Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инструменталистская версия прагматизма. Д.Дьюи




Инструменталистская версия прагматизма. Д.Дьюи

План

ТЕМА. ФИЛОСОФИЯ ПРАГМАТИЗМА

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6

РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ

РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Обучающихся на русском и английском языках

РАСПИСАНИЕ ЛЕКЦИЙ

Ф-003 стандарта СТУ 1.08-2014

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ГрГМУ

профессор _____________ В.А.Снежицкий

«31» июля 2015

 

для студентов VI курса

факультета иностранных учащихся

11 семестр 2015/2016 учебный год

 

№ п/п Название дисциплины Дата Место и время проведения
1. Внутренние болезни 07/09, 09/09 С русским языком обучения Ауд. №1 14.40-16.20   С английским языком обучения Ауд. №12114.40-16.20
2. Фтизиопульмонология 26/10, 02/11, 09/11, 16/11
3. Физиотерапия и медицинская реабилитация 28/10, 11/11, 25/11
4. Клиническая фармакология 04/11,18/11,02/12

Начальник учебно-методического отдела Е.В.Дежиц

 


Ф-003 стандарта СТУ п 1.08-2014

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ГрГМУ

профессор __________В.А.Снежицкий

«31» июля 2015

 

для студентов VI курса

педиатрического факультета

на 11 семестр 2015/2016 учебный год

№ п/п Название дисциплины Место и время проведения Дата  
 
1. Педитрия для профиля субординатуры «Педиатрия» ауд №4 14.40-16.20 08/09,15/09  
2. Основы управления интеллектуальной собственностью 06/10, 03/11, 11/11, 25/11  
3. Общественное здоровье и здравоохранение 02/12  
4. Физиотерапия и медицинская реабилитация 22/09, 20/10, 04/11, 17/11, 24/11  
5. Клиническая фармакология 02/09, 09/09, 16/09, 23/09, 30/09, 07/10, 21/10, 28/10  
6. Гомеопатия 13/10, 14/10  

 

Начальник учебно-методического отдела Е.В.Дежиц

 


Ф-003 стандарта СТУ п 1.08-2014

УТВЕРЖДАЮ

Ректор ГрГМУ

профессор В.А.Снежицкий

«31» июля 2015

 

 

для студентов VI курса

медико-психологического факультета

на 11 семестр 2015/2016 учебный год

№ п/п Название дисциплины Дата Место и время проведения
1. Клиническая иммунология с аллергологией 03/09, 10/09, 29/09, 22/10, 11/11, 24/11 ауд. № 9 14.40-15.40
2. Неврология и нейрохирургия 30/09, 28/10
3. Фтизиопульмонология 15/09, 06/10, 05/11, 12/11
4. Офтальмология 16/09, 07/10, 03/11, 17/11
5. Психиатрия и наркология 08/10
6. Судебная медицина 08/09, 22/09, 13/10, 04/11, 18/11
7. Онкология 02/09, 09/09,17/09, 24/09, 01/10
8. Психотерапия 14/10
9. Психосоматика 15/10
10. Пограничные состояния 20/10
11. Основы управления интеллектуальной собственностью 23/09, 21/10, 10/11, 19/11
12. Гомеопатия 27/10 ауд. №3, 29/10 ауд. №4 14.40-16.20

Начальник учебно-методического отдела Е.В.Дежиц

 

2. Психологический прагматизм. У.Джемс

Литература

История философии. Учебник для высших учебных заведений. / Под общ. ред. Кохановского В. П., Яковлев В. П., Ростов-на-Дону, Феникс, 1999 - 576 с. (266 - 280)

История философии: Энциклопедия. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2002. - 1376 с.

Новейший философский словарь. - Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом. 2001. 1280 с.

Рассел Б. История западной философии. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та, 1999. - 815 с.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2003 - 800 с. (596 - 697)

Философия. / Под ред. В. П. Кохановского. Ростов-на-Дону, Феникс, 2001. 576 с. (63 -64)

Из всех осноположников и представителей прагматизма наиболее сильное непосредственное воздействие на духовную жизнь США оказал Джон ДЬЮИ. Он выдвинул и защищал особую разновидность прагматизма - инструментализм, опираясь на идеи Пирса и Джемса.

Хотя первые крупные прагматистские работы Дьюи ("Исследования по логической теории" - 1903; "Как мы мыслим" - 1910) были посвящены проблемам логики и теории познания, и хотя эти же проблемы рассмотрены им позже ("Очерки по экспериментальной логике" - 1916; "Логика: теория исследования" - 1938), все же главные интересы Дьюи неизменно сосредоточены на социальной проблематике.
Логику Дьюи рассматривал как средство анализа и разработки универсального подхода к решению человеческих проблем.

Всю деятельность человека, включая и духовную и особенно интеллектуальную, Дьюи рассматривает как приспособительную по самому своему существу.
Поскольку интеллектуальная деятельность испокон веков рассматривалась как "познание", а ее результаты как "знание" и "истина", эти понятия продолжают употребляться в прагматизме в связи с деятельностью интеллекта.
Однако прагматизм исключает даже постановку вопроса о познании и истине в их традиционном смысле. Основоположники прагматизма в отказе от прежнего значения "познания" и "истины" усматривали суть и главную задачу своего учения.
Согласно Дьюи, "функция интеллекта... состоит не в том, чтобы копировать объекты окружающего мира, в скорее в том, чтобы устанавливать путь, каким могут быть созданы в будущем наиболее эффективные и выгодные отношения с этими объектами".

Так как различные виды, формы и типы деятельности человека рассматриваются и оцениваются с одной точки зрения - с точки зрения приспособления, то все другие различия между ними оказываются несуществен-ными и могут не приниматься во внимание.

Это приравнивание форм и типов человеческой деятельности (в том числе мыслительной) на общей базе приспособительного поведения составляет основу универсального применения важнейшего методологического принципа инструментализма - принципа непрерывности. Этот принцип отрицает какие-либо существенные различия между теорией и практикой, идеальным и материальным, ощущением и понятием, наукой и искусством и т.д. и т.п. на основе приравнивания форм и типов человеческой деятельности на общей базе приспособительного поведения.
Однородность бихевиористского континуума, принятая инструментализмом, позволяет ему свести стимулы любого вида деятельности к единой основе, которой объявляется ПРИВЫЧКА (или навык - habit), осознаваемая как устойчивое "верование" (belief).

Верование же, в свою очередь, определяется как готовность действовать некоторым определенным образом.

Отсюда следует, что универсальным средством осуществления желательных изменений в любой сфере общественной жизни является изменение привычек, отказ от старых, уже не оправдывающих себя привычек, и выработка новых, более полезных и эффективных.

Поскольку универсальным средством осуществления желательных изменений общественной жизни, по Дьюи, является изменение привычек, а оно может быть достигнуто путем воспитания и обучения, постольку система народного образования, школа, педагогика приобретают значение решающего фактора общественного прогресса.

Так педагогическая доктрина получает свое место в прагматистском мировоззрении в качестве его необходимого компонента.

Для инструментализма характерно выдвижение на первый план ценностной проблематики, проблем аксиологии - философского учения о ценностях, сложившегося в конце XIX - начале XX веков.

Если с точки зрения неопозитивизма между фактом и ценностью пролегает непроходимая пропасть, а высказывания о фактах не стоят ни в какой логической связи с ценностными суждениями, то для прагматизма характерен другой взгляд, который высказал уже Джемс, а Дьюи положил в основу своего инструментализма.
Суть этого взгляда состоит в отрицании логического различия между познавательной и оценивающей деятельностью. Путь к истине и путь к ценности с этой точки зрения - это один и тот же путь; истина и ценность совпадают.
Если неокантианцы понимали ценности как что-то вечное, абсолютное, как нормы, парящие над эмпирической действительностью и принципиально отличающиеся от нее, как нечто должное в противоположность сущему, то прагматисты погружают ценности в сам опыт, рассматривают их как нечто, вырастающее из опыта и имеющее значение только в нем и для него.
Отсюда и определение истины, которое дает Джемс: "Истина... - это родовое понятие для всех видов определенных рабочих ценностей в опыте". Истина, с этой точки зрения, - это то, во что нам лучше всего верить, это разновидность "благого", подобно богатству, здоровью.

Понятие "ОПЫТ" является центральным пунктом учения как Джемса, так и Дьюи.
Но если Джемс определял опыт весьма абстрактно как "поток сознания" или "поток субъективной жизни", то Дьюи дает ему более развернутую характеристику, в частности, с помощью "принципа непрерывности".
Дьюи считает огромной ошибкой рассматривание опыта как познания, а данных в нем объектов как познаваемых или непознаваемых.
Опыт, заявляет Дьюи, отнюдь не сводится к познавательному отношению. Напротив, существует множество более первичных способов отношения к вещам и обращения с ними. Мы прежде всего обладаем вещами, наслаждаемся ими, используем их или страдаем от них. "Опыт означает прежде всего не познание, но способы деланья и страдания".

Дьюи понимает опыт совсем не так, как, скажем, Бэкон или Локк, для которых опыт был способом познания.

Для Дьюи опыт - это повседневный обыденный опыт людей, это мир чувств, переживаний и активности человека, сфера его обычной жизнедеятельности.
Дьюи отвергает саму постановку вопроса о познании независимого от человека и внешнего ему мира как лишенную смысла.

"Проблема, - пишет он, - как я, или ум, или субъективный опыт, или сознание людей может достигнуть знания внешнего мира, является, конечно, бессмысленной проблемой".

Интеллекту и науке отводится роль вспомогательного средства для достижения практических целей. Их задача, по Дьюи, в том, чтобы составлять планы на будущее и изыскивать средства для их осуществления, в том, чтобы наиболее эффективно решать "человеческие проблемы".

Не следует думать, что Дьюи в своей трактовке опыта ограничивается простым воспроизведением ходячих представлений обыденного сознания.
То, что выходит из-под пера Дьюи, это не сборники житейский поучений, а теоретическая философия, которая использует обыденное сознание как материал и ключ для решения специфических философских проблем.
Важнейшей категорией, термином академической философии является объективность мира.

В полном соответствии с прагматистской максимой значение внешнего мира исчерпывается его практическими последствиями. А эти последствия - сопротивление нашим усилиям, крушение наших надежд, необходимость менять наши планы и изыскивать средства для достижения целей...
Иначе говоря, признание внешнего мира, независимой реальности сводится к признанию элементов сопротивления и принудительности в нашем опыте или в том мире, в котором мы живем.

Дьюи против понятия о сверхестественном, поскольку оно предполагало бы выход за пределы опыта. По той же причине, вероятно, он не идет на то, чтобы постулировать существование бога.

В отличие от традиционных религий Дьюи выдвигает понятие религиозного как черты, присущей всему опыту. Оно связано прежде всего с признанием "нашей зависимости от сил, находящихся вне нашего контроля".

Как мы уже выяснили, проблемы, которые больше всего волнуют Дьюи - это социальные проблемы.

Дьюи с горечью констатирует не только наличие, но и углубление разрыва между фантастическими успехами естественными наук и отставанием морали, упадком человеческих ценностей и возрастающей некомпетентностью в решении социальных проблем.

Дьюи полагает, что главная проблема современности - установление правильного отношения между достижениями науки и человеческими ценностями. Он стремится распространить те интеллектуальные методы, которые обусловили успехи науки и техники, также и на социально-этическую область, применить их к решению социальных проблем. Отсюда и его интерес к проблемам логического метода.
Дьюи считает, что вполне возможно распространить методы решения естественнонаучных и технических проблем на проблемы социальные.
Принцип непрерывности отрицает какие-либо существенные различия в логическом отношении между постановкой и решением естественнонаучных и социальных проблем. Деятельность и функция мышления и в том, и в другом случае в принципе одинаковы. "Инструментальная" логика или "теория исследования" Дьюи и должна проанализировать природу мышления (интеллекта) и его функционирование и сформулировать общие правила его применения к решению проблем.

Функция интеллекта, по Дьюи, заключается в том, что он является инструментом регуляции нашего поведения. В мире, где постоянно происходят изменения, жизнь не может всецело регулироваться посредством привычек, традиций, обычаев. Мы должны обратиться к более эффективному инструменту регуляции поведения, каковым является интеллект.

Роль интеллекта, по Дьюи, состоит в том, чтобы найти наиболее удачный способ справиться с возникшей трудностью, преобразовать неопределенную, проблематическую ситуацию в определенную, решенную. Процесс этого преобразования Дьюи называет исследованием.

Если при описании отдельных этапов исследования и при разборе некоторых конкретных примеров Дьюи фактически допускает не только возможность, но и необходимость познания окружающей нас среды, то как только он переходит к принципиальной гносеологической характеристике науки, мышления и т.д., то возможность познания как описания какой-то независимой реальности им категорически отрицается.

Если бы Дьюи, критикуя созерцательные теории познания, подчеркивал лишь активный характер познавательной деятельности, то тогда его концепция не была бы прагматистской.

Суть прагматизма именно в противопоставлении познания как отражения действительности ее преобразованию.
В инструментализме Дьюи познание рассматривается как вид делания или действия, направленного на преобразование материала опыта, становится "умением решать проблемы".
Основополагающий тезис Дьюи гласит, что познание, наука первоначально не имеют дело с какими-либо определенными объектами, что объекты науки - это не начало познания, а его результат.
Познание, по Дьюи, имеет дело вначале с каким-то совершенно неопределенным хаотическим материалом, который оно изменяет и из которого постепенно формирует те или иные объекты.
Дьюи отвергает не только материалистический взгляд, согласно которому в опыте нам "дана" объективная реальность, но и позитивистскую теорию "чувственных данных".
Согласно его концепции в познавательном опыте нам вообще ничего не дано: ни каких-либо данных, ни фактов. Поэтому не существует никакого непосредственного знания.
Объект науки, по Дьюи, есть итог познания. Но завершение исследования, по определению Дьюи, есть знание или истина. Следовательно, в инструментализме Дьюи, еще в большей степени, чем в прагматизме Джемса, истина, знание и реальность совпадают.
Дьюи охотно излагает свою концепцию в терминах операционализма Бриджмена.
Он утверждает, что "всякая идея, как таковая, означает операцию, которая может быть осуществлена, а не нечто в актуальном существовании".
Соответственно этому инструменталистскому взгляду, идеи и понятия должны оцениваться не в зависимости от их соответствия объективной реальности, но - как и в случае любых инструментов - по их эффективности или пригодности для решения проблемы, для создания новой, более приемлемой для нас ситуации.
Иначе говоря в инструментализме Дьюи, как и в прагматизме Джемса, истина определяется как полезность или работоспособность идеи.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.