Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные функции науки. Закономерности развития науки




По определению Ф. Бэкона: «знание - сила». Наука традиционно дает обществу знания, к-рые участвуют в формировании культуры и мировоззрения. Знания порождают новые технологии, открывают новые источники сырья и энергии и помогают в решении социальных проблем. Ученые формируют интеллектуальный потенциал общ-ва и участвуют в подготовке управленческих решений.

Если в истории цивилизации традиционно доминировали функции развития научных идей в направлении «от науки к обществу», то в XX веке эта тен­денция изменилась. Наука выполняет социальный заказ, вектор к-рого - «от общ-ва к науке» становится главным фактором социального развития.

Наука обладает важными социальными св-вами и полномочиями, к-рые выражаются в различных формах. В истории науки эти св-ва предстают как во внешней форме, основанной на совместном труде в разных сферах деятельности, так и в форме социальности, присущей науке от самого её зарождения и реализуемой в пр-се смены научных теорий, парадигм. Специфические формы социальности науки проявл-ся в нормах и способах научно- исследовательской деятельности, их дифференциации и интеграции; предметной детерминации знания. Эти специфические социокультурные моменты вхо­дят в содержание знания и влияют на способы и результаты познавательной деятельности. В число форм и опосредующих механизмов такого воздействия входят идеалы и нормы, философско-мировоззренческие предпосылки и осно­вания научного знания. «Через них, принимая форму ценностного сознания, социальная и культурная детерминация входит в само содержание научного знания и познавательную деятельность».

Диапазон современной науки чрезвычайно широк. Он простирается от конкретных концепций в различных областях физического мира до теорий, ох­ватывающих различные сферы природы, общ-ва и технической деят-ти чел. Активно развиваются науки, участвующие в познании механизмов самоорганизации построения самой материи и творении нового (информатика, кибернетика, синергетика, нанотехнологии), управления в разных системах, в том числе социальных.

Ускоренное развитие науки обусловлено ускоренным развитием произво­дительных сил общ-ва. В единой системе «наука-техника-производство» ве­дущая роль принадлежит науке. Будучи напрямую связанной с техникой, она превратилась в непосредственную производительную силу общ-ва. Возросла ее социальная роль и углубились связи со всеми сферами общественной жизни. Все более актуальными для общ-ва становится функции преодоления соци­ального риска, созидательный, а не разрушительный характер научной работы, единство созидания нового и сохранения ранее достигнутого; создания благо­приятной среды, производство новых материалов и технологий. Такая ситуация делает науку особо значимым видом деятельности, что требует от общ-ва создания благоприятных условий для научной деятельности.

Наука как система имеет ряд объективных закономерностей развития. Наиболее важными из них в современных условиях явл-ся:

- непрерывно-дискретный характер (чередование эволюционных этапов в ее развитии с качественными скачками, революционными изменениями);

- обусловленность развития науки потребностями общественно- исторической практики, как главной движущей силы и источника ее развития;

- экспоненциальный рост научной информации, количества ученых и ма­териальных затрат на науку;

- относительная самостоятельность науки и усложнение ее структуры как в отношении знания, так и институциональном отношении;

- чрезвычайная быстрота научного творчества;

- взаимодействие и взаимосвязь всех отраслей науки, в результате чего предмет одной науки может исследоваться приемами и методами другой;

- увеличение относительного веса науки, как в системе культуры, так и в сфере материальной деятельности.


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.