Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость антиинфляционной политики, ее инструменты и направления. 2 страница




Именно в этом секторе уже в 1992-1993 гг. произошла определенная стабилизация цен (оптовых и розничных) и наметилась тенденция к их снижению по некоторым товарам и слугам. Роль частного сектора могла быть еще более значительной, если бы общесистемная либерализация сопровождалась большей продуманностью и стабильностью налогового законодательства; своевременным пересмотром ряда статей хозяйственного права; введением в действие повышенных (ускоренных) норм амортизации; переходом от нынешней ежемесячной системы взимания налогов к ежеквартальной, а затем и ежегодной; снижением числа тех видов предпринимательской деятельности, которые нуждаются в предварительном разрешении или лицензировании органами государственной власти и т.д. При этом отметим, что динамичное развитие частного сектора в Польше носило безинфляционный характер и происходило при жесткой ограниченности заемных финансовых ресурсов. Фактически главным источником средств доля новых инвестиций явилась выручка предпринимателей от реализации своей продукции на рынке.

Государственная инвестиционная политика также имела явную антиинфляционную направленность.

В целом экономическая политика рыночных реформ, проводимая в Польше с 1990 г., принесла к 1995г. такие положительные результаты как рост ВНП, улучшение финансового положения многих предприятий, определенное оживление инвестиционной активности. Правительству постепенно удалось обуздать инфляцию, т.е. удерживать ее на относительно низком уровне (от 25% до 35% в год), резко сократить бюджетный дефицит, стабилизировать курс национальной валюты. Но за эти успехи пришлось заплатить самым высоким (среди стран Восточной Европы) уровнем безработицы, снижением реальной зарплаты (доходов) значительной части населения, отрицательным сальдо во внешнеторговом обороте и значительной внешней задолженностью (около 50 млрд. долл.). Тем не менее к настоящему времени в Польше уже ясно наметилось экономическое оживление, а перспектива скорого выхода страны из экономического кризиса переходных лет и общего социально-экономического подъема почти не вызывает сомнений у польских и иностранных экономистов и экспертов. [5, С. 80-85]

Антиинфляционная политика России.

До 1992 г. вследствие централизованного планирования цен России, как и другим республикам бывшего СССР, в основном была присуща подавленная инфляция. Тем не менее за 1991 г. ИПЦ в России возрос в 2,6 раза. Чис­то открытую форму инфляция в России приобрела с момента либерализа­ции цен в январе 1992 г. С этого же момента начала проводиться антиинфляционная политика правительства в присущей рыночной экономике фор­ме.

Либерализация цен позволила узнать, чего действительно стоили рубли, находившиеся тогда в обращении. Поскольку их объем в то время превышал номинальную величину годового ВВП (коэффициент монетизации - М2/Py в 1991 г. был больше единицы), то естественно, что в такой ситуации цены быстро пошли вверх. В январе они возросли в 2.5 раза.

Так как возникшая инфляция была инфляцией спроса, то подавить ее денежные власти (Министерство финансов и Центральный банк РФ) намере­вались за счет сокращения в 1.5 раза государственных расходов в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом и замедления темпов роста денежной массы. В первой половине года экономическая ситуация развива­лась по плану: после всплеска в январе индекс потребительских цен (ИПЦ) монотонно снижался до 12 % в мае (рис. 1: dM2/M2; dP/P; de/e — соответст­венно темпы месячного прироста денежного агрегата М2, ИПЦ и обменного курса рубля к доллару в процентах).

Однако против жесткой денежной политики дружно выступили руково­дители предприятий, столкнувшиеся с недостатком оборотных средств. Этим предприятия стали оправды­вать стремительный рост взаимной задолженности. Ко второму полугодию общий размер неплатежей достиг 3.2 трлн р., превысив на 62 % величину денежной массы М/2 на тот же момент. Взаимная задолженность между рос­сийскими предприятиями выросла за первое полугодие в 67 раз, составив 2.3 трлн р. На правительство стало оказываться давление, и после того как Президент РФ поддержал директорский корпус, правительство отступило.

Второе обстоятельство, не позволившее провести жесткую денежную по­литику, — это самостоятельность центральных банков стран СНГ, на терри­тории которых еще использовался российский рубль. В то время Россия кон­тролировала эмиссию только наличных рублей. Безналичную рублевую эмис­сию до лета 1992 г. осуществляло множество эмиссионных центров бывшего СССР. Более того, на территории ряда из них стали вводиться собственные де­нежные суррогаты: купоны, «зайчики». Все это способствовало росту денеж­ной массы в России, следствием чего явился рост цен на блага и иностранную валюту (см. рис. 1). За год ИПЦ возрос в 26.1 раза. Кредитная эмиссия лета 1992 г. не пошла на пользу отечественной про­мышленности. Дополнительные деньги, в которых якобы так нуждались предприятия, быстро перетекли на валютный рынок. Практика подтвердила, что недостаток денег у большинства российских предприятий был связан не с чрезмерно жесткой денежной политикой, а с их неэффективной работой — производством никому не нужной продукции. С другой стороны, эффективно работающие предприятия вкладывали прибыль не в расширение производст­ва, а в операции на валютном рынке. Для населения основной формой сбе­режений тоже была иностранная валюта. В результате курс доллара возрос с 123 р./дол. в мае до 484 р./дол. к концу года.

Вышедший из-под контроля во второй половине 1992 г. денежный ры­нок продолжал свое стихийное развитие в следующем году. Денежные власти не владели еще инструментами его регулирования. Вплоть до 1994 г. ставка рефинансирования (цена денег Центрального банка для коммерческих бан­ков) была ниже номинальной межбанковской процентной ставки, а реальная ставка процента на межбанковском рынке была отрицательной. В результате коммерческие банки получали хорошие прибыли на денежном и валютном рынках, Спекуляция на валюте стала самой доходной финансовой операцией в ущерб вложениям в реальный капитал.

1993 год для экономики России в целом и ее финансовой системы в частности был самым неблагоприятным. Хотя ИПЦ вырос лишь в 9.4 раза (в 1992 г. — в 26.1 раза), ин­фляция была устойчиво высокой на протяжении всего года.

Однако за первые два года экономических преобразований денежные власти России приобрели полезный опыт и обогатили свой арсенал инстру­ментов регулирования денежного рынка. В течение всего года Центральный банк неуклонно повышал ставку рефинансирования с 50 до 210 % годовых. Вслед за ставкой рефинансирования вверх пошли все другие цены денежного рынка. В результате с ноября реальная межбанковская ставка впервые стала положительной.

В мае 1993 г. на денежном рынке России появился новый инструмент — государственные краткосрочные облигации (ГКО), который был призван от­влечь средства с валютного рынка и постепенно заменить прямое финансиро­вание Центральным банком дефицита федерального бюджета заимствовани­ем государства на денежном рынке. В этом же году завершилось обособление российской национальной валюты от валют стран СНГ (лишь в Таджикистане рубль обращался вплоть до 1995 г.).

Большой вклад в достижение финансовой стабилизации России в после­дующие годы внесла принятая в 1993 г. Конституция РФ. Она затруднила принятие законодателями популистских бюджетных решений. Решения, касающиеся бюджета, могли приниматься Го­сударственной думой только при наличии заключения правительства. Кон­ституция провозгласила Центральный банк независимым от законодателей органом.

При составлении своей Программы на 1994 год денежные власти России были более осторожны, чем в предшествующие годы. Они взяли на себя доста­точно скромные задания по снижению инфляции. В результате фактический темп роста цен оказался намного ниже запланированного (рис. 2).

Это привело к тому, что поступления в государственный бюджет стали отставать от запланированных. Уменьшилось бюджетное финансирование, начались невыплаты заработной платы работникам бюджетной сферы. По­этому во втором полугодии пришлось пойти на незапланированную кредит­ную эмиссию. Последствия ее оказались теми же, что и в предшествующие годы; быстрый рост курса доллара, вылившийся в «черный вторник» (за день 11.10,1994 курс доллара возрос с 3081 до 3926 р./дол.). Ситуацию в финансовом секторе в 1994 г. характеризует рис. 3.

К 1995г. российские денежные власти пришли уже во всеоружии. Денежная программа на 1996 год предусматривала отказ от использования прямых кредитов Центрального банка РФ для финансирования дефицита федераль­ного бюджета. Дефицит бюджета в рублевой части предполагалось в основном покрывать за счет государственных ценных бумаг. Был расширен круг инструментов регулирования денежного рынка. За­вершилось создание современной системы обязательного резервирования в Центральном банке вкладов населения в коммерческих банках. До 1995 г. эта система существовала в сильно урезанном виде. Этот инструмент стал актив­но использоваться для регулирования денежного обращения в стране. Особен­но удачным оказалось введение нормы резервирования депозитов в иностран­ной валюте. Норма резерва по валютным счетам действовала как встроенный стабилизатор. Она делала невыгодным для коммерческих банков чрезмерный рост валютных средств и игру на повышение курса доллара, так как отчис­ления в резерв ведутся по рублевому эквиваленту.

 

Из-за недостатка отечественных денег коммерческие банки начали прода­вать иностранную валюту. Центральному банку пришлось значительно уве­личить свои валютные резервы. Это привело к увеличению денежной массы, однако ускорения инфляции не произошло, так как дополнительные деньги поглотил успешно функционировавший рынок ГКО: приобретая ГКО, ком­мерческие банки сокращали свои избыточные резервы, определяющие их кредитные возможности. В начале 1995 г. соотношение между объемом опе­раций на валютном рынке, рынке ГКО и межбанковским кредитом было 70: 15: 15; в середине года — 40: 30: 30, а к концу года — 15: 70: 15.

Еще одним важным достижением в регулировании денежного рынка стал «валютный коридор», введенный с 06.06.1995 сначала на 3 месяца и продлен­ный с изменениями в дальнейшем (рис. 4).

Валютный коридор стабилизировал обстановку на валютном рынке, кото­рая после событий 1994г. была очень напряженной. Так, в мае 1995г. при те­кущем обменном курсе 5060 р./дол. фьютчерные сделки на декабрь заключа­лись по 7000 р./дол. (фактически курс оказался равным 4622 р./дол.). После введения валютного коридора на правительство ослабло давление, оказыва­емое в противоположных направлениях лоббистами экспортеров и импорте­ров.

На протяжении зимы и весны 1995 г. в стране сохранялись высокие ин­фляционные ожидания. Поэтому введением валютного коридора правитель­ство стремилось также обеспечить доверие населения и бизнеса к меропри­ятиям антиинфляционной политики, что является необходимым условием достижения ее конечной цели. Дело в том, что из двух основных инструмен­тов антиинфляционной политики — регулирование количества находящихся в обращении денег и поддержание фиксированного обменного курса национальной валюты к устойчивой иностранной валюте — второй представляется публике более доступным для контроля за действиями денежных властей: колебания обменного курса — более популярный показатель, чем измене­ния денежной базы или норм минимального резервного покрытия. Однако при определенных условиях названные инструменты оказываются в отноше­нии субституции, что и проявилось на практике в конце 1997 г., когда отток иностранного капитала из России, вызванный кризисом на Гонконгской фон­довой бирже, вынуждал Центральный банк России продавать иностранную валюту для поддержания обменного курса рубля в коридоре, сокращая тем самым количество находящихся в обращении денег, а для снижения чрез­мерно высокой в то время ставки процента на денежном рынке требовалось увеличить их предложение.

 

 

Поскольку валютный коридор сначала был установлен лишь на 3 месяца, то коммерческие банки стали придерживать валюту, ожидая, что осенью, по завершении срока действия коридора, курс доллара резко возрастет. Недо­статок предложения на валютном рынке пришлось пополнить Центрально­му банку. Это наряду с вышеперечисленными мерами по сдерживанию роста денежной массы привело к сокращению денег в обращении. По мере прибли­жения конца срока действия валютного коридора спрос на рынке межбан­ковского кредита все больше превышал предложение, а 24 августа 1995 г., в «черный четверг», предложения денег вообще не оказалось, несмотря на то, что по однодневным кредитам предлагали 2000 % годовых.

О том, что в 1995 г. ситуация на финансовом рынке России развивалась благоприятно, свидетельствует (рис. 5).

Если, как уже отмечалось, в начале года валютные запасы Центрального банка были минимальны, то к концу года они составляли 13 млрд. дол., что равнялось 2-месячному импорту страны.

1996 год — год президентских выборов. Напря­женная борьба за президентский пост сопровождалась интенсивной денежной эмиссией и утечкой капиталов за границу (легальной и нелегальной). В ре­альном секторе усилился спад экономической активности. На одной из пер­вых после завершения выборов Президента пресс-конференции тогдашний министр экономики признался: «Если говорить откровенно, то мы не ожида­ли такого влияния избирательной кампании на экономику». Если добавить к этому тяжелую болезнь Президента сразу после выборов, то станет ясно, что в политическом отношении 1996 год был очень неблагоприятным".

Тем не менее, денежные власти, обогащенные опытом и инструментами ре­гулирования денежного рынка, успешно реализовали свою программу на этот год (см. таблицу).

Удалось также выполнить одну из важнейших финансовых задач года — снизить доходность ГКО за счет сокращения заимствования Министерства финансов и допуска нерезидентов на этот сектор финансового рынка. В ре­зультате возросла сравнительная выгода инвестиций в реальный капитал и сократились расходы федерального бюджета по обслуживанию государствен­ного долга.

Специфика конъюнктуры денежного рынка России и 1996 и 1997 гг. со­стоит в том, что в полном соответствии с экономической теорией после зату­хания инфляции увеличивается спрос населения на деньги (замедляется ско­рость обращения денег). Поэтому темп роста предложения денег значитель­но опережает темп инфляции при практически неизменном курсе доллара и устойчивом затухании инфляции (рис. 6).

 

рис.6 Выполнение денежной программы на 1996г.

 

Таким образом, к 1997 г. инфляция в России была подавлена: среднеме­сячный прирост ИГЩ в 1997 г. равнялся 0.875 %. Это было достигнуто в основном за счет жесткого контроля за количеством находящихся в обращении денег, т. е. средствами кредитно-денежной политики. С исчезновением инфляции федеральный бюджет лишился инфляционного налога. Поскольку к тому времени экономика России еще не перешла от падения к росту, а собираемость налогов по прежнему оставалась низкой, то Министерство финансов было вынуждено увеличивать заимствование на внутреннем и внешнем кредитных рынках. Разрешившийся в августе 1908 г. долговой кризис России вызнал новый всплеск инфляции.

 

 

ГЛАВА 3

 

 

Не секрет, что после распада СССР все страны, входившие в него столкнулись, с множеством экономических и других проблем. Не исключение и наша республика. Сутью кризиса явился не­прекращающийся спад экономической активности и продол­жающееся и ныне резкое (обвальное) падение объемов произ­водства и сбыта большинства товаров и услуг, производимых в Беларуси.

Следствием этого явилась гиперинфляция. Основные причины и условия белорусской инфляции лежат в монетарной сфере и проявляются в следующем:

1. На начальном этапе развития рыночной экономики происходит вынужденное наращивание эмиссии денег.

2. Обвальное падение курса белорусского рубля.

3. Высокая степень бюджетизации экономики.

4. Рост внешнего долга.

5. Наличие импортируемой инфляции, которая имеет следующие причины: рост цен на импортируемые товары и снижение валютного курса национальной денежной единицы.

6. Долларизация экономики, которая представляет собой фактическое превращение наличной иностранной валюты в один из компонентов денежной массы и создает дополнительный стимул возбуждения инфляции спроса.

Но чтобы верно оценить роль и значение инфляции в этих событиях необходимо провести краткий анализ финансовой политики руководства РБ в 90-х годов.

Ощущая свалившуюся на них (в 1990—1992 годах) ответст­венность за судьбу белорусской экономики и пытаясь поддержать национальных производителей, т. е. предотвратить их банкротство, Правительство РБ и Национальный банк все последние годы активно осуществляли соответствующую денежно- кредитную политику. Она фактически свелась сначала к непо­средственному, а затем к всё более опосредуемому коммерческими банками интенсивному кредитованию отраслей народного хозяйства и населения РБ. Прямое валютное кредитование экономики Беларуси в 1991 — 1992 годах было незначительно.

С 1992г. экономика республики характеризовалась высокими темпами инфляции (см. рис. 3.1).

С 1993 года в экономической жизни Беларуси очень резко возросли значение и роль иностранной валюты и иностранных кредитов.

Если учесть, что производство валового внутреннего продукта (в фактически действовавших ценах) составило в 1993 году 9775,8 млрд. рублей, то валютная составляющая кредитной эмиссии (на конец 1993 года) составила: 5279 млрд. руб. В целом кредитная эмиссия (валютная и рублевая) составила в РБ в 1993 году 7408,02 млрд. руб. А относительно 1992 года она возросла, как это легко подсчитать, в 19,53 раза.

 

 

В 1994 году основные параметры денежно-кредитной поли­тики предыдущего года были сохранены, что и позволило бан­ковской системе республики увеличить "рублевые и инвалютные кредиты экономике и населению — в 20,5 раза".

Особенностью 1995 года явилась валютная стабилизация, по­зволившая приостановить процесс активной долларизации эко­номики Беларуси. Эти успехи были достигнуты путем резкого уменьшения темпов роста кредитной эмиссии в 1995 году. Инфляция резко снизилась с 39,2% в январе до 2,5% в июне, обменный курс оставался неизменным на протяжении нескольких месяцев, чистые валютные резервы центрального банка разбухали на глазах; превысив 200 млн. USD. В январе-апреле 1995 г. ситуация на валютном рынке и анти­инфляционные меры по ограничению рублевой кредитной эмис­сии обусловили существенное изменение степени влияния на­званных выше причин роста денежной базы. Чистые, внутренние кредиты Национального банка увеличились за 4 месяца только на 27% (их прирост за первый квартал 1994 г. составил 134%, чистые рублевые кредиты даже сократились на 5%. Поэтому их общий прирост обусловил всего 26% прироста денежной базы. В тоже время наблюдался почти 30-кратный рост чистых ино­странных активов Национального банка, вызванный, преимуще­ственно, покупкой инвалюты с целью недопущения ревальвации обменного курса белорусского рубля и поддержки экспорта страны. МВФ готовился подписать соглашение по программе STAND-BY. Обрадованное доступностью наличной валюты, население продавало доллары в обменных пунктах и помещало рубли на срочные депозиты в стремлении немедленно разбогатеть за счет огромной разницы в процентных ставках между рублевым и долларовыми вкладами. Достаточно отметить, что за январь - июль 1995 г. срочные рублевые депозиты населения выросли в 16,8 раза, а вся рублевая денежная масса - в 2,9 раза. Заметно выросли и рублевые активы предприятий примерно в 1,9 раза. За счет привлеченных рублей банковская система аккуратно кредитовала реальный сектор экономики, невзирая на его потенциальную убыточность, так как почти не сомневалась в эффективности предстоящих рыночных реформ. В свою очередь Национальный банк, существенно увеличив свои валютные резервы, смело пошел на либерализацию валютного рынка и даже отменил с 1 июля 1995г. обязательную продажу валютной выручки. Не отставало и правительство, регулярно повышая минимальную заработную плату и не обременяя себя проблемами сбалансированности доходов и расходов бюджета

Первый тревожный звонок прозвучал в середине августа, когда спрос на валюту на бирже начал резко превышать ее предложение. Однако правильной реакции не последовало - Национальный банк, подчинившись окрику главе государства, предпочел продавать валютные резервы и "держать" курс. Тем более что приближалось подписание соглашения по кредиту МВФ. И уж совсем вопреки здравому смыслу последовало очередное понижение ставки рефинансирования Национального банка до 66% годовых, а его реальная ставка снизилась в сентябре до минимального в том году значения - 3,6%. Одновременно в конце августа 1995 г. было предпринято довольно топорное административное вмешательство в банковскую систему: фактически поглощение по приказу президента небольшим коммерческим банком с неубедительной репутацией крупнейшего государственного банка - Сберегательного банка. Это было крайне неудачное действо, совершенно не способствующее повышению доверия к белорусской банковской системе. Как следствие приток денег в банковскую систему практически прекратился, спрос на валюту принял ажиотажный характер. Довольно быстро она исчезла в обменных пунктах, а в ноябре были введены ограничения на ее продажу на валютной бирже. С этого момента возникла пресловутая множественность обменных курсов, которая сохранялась в течение примерно 4,5 года и, с которой белорусские денежные власти достаточно безуспешно боролись административными методами. Что, впрочем, не помешало белорусскому рублю упасть за этот период примерно в 120 раз по отношению к доллару США. Затем последовала новая инфляционная волна, достигшая максимума в 1999 г., - рост потребительских цен в 3,5 раза. То есть достигнутая к середине 1995 г. относительная финансовая стабильность, в основе которой лежала попытка стабилизации рубля, оказалась крайне непрочной и не выдержала испытания легкомысленной макроэкономической политикой. При стабильном обменном курсе (за 1995 г. белорусский рубль подешевел всего лишь на 8%) и росте внутренних цен в 3,4 раза государственные предприятия страны оказались задавленными дешевым иностранным импортом у себя дома и начали ускоренными темами терять внешние рынки. В том числе в России, от полной потери которой как потребителя белорусской продукции спас российский финансовый кризис в августе 1998 г.

Соответственно, приток свежей валюты в страну не мог компенсировать вынужденную работу рублевого "печатного станка", направленного на поддержание рахитичного экономического роста и финансирование непосильных для данной политики бюджетных расходов.[21, с. 8]

Сравнительный анализ индекса потребительских цен и ин­декса фактического кредитования говорит о тесной связи ин­фляции с кредитными вливаниями в экономику республики, осуществленными в 1991 — 1995 гг.

Результатом всего этого явилось то, что экономический кри­зис начала 90-х годов (о системном я здесь не говорю) про­явился у нас и в целом воспринялся обществом как кризис це­новой или финансовый. Инфляция (рост цен) постепенно стала главной мишенью или главным злом для белорусского прави­тельства, Президента и ряда экономистов. Но поскольку наша инфляция в весьма значительной степени была сотворена внутри республики, путем проведения в 1991-1994 гг. де­нежно-кредитной политики, то и резко снизить ее в 1995 году оказалось вполне возможно соответствующими усилиями рес­публиканских органов (Нацбанка, правительства, Минфина), направленными на сокращение темпов роста кредитной эмис­сии.

Однако экономический кризис, видимым проявлением которого являлся рост цен, продолжился в республике прежними темпами и в 1995 г., о чем однозначно свидетельствует сохране­ние негативных тенденций макроэкономическими показателями.

Всё это теперь уже позволяет сделать ряд важных и взаимосвязанных выводов:

1) инфляция в Беларуси в 1991 — 1995 гг. была порождена в основном кредитно-денежной политикой ее государственно-финансовых органов. Дальнейшее сокращение кредитной эмис­сии приведет к адекватному снижению в республике и инфля­ции. Главным условием здесь является политическая воля и же­лание республиканского руководства: Президента, парламента и Нацбанка;

2) значительное снижение инфляции в 1995 г. (в 6-ть раз по сравнению с 1994 г.) практически не отразилось на состоянии экономики РБ; оно продолжало ухудшаться. Это свидетельствует о том, что в 1991-1995 гг. рост цен стал своеобразной дымовой завесой, фактически отвлекшей на себя общественное внимание. И пока дымовая завеса не рассеется, т. е. не станет измеряться однозначной цифрой (в годовом исчислении), она будет надежно скрывать или сильно искажать реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбы­товые, инфраструктурные, финансовые и т. д.;

3) отложить решение этих проблем белорусскому правитель­ству пришлось и из-за целого ряда объективных причин, связан­ных со стремительным распадом СССР и начавшимся переделом власти и собственности. В таких условиях кредитная эмиссия предстала как самое простое и доступное средство поддержания экономики, точнее своих производителей и потребителей. И так было не только в Беларуси;

4) установление денежно-кредитной стабильности и ответст­венности, в рамках нынешней переходной экономики Беларуси, почти автоматически приведет к тому, что все социально-экономические проблемы предстанут перед глазами экономистов (да и всего общества) предельно обнаженными и субъектно-дифференцированными. Этого многие не хотят.

5) предельно низкая и полностью контролируемая инфляция станет не мнимой, а действительной реальностью в Беларуси лишь тогда, когда республикой будут предприняты решительные шаги для коренного улучшения дел в бюджетной, внешнеторго­вой, финансовой, производственной, инвестиционной и платеж­ной сферах. Главным же средством является радикальное изме­нение проводимой здесь прежде политики.

В 1996г. гиперинфляция была приостановлена. Государство в течение 1996г. увеличивало размеры денежной массы. Эта тенденция продолжалась и в течение 1997-1998гг. (необходимо было платить заработную плату, инвестировать убыточные предприятия). Однако следует отметить, что уменьшение инфляции в 1996г. основывалось на рестрикционных монетарных мерах, а не на пополнении рынка отечественными товарами и на развитии экспорта. Достигнутый Беларусью в 1997 г. рост ВВП был оплачен колоссальной инфляцией – примерно 6% инфляции на 1% роста ВВП. В 1996-1998гг. высокие темпы инфляции продолжают сохраняться, также сохраняется отрицательная процентная ставка по депозитам. В 1999г. произошел сильный рост инфляции: потребительские цены увеличились в 3,5 раза, этому способствовали в основном негативные внешние факторы:

1. неблагоприятные условия для развития сельского хозяйства;

2. последствия кризиса в РФ;

3. отсутствие внешних источников кредитования при наличии дефицита торгового баланса;

4. рост цен на нефть (потребности республики возросли в 2,5 раза) [26, с. 8]

Снижение среднемесячного прироста ЧРВК до 3,6% в 2000г. по сравнению с 9,8% в1999г. существенно изменило ситуацию в денежной сфере. Был стабилизирован рыночный курс белорусского рубля, что позволило сравнительно легко перейти на единый курс. Инфляция за 10 месяцев в 2,4 раза по производственным ценам и в 1,87 раза по потребительским ценам соразмерна суммарной рублевой денежной эмиссии (приросту денежной базы в 1,86 раза). А если учесть, что на инфляцию в 2000г. влияла значительная эмиссия в конце прошлого года, то следует констатировать, что инфляция 2000г. адекватна эмиссионной политике. С одним замечанием: рост производственных цен в этом году значительно опережает потребительские цены. Этому соответствует два объяснения:

1. девальвация официального курса через инфляцию издержек импортных энергоносителей повлияла на производственные цены;

2. существенно повысились в 2000г. долларовые цены на энергоносители (нефть). [24, с. 1-5]

В целом же, влияние денежно-кредитной политики, проводимой в 2000г., на инфляционную ситуацию можно оценить как ограничивающее.

Важнейшими задачами на 2001г. являлись:

1. Единственный способ остановить инфляцию – научиться выдавать новые кредиты за счет возврата старых. Поэтому первейшая задача на 2001г. – добиться возврата ранее выданных кредитов пусть и ценой банкротств, санации или продажи эффективному собственнику отдельных предприятий.

2. Восстановление доверия к облигациям государства. Т.к. стабильное функционирование рынка ГКО – предпосылка стабильности белорусского рубля.

3. Консолидация банковского капитала путем слияния и привлечения новых акционеров. Вместе с тем, главный стимул для акционеров – рост индекса акций того или иного банка. Нужно наладить нормальный фондовый рынок, хотя бы банковских акций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 507; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.081 сек.