Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Необходимость антиинфляционной политики, ее инструменты и направления. 3 страница




4. Очень важно Нацбанку объявить планируемую траекторию обменного курса и инфляции и добиться их максимального выполнения.

5. Исследования показали, что в условиях Беларуси стабильным является только спрос на узкие деньги. Поэтому монетарное тагетирование[1], применявшееся в 2000г. в отношении совокупной рублевой массы на 4% в месяц, а затем на 6,2%, представляется целесообразным.

6. Необходима дедолларизация расчетов, по крайней мере, с Россией. Разрешение использовать российские рубли при безналичных расчетах выведет из оффшоров многие трансакции и будет способствовать прозрачности и росту операций банков.

7. Поощрение конкуренции и отмена правил, ограничивающих развитие рынков.

Если удастся хотя бы частично решить все перечисленные задачи, то это даст возможность превысить темп роста денежной массы по сравнению с инфляцией. Это позволит увеличить денежное предложение, что приведет к росту коэффициента монетизации, к получению бюджетом сеньоража. [23, с. 1-2]

 

Таблица 3,1 Прогнозные макроэкономические показатели на 2001г.

Показатели 2000г., (оценка) 2001г., (прогноз)
ВВП 8.510 млрд. BYB 15,640-16,680 млрд. BYB
Темп роста ВВП к предыдущему году 104% 103-104%
Рост ИПЦ  
- в среднем за год 280% 160-173%
- в среднем за месяц 7% 2,5-3,5%
- декабрь к декабрю 228% 135-151%

 

Индекс роста потребительских цен был запланирован, как видно из таблицы, на уровне 135-151% за год или по 2,5-3,5% в среднем за месяц. Для сравнения, что на 2000г. этот показатель планировался значительно более высоким – 4-5% в среднем за месяц, фактически ожидается не менее – 7%. То есть инфляционные ожидания "ул. Берсона, 14" на 2001г. значительно понизились и по абсолютной величине весьма напоминают оптимистические прогнозы на 1997-1999гг., закончившиеся, как известно полным фиаско. Прогноз на 2001г. очевидно формировался под влиянием успехов в 2000г. Национального банка, сумевшего поставить под административный контроль обменный курс белорусского рубля и вынудить коммерческие банки занять свою нишу в планово-рыночной белорусской экономике. Поэтому Минэкономике было вполне позволено согласиться с вариантом официального понижения обменного курса рубля за весь будущий год всего лишь на 35% и привязать к нему нижнюю границу показателя ИПЦ.

Утверждается, что для достижения предложенного показателя инфляции прирост рублевой денежной массы не должен превышать за год 52% - 339 млрд. BYB по абсолютной величине. Только при этом условии Нацбанк брал на себя обязательство девальвировать белорусский рубль не более чем на 2% в среднем за месяц по отношению к российскому рублю и на 2,5% - к доллару. Одновременно центральный банк предлагал ограничить эмиссию на 2001г. суммой 126 млрд. BYB, что без малого на четверть превышал по реальной величине плановый показатель прироста чистого внутреннего рублевого кредита на 2001г. Причем, что касается кредитования дефицита республиканского бюджета, то Нацбанк предлагал выделить на эти цели 117 млрд. USD из его резервов. При этом совершенно неясно: эти доллары входят в величину предложенной эмиссии или же пойдут отдельно? [бр№40/2000с 7] Но уже на начало этого года прозвучали тревожные нотки. Дело было в том, что эта ситуация с ювелирной точностью повторяла события 1995г. Предпосылками этого стали:

1. Нарастание темпов прироста рублевой денежной массы, способное вызвать уже в ближайшие месяцы очередной виток инфляции.

2. Поспешное снижение ставки рефинансирования, вызванное финансовыми проблемами предприятий и банков при стабилизации обменного курса, и связанное с этим снижение доходности рублевых финансовых институтов.

3. Очевидная несбалансированность бюджетных доходов и расходов в условиях политического заказа или, лучше сказать, приказа обеспечить рост заработной платы в валютном эквиваленте.

4. Нарастающее снижение ликвидности банковской системы.

5. Подходит к концу внешнеэкономический эффект от резкого понижения обменного курса в 2000г., выразившийся в относительном повышении конкурентоспособности белорусской продукции на внешнем рынке. [25, с. 4]

Результатом всего этого стало то, что республиканский бюджет 2001г. был выполнен на 92-93%, недополучено доходов на сумму в 300 млрд. BYB. Консолидированный бюджет в целом удалось свести только за счет перевыполнения доходов местных бюджетов.

В последние годы объем рублевой эмиссии, как правило, превышал все смелые ожидания. (См. рис. 3.2)

 

 

Основная причина – это крайне неудовлетворительное финансовое состояние большинства белорусских предприятий и страх исполнительной власти перед массовой безработицей и элементарной нехваткой продуктов питания. Поскольку же данные исходные условия в 2002г. остаются неизменными, то объем рублевой эмиссии, скорее всего на конец года составит 400-450 млрд. BYB, без чистой покупки иностранной валюты. То есть прирост не менее 195%.

Запланированный на 2002 г. прирост ВВП на 4-5% в белорусских реалиях может быть достигнут только в одном единственном случае: если индекс годовой инфляции составит не менее 160-180%.

Поразительный энтузиазм, с которым депутаты-аграрии Палаты представителей Национального собрания РБ в декабре закончившегося года пытались увеличить расходную часть бюджета на финансирование АПК, соглашаясь даже либо на увеличение налога, либо на еще больший дефицит бюджета, не мог не вызвать восхищения. Не с точки зрения количественного лоббирования своих ведомственных или региональных интересов, поскольку это нормальная практика для любого парламентария, но, прежде всего со стороны демонстрации абсолютно о качественного непонимания азов экономики.

Никому даже не пришло в голову посмотреть на реалистичность представленного на 2002 г. макроэкономического прогноза, сопоставить его с аналогичными планами на предыдущий годи конечными показателями. Хотя бы за 11 месяцев. А также прикинуть, что произойдет с реальным сектором экономики, если правительство продолжит текущую практику финансовой стабилизации при сохранении "белорусской модели" управлении рыночной экономикой,

Ведь ни для кого не является секретом, что даже по официальной статистике, не учитывающей "маленькие хитрости" управленцев социалистической школы, около 40% отечественных предприятий в 2001 г. являлись убыточными. Сколько таковых окажется в 2002г.? Какими налоговыми платежами они порадуют разработчиков бюджета на 2002 год?

При ожидаемом независимыми экспертами действительном росте цен в 60-80%любое ответственное исчисление реального ВВП практически невозможно, и Минстат может назвать совершенно любой дефлятор для текущего валового продукта и, соответственно, назвать прирост в сопоставимых ценах. [21, с. 16]

По данным Министерства статистики и анализа, потребительские цены 8 марта выросли на 2,6% против 3,6% в феврале. Нацбанк рассчитывает, что в апреле инфляция не превысит 3%. А это означает сохранение высоких темпов роста цен (выше запланированных среднегодовых), поэтому ставка рефинансирования снижена всего на 5 процентных пунктов.

В целом же, по данным Министерства статистики и анализа в Беларуси, в первом квартале нынешнего года потребительские цены увеличились на 12,7% (в январе - на 6,1%, в феврале – на 3,5%, в марте на 2,6%). Это примерно половина всего запланированного нa 2002 г. роста, который, по прогнозам Совета министров и Национального бачка, должен составить 20-27%. Шансов удержать цены в намеченных рамках у правительства РБ немного, хотя возможность не допустить скачка инфляции имеется. В прошедшем году цены падали до сентября, после чего начался их резкий рост, вызванный увеличением заработной платы - предвыборным "подарком" президента. В текущем году выборов не будет, а значит, не будет и форс-мажорных обстоятельств на финансовом рынке. Более того, в результате заключения соглашений с Россией, Беларусь, возможно, начнет получать газ по более низким ценам. Но существует другая опасность. Поближе к завершению года, скорее всего, выяснится, что темпы экономического роста у нас намного ниже запланированных. Это может побудить правительство в очередной раз пожертвовать ценами и влить в страдающую недофинансированием экономику много денег, что опять приведет к скачку инфляции. Но и без этого Беларусь продолжает удерживать первое место среди стран СНГ по темпам роста цен. Так, в марте текущего года потребительские цены в России выросли на 1,1 %, а за первый квартал на 5,4% (в бюджете РФ заложено 15-16% за год).

2001г. 2002г.

 

Поэтому чтобы остановить рост цен и дальнейшее возрастание инфляции необходимо:

1. Восстановить доверие к национальной валюте, как в нутрии страны, так и за ее пределами путем неограниченной, а затем полной конвертации.

2. Стабилизировать белорусский рубль посредством:

полной и быстрой либерализации цен на все факторы производства товаров и услуг;

снятия административных ценовых ограничений на товарных рынках, рынках труда и капитала на основе антимонопольной государственной политики и конкуренции, а также либерализации внешнего рынка.

проведения жесткого контроля за процессом эмиссии со стороны Национального банка, что возможно только при его независимой политике, как этого требует закон.

3. Законодально запретить использования кредитно-денежной эмиссии для финансирования дефицита бюджета, скупки иностранной валюты, ценных бумаг, краткосрочного и особенно долгосрочного кредитования народного хозяйства;

4. Проводить политику "дорогих денег" путем активизации рынка ценных бумаг, включения купли-продажи земли и осуществления других мер в целях замедления скорости обращения рубля;

5. Ограничить бюджетный дефицит до 2% от ВВП и осуществлять его покрытие без увеличения денежной массы; ограничить налоговые льготы и дотации особенно для крупных предприятий выпускающую устаревшую продукцию

6. Либерализировать денежно-кредитный и валютный рынок, отказавшись от системы множественности валютных курсов, а также практики изъятия части валютной выручки у предприятий по фиксированному официальному курсу

7. Ввести валютный и внешнеторговый режим, а также обеспечить беспрепятственную конвертируемость национальной валюты по единому обменному курсу для текущих внешнеэкономических операций всем субъектам хозяйствования

8. Практически применять процедуры санации и банкротств предприятий для оздоровления экономики и повышения уровня их конкурентоспособности

9. Разработать систему мер гарантирующих внутренним и внешним инвесторам сохранность их вкладов и возможность беспрепятственного получения и вывоза прибыли из Белоруссии

10. Провести реструктуризацию задолженностей предприятий государству и друг другу, а также вытеснить систему бартера из взаиморасчетов субъектов хозяйствования

 

147-е место по надежности инвестирования капитала (данные международного журнала Evromoney) – это говорит о многом. Главные причины этого, и это отмечали эксперты МВФ, МБР, Евросоюза, - это отсутствие политической стабильности, медленное реформирование экономики с чрезмерным вмешательством в нее государства, постоянные изменения налогообложения и, наконец, высокий уровень инфляции.

Поэтому, подводя итог своей работы, я хочу показать некоторые общие причины, результаты, сделать выводы и, может быть, дать некоторые советы.

Республика Беларусь вступила в переходный период смены социально-экономических систем. Комплексный, системный анализ рассмотренной проблемы позволяет сформулировать комплекс мер, которые применять в ближайшие годы.

Возможные направления и меры антиинфляцион­ного воздействия на экономику, как это и было показано выше, могут существенно различаться между собой. Однако существуют некоторые общие политико-экономические условия как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиин­фляционных действий. Временному или первоначальному успеху антиинфляционных мер, я думаю, будут способствовать, и помогать следующие условия:

1) Приход к власти в стране нового руководства, которое не связано с прежним экономиче­ским курсом ни инфляционными (популистскими) обещаниями обществу, ни своим собственным материальным благополучием;

2) Потенциальная способность независимой, сильной и самостоятельной исполнительной власти решительно подавить сопротивление любых социально-экономических или лоббистских групп как жирующих на инфляции, так и не желающих идти на экономические жертвы во имя ее подавления;

3) Относительно равномер­ное распределение среди всех общественных слоев соци­ально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой;

4) Доверие большинства населения к правительству и готовность поддерживать его антиинфляционные меры или (по крайней мере) им ак­тивно не противодействовать;

5) Обеспечение частичной компенсации потерь наиболее низкооплачиваемым и экономически активным слоям населения, дабы не допустить крупных социально-политических потрясений и протестов (но такая компенсация должна быть очень выборочной и адресной);

6) Использование набора конкретных антиинфляционных мер в такой последовательности, чтобы не ущемить инте­ресы слишком многих важных социально-профессиональных групп одновременно;

7) Умение испол­нительной власти "договориться" со всеми наиболее влия­тельными силами в стране.

Если такой перелом еще не наступил и большинство экономических субъектов и гра­ждан готово мириться с инфляцией, то начинать решительную атаку на нее преждевременно. Как преждевре­менно начинать ее и в том случае, если у правительства нет заранее выработанной после инфляционной стабилиза­ционной экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами. Ибо в этом случае первона­чальный успех может легко обернуться консервацией (с последующим нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом кризиса и очередным витком ин­фляции.

Экономическим условиями, не только закрепляю­щими победу над инфляцией, но и гарантирующими дли­тельное, стабильное и поступательное развитие всей на­циональной экономики является следующее:

1)Антиинфляционная политика должна оста­ваться приоритетом № 1. Любая попытка в нынеш­них белорусских условиях увеличить денежную массу приведет к падению курса и новому витку инфляции. Запланированные параметры по курсу должны быть выполнены. При нынешней ситуации в реальном секторе и при растущем отрицательном сальдо эластичность кур­са и инфляции от эмиссии будет значительной. Вме­сте с тем рублевая денежная масса по отношению к ВВП столь мала, что без оборота нарастить экс­порт проблематично.

2) Постоянное поддержание не достаточно высоком уровне массы и нормы накопления. Это позволит активизировать в стране инвестиционный процесс и включить в него, поми­мо госбюджета, широкие слои населения, национального капитала, иностранных инвесторов.

3)Отсюда вытекает, что от дискуссии по пово­ду эмиссионных центров в союзном государстве сле­дует перейти к реальным шагам по более широкому использованию российских рублей в денежном обороте. Введению евро предшествовали европейские директивы № I и № 2 по трансграничным банковс­ким услугам, по интеграции платежных систем и платежных инструментов, по взаимному открытию отделений банков друг у друга. Над этими пробле­мами и нужно сконцентрироваться межгосударствен­ному совету. Более свободные действия российских банков и частичное использование российских руб­лей экспортерами во внутреннем обороте отнюдь не означает ускорение перехода на единую валюту. В подобных экспериментах ввод единой валюты дол­жен быть тщательно подготовлен, а различные эле­менты единого платежного пространства отработаны.

4)Достаточно жесткая денежная политика при существующих приоритетах кредитования важ­ных для государства (а не для бизнеса) субъектов хозяйствования ослабляет банковскую систему, по­этому очень важно наладить эффективную систему раннего предупреждения банкротств и анализа про­цессов во всех сегментах денежных отношений. По­лагаем, что по примеру Финляндии и Казахстана функции надзора за всеми субъектами денежных рынков (банки, страховые компании, фондовый ры­нок) должны быть сконцентрированы в Националь­ном банке. Обсуждаемая идея создания Нацио­нального ведомства по надзору, на наш взгляд, менее эффективна, так как приведет к дублирова­нию функций. Национальный банк не может полно­стью отказаться от функций надзора, иначе он не сможет выполнять в полном объеме другие функции центрального банка.

5)Поставленные задачи по привлечению инвестиции не реализуемы без активизации фондо­вого рынка и создания его современной инфраструк­туры. Эта задача должна иметь самый высокий приоритет сегодня. Ровно как и создание норматив­ной базы для выпуска белорусскими предприятиями корпоративных ценных бумаг.

 

Список литературы

 

 

1)Гальперин В.М., Гребенников П.Н. и др., под общей редакцией Тарасевича. ”Макроэкономика”. Санкт-Петербург ГУЭиФ 1997 г. 718 стр.

2)Свиридович В.А., Медведев Е.К. и др., под редакцией Лыча Т.М., Свиридовича В.А. “Инфляция в Беларуси: что, как и почему”. Минск ”Вэвэр” 1996 г. 94 стр.

3)Свиридович В.А., Медведев Е.К Меры антиинфляционного воздействия на экономику/” Инфляция: природа, сущность и регулирование”. Минск “Право и экономика” 1996 г., стр.56-90

4)Денежно-кредитные отношения Республики Беларусь. Информационно-аналитический бюллетень за 1993 г. — Национальный банк Республики Бела­русь, Минск, 1994, с. 16.

5)Республика Беларусь в цифрах. 1994. Краткий статистический сборник. — Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, Минск, 1995 г., с.74.

6)Глушаков В.Е. Вызов времени. Беларусь на пороге тысячелетий. Мн. 2000г.

7)Луссе А.В. Макроэкономика./ Учебное пособие. Санкт-Петербург. 1999г.

8)Инфляция: природа, сущность и регулирование,/ институт экономики АН Беларуси./ Васюченок В.Н., Гаврилюк В.В., Мн. 1996г.

9)Ивашковский Н.А. Макроэкономика. М. 2001г.

10)Петраков Н.А. Антиинфляционная политика – стратегия экономического развития России // Рынок ценных бумаг. – 2000. - №4. – С. 72-74.

11)Денежно-кредитная политика в первом квартале 2002г. // Белорусский банковский бюллетень. – 2002. - №15. – С. 25-27.

12)Баранова Е.П. Тагетирование инфляции, как новая разновидность антиинфляционной политики // Банковские услуги.- 2000.- №9.- С. 2-7.

13)Ковалев М.Е. Антиинфляционная политика для Республики Беларусь // Вестник Ассоциации белорусских банков.- 2000.- №48.- С. 17-24.

14)Тихонов А.О. Антиинфляционная политика: перспективы на 2001 год // Вестник Ассоциации белорусских банков.- 2000.- №38.- С. 31-37.

15)Матяс А., Крупа О. Инвестиционный климат Беларуси: направления улучшения // Белорусский банковский бюллетень.- 2001.- №10.- С. 41-56.

16)Зайцев А. Антиинфляционное регулирование // Управление капиталом.- 1997.- №3.- С. 91.

17)Браин Хенри. Инфляция в Беларуси: первые наблюдения // Экономические тенденции в Беларуси.- 1999.-июнь-сентябрь.- С. 21-26.

18)Белоусов К. Инфляция: факторы, механизм, стратегия и преодоление. // Экономист.- 1996.- №4.- С. 2-4.

19)Белорусская экономика: состояние и перспективы. // НЕГ.- 1996.- №11.

20)Шилов В. Реформирование экономики Беларуси. Программно-целевой подход.- // Беларуская думка.- 1996.- №1.

21)Бюджет на будущий год верстается с дырами // Белорусский рынок.- 2001.- №45.- С. 2,10.

22)Особенности национальной экономики: растем лежа // Белорусский рынок.- 2001.- №7.- С. 3,9.

23)Бюджет: доходы не собираем, но расходы планируем // Белорусский рынок.- 2002- №1.- С. 1-9.

24)Инфляция шествует с опережением графика // Белорусский рынок.- 2002.- №15.- С. 22.

25)Экономика на выходе меньше, чем на входе // Белорусский рынок.- 2002.- №43.- С. 1,11,20.

26)Экономика отвергает оптимистические прогнозы // Белорусский рынок.- 2002.- №38.- С. 1-2.

27)Проект бюджета на 2001 год лучится оптимизмом // Белорусский рынок.- 2001.- №40.- С. 1,7.

 

 


[1] Суть тагетирования состоит в том, что устанавливаются и объявляются целевые параметры инфляции, и далее Центробанк непрерывно прогнозирует реальную инфляцию, сравнивает с целевой и корректирует денежную политику.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.