Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Терапевтические принципы 1 страница




Рецензент канд. психол. наук Е.В. Белугина

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к спецкурсу «Психодрама»

 

 

Ростов-на-Дону

 

 

Учебно-методический комплекс разработан кандидатом психологических наук, старшим преподавателем кафедры социальной психологии Сериковым Геннадием Витальевичем

 

 

 

Компьютерный набор и верстка ст. лаборанта Н.В. Лакосиной

 

Печатается в соответствии с решением методической комиссии кафедры социальной психологии ЮФУ, протокол № 4 от 18 апреля 2007.


Задача данного методического пособия познакомить с основными терапевтическими принципами и техниками психодрамы, дать некоторое представление о том, как работает директор психодрамы, применяя и комбинируя различные техники, работая с группой.

Усвоение представленного в данных методических указаниях материала поможет студентам достичь уровня компетентности: 1) позволяющего осознанно подбирать и использовать психодраматические техники психодрамы для работы с различными проблемами протагонистов в группе; 2) необходимого для осмысления наиболее важных теоретических понятий, относящихся к психодраме, групповой психотерапии; 3)способствующего пониманию специфики, достоинств и ограничений психодрамы, связанных с ее применением в профессиональной деятельности.

Психодрама – это вид групповой психотерапии, что предусматривает следование общим психотерапевтическим принципам. В то же время, эти, относительно универсальные принципы, приобретают свое специфическое понимание, обусловленное особенностями самого метода. Наиболее развернуто данные принципы сформулированы Д. Киппером. Он также дает свою классификацию основных техник и их комбинаций. (При изложении данного материала были сделаны сокращения, упрощения, добавления и интерпретации, для лучшей читаемости текста. Кроме того, поскольку Д. Киппер (как клиницист) употребляет термин «клинические ролевые игры», он заменен на более привычное нам понятие «психодрама»).

 

1 Принципконкретности (конкретизации) описания. Информация, представленная во время сеанса психодрамы должна носить конкретный характер. Согласно Морено, пациенты представляют свои конфликты, а не рассказывают о них. Конкретизация, таким образом, подразу­мевает вовлечение в действие, поэтому директор психодрамы говорит пациенту: «Покажи мне, что произошло», а не «Расскажи мне, что произошло».

Принцип конкретизации распространяется на всю ситуа­цию. На практике это означает, что протагонист не только показывает, как и с кем происходил, скажем, важный для него разговор, но также – где и когда, при каких обстоятельствах. Он вместе с директором психодрамы воспроизводит, пользуясь подручными средствами, обстановку в комнате, где происходил разговор (например, обозначает место где находились двери, через которые вошел собеседник, окно, к которому он затем подошел, стол за который он сел и.т.п.). Важно, что принцип конкретизации при­меняется ко всей моделируемой реальности, даже если это воображаемая ситуация. Такая конкретизация позволяет вернуться, окунуться в атмосферу события, поскольку предметы быта или особенности расположения пространства оживляют сцену, способствуют вхождению протагониста в то состояние, в котором он находился там и тогда. Подобно декорациям в театре конкретизация позволяет не только протагонисту, но и зрителям хотя бы немного поверить в изображаемые обстоятельства, избежать действия в пустоте, «в вакууме». Таким образом, конкретизация повышает выразительность, многозначность происходящего, способствует более полному и точному пониманию переживаний пациента, его реакций, устраняет возможные недоразумения, усиливает процесс взаимопроникновения и увеличивает точность перцепции.

2 Принципау­тентичности (достоверности). Как и в любой другой области психотерапии, в психодраме следует добиваться того, чтобы поведение и состояния, связанные с разыгрываемыми эпизодами, были аутен­тичными (достоверными, подлинными). Это означает отсутствие умышленного обмана, «поддельного представления» и мак­симально достоверное воссоздание исходной ситуации. Таким образом, принцип аутентичности предполагает, что воссозданное протагонистом описание ситуации достоверно отражает его психологическое состояние в момент ее развертывания.

Свидетельств в пользу истинных, неподдельных, аутентичных переживаний может быть множество: на­пример, наличие непроизвольных реакций, связанных с эмоциональным подъемом, логическая последовательность, время ре­акции, моменты, связанные с вспоминанием основной информации, явления выпадения из роли. В то же время нельзя быть до конца уверенным, в том, что разыгрываемое, действительно соответствует тому, что было. Часто, это лишь предположение основанное только на том, что говорит пациент. Однако, подобные затруднения характерны для всех форм психотерапии. Если попытаться (при помощи других достоверных источников) проверить точно или нет, описал пациент то, что действительно произошло, то можно разрушить доверительные отношения (кроме того, не все случаи поддаются объективной проверке, например, гипотетические утверждения типа планов на будущее либо фантазии). Поэтому, часто терапевт исходит из принципа: подлинно все то, с чем пациент пришел на сеанс терапии.

Д. Киппер приводит способы (подпринципы) обеспечения подлин­ности описаний, сделанных пациентами.

Описание «здесь и сейчас». Пациент представляет свои трудности так, как будто они происходят именно сейчас. Это воспринимается, как правда, независимо от того, происходил такой случай в действительности или был выдуман.

Максимальное вовлечение пациента. Подлинность представлений напрямую связана со степенью эмоционального вовлечения пациента в разыгрывание действия. Д. Киппер считает, что нельзя надеяться на то, что вовлечение произойдет спонтанно, просто благодаря тому, что участники разыгрывают свои конфликты. Если бы дело обстояло так, то отпадала бы необходимость в стадии «разогрева».

Спонтанные описания (предъявления ситуации). В теории Морено спонтанность понимается как форма энергии, которую нельзя аккумулировать, собирать и хранить. Спонтанность должна появляться, чтобы израсходоваться и освободить место для своего нового возникновения. Такие спонтанные реакции: подлинны, поскольку рождаются из глубины индивида, проявляются открыто и полностью и их ничто не подавляет (расходование энергии по типу «все или ничего»). Таким образом, поощрение спонтанных реакций по определению обеспечивает их аутентичность.

При этом спонтанное реагирование – это не обязательно быстрое реагирование, поскольку спонтанность требует адекватных реакций на ситуацию (и временами изобретает их), а таким реакциям необходимо предшествуют познавательные процессы (восприятие, оценка, выбор и определение приоритетов и т.п.).

Усиливать спонтанность можно с помощью тренировки в импровизации. Это могут быть неожиданные реакции вспомогательных лиц или неожиданные ситуации (сюрпризы), в которых нужно найти адекватный ответ или решение, зачастую, используя что-то новое для себя.

3 Принцип выборочного усиления (фокусировки).

Аналогичен технике (приему) фотоувеличения, когда картина целиком или ее отдельная часть подвергается увеличению, и ее мельчайшие детали становятся хорошо видимыми. Подобным образом «увеличение» отдельных частей того, что представляет протагонист в психодраме, помогает лучше обратить внимание на важные детали.

Та же идея используется и в других формах психотерапии. Обращение внимание на «мелочи» (оговорки пациента, запинки или колебания в его реакциях, рассказанный им пустяковый случай и т.п.). В обычной жизни они могут остаться незамеченными, но в терапии получают особое значение. В психодраме данная задача достигается изменением временных параметров и «выведением вовне» внутренних процессов.

Изменение временных параметров. Поскольку в реальной жизни большинство событий происходит стремительно, то у нас нет времени на прояснение мотивов наших поступков, на анализ влияния прошлого на нынешние действия, на осознание истинных чувств и мыслей их сопровождающих. Если бы во время психодрамы мы просто проигрывали все события с той же скоростью, с какой они происходили в жизни, то исчез бы терапевтический эффект. Психодрама позволяет «остановить мгновение» или рассмотреть отдельные моменты более пристально. Для этого можно: 1)замедлить действие, как бы «остановить часы», «раздвинуть временные рамки» или 2) проиграть все описание с замедлением. Таким образом, то, что происходит в жизни в считанные секунды, во время психодрамы разыгрывается без каких-либо временных ограничений.

Драматизация, внешнее воплощение внутренних процессов. Одной из отличительных характеристик психотерапии вообще является стремление вскрыть, понять, изменить внутренние (психологические) процессы, усилить самоконтроль, изменить мышление или поведение в сторону его большей адекватности. В психодраме это достигается посредством драматизации: через разыгрывание внутренних чувств и мыслей, путем их персонификации. Так, вина, стыд, дилеммы, противоборствующие желания, стремления, неловкость и т.д. воплощаются, «оживают» на психодраматической сцене. В таких драматизациях протагонист открыто взаимодействует со вспомогательными «Я» (представляющими эти чувства и мысли), сознавая, что в действительности такое взаимодействие происходит внутри него. В результате, внутренние процессы приобретают другие пропорции, как по величине, так и по сложности. Это позволяет их лучше рассмотреть, увидеть, почувствовать, а затем вернуть их в первозданный вид.

Психодрама помогает расширить познавательные возможности. Этот метод открывает новые возможности познания и усвоения нового опыта, поскольку позволяет сделать то, что невозможно в реальной жизни, за счет того, что, во-первых, создается безопасная, защищенная среда, в которой можно получить такой новый эмоциональный, коррективный опыт и, во-вторых, благодаря применению техники сверхреальности.

Понятие защищенной среды. Предполагается, что играющие будут ощущать себя более защищенными, чем в жизни в случае предоставления им права полного контроля над существенными аспектами их действий. Они могут контролировать время («Я хотел бы сделать что-нибудь, что может произойти в будущем», «Я хотел бы, чтобы это длилось подольше», «Давайте сделаем это побыстрее, в жизни это занимает так много времени» или «Я хочу, чтобы сейчас был вечер»). Протагонист может контролировать пространство, воссоздавая ситуацию в более удобных и менее угрожающих условиях. Он также может осуществлять контролировать за действиями и их последствиями. Часто люди воздерживаются от принятия решения или от определенных поступков, опасаясь возможных отрицательных последствий, что лишает их важных навыков познания. В психодраме они могут разыгрывать такие ситуации, которые гарантирует устранение отрицательных последствий. Например, терапевт может сказать: «Я хочу, чтобы ты выразил отцу свое разочарование, но в этот раз мы дадим тебе в отцы понимающего человека». Другой способ – сказать протагонисту: «Давай все же это сделаем. Если результат будет слишком болезненным для тебя, мы все зачеркнем и переделаем заново – так, чтобы тебе было хорошо».

Эмоциональный (коррективный) опыт. Иногда протагонисту требуется еще раз прожить событие, чтобы от него остались новые положительные впечатления, или он жалуется, что ему не удалось испытать чего-либо из того, что стоило испытать, а жизнь не предоставила другой возможности встретиться с подобной ситуацией. Эти дополнительные возможности также могут быть созданы в психодраме.

Сверхреальность. Данный термин был введен Морено для обозначения драматического действия, в котором могут найти свое воплощение идеи, образы, сюжеты из области научной фантастики, воображаемые ситуации, пугающие или желанные воображаемые события. Сверхреальность есть реальность, измененная с помощью воображения, когда одни аспекты могут быть преувеличены, а другие сведены к минимуму. Чаще всего, такую возможность дает обмен ролями, когда протагонист в имитируемой ситуации то и дело должен входить в роли людей, с которыми взаимодействует, чтобы понять, как они относятся к нему и к окружающим. Кроме того, в психодраме возможно приспособление темпоритма к конкретному протагонисту. Хотя одна из целей психодрамы – подвигнуть протагонистов на максимальное самовыражение своих чувств, активность и взаимодействие, на пути к этому им разрешается быть настолько неспонтанными и невыразительными, насколько они себя таковыми ощущают в данный момент. Необходимо принимать во внимание препятствия, страхи, недостатки протагониста, а не оказывать на него давление с тем, чтобы он как можно быстрее освободился от них. Двигаться надо постепенно и с учетом индивидуальных особенностей, характера протагониста. Достижение полного самовыражения является конечной целью не во всех случаях (это ценно для протагониста, страдающего от внутренних зажимов и ограничений) Иногда протагонист в большей степени нуждается в навыке сдерживания, чем в максимальном самовыражении.

4 Принцип последовательности взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов. Основной предпосылкой этого принципа служит то, что психодрама состоит из некоторого числа взаимосвязанных эпизодов, и максимальный терапевтический эффект достигается при последовательном переходе от одного эпизода к другому.

Морено отмечал, что: «катарсис начинается в актере тогда, когда он принимается играть свою собственную драму сцена за сценой и достигает вершины в момент завершения этой драмы». В этом процессе соблюдается принцип «от периферии к центру». Иными словами, принцип последовательности взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов «срабатывает» путем движения от одной сцены к другой, а не в результате (часто утомительного) поиска в единичной сцене.

Существуют еще дополнительные принципы (важные не только для психодрамы, но и для всех форм психотерапии):

Поддержание адекватных терапевтических отношений с протагонистами, что предусматривает достижение взаимного доверия, создание атмосферы благожелательности и безопасности, в которой протагонист может свободно самовыражаться; поддержание в протагонисте веры в эффективность лечения; умение дать ему ощущения его уникальности, уважение к его личности; серьезное отношение терапевта к его трудностям и т.п.

Соблюдение этического кодекса. Психотерапия – это занятие профессионалов. Она основывается на контракте (соглашении) между терапевтами и протагонистами. Контракт должен соответствовать нормам и ценностям данного общества, а также кодексу этического (профессионального) поведения терапевтов. Специфические отношения, существующие между ними и протагонистами, ограничены терапевтической ситуацией и никакие другие формы отношений недопустимы, пока терапевт выступает в своем профессиональном качестве. Терапия проводится абсолютно конфиденциально.

Вера в метод, уверенность в своих силах, профессионализм и опыт. По мнению Д. Киппера, в психодраме эффективность терапии зависит среди прочего и от уверенности терапевта. Потенциальная эффективность психотерапевтического воздействия может заметно уменьшиться, если терапевт не полностью уверен в методе.


2 БАЗОВЫЕ ТЕХНИКИ ПСИХОДРАМЫ

 

Существует несколько сотен психодраматических техник, применение которых обычно требует участия, по меньшей мере, одного вспомогательного лица. Их можно, полагает Д. Киппер, классифицировать на разных основаниях: по типу языка (вербальные, невербальные, техники письменных упражнений); по количеству задействованных людей (техника индивидуальная, рассчитанная на двух, на трех человек, на группу; по тематике (техника, связанная с темой лидерства, уверенного поведения, способов коммуникации) и т.п.. Наиболее простая классификация делит все техники на базовые и ситуационные. У базовой техники более широкий круг применения и универсальное психологическое значение. Она не связана со спецификой представленной проблемы и может быть применима к любой психологической или поведенческой задаче или конфликту, независимо от их содержания.

Ситуационные техники характеризуются тем, что они привязаны к специфическому содержанию определенной проблемы, потому могут оказаться полезными в одном случае и бесполезными в другом.

Характеризуя базовые и ситуационные техники в целом, Д. Киппер отмечает, что каждая из техник является терапевтическим инструментом. В то же время, техника бесполезна, если она не увеличивает эффективности лечения, не совершенствует его или не экономит время. В связи с этим он пишет об основных требованиях к техникам (и базовым и ситуационным).

1) Любая психодраматическая техника должна быть психологически обоснована с точки зрения ее способности порождать и активизировать определенные психологические процессы. Например, если цель техники – усилить способности понимать ближнего, то техника должна активизировать чувство сопереживания.

2) Техника должна быть достаточно простой, чтобы ею легко можно было овладеть, краткосрочной (чем короче – тем лучше). В принципе, время, необходимое для осуществления заданной техники, зависит от ее сложности и количества участников.

3) Психодраматическая техника должна быть хорошо спланирована, выстроена, и следовать определенным правилам и процедурам.

4) Необходимо, чтобы техника предоставляла протагонисту поддержку и служила путеводной нитью.

Процесс психологического исследования, поиска лучшего понимания себя, вырабатывания навыка справляться с трудностями открывает протагонисту новые возможности, перед лицом которых он часто испытывает ошеломление, смущение и даже испуг. Метод не должен содержать в себе ничего пугающего. Наоборот, он должен способствовать укреплению веры в свои силы и воодушевлять протагониста на продолжение своих усилий.

Девять базовых техник Д. Киппер дает подробное описание девяти специальных (базовых) техник. Это: представление самого себя, исполнение роли, диалог, монолог, дублирование и множественное дублирование, обмен ролями, реплики в сторону, пустой стул, зеркало.

Представление самого себя (самопрезентация). Это одна из самых простых техник. Она состоит из серии коротких ролевых действий, в которых протагонист является единственным участником и изображает самого себя или кого-то очень важного для себя. Д. Киппер приводит слова Я.Л. Морено по поводу данной техники: «Самая простая психодраматическая техника состоит в том, чтобы дать протагонисту начать с себя, то есть прожить в присутствии психиатра ситуации, являющиеся частью его повседневной жизни, а главное – прожить основные конфликты, в которые он вовлечен. Он также должен максимально конкретно и тщательно представить каждого человека из своего окружения, своего отца, свою мать, свою жену, или любого другого человека из своего социального атома (социального образования, к которому он тяготеет). Для протагониста это не роли просто, отца, матери или сослуживца, это его отец, его жена, его сослуживец». Протагонист полностью распоряжается тем, что будет отображено, поскольку все зависит от его личных ощущений и суждений. Таким образом, техника самопредставления используется во всех тех случаях, когда протагонист играет самого себя или роль людей, для него важных. Метод существует в двух видах. Первый состоит в том, что протагонистов просят дать короткое описание себя самих, а также важных для них людей в форме последовательных эпизодов, как бы устроить «парад» лиц и личностей. Второй способ часто называют еще монодрамой. Здесь протагонист разыгрывает серию завершенных ситуаций, причем все роли описываются и исполняются им самим. Иногда техника самопредставления может реализовываться в ситуации интервью. Это бывает необходимо, когда протагонист описывает сцены, в которых требуется исполнить роль другого человека. У протагониста берут интервью в соответствии с ролью, и он отвечает на вопросы так, как в действительности отвечал бы тот человек.

Обоснование. Во-первых, данная техника помогает, не пускаясь в длительные рассказы, в ролевой игре собрать информацию о поведении протагониста и людей его окружающих, на него воздействующих.

Во-вторых, в начале работы протагонисты часто испытывают «первоначальную тревогу», проявляющуюся в виде мрачного предчувствия, беспокойства, неуверенности и беспомощности. Протагонистам нужно ощущать себя защищенными в случаях, когда их просят эмоционально раскрыться или прийти в соприкосновение с угрожающими обстоятельствами. Потребность в защите может быть удовлетворена при обеспечении контроля над степенью раскрытия. Как раз это и обеспечивает техника самопредставления: самораскрытие, контролируемое и регулируемое протагонистом. Если протагонисты подозрительны, напуганы участием вспомогательных лиц, над которыми не имеют контроля, техника самопредставления в форме монодрамы может бытьочень полезной.

Третья причина касается разогревающего действия техники самопредставления. Будучи простым и сравнительно малоугрожающим заданием, эта техника способна усилить готовность протагониста включиться в дальнейшую работу.

Инструкции. Указания можно давать несколькими способами, например, так: «Я бы хотел увидеть, как ты ведешь себя в жизни. Можешь сидеть, стоять или ходить по этому пространству». Или так: «Я бы хотел встретиться с твоей матерью (отцом, сестрой, женой, начальником и т.д.). Раз ее здесь нет, исполни ее роль. Пожалуйста, опиши ее как можно лучше. Попробуй почувствовать то, что чувствует она, и думать так, как думает она. Давай посмотрим, что она за человек».

Показания. Вводить эту технику можно, лишь удостоверившись, что к этому нет никаких противопоказаний. Техника может оказаться особенно полезной:

1) в начале сеанса или как введение к определенной сцене; как часть общего интервью, обычно предшествующего процессу лечения; в случаях групповой терапии для знакомства членов группы с протагонистом и его социальным окружением;

2) когда протагонисты зажаты, скованы и необходимо медленное, постепенное раскрытие;

3) с чересчур разогретыми протагонистами (техника требует сфокусированности на полученном задании и тем самым обеспечивает некоторый контроль);

4) если протагонисты подозревают всех, не доверяют вспомогательному лицу (например, для протагонистов с параноидальными тенденциями – психотиков и подобных им – монодрама может явиться наилучшим началом лечения);

5) если протагонистам трудно работать со вспомогательными лицами в целом или с отдельными людьми или они находят их не подходящими к данной роли.

Противопоказания. Противопоказания подразумевают, что в определенных условиях применение данной техники неэффективно, терапевтическая цель не будет достигнута, протагонист может оказаться сбитым с толку, отказаться от сотрудничества или внезапно отказаться исполнять указания. Противопоказания таковы:

1) когда протагонисты недостаточно разогреты, им трудно исполнять самим все роли. В этом случае вспомогательные лица должны постоянно стимулировать их, удерживать их интерес;

2) когда протагонисту исполнение чьей-то роли трудно эмоционально, или чревато какой-то угрозой, или неприемлемо с точки зрения его культуры.

Исполнение роли. Термин «исполнение роли» означает специальный прием имитации поведения, базовую технику (не путать с «ролевыми играми»).

Обоснование. Исполнение роли – это самая важная составная часть, ядро психодрамы. Без нее сам метод теряет свою уникальность и значение. Исполнение роли – это акт принятия роли кого-то другого. Причем не только человека (живущего или умершего, реального или придуманного), но и любых элементов окружающего мира. Поэтому под «ролью кого-то другого» может подразумеваться роль части тела (например, сердца), роль животного (например, домашнего), роль неодушевленного объекта (например, какого-то сувенира) и даже роль представления или понятия, такого, как время, роды, смерть и т.п.. Иными словами, если техника самопредставления фокусируется на имитации своего собственного (спонтанного) поведения, то техника исполнения роли – на имитации поведения других людей.

Как правило, техника исполнения роли связана с игрой вспомогательных лиц. Обычно они играют роль тех, с кем взаимодействует протагонист; они же представляют животных, предметы и понятия, воздействующие на поведение протагониста. Единственная ситуация, когда вспомогательные лица не играют роль других, это ситуация, где применяется техника диалога.

Учитывая, что протагонисты в основном играют самих себя, техника исполнения роли, как правило, к ним не применяется (кроме следующих случаев: когда используется техника самопредставления и сцена разыгрывается как монодрама и протагонист исполняет все роли сам, включая роли людей, с кем он эмоционально взаимосвязан; когда применяется техника обмена ролями; когда необходимо расширить ролевой репертуар протагониста и его просят принять новую роль, обычно чужую, не входящую в репертуар его ролей).

Инструкция. Указания по применению техники исполнения роли могут быть очень просты: «Я бы хотел, чтобы ты был матерью (отцом, начальником и т.д.)». Более детальное указание может быть таким: «Попробуй изобразить ее (его) как можно более точно. Говори, как она (он), пользуйся ее (его) жестами, попробуй чувствовать себя так, как, по-твоему, она (он) себя чувствует».

Показания:

1) когда для поддержания действия и развития замысла протагонисту нужно вспомогательное лицо, которое сыграет роль еще кого-нибудь;

2) когда протагонисту требуется потренироваться в новой роли или овладении новым навыком, когда протагонист принимает роль кого-то еще и остается в этой роли;

3) когда действие, разыгрывание осуществляется с целью демонстрации, как техника обучения. В этом случае и протагонист, и вспомогательное лицо исполняют роли других людей, обычно описанные в заранее подготовленном тексте.

Противопоказания:

1) когда протагонист отказывается работать со вспомогательным лицом либо по причине психологического дискомфорта, либо по личным причинам;

2) когда протагонист не готов серьезно войти в действие ролевых игр и откладывает работу со вспомогательным лицом на более позднее время. Протагонисты чувствуют, что введение вспомогательного персонала усиливает их вовлеченность, и они готовы принять такую помощь только в состоянии хорошего разогрева.

Диалог. Техника диалога – это изображение в ролевых играх взаимоот-ношений между реальными людьми. Каждый играет самого себя, это относится и к протагонисту, и к вспомогательным лицам. Используется в конфликтных ситуациях, скажем, между мужем и женой, родителем и его ребенком, между членами одной семьи при условии, что все они участвуют в сцене. Здесь (на каждом сеансе или в каждой сцене) может быть только один протагонист, кто именно – терапевт должен решить заранее. Остальные будут выступать как вспомогательные лица, независимо от степени важности рассматриваемой проблемы для них.

Обоснование. Помогает получить достоверную информацию о поведении в реальных жизненных ситуациях. Обычно единственным достоверным источником информации является протагонист. Вклад всех остальных участников, особенно вспомогательных, это лишь приблизительное изображение реального поведения тех людей, в общение с которыми протагонист функционально и эмоционально вовлечен. Этот вклад зависит от информации, выданной протагонистом, которая носит субъективный характер. Когда в психодраме участвуют люди, имеющие отношение к проблеме, они могут послужить дополнительным источником информации, просто играя самих себя. В таком случае все исполняемые роли будут подлинными. Техника диалога, таким образом, становится самым достоверным изображением, которое может получить терапевт во время сеанса ролевых игр.

Инструкции: «Я бы хотел, чтобы ты был самим собой. Попробуй вести себя как можно естественнее. Пожалуйста, не представляй себя актером на сцене. Это не спектакль. Просто веди себя точно так, как это было в реальной ситуации, или как бы ты вел себя, если бы это было реальностью».

Показания:

1) когда сцена поставлена в целях диагностики, в попытке определить источник сложностей протагониста, то техника диалога позволяет точно воспроизвести отношения протагониста с его партнерами;

2) когда сцена поставлена для тренировки, для обучения, показа и повто-рения протагонистом новых навыков, нового поведения, то данная техника дает возможность изучать новое поведение в условиях, почти идентичных ситуации реальной жизни, и при этом под должным руководством и в «безопасности». Здесь, возможно, имеется самое тесное приближение к реальной жизни.

Противопоказания. Те же, что описаны в технике исполнения роли. Кроме того, если техника диалога уже была введена, ей следует положить конец, если:

1) вспомогательное лицо настолько увлекается, что вместо того, чтобы помогать протагонисту, начинает вытеснять его. В таком случае терапевту следует отстранить его и заменить другим, менее вовлеченным в ситуацию. Техника диалога в этом случае заменяется техникой исполнения роли, при которой новое вспомогательное лицо принимает роль первоначального партнера, а тот становится наблюдателем;

2) протагонист и вспомогательное лицо постоянно взаимодействуют в форме, которая сохраняет и даже усиливает существующие патологические взаимоотношения. В этом случае также терапевт может заменить технику диалога техникой исполнения роли или любой другой, которая выведет сцену из тупика.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.