кар (99-55). Эпикуреец, атомист.

Стоицизм

Зенон из Китиона (333-262). Основатель стоицизма. Излагал свое учение в «Пестром портике» в Афинах. Портик – стоя. Зенон разделил философию на логику, физику и этику. Возрождает идеи Гераклита. Утверждает тождество бога и мира. Пантеизм. Учит о живом космосе, пронизанном Логосом и Огнем, божественным дыханием. Утверждал, что жить следует в согласии с природой, принимая необходимость, которая правит миром. Задача человека – господство над страстями (печалью, страхом, вожделениием и удовольствием). «Высшее счастье – не нуждаться в счастье».

Скептицизм

Пиррон (360-270). Ничего не писал. Говорил о трех важных вопросах:

1) из чего состоят вещи?

2) как мы должны к ним относиться?

3)какую выгоду мы получим от такого отношения?

На первый вопрос мы не можем однозначно ответить. 2. Мы должны воздерживаться от суждений. 3. Выгода – безмятежность, счастье, которые нас ожидают.

Кинизм. Вырождается в цинизм.

4. Поздний эллинизм (1-3 вв.)

Римский стоицизм

Сенека (4 г. до н.э. – 65 н.э.) В жизни ничего нельзя изменить, ни обстоятельства, ни события, но отношение человека к ситуации в его власти. «Каждый несчастен настолько, насколько полагает себя несчастным». Главное – мужественно переносить удары судьбы. Идеал – невозмутимость духа. Апатия.

Эпиктет (50-135). «Терпи и воздерживайся» – было его девизом. Разумение, смирение и мужество. Зло необходимо, чтобы можно было упражняться в терпении и добродетели.

Марк Аврелий (121-180). Книга «Наедине с собой». В человеке есть плоть, душа и интеллект. Во власти человека – его мысли. Нравственность дает опору и силу духу. Главное – покорность судьбе и воля жить в согласии с природой. В целом, в стоицизме мотив судьбы, неумолимого рока звучит очень мощно, особенно в конце периода.

Скептицизм

Секст Эмпирик (200-250). Развивал идеи Пиррона.

Неоплатонизм

Аммоний Саккас (175-242). Ничего не писал. Преподавал в Александрии. Учитель Плотина.

Плотин (205-270). Плотин открыл в Риме свою школу. Автор книг «Эннеады». Структура бытия иерархична. На самом верху – Единое (свет, чистый и простой), оно ни чувствами, ни разумом (рационально) непостижимо. Только через мистический экстаз, на основе сверхчувственного «видения» его можно постичь. Вторая ступень – Ум. Мир идей. (Это Солнце). Третья ступень – Мировая душа. Она управляет и упорядочивает все чувственное. (Луна). Четвертый уровень – Природа. Мир вещей, человеческий мир. (Это Темнота). Пятый уровень – материя (мрак). Эманация – истечение Единого происходит постоянно. Бог есть единое. В отличие от христианства в платонизме бог не рассматривается как личность.

Порфирий (232-301). Порфирий учил, что душа, стремясь к совершенству, проходит 4 ступени. На первой низкие душевные аффекты сводятся к золотой середине. На второй – душа достигает бесстрастия. На третьей происходит эпизодическое обращение к богу. На четвертой происходит постоянное обращение к богу. Если душа не устремлена к богу, она становится обиталищем демонов.

Прокл (410-485). Прокл рассматривал подробно Мировую душу, в которой он обнаруживал иерархию душ (души богов, демонов, небесных тел, животных, полубогов, людей).

Неоплатонизм был последней философской системой античности. Его идеи в значительной степени повлияли на христианство, особенно в период ранней схоластики.

3. Философия Средних веков(1- 14 вв.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.