Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 2 страница. Литературные центры — феодальные дворы и независимые интеллигентские кружки




Литературные центры — феодальные дворы и независимые интеллигентские кружки. Преследуемые реакцией, эти общества философов питаются неоплатонизмом и создают отвлечённый идеал совершённого человека и общества, согласного с мировым разумом — для аристократов духа; чернь должна сдерживаться улучшенным исламом. Так же отвлеченен и строго исламский, враждебный феодализму, идеал халифата у юриста Мауарди. Интеллигенция вообще оторвана от общественной жизни. И литературный стиль становится учёно-вычурным, «александрийским». Развивается рифмованная проза; в ней и в стихах внутренние рифмы, звуковые повторы, просодические параллелизмы. Усложняются метры, рифмы, зарождается строфика. В ходу самые сложные фигуры, дикие гиперболы, графические фокусы; признается афоризм: «самый красивый стих — самый лживый». В моде игра слов, учёные сравнения, натянутые метафоры. Но сквозь это мощно пробивается национальный реализм.

Самый блестящий поэт эпохи — панегирист Хамданидов в Халебе, талантливый виртуоз стиля Мутанабби (ум. 965). Проще и искреннее воин-феодал Абу Фирас, удельный князь на византийской границе. Гениальнейший арабский поэт — учёный философ, пессимист, слепой Маарри (ум. 1058). Его произведения проникнуты мировой (и гражданской) скорбью; создавать жизнь-страдание, как и лишать жизни — одинаково преступно (отсюда вегетарианство и половое воздержание); борьба со злом безнадёжна, но внутренне обязательна; позитивные религии — своекорыстный обман. Держась вдали от дворов, он приобретает необычайную славу. В области рифмованной прозы славились проповеди Ибн Нубата и автор посланий Абу-Бакр Харизми; их затмили Бади аз-Заман аль-Хамадани и аль-Харири своими «макамами» — «плутовскими» повестями, очень реальными, но чрезвычайно изысканными по форме; их герои — гениальные, образованные мошенники. Это эпоха энциклопедий и антологий: почти всё поэтически ценное прежних веков собрано в «Китаб аль-Агани», современное — в «Ятиме» (Единственная) Саалиби; Ибн ан-Надим дал толковую библиографию всех известных книг — «аль-Фихрист» (Указатель); басрийский кружок философов (масонского типа, по-видимому связанный с исмаилитами) «Ихуан ас-Сафа» («Братья чистоты» — верные друзья) — энциклопедию всех наук, проникнутую неоплатонизмом. Другие философы периода — Фараби и Ибн Сина («Авиценна», знаменитый медик). Да и пора было подводить итоги: начинался упадок.

Эпоха нашествий и разорения (середина XI — конец XIII вв.)

На востоке начали его турки-сельджуки, создавшие большое государство, скоро развалившееся на феодальные обломки, закончили монголы; их персидские визири отстояли культуру, но уже иранскую. Крестоносцы разоряют Сирию; в войнах с ними выдвигается военная династия Айюбидов (Саладин), в руки которых переходит и слишком мирный Египет. И здесь наступает благочестивая реакция, ещё усиливающаяся с захватом власти мамлюками — гвардией черкесских и тюркских рабов, — и хозяйственный упадок. Философия (кроме Испании) гибнет; её хоронит Газали, ставя на её место схоластику с мистической (суфийской) окраской. Всюду настроение безнадёжности и ухода в себя. В поэзии — стиль декаданса. Интересует литературщина, форма сама по себе. Создаются чудеса условной эвфонии, графики; так называемые «бади’ийят», где каждый стих — пример особой фигуры; загадки, хронограммы. Характерны разорванность и противоречивость образа, чисто словесные ассоциации, извилистые ходы мысли, аллегория, нездоровая чувствительность, тоска по наивности и идиллии. Известные поэты-панегиристы — Туграи и Тантарани (XI—XII вв.)

Потом выступают на первый план символисты-суфии, известные с VIII в., но малозаметные. Суфизм — мистический пантеизм, иногда преследуемый, но чаще не рвущий внешней связи с исламом и признаваемый его полуофициальной теософией (дервишские ордена с XII в.). Безразлично относясь к «призрачному» миру, суфий стремится к отождествлению с божеством путём экстатического растворения своего «я» в едином бытии. Мистическая тоска «разлуки» и экстазы «свидания» — слияния с божеством — «возлюбленным» породили поэзию, пользующуюся символами любовной страсти, опьянения и т. д. У персов на этой почве пышно развился настоящий символизм, неразличимо сливающий идеальное с реальным; у арабов чаще — прозаичная аллегория, прикрытая пышностью выражений. Знамениты нестерпимой рассудочностью символики — вычурный Омар ибн аль-Фарыд и вдохновенный, но тёмный Ибн Араби (оба XIII в.). Суеверным почитанием пользуется касыда в честь пророка Бусири. Модный жанр прозы — «домострои», обнимающие мемуары, историю, беллетристику и т. д. (особенно в след. периоде); такова «Книга назидания» Усамы-ибн-Мункыза. Творчество, хотя и болезненное, ещё не иссякает.

Есть и новая, здоровая струя — народная словесность, проникающая в литературу. Уличные рассказчики Египта продолжают создание «1001 ночи» (законч. в XV в.; возникают и частью обрабатываются литературно романы о царе Омаре Ну‘мане, богатыре ‘Антаре, подвигах племени Бану Хилаль, султане Бейбарсе и т. д. Развивается кукольный театр, несколько пьес которого записаны Ибн Даниялем (ум. 1310) в Египте. Входят в моду и вызывают подражание простонародные песни «мауалия», и полное признание находит занесённая из Андалусии строфическая форма «мууашшаха», тоже народного происхождения.

Андалусия (Испания), оторванная от халифата ещё в VIII в., сохранила с ним культурную связь, но имела свою литературную судьбу. От поэтов до X в. почти ничего не сохранилось. В X в. при высоко-культурном дворе Омейядов находим историков, врачей, астрономов, антологистов (Ибн Абди-Раббих, автор «Ыкда», «Ожерелья»), поэтов. С падением западного халифата Омейядов (1031) культурными центрами делаются столицы местных царьков и республик. Выделяется талантливый элегист аль-Мутамид, эмир Севильи (XI в.), его друг Ибн Хамдис (уроженец Сицилии), Ибн Зейдун, прославленный романтической любовью к принцессе Уалладе (тоже поэтесса), стихами и изящными письмами; ’Убада ибн Ма-ас-Сама, автор мууашшах. В XII в. Ибн Кузман, введший в литературу народный «заджаль», строфическую песню на диалекте. Обе формы отразились в поэзии трубадуров и Италии (быть может, источник даже октавы). В XIII в. Абу-ль-Бака из Ровды, оплакавший завоевание Севильи испанцами. Были и вычурные поэты и мастера рифмованной прозы. В общем андалусская поэзия отличается от восточной большей близостью к народной песне, более рыцарским духом, зачатками эпоса, развившимися впрочем не в поэму, а в рифмованную хронику. Как раз XII в., когда погибла философия на Востоке, был расцветом её в Испании: самостоятельные аристотелико-неоплатоники Ибн Баджа («Авен-паче»); Ибн Туфайль, автор философского романа «Живой, сын бодрствующего»; знаменитый Ибн Рушд («Аверроэс»); еврей Маймонид и великий арабский философ историк Ибн Халдун (ум. 1406) испанского происхождения. Завоевав Гранаду (1492), христиане разрушили ещё жизнеспособную культуру. Достойный памятник ей — культурная история — антология Андалусии Маккари (ум. 1632).

Время упадка (XIV — начало XIX вв.)

Сказалось разорение Азии дикими пришельцами, а Египта грубыми мамлюками. Захват арабских стран турками-османами (нач. XVI в.), финансовая эксплуатация и падение левантской торговли (в связи с открытием морского пути из Европы в Индию) ещё ухудшили дело и усилили церковную реакцию. Творчество иссякло: пишут много и вычурно (поэт Хилли XIV в.), но это мёртвое подражание. Учёные — энциклопедисты-эксцерпторы (Суюти, XVI в.) и богословы (ценны только историки). Аскетический суфизм очень распространён. Продолжают возникать народные повести и анекдоты — материал для наставительных или развлекающих литературных сборников: Ибн-Хиджджа [XV в.], Ибшихи [XV в.], Кальюби [XVII в.] и др. Итлиди [XVII в.] обрабатывает в виде романа народную легенду о гибели Бармекидов, везирской семьи при Харун-ар-Рашиде. Народный египетский говор проникает в литературу; на нём Ширбини [1687] пишет свою жалобу феллаха на грубость и темноту народа с выпадами против господствующих классов; очень живое произведение.

Последний период (с начала XIX века) Национальное возрождение (араб. Нахда) начинается с проникновением европейского капитала и культуры и постепенным освобождением от гегемонии турок. Империалистическая эксплуатация разбудила национальные чувства. Началом был египетский поход Наполеона; после него здесь выдвигается Мухаммад Али и его династия, проникнутая умеренным западничеством. Рост торговли (хлопок) и постройка Суэзского канала выдвинули буржуазию, усваивающую западное просвещение, либеральные и революционные настроения. Даже религиозный центр — духовная академия аль-Азхар — не безусловно враждебен им.

Автономия Ливана (после 1860 года) и европейские миссионерские школы (лучшие французские и американские) позволяют развернуться культурной работе арабов-христиан Сирии; мусульмане идут за ними. Многие деятели выселяются в более свободный (и при английской оккупации) Египет; создаются видные эмиграционные центры в США и Бразилии. Варваризованная Северная Африка, Месопотамия и Аравия культурной роли не играют (Алжир и Тунис — небольшую); быстро арабизующийся Судан жадно усваивает и имитирует прогрессивную для него средневековую литературу.

Выдающиеся старые деятели возрождения: Насиф аль-Язиджи, выдающийся филолог, автор учебников и «макам» в старом стиле Харири, и уже европеизированный Бутрус Бустани, издатель большого энциклопедического словаря.

Новое явление — развитие романа и драмы. Началось с переводов, а затем выдвинулся национально-исторический роман; ценны роман-хроника Мудауара (эпоха Харуна) и некоторые из романов (в совокупности обнимающих всю арабскую историю) Джирджи Зайдана, талантливейшего учёного и журналиста-просветителя. Роман современности — социальный и бытовой — количественно и качественно слабее; выдаётся «Египетская девушка» Сарруфа (среда капиталистов и журналистов Египта около 1905 года), повести Махмуда Теймура и Халиля Джебрана.

Выдающиеся писательницы — Марйам Зийада и Сальма Саиг. Арабский роман реалистичен; французское и английское влияние в нём сильно, арабского народного романа — слабо. Переводами и переделками заполнялся и репертуар театра; удачна арабизация мольеровских комедий Джаляля (конец XIX века). Первая оригинальная трагедия (по правилам французского классицизма, но из арабской истории) «Доблесть и верность» Халиля аль-Язиджи. Теперь много пьес романтических, сказочных; но утверждается и реализм, социальный и бытовой, — Мухаммед Теймур, Усман Сабри и др.

В лирике пестрота стилей — от касыдного классицизма до футуризма. Известные авторы — Ахмед Шауки, Ибрагим Хафиз, Амин Рейхани — стихотворений в прозе (рифмованной) — «Рейханийят». Самое замечательное явление — прекрасный стихотворный перевод Илиады (1904) Сулеймана Бустани; после него стали возможны и оригинальные эпические поэмы. Больной вопрос для современного писателя — выбор языка: классический литературный ограничивает круг читателей; выбор диалекта порывает связь с прошлым и с другими арабскими странами; теперь диалект (египетский) всё больше захватывает театр; в других жанрах редок. Есть основания думать, что с развитием школьного образования и объединением арабских стран утвердится (упрощённый) литературный язык.

 

Арабское изобразительное искусство

Древнейшие памятники относятся к эпохе рабовладельческого общества. В VII—X веках оно ещё наследует эллинистическое, коптское, византийское и сасанидское искусство. Но уже в это время развивается прикладное искусство: появляются художественные ткани с тонким узором, изделия из бронзы, горного хрусталя, керамика с цветными поливами, стекло, резьба по дереву. Памятников монументов живописи сохранилось очень мало: стенописи дворцов в Сирии (Кусейр-Амра, VIII век) и Месопотамии (Самара, IX век). Древнейшие арабские миниатюры, созданные в Египте в X—XI века. В XIII—XIV века в Багдаде возникает школа миниатюры, в которой ощущается связь с иранской миниатюрой монгольской эпохи.

 

Арабское изобразительное искусство

К II—V векам относятся остатки монументальных сводчатых сооружений в Хаурани (Сирия). На ранних памятниках арабской архитектуры сказалось влияние эллинистическо-римской, византийской и сасанидской традиций, например дворец IV—VIII веков в Мшатти (Иордания), мечеть «Купол Скалы» (691) в Иерусалиме (Палестина). В VII—X веках создается своеобразный тип колонной мечети с прямоугольным двором в центре, окруженным многонефными залами и галереями со стройными аркадами. К этому типу относятся Большая мечеть в Дамаске (705), Мечеть Амра в Каире (642). С XI—XII веков в арабской архитектуре большое значение приобретает орнаментика, покрывающей здания снаружи и внутри; широко применяются стилизованные растительные, сталактитовые, эпиграфические и буквенные узоры. С XIII века распространяются купола как средство перекрытия зданий и важный элемент архитектурной композиции. На Пиренейском полуострове в XIII—XIV веках создаются великолепные архитектурные сооружения мавританского стиля, в котором арабские формы и декор сочетались с отдельными западноевропейскими архитектурными мотивами. Выдающимися памятниками этого стиля является замок Альгамбра в Гранаде (XIII—XIV века) и дворец Алькасар в Севилье (XIV век). После завоевания арабских государств турками, арабская архитектура испытала влияние византийского и турецкого искусства. Например, Мечеть Мухаммеда Али в Каире.

 

 

Выводы по первой главе

 

Ислам – это всемирная, универсальная религия, охватывающая все аспекты человеческого бытия. Прекраснейшим аспектом ислама является его культура.

Аналог его в арабском языке звучит как «Сакафа» и означает определенные черты поведения и мышления, которые люди, живущие в едином социуме изучают, создают сами и разделяют друг с другом.

 

Ислам – это отдельная специфическая культура. Она не является арабской, ближне- или просто восточной. Она не монолитна, а богата разнообразием. Разумеется, в исламской культуре есть элементы фундаментальные, общие для всех мусульман, но есть и другие, отличающиеся от страны к стране и от народа к народу. Универсальные основы исламской культуры проистекают из Корана и Сунны, а особенные – из местных обычаев различных народов (араб «аараф» или «адат»). Поэтому, можно говорить об арабской,индо-пакистанской, африканской, китайской, а также американской и европейской исламских культурах.

 

В развитии своей собственной, мусульманской культуры, ее приверженцы должны также и сотрудничать с людьми других культур. Эта культура основывается на Коране и Сунне, но также и на великих знаниях и опыте всего человечества. Мы должны извлекать пользу из опыта и знаний всего человечества, быть открытыми к нему, для того, чтобы сделать мусульманскую культуру сильнее и динамичнее. Но одновременно, необходимо иметь в виду основные течерты, характерные именно для исламской культуры. Они, суть, следующие.

 

1. Богоцентричность.. Вся исламская культура богоцентрична. Мусульмане неукоснительно придерживаются принципа «таухида» (единоюожия), верят в Божественное наставление, переданное через всех Пророков, последним из которых является Мухаммад. Мусульмане верят в жизнь после смерти и в День суда. Особенно делают акцент на молитву,и на благочестивые деяния – пост, закят и хадж, а также и в то, что Аллах дозволил мусульманам одни вещи и запретил другие («халяль» и «харам»).

2. Равенство, терпимость и братство. Исламская культура особенно подчеркивает, что все люди равны. Мусульмане не приемлют любой дискриминации по расе, цвету кожи и т.п., подчеркивают ценность и достоинство всех людей пред лицом Бога, исповедуют свободу и отсутствие принуждения в религии.

 

3. Культура ислама ориентирована на мораль и достоинство человеческой личности, подчеркивании таких ценностей, как правдивость, честность, скромность («хайя»), чистота (тахарат). Мусульмане против расточительности, выставления себя напоказ, экстремизма. Исламская культура учит уверенности в себе и самостоятельности, подчеркивает милосердие и щедрость. Исламская культура – это культура семейных ценностей, особо подчеркивающая здоровые отношения между супругами, воспитание детей, любовь и уважение к старшим. Она категорически отвергаем прелюбодеяние, блуд, гомосексуализм, азартные игры, или употребление одурманивающих веществ, и где бы мы ни жили, в любое время и среди каких людей мы должны защищать эти ценности.

 

4. Исламская культура динамична и прогрессивна, направлена в мири отрицающая аскетизм. Она подчеркивает, социальная справедливость, устранение угнетения и зла. Она четко призывает к обучению и получению знаний, не делая при этом противопоставления между «религиозным» и «светским» образованием. Любое знание важно. Мусульмане подчеркивают необходимость открытости разума новым знаниям и желание получать их из любого источника. Исламская культура поддерживает искусство, архитектуру, бережное отношение к здоровью и окружающей среде.

 

5. Исламская культура ориентирована не на некий «эксклузивизм», но на «дауат» (призыв к исламу). Мусульмане убеждены, что к исламу людей следует призывать без какого-либо принуждения. Исламская культура учит диалогу с другими. Они верят, что изначльная человеческая природа благая и если дать возможность человеку познать ислам, как он есть, то он сможет найти в нем радость и удовлетворение. Исламская культура подчеркивает необходимость терпениея и напоминает нам, что мы должны сохранять работоспособность и доверие к Аллаху – Творцу, Господу и Вседержителю миров.

 

Все эти черты исламской культуры, о которых упомянуто в статье.

 

Глава II. Влияние ислама на арабскую культуру

Исламская культура (араб. الثقافة الإسلامية‎‎‎) — многогранный термин, который в узком смысле обозначает средневековую культуру и традиции подвергнутых исламизации стран Ближнего и Среднего Востока, Средней Азии, Северо-Западной Индии, Северной Африки и Юго-Западной Европы. В более широкой интерпретации — классическая и современная культура исповедующих ислам народов, которые проживают на территории его распространения. В обоих смыслах (особенно во втором) она является довольно условным определением и нередко является результатом отождествления культуры и религии.

Известный историк ислама Маршалл Ходжсон в своём трёхтомном исследовании «The Venture Of Islam» отметил трудность религиозного использования слов «ислам» и «мусульманин», в отличие от их академического применения. Он предложил использовать эти слова только для чисто религиозных явлений, а в качестве обозначения всех культурологических аспектов мусульманских народов предложил использовать термин «исламский мир». Однако его определение не было принято и путаница в этих терминах существует до сих пор.

Исла́мская архитекту́ра является сочетанием различных архитектурных стилей, которые развились из ислама, как социального, культурного, религиозного и политического явления. К исламской архитектуре относят как религиозные, так и светские учреждения и здания. К исламской архитектуре также можно отнести архитектурные стили, популярные как в раннеисламскую, так и относящиеся к современной эпохе в мусульманских и в других странах под влиянием ислама. Архитектурный стиль появился на Ближнем Востоке в VII веке и развился в период средневековья в Северную Африку, Испанию, Малую Азию, Индию и Иран, Среднюю Азию и Кавказ. Позже исламская архитектура попала также в Юго-Восточную Азию. В современное время мечети в соответствии с исламской архитектурой строятся во всех местах проживания мусульман по всему миру.

Первая мечеть была построена в Медине после хиджры пророка Мухаммеда. Затем мечети стали открываться в тех городах, которые были завоёваны мусульманами. После взятия Мекки в каждой мечети появился михраб — ниша, которая указывала киблу — направление к Каабе

Мечеть (араб. مسجد‎‎‎) — мусульманское богослужебное сооружение. Первая мечеть была построена пророком Мухаммедом в Медине и представляла собой просто огороженное место для молитвы. В Средние века мечеть помимо религиозных функций выполняла и социальные: в ней происходило обучение студентов, собрание жителей, давался приют странникам и т. д.

Функциональное разделение

квартальные мечети — мечети в узком смысле этого слова, предназначены для ежедневной молитвы, также являются местом собраний жителей квартала.

Джума-мечети — соборные мечети, предназначены для пятничной молитвы, располагались в городах. В крупных центрах (Стамбул, Багдад) имелось несколько джума-мечетей.

Намазгох — крупная открытая загородная мечеть, предназначенная для богослужения в важнейшие мусульманские праздники Курбан-байрам и Ураза-байрам.

Мечети при мавзолеях праведников, при медресе, ханаках и пр.

Основные архитектурные стили

Архитектурное исполнение мечети может быть весьма различным, но существуют два обязательных элемента: михраб (направление на Мекку) и минарет (высокая башня, находящаяся рядом с мечетью).

 

 

Арабский тип

Запретная мечеть в Мекке, арабский тип мечети.

Древнейший тип мечети, распространился с Исламом из Аравии удерживался до османской экспансии XVI века. Арабская мечеть представляет собой прямоугольный или квадратный двор. по периметру обнесённый аркадой или галереей, с примыкающим ко двору молитвенным залом.

Примеры: Мечеть Хассана II, Масджид аль-Харам.

Персидский тип

Мавзолей Имама Резы в Мешхеде, персидский тип мечети.

На персидский тип мечети сильно повлияла архитектура доисламской Персии, это выразилось в широком использовании айванов и куполов. В персидской мечети двор со специальным бассейном для омовения по периметру обнесён галереей с айваном (высокий прямоугольный портал с полукруглой нишей) по середине каждой из сторон галереи. Один из айванов ведёт в небольшое купольное помещение где находится харам[2]. К хараму иногда прилегают залы для молитв.

Примеры: Мечеть Имама, Мечеть Калян.

Османский тип

Под влиянием византийской архитектуры турки-османы в XV веке создают тип многокупольной мечети. Мечети этого типа покоятся на колоннах, украшены многочисленными куполами с одним центральным, внутренний зачастую двор обнесён галереей, во дворе находится пруд. Отличаются османские мечети тонкими минаретами с коническими фонарями. Примеры: Голубая мечеть, Мечеть Селимие.

Региональные стили

На периферии исламского мира развились свои региональные стили, созданные под влиянием местных, например Сианьская соборная мечеть выполнена в формах, присущих китайской архитектуре, а её минарет выполнен в виде буддийской пагоды.

Медресе

Основная статья: Медресе

Медресе — религиозные учебные заведения, предоставляющие второй уровень образования. Единственным обязательным медресе было исламское право. Медресе разделялись по школе права, а если в одном медресе сосуществовало несколько школ, то каждому из них отводился отдельный лекционный зал. Медресе обычно располагаются вокруг дворика, окружённого кельями студентов, в здании медресе обязательно присутствует мечеть и как минимум один лекционный зал.

Ханака

Ханака (перс. خانگاه‎), теккие (тур. tekke) — комплекс, предназначенный для проживания суфийских учителей и их учеников. Обычно состоял из зала для религиозных практик, мечети и келий учеников. Изначально ханаки были прибежищами для паломников и странников, но так как большинство странников было суфийскими дервишами, ханаки превратились рассадники суфизма.

Завия в Тагирте (Алжир)

За́вия (араб. زَاوِيَةٌ — угол) — келья, суфийские обители, уединенное место, в котором суфийские затворники проводят свои дни в молитвах[3]. Первоначально завией называлось помещение в мечети или при ней, где велось обучение мусульман чтению Корана, арабскому языку и т. п. С XII в., после возникновения суфийских братств (тарикатов) завией стали называть жилище шейха (наставник), в котором обучались его ученики (мюриды). В позднем средневековьи в Северной Африке завии становятся основной ячейкой организационной структуры любого тариката. Они представляет собой комплексное сооружение, включающее небольшую мечеть, помещения для жилья шейха и мюридов, а также приют для странников (дервишей)[4]. В отличие от ханаки, которая представляет собой обитель для сотен суфиев, в завии обычно живут живут шейх и его мюриды[4].

 

Рибат — изначально укреплённый загородный караван-сарай, предназначенный для укрытия караванов и охраны караванных путей, населялись мурабутами, людьми, давшими клятву сражаться против неверных. Позже рибаты сблизились по функциям с ханаками, став центрами суфийской культуры и название мурабутов стало относится к дервишам, населявшим рибаты.

Общественные здания

Для исламского мира также являются характерными: караван-сараи (придорожные гостиницы), крытые рынки, хаммам (общественные бани) и другие архитектурные сооружения.

Исламскую архитектуру можно определить по следующим компонентам:

Большие купола.

Минарет — бывает отдельно или парностоящим. В больших мечетях обычно чётное число минаретов.

Большие дворы, часто соединённые с большим молитвенным залом. Дворы обычно спроектированы как мусульманский сад, вид сада, который характеризуется чёткой и правильной геометрией, акведуками и колоннами, установленными по периметру.

Использование геометрических форм и рептативной архитектуры — арабеск.

Использование симметрии.

Раковины и фонтаны для ритуального умывания.

Михраб— ниша в стене мечети, указывающая киблу, то есть направление, где находится Кааба в Мекке.

Использование ярких цветов.

Внутренняя часть здания более выразительная, чем внешняя.

Отточенные арки и арки в виде подковы.

Сотовый свод (мукарнас) — разновидность складчатого свода из замкнутых перегороженных складок в виде ромбических гранённых впадин-гексагонов, пирамидальных углублений, похожих на восковые пчелиные соты или на сталактиты.

Машрабия — балкон, выгравированный из дерева или состоящий из кирпичей, позволяющий смотреть на улицу, но не быть видным.

 

Исламская литература

Исла́мская литерату́ра (араб. الأدب الإسلامي‎‎‎) — термин используемый для определения литературы созданной представителями мусульманских народов, объединённые характерными религиозными и интеллектуальными чертами[1]. Включает в себя произведения не только на арабском, но и на персидском, турецком и др. языках, носители которых являются исконно мусульманскими народами.

Началом исламской литературы является Коран — священная для мусульман книга, которая становится идеалом не только для арабов, но и для других народов, которые впоследствии обратились в ислам. Коран, как «несотворённое божье слово» теперь становится высшим проявлением литературной изящности и становится основой для всей исламской культуры и литературы, достигнув уникального положения в арабской литературе[1].

 

Религиозная литература

Основные статьи: Список тафсиров, Список сборников хадисов

Помимо Корана в перечень исламской религиозной литературы входят многочисленные сборники хадисов — преданий о жизни пророка Мухаммада. Во времена Мухаммада запись его слов поначалу ставится под запрет самим Мухаммадом из-за боязни смешения Коранических аятов и его хадисов, однако потом этот запрет снимается и некоторые из его сподвижников начинают записывать его слова, поступки, невысказанные одобрения, однако это не носит системного характера, ибо процветает устная передача Корана и хадисов и в первые времена эти откровения сохраняются только в памяти его сподвижников и их учеников. Первым, кто стал записывать хадисы считается выдающийся имам Ибн Шихаб аз-Зухри, который был из числа табиинов (последователей) сподвижников пророка Мухаммада.

 

Самыми важными и достоверными сборниками хадисов у суннитов являются шесть книг (Кутуб ас-ситта):

«Сахих» Мухаммада аль-Бухари.

«Сахих» Муслима ибн аль-Хаджжаджа.

«Сунан» Абу Дауда.

«Джами» Абу Исы ат-Тирмизи.

«Сунан» Ибн Маджа.

«Сунан» ан-Насаи.

В противовес суннитским сборникам хадисов, шиитскими хадисоведами написаны собственные книги, важнейшими из которых считаются «Четыре книги»:

«Аль-Кафи» аль-Кулайни.

«Ман ла йахдуруху-ль-факих» Ибн Бабавайха ас-Садука.

«Тахзиб аль-ахкам» Мухаммада ат-Туси.

«Аль-Истибсар» Мухаммада ат-Туси.

Художественная литература

Наиболее известным произведением исламской художественной литературы является «Тысяча и одна ночь», которая является компиляцией многих ранних легенд и сказаний в пересказе от персидской царевны Шахерезады.

Также большу́ю известность получил иранский народный эпос Фирдоуси «Шахнаме», который повествует о мифической и героической истории Ирана.

Ибн Туфайль и Ибн ан-Нафис являются пионерами философского романа. Ибн Туфайль написал первый вымышленный роман на арабском языке «Хай ибн Якзан» (лат. Philosophus Autodidactus) в ответ на книгу Абу Хамида аль-Газали «Непоследовательность философов». А затем Ибн ан-Нафис в опровержение Ибн Туфайлу пишет вымышленный роман «ар-Рисала аль-Камилия» (лат. Theologus Autodidactus).

Составными частями исламской литературы являются литературы разных народов с преимущественно исламской культурой:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 384; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.106 сек.