Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По методу Бейтса 11 страница




.............................................................

При выполнении упражнений запомните следующее:
1. Никогда не делайте усилий увидеть объект, кроме как в
упражнениях, где это особо оговорено. Например, чтение мелко-
го шрифта близорукими при тусклом освещении рекомендуется де-
лать с некоторым напряжением. Бэйтс обращает внимание на то,
что мы должны избавиться от некоторых неправильных представ-
лений о том, как надо работать: "Временные обстоятельства мо-
гут способствовать возникновению усилия (напряжения) увидеть,
что влечет за собой появление аномалий рефракции. Однако ос-
нова напряжения кроется в неправильных привычках мышления.
Пытаясь снять это напряжение, врач должен постоянно бороться
с мыслью о том, что, чтобы что-то сделать хорошо, необходимо
усилие. Эта мысль пестуется в нас с колыбели...
Вы можете усилием временно улучшить свое зрение, но
улучшить его до нормального состояния не удастся. Если этому
усилию позволят стать постоянным, зрение начнет постепенно
ухудшаться и может быть окончательно испорчено. Очень редким
является ухудшение или нарушение зрения из-за каких-либо не-
достатков в строении глаза. Из двух в равной мере хороших пар
глаз одна сохранит идеальное зрение до конца жизни, а другая
потеряет его еще в детском саду, только из-за того, что один
человек смотрит на объекты без усилия, а другой этого не де-
лает" [16, р.50-51].
2. Все, что дает отдых мозгу, полезно для зрения.
3. Временное улучшение зрения наступает быстро, но время
наступления постоянного улучшения будет разным для разных лю-
дей.
4. Обычно люди, не носящие очков, излечиваются значи-
тельно раньше.
5. Если вы поставили себе целью улучшение зрения, вам
надо перестать носить очки.
Если же сделать это невозможно, то их использование мож-
но разрешить, но это сдержит ваш прогресс. Где это возможно,
пользуйтесь очками послабее. По мере улучшения зрения меняйте
своевременно очки на более слабые (подробнее об очках см.раз-
дел 3.1.).
Во время выполнения всех упражнений снимайте очки.
6. Дети на лечение реагируют обычно много быстрее. Прог-
ресс их более заметен.
7. Не всем людям удастся избавиться от очков, но все они
могут получить большую или меньшую пользу от упражнений.
8. Любой метод, который не дает быстрых результатов,
должен быть исключен из вашей программы занятий и заменен
другим. Бэйтс пишет, что "чтобы достичь непрерывного расслаб-
ления, требуется иногда много времени и изобретательности.
Один и тот же метод не подходит для всех. Способы, которыми
люди напрягаются, чтобы увидеть, бесконечны. Почти в равной
мере разнообразными должны быть методы, используемые для
уменьшения напряжения. Однако практически всегда метод, кото-
рый приносит наибольший успех, в конце концов, оказывается
одним и тем же, а именно, расслаблением. Постоянным повторе-
нием и многократным показом всеми возможными способами следу-
ет подчеркивать, что идеальное зрение можно обрести только
расслаблением" [16, р.46-47]. Ваша главная цель - это добить-
ся расслабления. Каким методом вы его добьетесь - не имеет
значения. Перепробуйте все методы расслабления и выберите са-
мые ээфективные (для вас) из них.
9. Всегда старайтесь ознакомиться с упражнениями, ис-
пользуемыми при лечении других видов нарушения зрения. Моди-
фицировав их и зная, в чем заключается ваша проблема и как с
ней бороться, вы расширите свой арсенал упражнений. Особенно
это касается таких видов нарушения зрения, как гиперметропия
и пресбиопия, которую Бэйтс считал одной из форм гиперметро-
пии, а Г.Пеппард относил к поздней ее стадии. УПРАЖНЕНИЯ, ИС-
ПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ ПРИ ГИПЕРМЕТРОПИИ ПОЛ-
НОСТЬЮ ПОДХОДЯТ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПРЕСБИОПИИ, И НАОБОРОТ. ПРИ МИО-
ПИЧЕСКОМ ИЛИ ГИПЕРМЕТРОПИЧЕСКОМ АСТИГМАТИЗМЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СО-
ОТВЕТСТВУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ МИОПИИ
И ГИПЕРМЕТРОПИИ.
Кроме того, упражнения для миопиков и гиперметропиков (а
значит и для страдаюих пресбиопией) по технике исполнения
практически одни и те же. Только все, что касается расстояний
вы должны делать наоборот.
10. Чем чаще вы будете делать эти упражнения и чем быст-
рее, таким образом, вы их превратите в бессознательные при-
вычки, тем быстрее станет нормальным ваше зрение. Помните:
ваша задача заключается не в исполнении формальной трениров-
ки, как это бывает в спорте, а в превращении этих упражнений
в привычки зрения. Ваше правило - делать упражнения понемно-
гу, но чаще.
11. Если один глаз у вас сильнее, чем другой, то дайте
более слабому глазу больше работы, чтобы объединить их потом
в одну команду. Делается это прикрытием более сильного глаза
повязкой или ширмочкой. Лучше, если эта ширмочка будет иметь
выпуклую форму. Ваш глаз должен свободно двигаться, откры-
ваться и моргать вместе с другим глазом. Сделать это можно и
прикрывая более сильный глаз ладонью руки, придав ей чашеоб-
разную форму.
12. Практически во всех упражнениях надо моргать. Не за-
бывайте об этом. Практически во всех упражнениях надо смот-
реть способом центральной фиксации. Помните об этом. Практи-
чески во всех упражнениях надо заботиться о том, чтобы глаз
двигался. Помните об этом. Контролируйте себя везде и всюду с
точки зрения соблюдения этих свойств нормального глаза.
13. Помните: восстановление зрения - комплексный про-
цесс. Приведите в соответствие со своим желанием улучшить
зрение свой режим, диету, дыхание, позу и т.д.
14. Как минимум, раз в неделю перечитывайте только что
приведенные правила и технику исполнения своих упражнений.
Очень часто обнаруживается, что вроде все это вы и знаете,
однако делаете все совершенно неправильно.
15. По возможности, воспользуйтесь помощью врача-энтузи-
аста, который будет регулярно консультировать вас и наблюдать
за вашим зрением.
16. Бэйтс рекомендует во избежание рецидива продолжать
тренироваться и после восстановления зрения по несколько ми-
нут ежедневно. "Поскольку,- говорит Бэйтс,- любой знакомый
объект способен снимать усилие увидеть, ежедневное чтение
проверочной таблицы обычно достаточно для этой цели. Полезно
также (особенно, когда несовершенно зрение вблизи) читать
ежедневно мелкий шрифт, держа его так близко и глазам, как
это только может быть сделано" [16, р.48-49]. Это необходимо
и для защиты глаз в случае, если они подвергнутся неожиданным
сильным воздействиям (что может случиться с каждым), напри-
мер, неожиданному ослеплению фарами встречных автомобилей.
Глаза в таких случаях всегда должны быть в форме.
17. Вы можете и ДОЛЖНЫ делать любые упражнения из главы
3 "Базовые принципы лечения для всех", если на то нет специ-
альной оговорки, рекомендующей данное упражнение только для
конкретного вида нарушения зрения.
Выберите из всех упражнений те, которые дают в вашем
случае более быстрый эффект, и делайте их чаще. Чаще, но по-
немногу - вот ваш принцип. При выборе упражнений соблюдайте и
следующие принципы:
старайтесь, чтобы в ваш личный комплес входили упражне-
ния всех типов - пальминг, воспоминание, мысленное представ-
ление, соляризация, промывание глаз, повороты и т.д.;
составляйте себе комплексы на каждую неделю и меняйте их
по прошествии 7 дней, чтобы избежать скуки. Старайтесь, чтобы
комплексы различались составом используемых упражнений, сох-
раняя при этом "представительство" всех их типов;
не смотрите на приведенные здесь упражнения как на дог-
му. Фантазируйте! Соблюдая принципы, заложенные в них, вы мо-
жете придумать себе не менее полезные упражнения (а может и
более).
18. Чем больше времени вы будете уделять своим трениров-
кам, тем быстрее вы вернете себе зрение. Обычно для достиже-
ния быстрого и ощутимого прогресса требуется довести время
тренировки (имеется в виду, суммарное время) до 1-2 часов в
день. Для самостимулирования к занятиям и контроля затрачен-
ного в ходе дня времени на тренировку заведите, как советует
К.Хакетт, специальную карточку [56, р.273-275].
Возьмите обыкновенную тетрадку в клеточку и, отступив
от левого края вправо на 10 сантиметров, проведите вертикаль-
ную линию. Следующие вертикальные линии проводите через каж-
дые 7 клеток (т.е. через 3,5 см.). Теперь отступите от верха
тетради на 2 сантиметра и проведите горизонтальную линию. Над
ней в каждой клетке получившихся 3,5-й сантиметровых верти-
кальных полосок вы записываете начальные буквы дней недели:
"пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс", в следующей полоске опять "пн,
вт, ср, чт, пт, сб, вс" и т.д. В левой 10-ти сантиметровой
полоске по горизонталям запишите сначала фразу "Время, прове-
денное без очков", а ниже - названия всех упражнений из всех
ваших комплексов подряд (можно по алфавиту). Если упражнение
не имеет названия, то просто напишите его номер и номер вари-
анта. У вас получатся примерно такие записи в левой верти-
кальной полоске (сверху вниз): "Время, проведенное без очков;
Большие повороты; Меткий стрелок; Пальминг; Соляризация (ва-
риант 1); Соляризация (вариант 2);...Упражнение N 1; Упражне-
ние N 2 (вариант 1); Упражнение N 2 (вариант 2)" и т.д.
Теперь, каждый день проставляйте в клеточке перед назва-
нием выполненного вами упражнения и под днем, когда вы его
делали (например, в среду или четверг), время, в течение ко-
торого вы его делали, либо число повторений упражнения, либо
же просто галочку, свидетельствующую о его выполнении.
Время, проведенное вами без очков день ото дня должно
увеличиваться.
19. Следуйте также рекомендациям главы 5.

.............................................................

Таким образом, вы ознакомились с тем, как вам предстоит
работать. Теперь расскажем, что еще надо делать вам в вашем
конкретном случае.
4.1. ДЛЯ БЛИЗОРУКИХ (МИОПИКОВ)

Миопия, или близорукость является одной из форм аномалий
рефракции. При близорукости человек обычно довольно хорошо
видит объекты, расположенные в сантиметрах двадцати-сорока от
себя и ближе, и весьма расплывчато объекты, расположенные в
метрах трех и дальше от глаз. Глазное яблоко при близорукости
имеет удлиненную форму, что не позволяет глазу точно сфокуси-
роваться на удаленных объектах. Чтобы компенсировать этот не-
достаток, врачами прописываются очки с вогнутыми линзами.
Причиной появления миопии, по Бэйтсу, является усилие
увидеть удаленные объекты. Усвоить твердо этот факт - вот
первое, что надо сделать близорукому человеку. Усилие увидеть
прикладывают обычно люди, привыкшие длительное время делать
работу на близком расстоянии. Если в последующем у них возни-
кает потребность в зрении вдаль, они не могут сразу правильно
сфокусироваться на удаленных объектах. Тогда они начинают
пристально смотреть на них, пытаясь их разглядеть. При этом
нервные импульсы от мозга в первую очередь напрягают косые
мышцы глаза, что в последующем приводит к деформации глазного
яблока и ухудшению зрения. Другим же удается избежать этого,
поскольку они при переводе взгляда с ближнего объекта на
дальний тут же расслабляются (или продолжают сохранять расс-
лабление). Если же удаленный объект не виден четко, то они
перемещают свой взгляд на другие, как правило, расположенные
ближе объекты.
Отметим, что лечение миопии, как и лечение других видов
нарушения зрения требует внимательного отношения ко всему ор-
ганизму в целом, его урепления через диету, дыхание и т.д.
Специфические рекомендации на этот счет приведены в соответс-
твующих разделах книги. Иногда связь между состоянием зрения
и деятельностью других органов человека носит скрытый харак-
тер. Мысль о такой связи и в голову не может прийти ортодок-
сальным врачам. Между тем, многовековой опыт индийской народ-
ной системы лечения Аюрведы раскрывает некоторые такие "сек-
ретные" связи. Так, Аюрведа утверждает, что люди, страдающие
хронической простудой и запорами оказываются более предраспо-
ложеннами к миопии [52, р.126]. Для лечения рекомендуются
слабительные, приготовленные из специальных трав (при запо-
рах), капли в нос (при простуде), растворы для промывания
глаз, также приготовленные из трав, соляризация, пальминг,
чтение при свете свечи, большие повороты, игры с использова-
нием мяча, холодные примочки на глаза и т.д. Соляризация
обычно делается с предварительным закапыванием в глаза особых
противовоспалительных средств, приготовленных с использовани-
ем меда и некоторых трав.
Аюрведа также дает некоторые указания по диете для бли-
зоруких. Рекомендуется избегать кислого, острых блюд, марина-
дов (рассолов, пикулей), творога, картофеля и других продук-
тов, которые могут привести к образованию газов в животе, за-
поров и закупорке носа. Лучшим лекарством в этом случае счи-
тается коровье молоко с коровьим топленым маслом.
Среди других рекомендаций, обращающих на себя внимание,
- не бодрствовать в ночное время [52, р.128].

ЛЕЧЕНИЕ БЛИЗОРУКОСТИ

Близорукому надо твердо усвоить следующие "правила пове-
дения" глаз [8, р.122]:
1. Научитесь периодически моргать и держать глаза в рас-
слабленной манере. При этом глаза обычно бывают полузакрыты,
но не путайте это с прищуриванием глаз. Прищуривание -это
всегда напряжение. Избегайте напряжения глаз.
2. Практикуйте центральную фиксацию на Ом-карте и прове-
рочной таблице Сивцева на дистанциях от 30 сантиметров до по-
лутора метров.
3. Читайте с некоторым напряжением мелкий шрифт при сла-
бом освещении (например, при свете свечи). Как известно, нап-
ряжение в ближней точке приводит к гиперметропии. Таким обра-
зом, при напряжении в ближней точке происходит либо снижение,
либо исчезновение миопии. Чтение мелкого шрифта при тусклом
освещении в течение достаточно долгого времени с небольшим
напряжением приносит определенное улучшение в зрении вдаль у
миопиков [8, р.131].
Р.С.Агарвал приводит в своей книге историю одного маль-
чика, который мог с 6 метров разглядеть лишь пятую строку в
проверочной таблице, которую человек с нормальным зрением ви-
дел с в 2,5 раз большего расстояния. Занятие пальмингом при-
несло ему незначительное облегчение, поскольку он так толком
и не смог научиться мысленному представлению. Тогда ему посо-
ветовали читать мелкий шрифт по 10-15 минут подряд при туск-
лом освещении, а затем бросать быстрые непродолжительные взг-
ляды на белые центры букв на проверочной таблице в 6 метрах
от него. Наступило быстрое улучшение зрения. Он смог при этом
легко прочитать те же строки, что читал человек с нормальным
зрением. Повторные тренировки привели к постоянному улучшению
зрения [10, р.81].
Полезность чтения мелкого шрифта столь очевидна, что
Агарвал рекомендует заниматься этим при свете свечи или при
другом тусклом освещении в течение даже нескольких часов
ежедневно [8, р.205]. Однако чаще встречается рекомендация
делать это упражнение от нескольких минут до получаса в день,
в среднем же 10-15 минут [10, р.73,81]. Часто при этом указы-
вается на необходимость читать "достаточное время", имея в
виду, скорее всего, время, достаточное, чтобы возникло усилие
увидеть в ближней точке, что ведет к производству гиперметро-
пии, нейтрализующей миопию.
Отмечается также, что если при чтении на тусклом свету
мелкого шрифта используется центральная фиксация, улучшение
зрения длится дольше [10, р.75].
Практически все вышеперечисленные советы нашли свое воп-
лощение в упражнении для близоруких, рекомендованных
Р.С.Агарвалом в своей книге "Йога идеального зрения" [10,
р.145].

УПРАЖНЕНИЕ N 83

Практикуйте центральную фиксацию с помощью проверочной
таблицы ручного формата, держа ее в руке или на расстоянии до
90 сантиметров при хорошем освещении. Потом прочитайте 3
страницы текста из какой-нибудь книги, держа ее при тусклом
освещении на таком расстоянии, чтобы читать было трудно, т.е.
надо было читать с напряжением. Чередуйте центральную фикса-
цию на таблице и чтение при тусклом свете.
Чтобы создать себе "тусклое освещение", вы можете ук-
рыться покрывалом темного цвета таким образом, чтобы свет под
ним позволял осуществлять чтение мелкого шрифта, расположен-
ного на расстоянии около 25 сантиметров с некоторым трудом.
.............................................................

4. Каждый день почаще читайте проверочную таблицу с рас-
стояния от трех до шести метров при хорошем освещении, не за-
бывая о мягком моргании. Начинать лучше с метров трех, посте-
пенно увеличивая дистанцию. Сочетайте чтение таблицы с паль-
мингом, делая его и как отдельное упражнение. При чтении таб-
лицы можно делать различные покачивания (повороты), постепен-
но сокращая их амплитуду и обращая внимание на движение таб-
лицы в сторону, противоположную вашему повороту [10, р.63].
5. Избегайте усилий при взгляде на удаленные объекты.
6. Наблюдайте за движением объектов по сторонам от вас
во время прогулки или вождения машины.

.............................................................


При работе с проверочной таблицей вам надо обратить осо-
бое внимание на то, чтобы вы не пользовались ею, как пишет
М.Д.Корбетт, с целью убедиться, "сколько же строк вы на ней
сможете увидеть" [47, р.38]. Если вы будете пытаться это де-
лать, вы неизбежно начнете напрягать зрение. Поэтому, реко-
мендует М.Д.Корбетт, вам надо добиться чувства безразличия к
тому, что вы хотите увидеть. Тогда к вам придет ощущение ос-
вобожденного зрения.
Однако, некоторым людям, у которых проверочная таблица
ассоциацируется с проверкой зрения, так и не смогут на первых
порах избавиться от этого чувства. Прогресс их замедлится,
что, конечно, нежелательно. Поэтому вместо проверочной табли-
цы желательно воспользоваться чем-нибудь другим аналогичным,
но повеселей. Вы можете последовать совету М.Д.Корбетт и из-
готовить самодельную таблицу для тренировки [47, р.39-51].
Описание процесса изготовления таблицы здесь приведено с уче-
том принципа, заложенного Корбетт в упражнения с ней. Этот
принцип - принцип знакомства с объектом зрения - потребовал
адаптации порядка изготовления таблицы к русскому алфавиту
(поскольку не все занимающиеся владеют английским языком), а
также всех последующих упражнений с ней, которые будут приве-
дены нами ниже.
Достаньте лист ватмана длиной около 1 метра и несколько
старых журналов, которые можно пустить на разрезание. В верх-
ней части листа бумаги приклейте какое-нибудь слово размером
с заглавие журнала "Огонек", "Здоровье" и т.п. Под ним, отс-
тупив на сантиметра 2,5, приклейте следующее слово или фразу
с буквами поменьше, размером, например, с заглавие журналов
"Вьетнам", "Наука и религия" и другие. Под ним приклейте сло-
во или фразу c еще более маленькими буквами, продолжая этот
процесс и уменьшая высоту букв до тех пор, пока в высота букв
в словах или фразах в самом низу листа не не составит около
сантиметра. Всего сделайте строк 20-25. В каждой строке, пос-
кольку они равны по ширине, а размер шрифта уменьшается свер-
ху вниз, будет разное количество слов. Верхняя строка будет
состоять всего из одного-двух слов, самая нижняя - это уже
целые предложения. При подборе журналов для таблицы учтите,
что слова из них, которые вы будете приклеивать к ватману,
должны иметь черный цвет.
Таким образом, вы сотворили объект более интересный для
рассматривания, нежели простая проверочная таблица.
После этого на карточке ручного формата напечатайте со-
держание всех наклеенных на лист строк в том же порядке. Под-
ставьте свои глаза солнцу во время выполнения больших поворо-
тов, а затем сделайте пальминг. Повесьте свое произведение
искусства на хорошем освещении и сядьте в 2 метрах или меньше
от него. Теперь вы готовы к работе. На этой таблице вам надо
делать следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ N 84

Поднесите карточку ручного формата так близко к глазам,
как это только можно, чтобы вы могли еще ее видеть. Прочитай-
те верхнюю строку на ней с этого расстояния, потом прочитайте
ее на расстоянии вытянутой руки, чередуя такое чтение на
близком и более далеком расстоянии 2-3 раза. Затем быстро
посмотрите на верхнее слово на дальнем листе бумаги. Оно дол-
жно стать четче. Закройте глаза и сделайте малые повороты го-
ловой, глубоко дыша. Затем посмотрите несколько раз на вторую
строку карточки ручного формата на близком расстоянии, потом
на расстоянии вытянутой руки и, наконец, посмотрите на вторую
строку вдали. Теперь закройте глаза и "напишите носом"
(см.раздел 3.7) то, что вы видели, но буквы при этом предс-
тавляйте в более четком виде, чем вы их видели на самом деле.
Вновь взгляните на ту же строку вдали. Она должна быть видна
лучше.
Продолжайте процесс чтения вниз до тех пор пока это
возможно без каких-либо дискомфортных ощущений: сначала чита-
ем карточку ручного формата вблизи, потом ее же на расстоянии
вытянутой руки и, наконец, бросаем взгляд на лист с наклеен-
ными фразами вдали. Не забывайте о необходимости глубоко ды-
шать и всегда отдыхать (чтобы поддерживать глаза во время их
работы в расслабленном состоянии) при переходе от одной стро-
ки к другой, делая повороты головой, а затем и "письмо носом"
между строками. Этого достаточно для вашего первого занятия.
На следующем занятии с этой же дистанции вы сможете продви-
нуться немного дальше вниз по строкам шрифта. Наступит день,
когда с этой же дистанции вы увидите их все. Тогда вы сможете
отодвинуть свой стул на полметра назад. Не двигайтесь назад
слишком быстро (раньше времени), иначе вас подстережет уси-
лие, которое помешает работе. Это упражнение на безусильное
видение, возможно, является вашим первым опытом подобного
смотрения, поскольку даже в очках глаза прикладывают усилие,
чтобы увидеть. Лучших результатов с этой же дистанции можно
достичь, если вы представите, что ваши глаза - это кисти ху-
дожника и вы проводите ими линию белой краски под словами.
Это позволяет сосредотачивать внимание на чистом (пустом) фо-
не, что не влечет за собой никакого усилия.
Причиной, по которой используется карточка ручного фор-
мата, смотря сначала на строку на ней на таком близком расс-
тоянии, какое это только возможно, а затем на ту же строку
вдали, является то, что в этом случае все это осуществляется
без психического напряжения, что позволяет и в процессе зре-
ния избежать напряжения. Глаз будет, таким образом, запоми-
нать чувство расслабленного видения, и в вас начнет формиро-
ваться привычка правильного зрения. Всякую тренировку глаз
будет добиваться проблесков хорошего зрения. В следующий раз
оно дастся вам легче. С каждым разом длительность проблесков
будет возрастать, пока они, слившись вместе, не превратятся в
один сплошной проблеск - нормальное зрение.
Бывает, что зрение одного глаза сильнее зрения другого.
Прежде чем вы добьетеь нормального зрения, оба глаза надо
уравнять в своих возможностях. Поэтому проводите с более сла-
бым глазом такие же уроки, но садитесь при этом достаточно
близко к таблице, чтобы у него появился шанс увидеть. Прик-
ройте более сильный глаз повязкой, пластырем или еще чем-ни-
будь, но так, чтобы оба глаза имели возможность вместе откры-
ваться и закрываться. Не делайте каких-либо усилий и не нап-
рягайтесь при разглядывании строки. Это только помешает вам.
В исполнении упражнений должна быть легкость. Если вы будете
делать глубокий вдох, а затем выдох всякий раз, когда смотри-
те вдаль, вас приятно удивит зрение, возвращающееся к вам.
Помните всегда - миопический глаз может хорошо видеть. Когда
вы научитесь расслаблять две косые мышцы, которые удерживает
глаз удлиненным постоянно, он будет становиться площе и вы
будете так же хорошо видеть вдаль, как и на близком расстоя-
нии. Помните: ваши глаза практически ничем не хуже глаз чело-
века с нормальным зрением, если не считать способа их исполь-
зования.

.............................................................

Сделайте себе еще одну таблицу для тренировки зрения. В
этой таблице активно используется принцип знакомства человеку
объекта зрения, что позволяет избежать напряжения при его
разглядывании.


УПРАЖНЕНИЕ N 85
(на таблице с буквами Р В О)

Достаньте лист белого ватмана длиной в 0,5-0,6 метра.
Нарисуйте на нем строки букв в описанном ниже порядке (сверху
вниз). Если у вас нет для этого кисти, сделайте себе тампон
из кусочка хлопчатобумажной ткани на конце ручки и окуните
его в черные чернила (желательно, тушь). Потренируйтесь в ри-
совании букв этим тампоном, прежде чем окончательно зафикси-
руете их на листе ватмана.
Нарисуйте верхнюю строчку Р В О высотой в 7,5 сантимет-
ра, следующую строку А О С - высотой в 5 санитимаетров,
третью строку С З Т - высотой в 4,5 сантиметра, следующую
строку С В Р - высотой в 3,5 сантиметра, Л Р О - в 2,5 санти-
метра, А А Е - в 2 сантиметра, Б Т З - немного меньше преды-
дущей, Л И Р - в 1,3 сантиметра, Е Т Е - немного меньше пре-
дыдущей, Н М Н - высотой в 0,6 сантиметра, И Н И - еще мень-
шей высоты и, наконец, Е Е Е - высотой около 0,3 сантиметра.
Не стоит заботиться слишком об аккуратности и совершен-
стве своего рисунка. Здесь важно построить основу для выпол-
нения формирующих ваше зрение упражнений, в которых исключа-
лось бы всякое напряжение.
Пусть тушь хорошенько подсохнет, а затем повесьте лист
с буквами на стену на хорошем освещении. Стоя близко к напи-
санным буквам, прочитайте слова, образованные ими сверху
вниз: "РАССЛАБЛЕНИЕ ВОЗВРАТИТ МНЕ ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ".
Теперь вы знаете, какие там буквы, и можете, таким об-
разом, вспомнить их, не подвергая глаза проверке. Подготовьте
их к упражнению, сделав соляризацию (подставив глаза под сол-
нце или другой источник света), пальминг и повороты. Сядьте
затем напротив таблицы на таком расстоянии, с которого верх-
няя строка видна четко.
Вновь закройте глаза и, уже зная, какие там слова, мыс-
ленно вычислите, какие буквы должны быть на второй строке.
"Напишите" их носом и, выдыхая воздух, забранный вами после
глубокого вдоха, откройте глаза и проскользните взглядом (и
вниманием) под ними. Вероятно они выявятся четче проблеском.
Если они не станут четче, то закройте снова глаза и указа-
тельным пальцем напишите эти буквы на своей ладони. Затем,
выдыхая, вновь посмотрите на буквы.
Если и это окажется безрезультатным, то поднесите свой
стул немного ближе, чтобы цели можно было добиться легким, а
не напряженным зрением. Возможно наградой вам будет несколько
прекрасных проблесков улучшенного зрения.
Не забывайте при переходе от одной строки к другой зак-
рывать глаза и делать повороты головой из стороны в сторону.
Продолжайте эти небольшие повороты головой и во время смотре-
ния на таблицу.
Идите вниз по таблице, состоящей из пяти слов, вспоми-
ная каждую строку, прежде чем бросить на нее взгляд. Если вы
будете делать это расслабленно, не пытаясь напрячь зрение, то
вы, возможно, одолеете половину строк на этом листе. Не ос-
танавливайтесь на достигнутом слишком долго. Проходите по 4-5
строк за каждый урок и превышайте свое дотижение в следующий
раз.
Это упражнение, помимо обучения зрения безусильному ви-
дению, очень помогает как упражнение на самовнушение. Фраза
"РАССЛАБЛЕНИЕ ВОЗВРАТИТ МНЕ ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ", повторенная много
раз за время выполнения упражнения, служит примером примене-
ния методов аутотренинга в улучшении зрения.

УПРАЖНЕНИЕ N 86
("МЕТКИЙ СТРЕЛОК")

Расположите таблицу с буквами Р В О на таком же хорошем
освещении, что и таблица со словами из журналов. Прежде чем
вы приступите к упражнению, прочитайте следующие три верти-
кальные строки: "РАССЛАБЛЕНИЕ ВОЗВРАТИТ МНЕ ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ." В
качестве подготовки к упражнению сделайте соляризацию, паль-
минг и повороты. Вы готовы к тренировке.
Держа один конец линейки длиной в 1 метр за кромку
близко к своему носу, направьте другой конец на верхнюю стро-
ку букв Р В О. Моргните быстро, глядя на ближней конец линей-
ки. Это положение "Приготовиться!" Скользните взглядом к
дальнему концу линейки, моргая все время при этом. Это уже
положение "Целься!" Затем рывком преодолейте расстояние до
буквы "Р". Это уже "Огонь!" Закройте глаза и, не забывая о
дыхании, сделайте повороты. После этого вновь повторите все
этапы "Приготовиться!", "Целься!", "Огонь!", но уже для буквы
"В". Снова отдохните и повторите все с буквой "О".
Это упражнение направлено на развитие аккомодации, под-
вижности и централизации. Проупражняйтесь таким образом на
нескольких строках. Лучших результатов вы добьетесь, если при
переходе от одной строки к другой вы будете делать пальминг,
особенно по мере приближения к строкам из маленьких букв.
После того, как вы достигнете пределов своих возможностей,
сделайте основательную соляризацию и пальминг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 181; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.