Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическое недоразвитие




Олигофрения - это состояние общего недоразвития психики в результате наследственной обусловленности либо внутриутробного поражения головного мозга. В зависимости от степени нарушения выделяется дебильность, имбецильность и идиотия.

Олигофрения проявляется в тотальном нервно-психическом недоразвитии. Недоразвитие затрагивает не только интеллект ребенка, но и все остальные функции и психические процессы. У детей с олигофренией отмечается замедленное формирование двигательных навыков по сравнению с нормой: они позже, чем нормальные дети, начинают сидеть, ходить, в дальнейшем часто отмечается неточность зрительно-моторной координации, замедление скорости реакции.

Этиопатогенез олигофрении - генетические аномалии (болезнь Дауна, хромосомные аберрации и т.д.), около 10% недоразвития связано с нарушением активности ферментов. Также слабоумие возникает вследствие нарушения развития плода, в результате патогенного воздействия в раннем детстве (травмы, отравления, инфекции).

По степени тяжести олигофрения делится на:

- дебильность, - легкая степень и самая многочисленная группа;

- имбецильность - ребенок практически не обучаем;

- идиотия - наиболее глубокая степень психического недоразвития, практически полное отсутствие мышления.

 

Поврежденное психическое развитие - это развитие психики ребенка с органическим поражением центральной нервной системы. К поврежденному психическому развитию можно отнести такие состояния, как минимальная мозговая дисфункция, нарушения межполушарного взаимодействия, локальные поражения головною мозга (например, речевые зоны коры), эпилепсия, прогрессирующие органические поражения ЦНС.

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) - биологически обусловленная недостаточность функций нервной системы, приводящая к легким расстройствам поведения и снижению обучаемости.

Причины этой дисфункции - различные вредности, перенесенные в период внутриутробного развития (токсикоз, инфекционные заболевания у матери, алкогольная интоксикация в поздние сроки беременности), травмы во время родов и заболевания в течение первых лет жизни. Вследствие этих воздействий возникают локальные поражения мозга корковых и подкорковых отделов.

Проявления ММД многообразны и зависят от локализации дефекта. Основным симптомом является задержка и нарушение развития моторики: моторная неловкость, тики, гримасничанье, что обусловливает неуправляемость поведения. Ребенку присуща эмоциональная лабильность, высокая чувствительность к оценке, поэтому у них легко возникают вторичные нарушения: заикания, страхи, расстройства сна, формируется заниженная самооценка, обидчивость. Часто ММД сопровождается нарушением влечений: бродяжничество, агрессивность, сексуальная расторможенность.

Нужно отметить, что вследствие неблагоприятной социальной ситуации развития, перенесения травм, переутомления на фоне ММД может развиться эпилепсия, психопатия, неврозоподобные расстройства.

Межполушарная дисфункция - нарушение развития одного из полушарий головного мозга либо недостаточность взаимодействия между ними.

Неравномерность развития функций полушарий головного мозга также можно отнести к поврежденному психическому развитию. Ребенок с преобладающим развитием функции правого полушария (в некоторых случаях это сопровождается леворукостью) отличается своеобразным восприятием мира. У этих детей преобладает наглядно-образный тип мышления восприятия; в то же время логические соотношения, абстрактные схемы усваиваются значительно хуже. В младших классах это приводит к трудностям в усвоении математики, недостаточному пониманию лексико-грамматического анализа предложений.

При патопсихологическом обследовании у детей с доминированием правого полушария не отмечается нарушений со стороны работоспособности, внимания и памяти, возможно наличие эйдетического зрительного запоминания (100%-ное запечатление картинки со всеми деталями). Уровни достижения при выполнении интеллектуальных тестов неравномерные: высокие достижения при выполнении «Кубиков Кооса». «Матриц Равена» сочетаются с затруднениями в выполнении вербальных аналогий, определении понятий. Если расспросить ребенка о способе его мышления, то выясняется, что преобладает не «проговаривание», а "видение картинок». За счет этого поиск общих акономерностей осуществляется с трудом.

При доминировании левого полушария отмечается неспешность в ходе выполнения графических проб, заданий, требующих зрительного анализа и синтеза. Речь развита хорошо, отмечается некоторое недоразвитие эмоционального восприятия и слабость эмпатии, логика мышления не нарушена.

Во время психологической коррекции желательно обращать внимание на внешнее выражение эмоции, опознание эмоциональных состояний других людей, понимание логики их чувств и поступков. Позитивно влияет слушание музыки и отражение состояния музыки в рисунке. Существенные затруднения у детей этого типа наступают в подростковом возрасте, часто они предпочитают «общение» с компьютером, а не со сверстниками. Тренинги общения, эмпатии позволяют уменьшить проявления межполушарной дисфункции.

Следующим типом поврежденного психического развития является развитие детей, страдающих эпилепсией.

Эпилепсия - хроническое, склонное к постепенному ухудшению, нервно-психическое заболевание, характеризующееся судорожными расстройствами и специфическими психическими изменениями.

При собственно эпилепсии ее возникновение связано в основном с наследственной предрасположенностью, перенесенными органическими поражениями головного мозга. Эпилепсия, особенно в детском и подростковом возрасте, не всегда проявляется в виде больших судорожных припадков, часто встречаются атипичные расстройства.

Выделяют следующие формы поведения у детей с эпилепсией:

1) расторможенность, неусидчивость;

2) заторможенность, инертность психических процессов;

3) выраженное упрямство и негативизм;

4) проявление садистскою поведения и жестокости;

5) агрессивные и разрушительные действия;

6) аутоагрессивность.

 

Дисгармоническое психическое развитие - это такая форма нарушений развития, при которой отмечается недостаточность развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, при относительной сохранности остальных структур.

К дисгармоническому психическому развитию можно отнести такие варианты развития личности, как психопатии и невротическое развитие личности.

Психопатии - это аномалии развития эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности. Этиопатогенез психопатий может быть связан либо с генетическими, наследственными факторами, либо с воздействиями внешних повреждающих факторов в раннем детстве (родовые травмы, тяжелые инфекционные заболевания). Возможно также возникновение психопатий как реакция на длительные неблагоприятные воздействия со стороны родителей, создающих неадекватные стереотипы эмоционального реагирования.

Психопатии не имеют характера текущего болезненного развития, они - результат негармонического развития психического дизонтогенеза.

Существует множество разнообразных классификаций психопатий вследствие сложности механизма их возникновения и развития. Для детского возраста принята следующая систематика:

a. конституциональные, имеющие наследственное происхождение (шизоидные, эпилептоидные, циклоидные, психастенические истерические, неустойчивые);

b. органические, при которых аномалии характера развиваются вследствие патогенного воздействия на мозг в пренатальный и ранний постнатальный период (эпилептоидные, стероидные, возбудимые).

Шизоидная психопатия может уже проявляться в дошкольном и младшем школьном возрасте в виде нарушений контакта со сверстниками и необычностью интересов. Ребенок воспринимает окружающий мир как потенциальную опасность. Обычные раздражители воспринимаются как враждебные. Характерно выраженное стремление к логическому и абстрактному познанию окружающего мира (рано возникают интеллектуальные интересы - к физике, математике, чтению).

Эпилептоидная психопатия проявляется уже в 2-Зх-летнем возрасте в виде бурных и затяжных отрицательно окрашенных эмоциональных реакций. Дети и подростки этой формы чувствуют себя хорошо в стабильной режимной обстановке. Любые изменения приводят к эмоциональной разрядке (злоба, упрямство, ребенку присуща потребность в лидерстве и власти, педантичности, выраженная тревожность по поводу своего здоровья).

Циклоидный тип – чаще проявляется к среднему школьному возрасту и характеризуется немотивированными колебаниями настроения. Ребенок склонен к шуткам, озорству, риску; не переносит запреты; удовольствие вызывают громкие ритмичные звуки, яркие цвета, новые вкусовые ощущения. В подростковом возрасте возникают длительные периоды лени, слезливости, раздражительности, что сказывается на учебе и на отношениях с людьми. Особенно опасным является неосознанное стремление такого ребенка к самонаказанию при депрессии.

Психастенический тип (склонные к тревожности) - уже выявляется в 3-4 года. Характерны: навязчивый страх за жизнь и здоровье, боязнь нового (нарушение режима, переход в новый класс, школу реагирует привычной рвотой и повышением температуры).

Истероидный тип проявляется уже в дошкольном возрасте, чаще у девочек. Им характерна «жажда признания». Мир воспринимается как зрительный зал. Высокая активность направлена на самоутверждение.

Неустойчивый тип - чаще проявляется в младшем подростковом возрасте. Отмечается пониженная требовательность к внешним условиям, удовольствие достигается от быстрой езды в транспорте, что часто является причиной побегов из дома, присутствует полевое поведение, высокая внушаемость, поверхностность мышления. Мир воспринимается как источник удовольствий.

Возбудимая психопатия (органическая психопатия) - выявляется уже в 2х-летнем возрасте, присуща легкость возникновения эмоциональных реакций злости и агрессии на какие-либо ограничения.

К дисгармоничному развитию личности можно отнести:

- невропатию (нарушение эмоционально-волевой сферы);

- неврастению (повышенная утомляемость, раздражительность, нарушение сна, головные боли);

- невроз – истерические и навязчивых идей.

Первопричина дисгармонического психического развития общая и кроется в нарушениях функционирования высшей нервной деятельности. Успешность социальной адаптации такого ребенка во многом зависит от родителей, учителя и психолога. Учащиеся с таким типом развития есть в каждой обычной школе, поэтому в задачи школьного психолога входит наблюдение за ребенком с целью предупреждения декомпенсации, а также помощь родителям и педагогам в осуществлении индивидуального подхода к нему.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 3328; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.