Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Представления о мотивационной составляющей в структуре личности




1.2.1. Проблема мотивации в зарубежных источниках

Проблема научного изучения истоков человеческой активности и их детерминированности волновало еще с древности великих мыслителей — Демокрита, Гераклита, Платона, Сократа, Аристотеля, Лукреция. Демокрит полагал, что потребность или нужда являются главными движущими силами, с помощью которого приводятся в работу эмоциональные переживания, умственные способности человека становятся более развитыми, приобретаются язык и речь, осваивается способность трудиться. Философ полагал, что в случае отсутствия потребностей человек не смог социализироваться. Гераклит, изучая побудительные силы, нужды и влечения, отмечает, что потребности зависят от условий жизни. Гераклит выявляет связь между разумом и побудительными силами, то есть сдержанное удовлетворение желаний оказывает благоприятное воздействие на совершенствование и развитие интеллектуальных способностей человека. У Сократа главным было то, какое место занимают стремления, потребности и желания человека в его жизни. Соглашаясь с Гераклитом, Сократ говорит о том, что человек не в состоянии подавлять свои стремления, потребности и желания, но он должен стараться удовлетворять их в минимальном количестве, только самые необходимые. Платона писал о том, что страсти, потребности, влечения составляют низший уровень души, которыми необходимо контролировать и управлять разумной частью души. Древнегреческий философ Аристотель полагал, что стремления человека взаимосвязаны с целью, они формируются чувствами удовольствия или неудовольствия и потребностями, то есть имеют либо положительное, либо негативное значение. То есть любое волевое и эмоциональное проявление, которое характеризует движение человека, имеет под собой природное основание. Аристотель утверждал, что у человека существуют устремление познавать мир, тяга к знаниям. Взгляды и мнения римского философа Лукреция были сходны с воззрениями Аристотеля. Волевые проявления, по его мнению, происходят от потребности, стремлений и желаний [37].

Впервые термин «мотивация» был употреблен немецким философом А. Шопенгауэром в статье «Че­тыре принципа достаточной причины», где говорится о законах мотивации, детерминирующих действия человека. Действие совершается под контролем внутренней мотивации при участии волевых проявлений, когда движущей силой является само содержание деятельности, а не внешние обстоятельства. Совершаемые человеком поступки обуславливаются нравственными ценностями, то есть зависит от мыслей, желаний, избрания мотивов для совершения какого-либо деяния [73].

Понятие «мотивация» закрепилась в психологии как обобщающий многие психические явления и процессы термин. Х. Хекхаузен отмечает, что суть мотивации заключается в том, что, поступая определенным образом, человек соотносит свои действия с собственными ожиданиями на результат, направляет свое поведение в необходимом русле. Мотивация представляется им как побуждение к определенному действию, который вызывается мотивом. Автор считает, что мотивация имеет регулятивный характер, то есть направляет действие для достижения конкретных целей путем выбора между потенциально возможными действиями [69].

Как пишет в своих трудах А. Маслоу, в процессе жизнедеятельности человек мотивирует себя потребностями, начиная физиологическими и заканчивая эстетическими. Это говорит о том, что, удовлетворив потребность нижнего уровня, человек переключается на потребность более высшего уровня, при этом удовлетворенные ранее потребности могут вызывать равнодушие, либо негативные эмоции, вплоть до отвращения [52]. По мнению А. Маслоу, человек, удовлетворяя потребности, всегда стремится к комфорту и балансу: «Мотив выражается в состоянии физиологического разбалансирования потребности... Реакция мотивированного поведения состоит в действиях, направленных на устранение разбалансирования» [52, 250].

В. Вундт в своих трудах писал об автоматизации движений в процессе мотивации. В ситуациях, когда в основе волевых проявлений лежат повторяющиеся множество раз одни же мотивы, борьба и выбор мотивов становится проще. С каждым повторением мотивы, занимавшие незначительное место в совершении действия или поступка, становятся менее заметными, а при следующих повторениях вовсе и теряют свое значение. Такое сложное действие, по мнению В. Вундта, будет брать начало из побуждений. В случае, если будет продолжаться дальнейшее повторение одного и того действия, то мотив, который прежде являлся значимым, вскоре окажется несущественным. Описанное мотивационное движение в ходе повторений оказывается привычным, вытекающим из побуждений, то есть становится автоматическим [18].

Г. Мюррей впервые заговорил о мотивации достижения, и дал такое определение: «…справляться с чем-то трудным. Справляться с физическими объектами, людьми или идеями, манипулировать ими или организовывать их. Делать это настолько быстро и независимо, насколько это возможно. Преодолевать препятствия и достигать высокого уровня. Превосходить самого себя. Соревноваться с другими и превосходить их. Увеличивать свое самоуважение благодаря успешному применению своих способностей» [4, 105].

Так же в зарубежной психологии проблематику мотивации достижения разрабатывал ученый Д. МакКлелланд. Автор полагал, что у человека существует бессознательная потребность в достижении, результатом которой является совершенное действие [46]. Говоря о мотиве, Д. МакКлелланд утверждал, что данный феномен представляет собой аффективную ассоциацию «Мотивом становится сильная аффективная ассоциация, характеризующаяся предвосхищением целевой реакции и основанная на прошлой ассоциации определенных признаков с удовольствием или болью» [3, 446].

Проблема изучения мотивации была активно рассмотрена как зарубежными философами, так и психологами. Еще с древности великие мыслители говорили о человеческой активности и их детерминированности (Демокрит, Гераклит, Платон, Сократ, Аристотель, Лукреций). А впервые научное определение данному понятию было дано немецким философом А. Шопенгауэром. Х. Хекхаузен считает, что мотивация имеет регулятивный характер, то есть направляет действие для достижения конкретных целей путем выбора между потенциально возможными действиями. В трудах А. Маслоу отмечается, что функцией мотивации является удовлетворение потребностей от нижнего уровня к более высшему, при этом всегда стремясь к комфорту и балансу. Некоторые ученые говорили о мотивации как достижении, результатом которой является совершенное действие. (Г. Мюррей, Д. МакКлелланд).

 

1.2.2. Проблема мотивации в отечественной психологии

В настоящее время такое психическое явление как мотивация рассматривается под двумя разными углами зрения: в первом случае, мотивация представляется как совокупность мотивов и факторов, которое определяет направление поведения, во втором – как динамичный механизм или процесс.

Однако в своих работах Е. П. Ильин отмечает, что во всех двух направлениях авторы указывают на вторичность явления мотивации относительно мотива. Кроме того, авторы второго направления делают акцент на том, что мотивация становится средством реализации уже существующей совокупности мотивов, то есть при возникновении мотива при определенной ситуации формируется мотивация [37].

В. А. Иванников разделяет мнение Е. П. Ильина и считает, что началом любого мотивационного процесса становится актуализация мотива. Это объясняется тем, что мотивация определяется мотивом, который предполагает удовлетворение желаний и потребностей с созданием образа в сознании [34].

Первому направлению придерживался В. Д. Шадриков, говоря о мотивации, как о совокупности таких факторов, как характер человека, его знания, способности, умения, потребности и цели личности, мировоззрение в целом. При учете данной системы факторов осуществляется образование намерения и принятие определенного решения [71].

И.А. Джидарьян придерживается второму направления в области изучения мотивации, говоря о мотивации как о процессе действия мотива и как о механизме, основой которых является формирование, направленность способов и средств реализации определенных форм деятельности. Кроме того, А. Джидарьян в своих трудах пытается соотнести и разделить такие понятия как мотив и мотивация. Мотив, по мнению автора, предоставляется в более узком значении нежели мотивация. Мотив является основным содержательным фоном развертывания процесса мотивации поведения человека в целом, мотив придает направление актуальным действиям [28]. Е. П. Ильин, соглашаясь с предыдущим автором, пишет: «…мотивация и мотивы всегда внутренне обусловлены, но могут зависеть и от внешних факторов, побуждаться внешними стимулами» [37, 68].

В. Г. Леонтьев не проводит черту между понятиями мотив и мотивация, тем самым отождествляя их. В. Г. Леонтьев классифицирует мотивацию следующим образом – выделяет первичную (потребность, влечения, драйв, инстинкт) и вторичную (мотив). В. Г. Леонтьев отмечает, что, выступая в форме мотивации, мотив создает условия направленности действия на личностном уровне для решения поставленных целей [48].

С. Л. Рубинштейн связывает процесс формирования мотива с интеллектуальной обработкой информации, то есть мотив в форме осознанного побуждения формируется в ходе процессов осознания цели, оценивания, взвешивания, учитывания всех факторов и обстоятельств (внешние условия, личностные качества, знания, умения, навыки, нравственные ценности и нормы), которые встречаются в жизни человека. В результате этих процессов рождается мотив, необходимый для реального действия, с определенным содержанием [58].

Подробно рассмотрел процесс формирования мотива В. А. Иванников. Автор отмечает, что формирование мотива представляет собой сложный нелинейный процесс с множествами этапами и стадиями с цикличным возвращением к ним. На данных этапах решаются частные задачи принятия решения, выбираются способы решения этих задач, представляются возможные результаты решения. В том случае, если у человека возникает сомнения по поводу успешности результата, то он может вновь возвратиться к предыдущей стадии (задаче) и выбрать иные средства и способы удовлетворения своих потребностей. Корректировка поведения зависит также от вновь возникших факторов, обстоятельств и условий [33].

Оригинальный подход в изучении происхождения мотивов был у К. Левина. В качестве побудителей мотивов становятся привлекательные объекты, которые человек стремится постичь. Человека окружает предметный мир, способный сподвигать его на конкретные действия, то есть человек воодушевляется солнечной погодой и у него возникает желание прогуляться, увидев аппетитную еду, ему скорее хочется попробовать ее и т.д. К. Левин отмечает, что влияние предметов можно охарактеризовать как положительные и отрицательные, то есть к одним предметам человек тяготеет, а других пытается избежать [46].

Л. И. Божович развивала идеи К. Левина и считала, что в результате удовлетворения предметом одной и той же потребности, она начинается закрепляться. Вследствие чего, эта потребность способна вызывать действие даже без какого-либо определенного мотива, то есть изначально предметы удовлетворяют потребности, а в результате – начинают их вызывать. Кроме того, чтобы потребность вызвала конкретные действия необходимо, чтобы она вызвала переживания. Вызванное переживанием состояние напряженности угнетает человека, и он стремиться скорее избавиться от дискомфорта. То есть желание обрести душевное равновесие является особенностью развития потребности [12].

В. Г. Асеев суть мотивации видел в том, что она состоит из двух модальностей – положительной и отрицательной, их особенностью является проявление в потребностях и их реализации. Например, мотивация в форме стремления достижения успеха или избегания неудач, мотивация с помощью воздействия (поощрение или наказание), побуждение в виде удовлетворения или страдания [8].

В отечественной психологии проблемой мотивации достижения успеха (достиженческая деятельность) занималась Т. О. Гордеева. Под этим феноменом она представляла мотивацию, определяющую деятельность, направленную на преобразование и улучшение субъектом самого себя, окружающих людей, отношений между ними. Мотивационные проявления характерны для людей, у которых преобладает потребность в самосовершенствовании, в изменении мира к лучшему как можно больше и быстрее, они стремятся к прогрессу [25].

Так же в данной области мотивации достижения развивались идеи М. Ш. Магомед-Эминова. По его мнению, мотивация достижения представляет собой совокупность функционально выстроенных аффективных и когнитивных процессов, которые являются регуляторами протекания достижения цели в деятельности [50].

А. А. Файзуллаев разделяет процесс мотивации на пять этапов. Первый этап — формирование и осмысление побуждения. Осмысление побуждения подразумевает осознание содержания побуждения, средств осуществления данного действия, понимание необходимых действий и представление результатов действия. Под осознанными побуждениями автор понимает любые психические явления человеческой деятельности, такие как потребности, склонности, влечения, образы и эмоции. При этом процесс осмысления побуждения может и не происходить вообще, то есть побудительный момент находится в скрытном состоянии. Как отмечает автор, побуждение еще не означает наличие мотива, начальным моментом для приобретения данного феномена становится осознание побуждения. Вторым этапом А. А. Файзуллаев обозначил принятие мотива – внутреннее принятие ранее осмысленного побуждения, соотнесение его со смысловыми образами, с ценностными ориентациями, внесение в систему важных отношений личности. Здесь автор имеет в виду, что человек рассматривает степень необходимости и степень значимости удовлетворения возникшей потребности, которая идентифицируется с личностными ценностями, с нравственными убеждениями человека. Являясь единицей мотивационного процесса, мотив становится начальной точкой процесса мотивации, имеет осознанный, направленный, побудительный, смыслообразующий характер. Третий этап обозначен автором как осуществление мотива. В ходе этого процесса в зависимости от конкретных ситуаций, средств и способов осуществления возможно изменение психологической наполненности (содержания) мотива, что приводит к приобретению мотива иных функций – удовлетворения потребности, интереса. Последний этап, по мнению А. А. Файзуллаева, представляет собой осознаваемое или неосознаваемое закрепление мотива, реализация побуждения, на этом этапе мотив становится чертой характера [65].

В концепции Д. В. Колесова потребностного поведения автор использует понятие «мотивационное поле» вместо привычного нам всем понятия «мотивация». Д. В. Колесов наделяет данное понятие функцией формирования мотива и удовлетворения, реализацией потребностей человека. По мнению автора, с точки зрения физиологии, мотивационное поле представляет собой некий орган головного мозга, который выполняет функции построения потребностей по значимости, определение наилучших средств и способов достижения удовлетворенности как результат поведенческого акта [42].

В отечественной психологии рассмотрение мотивационной сферы человека предполагает разнообразие подходов. Некоторыми авторами мотивация понимается как совокупность осознаваемых и неосознаваемых факторов, мотивов и побуждений, которые подталкивают к определенным действиям, направляют активность человека. Другие склоняются к тому, что мотивация является многомерным изменяемым процессом, основой которого является формирование, направленность способов и средств реализации определенных форм деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 2722; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.