Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Над уроком работали

После выведения больного из состояния инфекционно-токсического шока - продолжать интенсивную терапию при возможности возникновения дыхательное, печеночной и почечной недостаточности!!!

Другие лечебные мероприятия при инфекционно-токсическом шоке

· Ингаляция через носовые катетеры увлажненного кислорода со скоростью 5 л/мин.

· Придание больному положения с приподнятыми до 15о ногами.

· Катетеризация мочевого пузыря для постоянного контроля за диурезом (мочеотделение 0,5 - 1 мл/мин свидетельствует об эффективности терапии).

· После стабилизации гемодинамики возможно применение методов экстракорпоральной детоксикации, гипербарической оксигенации.

 

 

Борисенко И.Н.

Никитина О.В.

Шевцова А.А.

Термины и понятия

  • Жизнь – высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи, закономерно возникающая при определённых условиях в процессе её развития.
  • Эволюция – естественный процесс развития живой природы, сопровождающийся изменением генетического состава популяций, формированием адаптаций, видообразованием и вымиранием видов, преобразованием экосистем и биосферы в целом.
  • Онтогенез – индивидуальное развитие организма от оплодотворения (при половом размножении) или от момента отделения от материнской особи (при бесполом размножении) до смерти.
  • Филогенез - процесс исторического развития мира живых организмов, как в целом, так и отдельных групп — видов, родов, семейств, отрядов

Ход урока

Актуализация знаний

1. Вспомните, что изучает биология.
2. Назовите основные методы исследования в биологии.
3. Назовите методы практических исследований.
4. Охарактеризуйте исторический метод исследования.
5. Повторите науки, походные от биологии с помощью рисунка 1.


Рис. 1. Биологические науки

Изучение нового материала

С предыдущих занятий Вы знаете, что биология, как и любая другая наука, имеет свой конкретный объект исследования. В данном случае, объектом исследования биологии является все живое.
Особенности появление и развитие жизни на Земле Вы увидите из видеоролика

 

 

Также биология, как и любая другая наука, должна иметь определенное понятие сущности изучаемого объекта. Иногда, точно определить сущность сложно. Так как формулировка должна выражать все аспекты изучаемого объекта и при этом быть довольно краткой. Так и в биологии существует множество формулировок понятия жизни и ее сущности, однако найти одну конкретную и истинно правильную очень сложно. На рисунке 2 изображена схема одной из трактовок сущности жизни


Рис. 2 Сущность жизни

Можно считать сущность жизни в проявлении свойств живых организмов, которые отличают их от неживой природы.Запишите в тетрадь определение сущности жизни, изображенное на рисунке 3



Рис. 3. Сущность жизни и свойства живого


Организм, в свою очередь, является основной единицей жизни, реальным носителем её свойств, так как только в клетках организма происходят процессы жизни.
Какими же свойствами обладают живые организмы.
Просмотрите следующий видеофрагмент

 

 

Для начала, стоит сказать, что уже на уровне химического состава живые организмы значительно отличаются от неживого. Все органические вещества образуются в живых организмах в процессе их жизнедеятельности.
Следующим свойством живого является структурная организация. Элементарной структурной единицей всего живого является клетка – эукариотическая или прокариотическая. Прокариотическая клетка характерна для низших живых организмов и является безъядерной. Эукариотическая клетка присуще всем остальным живым организмам и характеризуется более высоким уровнем организации. На рисунке 4 отображены уровни организации живых организмов:


Рис. 4. Уровни организации


Обмен веществ – свойство всех живых организмов обмениваться веществами и энергией с окружающей средой. Во время обмена веществ организм получает все необходимые вещества для своего роста и развития, а также получает энергию, необходимую для осуществления процессов жизнедеятельности. На рисунке 5 изображена способность к обмену веществ



Рис. 5. Способность к обмену веществ.


Самовоспроизведение или размножение – важное свойство всего живого, которое заключается в воспроизведении себеподобных особей, что предотвращает исчезновение жизни на Земле. Важную роль в этом для многих организмов играет деление клетки, схему которого вы увидите в следующем видео

 

Следующим свойством живого можно назвать наследственность и изменчивость. С этими понятиями Вы сталкивались при изучении темы размножение.

Далее следует список не менее важных свойств, которыми обладают все живые организмы:
- онтогенез (индивидуальное развитие);

- филогинез (историческое развитие);
- раздражимость и движение;
- гомеостаз;
- адаптация.

И, конечно же, все живые организмы включены в процесс эволюции.

Используя рисунки 6 и 7, запишите в тетрадь свойства живых организмов:



Рис. 6. Свойства живого 1



Рис. 7. Свойства живого 2

Закрепление знаний

1. Назовите главное отличие живых организмов от неживых?
2. Назовите свойства живого.
3. Дайте определение филогенезу и онтогенезу?
4. Можно ли конкретно определить сущность жизни?


Дайте ответ на тестовые вопросы

1. Метаболизм – это:
А) качественные изменения природы живого
Б) совокупность биохимических превращений
В) поддержание постоянства внутренней среды организма
2. Самовоспроизведение – это:
А) направленное изменение живой природы
Б) способность к размножению организмов
В) приспособленность к среде обитания
3. Саморегуляция – это:
А) совокупность биохимических превращений
Б) поддержание постоянства внутренней среды организма
В) способность организмов приобретать новые признаки и свойства
4. Изменчивость – это:
А) качественные изменения природы живого
Б) способность организмов приобретать новые признаки и свойства
В) приспособленность к среде обитания
5. Эволюция – это:
А) качественные изменения природы живого
Б) приспособленность к среде обитания
В) совокупность биохимических превращений


Согласны ли вы с утверждением
1. Прокариоты содержат ядра.
2. Эукариотические организмы отличаются более простым уровнем организации.
3. Химический состав живых организмов и неживых не отличается.
4. Способность к раздражению не является характерным свойством живого.

Домашнее задание

1. Обработайте материал учебника – параграф 3
2. Запишите в тетрадь и выучите термины: гомеостаз, эволюция, филогенез, онтогенез, метаболизм.
3. Проведите сравнительный анализ прокариотических и эукариотических клеток, результаты запишите в таблицу:

 

Элемент клетки Прокариотическая Эукариотическая
     
     
     


Интересно знать, что…

- После преодоления 30-и летнего возраста, в организме человека начинают отмирать 35-50 тысяч нервных окончаний ежегодно. Поэтому людской мозг уменьшается в своих размерах.
- Австралийская ящерица под названием желтобрюхий трёхпалый сцинк известна разным способом деторождения в пределах одного вида. В популяциях, живущих на морском берегу, детёныши вылупляются из яиц, а в холодных горных областях эти ящерицы — живородящие.
- Киты, дельфины и другие китообразные называются также вторичноводными: их предки в процессе эволюции сначала вышли из воды, а потом вернулись туда снова.

Термины и понятия
  • Молекулярный уровень - это уровень функционирования биологических макромолекул - биополимеров: нуклеиновых кислот, белков, полисахаридов, липидов, стероидов.
  • Белок – это органическое соединение, содержащее множество аминокислот, соединенных ковалентными пептидными связями.
  • Углеводы – органические вещества, содержащие карбонильную группу и несколько гидроксильных групп.
  • Нуклеиновые кислоты – высокомолекулярное органическое соединение, биополимер (полинуклеотид), образованный остатками нуклеотидов.
Ход урока Актуализация знаний Дайте определение понятию жизнь. Сформулируйте сущность жизни. Что такое свойства живого? Дайте определение понятию «онтогенез» 1. Выберите свойство живого: А) постоянство; Б) развитие; В) покой. 2. Филогенез это: А) историческое развитие организма; Б) физиологическое развитие организма В) способность к воспроизведению наследства. 3. Клетки, имеющие ядра, называются: А) эукариотические Б) соматические; В) прокариотические. Изучение нового материала Молекулярный уровень – это начальный уровень организации живой материи, который при этом отличается сложным построением и процессами. На рисунке 1 изображены все существующие уровни организации материи Рис. 1. Уровни организации материи Роль молекулярного уровня в живом организме трудно переоценить. Именно этот уровень организации материи играет огромную роль в функционировании каждой ткани, каждого органа и каждой системы организма. На рисунке 2 Вы увидите молекулярный уровень организации живого Рис. 2. Молекулярный уровень Молекулярный уровень представлен в организме биологическими молекулами, больше известными как: белки, нуклеиновые кислоты, углеводы. Все эти молекулы принимают участие в обмене веществ в организме, являются строительным материальном, выполняют различные функции (в том числе сохранение и передача наследственной информации) и дают энергию для жизнедеятельности организма. На рисунке 3 отображено разнообразие возможных молекул Рис. 4. Молекулы Все выше упомянутые элементы, соединяясь с другими атомами (с водородом, кислородом, углеродом, азотом, кальцием, ферумом, йодом) образуют множество других молекул. На сегодняшний момент известно более 100 видов таких молекул. За «распространенностью» образующие в организме молекулы элементы разделяют на несколько видов: -макроэлементы; -микроэлементы; - ультраэлементы; В зависимости от состава и структуры, каждые молекулы имеют свои названия. Наиболее частые связи образует углерод. Соединяясь в молекулы и группы молекул, они образуют сложные биополимеры – или просто - полимеры. Полимеры «скрепляются» благодаря молекулярным связям. Свойства биополимеров зависят от строения их молекул: от числа и разнообразия мономерных звеньев, образующих полимер. Все полимеры универсальны, так как построены по единому плану у всех живых организмов, независимо от видовой принадлежности. Для каждого вида биополимеров характерны определенное строение и функции. Так, например, сложные полимеры образуют нуклеиновые кислоты, которые отвечают за хранение и передачу генетического материала. Молекулы углерода также сложны и распространяются в организме в виде сахарозы, глюкозы, лактозы и прочего. Углероды и жиры являются самым мощным источником энергии в организме. Оценить роль нуклеиновых кислот Вам поможет видеоролик     Функции, выполняемые выше названными элементами, конечно различны: строительная, обмен веществ, генетическое, регуляторная, запасающая, питательная и др. И все эти функции происходят в организме на молекулярном уровне. И механизмы их действия считаются универсальными для всех живых организмов. На рисунке 4 изображено,как именно в организм могут попасть полезные вещества в виде белком, углеводов, нуклеиновых кислот Рис. 3 пути попадания белков, углеводов, нуклеиновых кислот в организм Закрепление знаний 1. Охарактеризуйте молекулярный уровень? 2. Назовите основные макроэлементы. 3. Приведите пример ультраэлементов? 4. Какую роль выполняют углеводы. 5. Какие соединения образуются с углеводами? Выберите правильный вариант ответа 1.Функция нуклеиновых кислот в клетке а) энергетическая б) хранение и передача наследственной информации в) запасающая г) строительная 2. Основная роль углеводов в клетке а) строительная б) энергетическая в) транспортная г) информационная 3. Основной строительный материал клетки а) липиды б) белки в) углеводы г) нуклеиновые кислоты Домашнее задание 1. Обработайте материал учебника – параграф 4 2. Запишите в тетрадь и выучите термины: молекулярный уровень, белки, углеводы, жиры, нуклеиновые кислоты. 3. Подготовьте информацию о роли белка в жизнедеятельности организма, его функции. Интересно знать, что… - В питании жиры составляют примерно 44 процента. - Чтобы организм жил не достаточно состоять из «полезных» белков, углеводов, жиров – необходимо регулярно принимать пищу; - Именно жировые отложения, которые расположены на животе опаснее всех других жировых отложений в теле. Например, жир в области живота, опаснее чем на ягодицах и бёдрах. С абдоминальным жиром может быть связано множество болезней, среди которых диабет, инсульт и различные болезни сердца. - Наиболее опасные – транс-жиры. К увеличению объемов и появлению живота приводят не потребление жирных продуктов, а избыток калорий. Просто одни жиры немного вреднее других. - жиры играют роль в обучении. Доказательство этого Вам предоставит следующее видео     - Углеводы – незаменимый компонент здорового питания. Избыток углеводов, особенно за счет добавленного сахара, приводит к набору лишнего веса и развитию опасных заболеваний. Роль углеводов немного больше Вам отобразит видеоролик   Список использованных источников 1. Урок «Сущность жизни. Свойства живого» Матвеев А.А., учитель биологии ООШ № 10. 2. Урок «Молекулярный уровень организации жизни» Синицына О.С., учитель биологии ООШ № 1 г. Новосибирск. 3. Урок «Молекулярный уровень: общие понятия» Русакова А.В., учитель биологии ООШ № 22 г. Харьков. 4. Захаров В.Б., Козлова Т.А., Мамонтов С.Г. «Биология» (4-е издание) -Л.: Академия, 2011.- 512с. 5. Матяш Н.Ю., Шабатура Н.Н. Биология 9 класс- К.: Генеза, 2009. - 256с.   Отредактировано и выслано Борисенко И.Н.   Над уроком работали Борисенко И.Н. Матвеев А.А. Синицын О.С. Поставить вопрос о современном образовании, выразить идею или решить назревшую проблему Вы можете на Образовательном форуме, где на международном уровне собирается образовательный совет свежей мысли и действия. Создав блог, Вы не только повысите свой статус, как компетентного преподавателя, а и сделаете весомый вклад в развитие школы будущего. Гильдия Лидеров Образования открывает двери для специалистов высшего ранга и приглашает к сотрудничеству в направлении создания лучших в мире школ. Источник — «http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%9C%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8F%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D1%8C._%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8» Предмети > Биология > Биология 9 класс

© Автор Гипермаркета Знаний и системы DRESS - В.М. Спиваковский

При использовании материалов ресурса
ссылка на school.xvatit.com обязательна (для интернет ресурсов - гиперссылка).
school.xvatit.com 2008-2015© Все права защищены.
Сайт school.xvatit.com является порталом, в котором не предусмотрены темы политики, наркомании, алкоголизма, курения и других "взрослых" тем.

Уровни организации живой природы[править]

Уровни организации живого[править]

Чтобы разобраться в разнообразии биосистем, необходимо рассмотреть само понятие "система". Система - есть упорядоченное целое, состоящее из взаимосвязанных частей. Аристотелю принадлежит афоризм "целое больше суммы всех своих частей". Свойства систем можно разделить на две группы: те, которые, являются суммой свойств ее частей и те, которые возникают у систем как у единого целого. Биологические системы организованны иерархически, и на каждом уровне осуществляется регуляция, использующая сходные принципы. Сравнивая системы разного уровня, можно увидеть между ними много общего, а можно и найти черты специфичности каждого из уровней.

Молекулярный уровень[править]

Элементарными единицами этого уровня организации жизни являются химические вещества; нуклеиновые кислоты, белки, углеводы, липиды и др. На этом уровне в основном проявляются такие важнейшие процессы жизнедеятельности, как передача наследственной информации, биосинтез, превращение энергии и др. Основная стратегия жизни на молекулярном уровне - способность создавать живое вещество и кодировать информацию, приобретенную в меняющихся условиях среды. Важнейшие биополимерные клетки:белки,углеводы,нуклеиновые кислоты? Биополимеры-класс полимеров,встречающихся в природе в естественном виде,входящие в состав живых организмов:белки,нуклеиновые кислоты,полисахариды

Клеточный уровень[править]

На клеточном уровне организации структурными элементами выступают различные органеллы. Способность к воспроизведению себе подобных, включение различных химических элементов Земли в состав клетки, регуляция химических реакций, запасание и потребление энергии - основные процессы этого уровня. Стратегия жизни на клеточном уровне - вовлечение химических элементов Земли и энергии Солнца в живые системы.

Тканевый уровень[править]

Ткань - совокупность клеточных элементов различных клеточных типов и межклеточного вещества, специализированная на выполнении специфических функций.

Органный уровень[править]

Орган - совокупность тканей, которые связаны выполнением общих функций и занимают определенное место в многоклеточном организме.

Организменный уровень[править]

Организменный уровень организации присущ одноклеточным и многоклеточным биосистемам (растениям, грибам, животным, в том числе человеку и разнообразным микроорганизмам). У живых организмов проявляются такие свойства, как питание, дыхание, выделение, раздражимость, рост и развитие, размножение, поведение, продолжительность жизни, взаимоотношения с окружающей средой. Все перечисленные процессы в совокупности характеризуют организм как целостную саморегулирующуюся биосистему. Основная стратегия жизни на этом уровне - ориентация организма (особи) на выживание в постоянно меняющихся условиях среды.

Популяционно-видовой уровень[править]

Популяционно-видовой уровень организации характеризуется объединением родственных особей в популяции, а популяций - в виды, что приводит к возникновению новых свойств системы. Основные свойства этого уровня: рождаемость, смертность, выживание, структура (половая, возрастная, экологическая), плотность, численность, функционирование в природе. Основная стратегия популяционно-видового уровня проявляется в более полном использовании возможностей среды обитания, в стремлении к возможно более длительному существованию, в сохранении свойств вида и самостоятельном развитии.

Биогеоценотический (экосистемный) уровень[править]

Биогеоценотический (экосистемный) уровень организации основными структурными элементами являются популяции разных видов. Данный уровень характеризуется множеством свойств. К ним относятся: структура экосистемы, видовой и количественный состав ее населения, типы биотических связей, пищевые цепи и сети", трофические уровни, продуктивность, энергетика, устойчивость и др. Организующие свойства проявляются в круговороте веществ и потоке энергии, саморегулировании и устойчивости, автономности, открытости системы, сезонных изменениях. Основная стратегия этого уровня - активное использование всего многообразия окружающей среды и создание благоприятных условий развития и процветания жизни во всем ее многообразии.

Биосферный уровень[править]

Самый высокий уровень организации жизни. Основными структурными единицами этого уровня являются биогеоценозы (экосистемы) и окружающая их среда, т. е. географическая оболочка Земли (атмосфера, гидросфера, почва, солнечная радиация и др.) и антропогенное воздействие. Для этого уровня организации характерны: активное взаимодействие живого и неживого вещества планеты; биологический круговорот веществ и потоки энергии с входящими в него геохимическими циклами; хозяйственная и этнокультурная деятельность человека. Основная стратегия, жизни на биосферном уровне - стремление обеспечить динамичную устойчивость биосферы как самой большой экосистемы нашей планеты.

 

Молекулярный уровень: общая характеристика[править]

Углеводы[править]

Углеводы(сахариды)- органические вещества,содержащие карбонильную группу и несколько гидроксильных групп. Функции:энергетическая, структурная,запасающая

Липиды[править]

Липиды(от греч.жир)-широкая группа органических соединений, включающая жирные кислоты,а также их производные, как по радикалу,так и по карбоксильной группе.Липиды- один из важнейших классов сложных молекул, присутствующих в клетках и тканях животных.

Состав и строение белков[править]

Это полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В основном они состоят из углерода, водорода, кислорода и азота.

В составе большинства исследованных белков всех живых организмов было выявлено 20 аминокислот, участвующих в их построении.

При синтезе белковой молекулы разные аминокислоты присоединяются последовательно друг к другу, образуя цепочку, или полипептид (впоследствии она может сворачиваться в спираль или глобулу). Разнообразие белков определяется тем, какие аминокислоты, в каком количестве и в каком порядке входят в полипептидную цепь. Две молекулы, одинаковые по числу и составу аминокислот, но отличающиеся по порядку их расположения, представляют два разных белка. Не только виды, но и особи одного вида отличаются по целому ряду белков (с чем, например, связан феномен несовместимости при пересадке тканей и органов от одного животного другому).

Понятия «белок» и «пептид» близки между собой, однако между ними имеются и различия. Пептидами обычно называют олигопептиды, т. е. те, чья цепь содержит наибольшее число аминокислотных остатков (10-15), а белками называют пептиды, со­держащие большое число аминокислотных остатков (до нескольких тысяч) и имеющие определенную компактную пространственную структуру, так как длинная полипептидная цепь является энергетически невыгодным состоянием. Выделяются четыре уровня пространственной организации (структуры) бел­ков. Все структуры формируются в каналах эндоплазматической сети. При воздействии неблагоприятных факторов среды (облучение, повышенная температура, химические вещества) структуры белка могут разрушаться — происходит денатурация. Если этот процесс не затрагивает первичной структуры, он обратим, и по окончании воздействия молекула самопроизвольно восстанавливается. Первичная же структура невосстановима, так как формируется только на рибосомах при участии сложнейшего механизма биосинтеза белков. В зависи­мости от пространственной структуры белки бывают фибрил­лярные (в виде волокон) — строительные белки и глобулярные (в виде шара) — ферменты, антитела, некоторые гормоны и др.

Огромное разнообразие белков обеспечивает и множество функций, ими выполняемых, и многоообразие организмов.

Функции белков:

1) защитная (интерферон усиленно синтезируется в организме при вирусной инфекции);

2) структурная (коллаген входит в состав тканей, участвует в образовании рубца);

3) двигательная (миозин участвует в сокращении мышц);

4) запасная (альбумины яйца);

5) транспортная (гемоглобин эритроцитов переносит питательные вещества и продукты обмена);

6) рецепторная (белки-рецепторы обеспечивают узнавание клеткой веществ и других клеток);

7) регуляторная (регуляторные белки определяют активность генов);

8) белки-гормоны участвуют в гуморальной регуляции (инсулин регулирует уровень сахара в крови);

9) белки-ферменты катализируют все химические реакции в организме;

10) энергетическая (при распаде 1 г белка выделяется 17 кдж энергии).

Функции белка[править]

1) Строительная
2) Двигательная
3) Транспортная
4) Защитная
5) Регуляторная
6) Сигнальная
7) Энергетическая
8) Каталитическая

Нуклеиновые кислоты[править]

АТФ и другие органические соединения клетки[править]

Биологический катализаторы[править]

Вирусы[править]

(лат. virus — яд) — субклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток организма. По природе вирусы являются автономными генетическими элементами, имеющими внеклеточную стадию в цикле развития. Вирусы представляют собой микроскопические частицы, состоящие из молекул нуклеиновых кислот — ДНК или РНК (некоторые, например мимивирусы, имеют оба типа молекул), заключённые в белковую оболочку, способные инфицировать живые организмы. Белковую оболочку, в которую упакован геном, называют «капсид». Наличие капсида отличает вирусы от вирусоподобных инфекционных нуклеиновых кислот — вироидов. Вирусы, за редким исключением, содержат только один тип геномной нуклеиновой кислоты. Классифицируют ДНК-содержащие вирусы и РНК-содержащие вирусы, на чём основана классификация вирусов по Балтимору. Ранее к вирусам также ошибочно относили прионы, однако впоследствии оказалось, что эти возбудители представляют собой особые инфекционные белки и не содержат нуклеиновых кислот. Вирусы являются облигатными паразитами, так как не способны размножаться вне клетки. Вне клетки вирусные частицы не проявляют признаки живого и ведут себя как частицы органических полимеров. От живых организмов-внутриклеточных паразитов отличаются полным отсутствием основного и энергетического обмена, и отсутствием сложнейшего элемента живых систем — аппарата трансляции (синтеза белка), степень сложности которого превышает таковую самих вирусов. В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами или фагами). Несмотря на некоторые общие закономерности строения и стратегии развития (связанные с функциональной общностью), вирусы не имеют общего происхождения, однако, существуют и другие точки зрения.Это подтверждается тем, что геномы вирусов, инфицирующих далёкие между собой группы организмов, структурно родственны, но притом имеют общую структуру генов и регуляторных элементов, кодируют структурно близкие белки, имеют общие механизмы регуляции экспрессии генов. Обнаружены также вирусы, поражающие другие вирусы (вирусы-сателлиты).

Клеточный уровень[править]

Клетки являются элементарными живыми системами. В них сосредоточена информация о синтезе веществ, определяющих специфику проявлений жизни и обеспечивающих функционирование систем всех уровней. Способность клеток к делению лежит в основе воспроизводства живых систем.

Основные положения клеточной теории[править]

1.Клетка - это элементарная, функциональная единица строения всего живого. (Кроме вирусов, которые не имеют клеточного строения) 2.Клетка - единая система, она включает множество закономерно связанных между собой элементов, представляющих целостное образование, состоящее из сопряжённых функциональных единиц - органоидов. 3.Клетки всех организмов гомологичны. 4.Клетка происходит только путём деления материнской клетки. 5.Многоклеточный организм представляет собой сложную систему из множества клеток, объединённых и интегрированных в системы тканей и органов, связанных друг с другом. 6.Клетки многоклеточных организмов тотипотентны. 7.Клетка может возникнуть лишь из предшествующей клетки.

Положения клеточной теории Шлейдена-Шванна[править]

1.Все животные и растения состоят из клеток. 2.Растут и развиваются растения и животные путём возникновения новых клеток. 3.Клетка является самой маленькой единицей живого, а целый организм — это совокупность клеток.

Дополнительные положения клеточной теории[править]

Для приведения клеточной теории в более полное соответствие с данными современной клеточной биологии список её положений часто дополняют и расширяют. Во многих источниках эти дополнительные положения различаются, их набор достаточно произволен.

1.Клетки прокариот и эукариот являются системами разного уровня сложности и не полностью гомологичны друг другу. 2.В основе деления клетки и размножения организмов лежит копирование наследственной информации — молекул нуклеиновых кислот («каждая молекула из молекулы»). Положения о генетической непрерывности относится не только к клетке в целом, но и к некоторым из её более мелких компонентов — к митохондриям, хлоропластам, генам и хромосомам. 3.Многоклеточный организм представляет собой новую систему, сложный ансамбль из множества клеток, объединённых и интегрированных в системе тканей и органов, связанных друг с другом с помощью химических факторов, гуморальных и нервных (молекулярная регуляция). 4.Клетки многоклеточных тотипотентны, то есть обладают генетическими потенциями всех клеток данного организма, равнозначны по генетической информации, но отличаются друг от друга разной экспрессией (работой) различных генов, что приводит к их морфологическому и функциональному разнообразию — к дифференцировке.

Общие сведения о клетках[править]

Клеточная мембрана[править]

Ядро[править]

Эндоплазматическая сеть[править]

Рибосомы[править]

Комплекс Гольджи[править]

Лизосомы[править]

Митохондрии[править]

Пластиды[править]

Клеточный центр[править]

Органоиды движения[править]

Клеточные включения[править]

Различия в строении клеток эукариот и прокариот[править]

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм[править]

Энергетический обмен в клетке[править]

Питание клетки[править]

Фотосинтез[править]

Хемосинтез[править]

Гетеротрофы[править]

Синтез белков в клетке[править]

Деление клетки. Митоз[править]

Организменный уровень[править]

Бесполое размножение организмов[править]

Половое размножение организмов[править]

Оплодотворение[править]

Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон[править]

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Многогибридные скрещивания[править]

Неполное доминирование. Закон независимого наследования признаков[править]

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков[править]

Сцепленное наследования признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест[править]

Взаимодействие генов[править]

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование[править]

Закономерности изменчивости: модификация изменчивости[править]

Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость[править]

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова[править]

Основы методы селекции растений, животных и микроорганизмов[править]

Популяционно-видовой уровень[править]

Критерии вида[править]

Популяции[править]

Биологическая классификация[править]

Экосистемный уровень[править]

Сообщество, экосистема, биогеоценоз[править]

Состав и структура сообщества[править]

Потоки вещества и энергии в экосистеме[править]

Продуктивность сообщества[править]

Саморазвитие экосистемы[править]

Биосферный уровень[править]

Биосфера. Среды жизни[править]

Средообразующая деятельность организмов[править]

Круговорот веществ в биосфере[править]

Эволюция органического мира[править]

Основы учения о эволюции[править]

Развитие эволюционного учения. Чарльз Дарвин[править]

Изменчивость организмов[править]

Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения[править]

Борьба за существование и естественный отбор[править]

Формы естественного отбора[править]

Изолирующие механизмы[править]

Видообразование[править]

Макроэволюция[править]

Основные закономерности эволюции[править]

Возникновение и развитие жизни на Земле[править]

Гипотезы возникновения жизни[править]

Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотезы Опарина - Холдейна[править]

Современные гипотезы возникновения жизни[править]

Основные этапы развития жизни на земле[править]

Развитие жизни на Земле. Эра древней жизни[править]

Развитие жизни в протерозое и палеозое[править]

Протерозой. В протерозое — эре ранней жизни — продолжалось усложнение организмов, совершенствовались способы питания и размножения.

Широкого распространения и многообразия достигали водоросли. Возникли формы многоклеточных водорослей, которые вели прикрепленный образ жизни и имели сложно дифференцированное слоевище, или таллом. Среди животных возникло колоссальное разнообразие кишечнополостных и губок. К концу протерозойской эры появились все типы беспозвоночных, а также первые хордовые животные — подтип бесчерепных. В протерозойских отложениях находят остатки различных червей, моллюсков, примитивных членистоногих (рис. 92). Крупнейшими ароморфозами протерозоя считаются появление животных с двусторонней симметрией тела и возникновение первых хордовых животных. Их единственным потомком, сохранившимся до наших дней, по-видимому, можно считать ланцетника. Практически вся жизнь была сосредоточена в водной среде. Суша была безжизненна, лишь по берегам водоемов, в результате деятельности бактерий и других микроорганизмов, происходили процессы почвообразования. Продолжалось накопление кислорода в атмосфере и обогащение кислородом вод, что способствовало появлению более высокоразвитых гетеротрофных организмов. Палеозой. В палеозое — эре древней жизни — выделяют следующие периоды: кембрийский {кембрий), ордовикский {ордовик), силурийский {силур), девонский {девон), каменноугольный {карбон) и пермский {пермъ). В начале палеозоя жизнь господствовала в основном в морях. На суше по-прежнему жили лишь бактерии и циано-бактерии. В морях кембрия господствовали многочисленные водоросли; среди животных появились беспозвоночные, покрытые твердым скелетом, который строился из карбоната и фосфата кальция, хитина и кремнезема. Животный мир был представлен в основном донными организмами, такими, как коралловые полипы, губки, черви, археоциаты, различные иглокожие и членистоногие. Наибольшего распространения достигли древнейшие членистоногие — трилобиты. Их тело было заключено в хитиновый панцирь, расчлененный на 40—50 сегментов. От каких-то перешедших к хищничеству трило-битообразных произошли ракоскорпионы. В позднем кембрии появляются головоногие моллюски. В ордовике произошло самое сильное в истории Земли затопление суши, в результате большая ее часть покрылась огромными болотами. В морях были распространены членистоногие и головоногие моллюски. Появились первые бесчелюстные позвоночные, отдаленными потомками которых являются современные миноги и миксины. В силуре произошло два знаменательных события: выход растений и беспозвоночных на сушу. Первые наземные растения — риниофиты занимали промежуточное положение между водорослями и наземными сосудистыми растениями (рис. 94). Они уже имели проводящую систему, но дифференциации на органы у них еще не произошло. Дальнейшая эволюция растений на суше была направлена на дифферен-цировку таллома на органы и совершенствование полового размножения. Очевидно, в силуре появились грибы и первые лишайники. В девоне широко распространились хвощи, плауны, папоротники. Наибольшего расцвета они достигли в каменноугольный период. Этому способствовал теплый и влажный климат карбона. Возникшие голосеменные могли поселяться в более сухих местах, так как их размножение не зависело от наличия воды. Первыми наземными беспозвоночными были многоножки и паукообразные. Они, очевидно, произошли от каких-то трилобитообразных. В девоне появились примитивные челюстноротые рыбы. Они имели хрящевой скелет и были покрыты панцирем. От них произошли настоящие акулы и кистеперые рыбы. От кистеперых, способных дышать атмосферным воздухом и переползать из водоема в водоем, используя плавники, произошли первые земноводные, или амфибии, — их-тиостеги и стегоцефалы (рис. 96). В обширных болотных лесах карбона земноводные достигли своего наибольшего разнообразия. Появляются первые примитивные насекомые — тараканы, жесткокрылые, стрекозы. В карбоне возникли примитивные формы рептилий, которые заселяли более сухие места. В пермский период климат стал суше и прохладнее. Это привело к вымиранию крупных папоротниковидных. Среди растений господствующее положение на суше заняли голосеменные. В перми вымерли многие крупные морские моллюски, трилобиты, крупные рыбы, крупные насекомые и паукообразные. Погибли и многие земноводные, с тех пор они уже никогда не были многочисленным классом животных. В то же время стали многочисленными и многообразными представители класса рептилий. Появились терапсиды — вероятные предки млекопитающих, объединявшие признаки амфибий, рептилий и млекопитающих.


Кембрий. Ордовик. Силур. Девон. Карбон. Пермь. Трилобиты. Риниофиты. Кистеперые рыбы. Стегоцефалы. Ихтиостеги. Терапсиды.

Молекулярный уровень: общая характеристика[править]

Углеводы[править]

Углеводы(сахариды)- органические вещества,содержащие карбонильную группу и несколько гидроксильных групп. Функции:энергетическая, структурная,запасающая

Липиды[править]

Липиды(от греч.жир)-широкая группа органических соединений, включающая жирные кислоты,а также их производные, как по радикалу,так и по карбоксильной группе.Липиды- один из важнейших классов сложных молекул, присутствующих в клетках и тканях животных.

Состав и строение белков[править]

Это полимеры, мономерами которых являются аминокислоты. В основном они состоят из углерода, водорода, кислорода и азота.

В составе большинства исследованных белков всех живых организмов было выявлено 20 аминокислот, участвующих в их построении.

При синтезе белковой молекулы разные аминокислоты присоединяются последовательно друг к другу, образуя цепочку, или полипептид (впоследствии она может сворачиваться в спираль или глобулу). Разнообразие белков определяется тем, какие аминокислоты, в каком количестве и в каком порядке входят в полипептидную цепь. Две молекулы, одинаковые по числу и составу аминокислот, но отличающиеся по порядку их расположения, представляют два разных белка. Не только виды, но и особи одного вида отличаются по целому ряду белков (с чем, например, связан феномен несовместимости при пересадке тканей и органов от одного животного другому).

Понятия «белок» и «пептид» близки между собой, однако между ними имеются и различия. Пептидами обычно называют олигопептиды, т. е. те, чья цепь содержит наибольшее число аминокислотных остатков (10-15), а белками называют пептиды, со­держащие большое число аминокислотных остатков (до нескольких тысяч) и имеющие определенную компактную пространственную структуру, так как длинная полипептидная цепь является энергетически невыгодным состоянием. Выделяются четыре уровня пространственной организации (структуры) бел­ков. Все структуры формируются в каналах эндоплазматической сети. При воздействии неблагоприятных факторов среды (облучение, повышенная температура, химические вещества) структуры белка могут разрушаться — происходит денатурация. Если этот процесс не затрагивает первичной структуры, он обратим, и по окончании воздействия молекула самопроизвольно восстанавливается. Первичная же структура невосстановима, так как формируется только на рибосомах при участии сложнейшего механизма биосинтеза белков. В зависи­мости от пространственной структуры белки бывают фибрил­лярные (в виде волокон) — строительные белки и глобулярные (в виде шара) — ферменты, антитела, некоторые гормоны и др.

Огромное разнообразие белков обеспечивает и множество функций, ими выполняемых, и многоообразие организмов.

Функции белков:

1) защитная (интерферон усиленно синтезируется в организме при вирусной инфекции);

2) структурная (коллаген входит в состав тканей, участвует в образовании рубца);

3) двигательная (миозин участвует в сокращении мышц);

4) запасная (альбумины яйца);

5) транспортная (гемоглобин эритроцитов переносит питательные вещества и продукты обмена);

6) рецепторная (белки-рецепторы обеспечивают узнавание клеткой веществ и других клеток);

7) регуляторная (регуляторные белки определяют активность генов);

8) белки-гормоны участвуют в гуморальной регуляции (инсулин регулирует уровень сахара в крови);

9) белки-ферменты катализируют все химические реакции в организме;

10) энергетическая (при распаде 1 г белка выделяется 17 кдж энергии).

Функции белка[править]

1) Строительная
2) Двигательная
3) Транспортная
4) Защитная
5) Регуляторная
6) Сигнальная
7) Энергетическая
8) Каталитическая

Нуклеиновые кислоты[править]

АТФ и другие органические соединения клетки[править]

Биологический катализаторы[править]

Вирусы[править]

(лат. virus — яд) — субклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток организма. По природе вирусы являются автономными генетическими элементами, имеющими внеклеточную стадию в цикле развития. Вирусы представляют собой микроскопические частицы, состоящие из молекул нуклеиновых кислот — ДНК или РНК (некоторые, например мимивирусы, имеют оба типа молекул), заключённые в белковую оболочку, способные инфицировать живые организмы. Белковую оболочку, в которую упакован геном, называют «капсид». Наличие капсида отличает вирусы от вирусоподобных инфекционных нуклеиновых кислот — вироидов. Вирусы, за редким исключением, содержат только один тип геномной нуклеиновой кислоты. Классифицируют ДНК-содержащие вирусы и РНК-содержащие вирусы, на чём основана классификация вирусов по Балтимору. Ранее к вирусам также ошибочно относили прионы, однако впоследствии оказалось, что эти возбудители представляют собой особые инфекционные белки и не содержат нуклеиновых кислот. Вирусы являются облигатными паразитами, так как не способны размножаться вне клетки. Вне клетки вирусные частицы не проявляют признаки живого и ведут себя как частицы органических полимеров. От живых организмов-внутриклеточных паразитов отличаются полным отсутствием основного и энергетического обмена, и отсутствием сложнейшего элемента живых систем — аппарата трансляции (синтеза белка), степень сложности которого превышает таковую самих вирусов. В настоящее время известны вирусы, размножающиеся в клетках растений, животных, грибов и бактерий (последних обычно называют бактериофагами или фагами). Несмотря на некоторые общие закономерности строения и стратегии развития (связанные с функциональной общностью), вирусы не имеют общего происхождения, однако, существуют и другие точки зрения.Это подтверждается тем, что геномы вирусов, инфицирующих далёкие между собой группы организмов, структурно родственны, но притом имеют общую структуру генов и регуляторных элементов, кодируют структурно близкие белки, имеют общие механизмы регуляции экспрессии генов. Обнаружены также вирусы, поражающие другие вирусы (вирусы-сателлиты).

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фармакотерапия инфекционно-токсического шока | Линейные преобразования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1766; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.174 сек.