Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет и структура психодиагностики




Феномены психодиагностики

Основным феноменом психодиагностики является выделение различий или установление сходства между отдельными людьми или состояниями одного и того же человека. Типичными примерами при­менения психодиагностики могут быть: распределение детей по спо­собностям, выявление интеллектуально отсталых и одаренных, оцен­ка причин академической неуспеваемости.

Взаимодействуя с другими людьми, мы как психодиагносты должны вести себя в соответствии с определенными правилами (соответствовать профессионально-этическим требованиям): применять принципы психодиагностики, контролировать необходи­мый уровень надежности диагноза, обеспечивать конфиденциаль­ность психодиагностической информации, нести ответственность за решения, принимаемые на основании полученных результатов, стремиться к благополучию обследуемого, не передавать неспециа­листам психодиагностические методики и т.п.

Установление психических сходств/различий, феноменологизация и концептуализация, исследование и анализ диагностиру­емых характеристик, обработка и интерпретация полученных данных, построение систем рекомендаций, конструирование необ­ходимых психодиагностических средств и следование в поведении профессионально-этическим требованиям являются основными группами феноменов психологической диагностики.

Термин «диагностика» происходит от двух греческих слов: dia – между, через, после и gnosis – знание. Однако во всех слу­чаях под словом «диагностика» понимают такую деятельность, кото­рая осуществляется на основе полученного знания о человеке, коллек­тиве, явлении, процессе и заключает в себе соответствующие рекомен­дации.

Бытует мнение, что психологическая диагностика – это дисцип­лина, изучающая методики и, в частности, психологические тесты. На деле психодиагностика упорно преобразуется в тестологию.

Психодиагностика – раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить диагноз.

Основная задача – измерение различий между индивидами или реакциями одного и того же индивида в разных условиях.

Психодиагностика рассматривается:

1. как вид психологического экспериментирования (С.Л. Рубинш­тейн, К.М. Гуревич, П.П. Дерюгин, В.А. Дюк и др.),

2. как совокупность методик и приемов формирования психологичес­кого диагноза (оценки) (Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов, С.Г. Батыгин, И.Ф. Девятко) и, наконец,

3. как раздел психологии, изучающий закономерности вынесения дос­товерного психологического диагноза, практику применения психодиаг­ностических инструментов (А.А. Бодалев, В.В. Столин), принципы, ме­тоды и средства психологической оценки (Н.И. Шевардин)

Таким образом, психодиагностика, являясь частью или видом экс­периментирования, представляет собой разработку и применение ин­струмента психологического измерения. Предметом ее является дос­товерное измерение конкретного свойства личности при помощи вы­явления определенной реакции человека на стандартизированный сти­мул. Здесь, как и в случае с экспериментальной психологией, отсутствует специальный психологический предмет. Остается предмет эпистемологический – метод измерения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.