Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социологические аспекты, особенности и преимущества интернет-СМИ




 

Сегодня любое уважающее себя периодическое издание имеет своё представительство в Интернете. Всё большее количество газет и журналов предлагают свои материалы посетителям Сети.

Нельзя не согласиться с мнением О. Карташовой о том, что э лектронные журналы и газеты уже давно стали неотъемлемой частью сетевого контента. Тысячи пользователей не спускаются к киоску или к почтовому ящику за свежей прессой, а выбирают из своих закладок Utro.ru, Gazeta.ru, Vesti.ru, Rbc.ru или другие адреса, стоящие в разделе «СМИ/Периодика различных каталогов». Интернет как медиа не имеет себе равных, специфика и преимущества электронных изданий определяются, конечно, широкими возможностями Сети[18].

Вот немногий перечень журналов, с которыми читатель может ознакомиться, не выходя из дома, включив компьютер или смартфон: «Foto & video» (http://www.foto-video.ru/), «National geographic – Россия» (http://www.national-geographic.ru/), «The New times» («Новое время»)(http://newtimes.ru/), «В мире науки» (http://www.sciam.ru/), «Вестник образования» (http://vestnik.edu.ru), «Вокруг света» (http://www.vokrugsveta.ru), «Вопросы литературы» (http://magazines.russ.ru/voplit/)[19].

На сайте «Все журналы - женские журналы, мужские журналы»[20] представлен каталог различных изданий, с которыми можно ознакомиться в сети Интернет: «BOLSHOI sport» (http://www.bolshoisport.ru) - мужской журнал нового формата, предлагающий совершенно особый взгляд на мировую спортивную индустрию под политическим и экономическим углами зрения.

«Boutique» (http://boutiquemag.ru) - глянцевый шоппинг-журнал, гид в мире одежды, обуви, косметики и аксессуаров. Миссия издания – сориентировать покупателя в коллекциях московских магазинов.

«CABINES» (http://cabines.ru) – «CABINES Russie» - русское издание самого популярного французского профессионального журнала в области косметологии, СПА и салонного менеджмента.

«CIO» (http://offline.cio-world.ru) - Практичное и актуальное издание, посвященное оптимизации бизнес-процессов предприятий в процессе внедрения и использования информационных, коммуникационных и интернет-технологий (ИКТ) во всех сферах деятельности.

«Dolce Magazine» (http://www.dolce-magazine.ru) - стиль дорогой, престижной жизни + интересная прикладная информация.

«Esquire» (http://www.esquire-russia.ru) - предназначен для умных и разборчивых мужчин - для тех, кого не прельщают дешевые сенсации, для тех, кто в состоянии оценить настоящий стиль в литературе и моде.

«Fashion Collection» (http://www.fcollection.ru)- это признанный российский глянцевый журнал о моде, «Free Тайм» (http://www.jur-jur.ru/journals/jur4403/index.html) – журнал для тех, кто готов Жить насыщенно и ценить жизнь в каждый момент времени. Будущее принадлежит тем, кто уже сегодня живет ярко и с удовольствием, созидая и наслаждаясь плодами своих усилий. Создай свой FreeТайм.

«Gala» (http://geo.ru) - один из ярких журналов о людях и многие другие.

Рассмотрим основные преимущества интернет-СМИ.

Технологические преимущества. В первую очередь, это оперативность предоставления информации. В наше время информация устаревает очень быстро, а Интернет позволяет развивать максимальную скорость доступа к ней. Существует множество разнообразных возможностей широкого использования on-line-потоков (то есть передачи информации в режиме реального времени). Это разнообразные трансляции, ленты новостей и т. д. При этом интернет-сайт не имеет ограничений по объему и времени показа.

В отличие от телевидения или радиовещания, интернет-сайт может предоставить свежую информацию в полном объеме в любое время. Любое сетевое издание может обновлять статьи столько раз в день, сколько заблагорассудится, и выдавать ленту новостей в режиме реального времени.

Преимущества электронных СМИ многие оценили во время выборов (с чего, правда, и началось противостояние «власть -интернет-общественность»), с другой стороны, Интернет позволяет накапливать и хранить информацию. То есть создавать архивы любой глубины. Вместо того чтобы подробно описывать какую-то проблему и ее развитие, автор может просто поставить гиперссылку на исходные материалы, тем самым сэкономив место.

Возможных технических решений у интернет СМИ существует масса: функция поиска, предоставление информации в любом виде (текст, картинка, графика, аудиофайл, видеофайл), push-каналы и т. д.

Однако существуют и ограничения, связанные с пользовательскими возможностями: читатель не будет дожидаться длительной загрузки страницы газеты или журнала. И еще один момент - в печатном издании можно разместить материал по вертикали, по горизонтали, диагонали и вообще сверстать газету, как угодно. В то время как у интернет версии журнала или газеты особого выбора нет - размер монитора, как правило, 15 дюймов[21].

Интерактивность. Любая редакция бумажного издания начинается с отдела писем, куда стекаются претензии, поздравления, возмущения, благодарные отклики и мнения читателей. Половина «гласа народного» теряется по дороге, часть вообще не прочитывается. Стоит ли говорить, что обратная связь с читателем интернет-издания намного проще? Это не только электронная почта, которая теперь есть у любого уважающего себя оффлайнового СМИ, но и форумы, чаты, гостевые книги, конференции. По тому самому принципу «Утром в газете - через...пару минут в куплете». А если говорить о возможностях изучения и анализа аудитории, то здесь перевес полностью на стороне онлайновых СМИ: запросы пользователей можно выявить посредством электронной анкеты (причем для получения достаточного количества результатов опроса достаточно 2-3 дней, максимум недели), можно собрать подробную статистику посещений сайта: сколько посетителей ходят на сервер, как часто, в какое время, с каких ресурсов и на какие страницы (грубо говоря, чем, собственно, читатель живет и каковы его интересы), то есть получить информацию, которая в случае с традиционными СМИ собирается методом дорогостоящих опросов.

Путь из оффлайна в онлайн. Лидером по предоставлению оперативной информации несомненно является РИА «РосБизнесКонсалтинг». Сервер РБК www.rbc.ru является одним из самых крупных и посещаемых информационных ресурсов русской Сети. Следует отметить, что, в отличие от большинства других поставщиков контента, в РБК делают основной упор именно на Интернет как на средство
распространения информации. И эта стратегия работает.

Что касается других РИА, то вслед за РБК Сеть активно осваивает «Интерфакс» (www.interfax.ru), хотя его основная лента новостей открыта только для подписчиков. Естественно, что такая закрытость ведет к тому, что посещаемость сервера «Интерфакса» в несколько раз меньше, чем посещаемость сервера РБК То же самое можно сказать и об ИТАР-ТАСС (www.itar-tass.com, www.tass.ru), которое также не готово еще открыть информационные ресурсы для свободного доступа.

Тут следует отметить, что, как показывает практика, платный доступ к общественно-политической информации не оправдывает себя, так как закрытие политлент лишает пользователя интереса к серверу агентства, что, естественно, сказывается на посещаемости и возможностях рекламной коммерции, а большая часть информации теряет свою актуальность буквально через пару минут после того, как она проходит по телеканалам или в радиоэфире и, соответственно, уже оттуда попадает в свободный сетевой доступ. Несмотря на повсеместно принятое мнение о том, что российские бумажные СМИ очень медленно и неохотно входят в Интернет, смею утверждать обратное - российские газеты уже довольно давно, более двух-трех лет назад обратили внимание на возможности Сети. Правда, в основном это утверждение верно в отношении региональной и узкопрофесиональной прессы. Как это ни странно, но газеты, имеющие скудный бюджет и маленькие производственные мощности, оказались куда мобильней гигантов бумажного рынка. Еще два года назад список газет, размещенных в Рунете, включал в себя более ста представителей региональной прессы. Впрочем, следует отметить и объективные причины столь неожиданной региональной активности. Главной из них является тот факт, что отсутствие достаточного бюджета заставляет регионалов насыщать страницы своих изданий множеством переводных материалов или перепечатками из центральных, а теперь и сетевых СМИ.

Кстати, региональные СМИ не только стали пионерами в освоении российского Интернета, но и первыми создали новые коллективные серверы, на которых представлены несколько газет региона или страны в целом. Куда более печально обстоит дело с крупными изданиями. Крупные газеты только начинают свой путь в Интернете. Причем изначально некоторые издания пытались оформлять подписку через Интернет, но эта затея провалилась, и сегодня газеты частично или полностью выкладывают свои материалы в Сеть абсолютно бесплатно. Наиболее удачные серверы у «Независимой газеты» (virww.ng.ru), «Сегодня» (www.segodnya.ru) и «Известий» (www. izvestio.ru). По интернетовским кругам довольно активно бродит слух о том, что вот-вот откроется полноценный сервер газеты «Коммерсантъ» (www. kommersant.ru). Что-то пытается сделать и газета «Ведомости» (www.vedomosti.ru), однако четкой стратегии на ее сервере в настоящий момент, к сожалению, пока не просматривается.

Западный опыт показывает, что со временем практически вся пресса будет иметь свою электронную версию в Сети, как и известные западные издания типа USA Today (usatoday.com). Ведь газеты существуют не за счет подписки, а за счет рекламы, а интернет-реклама у нас только набирает обороты.

Что касается радио и телевидения, то среди наиболее удачных примеров сервер радиостанции «Эхо Москвы» (www.echo.msk.ru), который претендует на роль одного из лидеров интернет-представительств оффлайновых СМИ. Полным ходом идет подготовка к открытию информационного мега-сер-вера НТВ (www.ntv.ru). Кроме того, в Сети представлены службы новостей РТР (www.ptp.ru), ОРТ (www.ortv.ru) и ряда региональных телестанций.

Контент-проекты в Интернете. Стоит отметить уникальность Рунета, поскольку аналога нашим интернет-газетам и журналам (существующим исключительно в Сети) на Западе не существует. Традиционные СМИ (сотни телеканалов и изданий, которые доставляются вовремя) вполне удовлетворяют запросы западного потребителя в качественной информации.

В России ситуация иная: на просторах нашей родины телеканалов не так уж много, газеты приходят с опозданием. Интернет предоставляет информацию намного более оперативно, нежели это делают печатные СМИ. И еще один момент. Большинство изданий и электронных СМИ стремятся передать информацию социально активному, материально обеспеченному и, желательно, молодому потребителю.

Особенность российской ситуации еще и в том, что российский Интернет идеально соответствует чаяниям маркетологов. Как показывают исследования, большинство пользователей Рунета имеют весьма достойный в российских условиях доход и являют собой социально активного представителя в основном мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет. Посещаемость интернет-издания при самой мощной раскрутке будет все же уступать тиражам ведущих печатных изданий, но посетители большинства контент-серверов - это именно те «сливки», к которым обращаются посредством печати, радио и телевидения. Просто у интернет-газеты они составляют подавляющее большинство читателей, а не 10-15% обычного издания.

Главными игроками на рынке интернет-газет являются «Газета.Ру», «Утро.Ру» и «Вести.Ру». «Утро. Ру» на 75% принадлежит американской компании Media Press Corp, 25% акций выкуплены РИА «РосБизнесКонсалтинг».

Это издание принципиально свободно от политических заказов и не имеет оттенка инсайдерской тусовки для своих, чем частенько грешат многие контент-проекты Рунета. Среди известных интернет-изданий можно было бы еще отметить «Русский Журнал» (www.russ.ru), а также издания, совмещающие в себе функции мониторинга информации (например, «Полит.Ру», «СМИ. Ру») или ленты новостей («Лента. Ру»)[22].

Итак, приходим к выводу о том, что с приходом инвестиций в Рунет и увеличением его аудитории ситуация на рынке контент-проектов будет постепенно меняться. Какие-то издания постепенно отомрут, но появится немало новых. Ведь содержание интернет-газеты стоит порядка 20 тысяч долларов в месяц - копейки по сравнению с обычными СМИ. Оффлайновые СМИ будут активнее выступать в Сети. Безусловно, ожидать разорения бумажных газет и вытеснения их электронными конкурентами в ближайшее время не приходится. Но уже можно смело утверждать, что интернет-СМИ по праву могут считать себя частью «четвертой власти».

Обратимся к исследованию социологических аспектов интернет-СМИ.

Автор – И. Д. Фомичева выделяет особенности ключевых социальных проблем, которые могут быть отнесены к СМИ в Сети. Социальные проблемы возникают и могут быть рассмотрены на трех уровнях: личностном, групповом, социетальном (общества в целом) [23].

Личностные проблемы связаны прежде всего с равенством/неравенством людей с точки зрения доступности получения информации и участия в обмене ею.

Эта проблема получила название цифрового неравенства. Распространение новых информационных технологий, в том числе Интернета, не только закрепляет ранее сложившееся неравенство людей по отношению к СМИ, но и усугубляет его, поскольку требует существенных затрат на приобретение соответствующего оборудования и оплаты времени, проводимого в Сети.

С увеличением числа домашних компьютеров увеличиваются и темпы роста объема получения информации в домашнем секторе, опережая соответствующий показатель в секторе корпоративном. Начиная с 2004 г. их доли стали уже равными[24].

Проблема доступности не ограничивается лишь платежеспособностью. Разнообразие выбора ресурсов не обязательно приводит к разнообразию в их реальном массовом использовании. Зачастую наблюдается редукция (сужение) разнообразия самого контента. Ведь коренное противоречие в развитии Интернета, как и традиционных массовых коммуникаций, состоит в несоответствии коммерческой основы деятельности по производству и распространению информации, с одной стороны, и общественным характером контента, - с другой.

Владельцы СМИ и журналисты для выживания своего канала отбирают ту информацию, что обеспечивает высокие рейтинги, а значит, и привлечение рекламы, получение доходов от нее.

Развитие традиционных СМИ показало, что зависимость от рекламных доходов в конечном итоге приводит к существенным деформациям в отборе информации.

В фокусе содержания СМИ оказывается довольно узкий круг ньюзмейкеров (тех, кто становится источником новостей), снижается доля общественно-политической, гражданской проблематики (образование, наука, деятельность гражданских объединений и т.п.). Все более редкими становятся дискуссии на серьезные темы, их выталкивают легковесные ток-шоу.

В каналах массовой информации снижается доля аналитических материалов, растет объем материалов с претензией на сенсацию, банальных и зачастую вымышленных «историй из жизни», многочисленные подробности вытесняют доводы и аргументы. Этот процесс был назван таблоидизацией СМИ, то есть уподоблением бульварным газетам. Это проблема доступности серьезного контента, преодоления тенденции к маркетизации (подчинению только рыночным законам) деятельности СМИ.

Пользователи Интернета интересны рекламодателям постольку, поскольку обладают более высокими потребительскими возможностями, чем остальное население. Здесь может образоваться очередной замкнутый круг: рекламодатели будут искать наиболее платежеспособных потребителей, а создатели сайтов будут всячески стараться привлечь последних, повысить свой рейтинг среди них, а для этого рассчитывать свой контент именно на них. Такие группы пользователей (они же потребители) своими предпочтениями и оценками будут усугублять неравенство, ранее уже созданное традиционными медиа. Отсутствие проблематики, близкой представителям каких-либо социальных слоев, отчуждает их от медиаканалов. А привыкание к уже сложившемуся контенту создает заколдованный круг: аудитория уже и не ждет иного, а журналисты действуют по пресловутому принципу «люди невзыскательны в пристрастиях и воспримут всё»[25].

Таким образом, речь идет о доступности не ради некой абстрактной идеи равенства, а о возможности удовлетворять потребности разных групп пользователей, получать от СМИ пропорциональную долю внимания к ним.

Еще одна проблема на личностном уровне - влияние распространения Интернета на культурные навыки людей. Одни аналитики усматривают в таком влиянии благоприятные возможности, например, в связи с ренессансом эпистолярной культуры (обмена почтовыми сообщениями). Другие опасаются того, что Интернет вытеснит ряд каналов культуры или уменьшит их роль.

Необходимо выявлять, как указанные процессы протекают в разных социальных, демографических, географических, поселенческих (большой и малый город, село) средах[26].

Следующая проблема - возможность подключения личности к участию в массовых коммуникациях. Расширение круга каналов информации само по себе не обязательно приводит к включению людей в потребление и тем более в производство информации в качестве участников обмена мнениями и тем самым - к проявлению их гражданской активности, хотя и является одним из его условий.

Уже появилось выражение «богатые СМИ - бедная демократия». Аналитики снова - ставят вопрос, неоднократно обсуждавшийся ранее в связи с традиционными СМИ: на кого же они (СМИ) все-таки рассчитаны - на граждан или на потребителей? Уже отмеченное выше сужение разнообразия содержания ориентировано как раз на потребительскую ипостась аудитории. А исследования показывают, что те, кто слабо вовлечен в массовые коммуникации, и те слои, которые слабо представлены в контенте СМИ как персонажи, субъекты мнений, авторы, как правило, слабо вовлечены и в иные социальные связи. Сам по себе Интернет здесь не причем: более активно его использующие принадлежат к более успешным социальным слоям. «Юзеры» и «лузеры» - такое обозначение людей все чаще употребляется как их разделение.

А. М. Акопов, ссылаясь на одно из исследований в США утверждает, что подавляющее большинство опрошенных не ощущают, что Интернет увеличивает их возможности участвовать в общественной жизни, влиять на политику, а ведь об этом много говорилось в связи с появлением этой технологии. Чувство неудовлетворенности, неуверенность в том, что реальное участие в общественной жизни, возможно, порождает у некоторых желание попробовать себя в новой роли, в новой маске в общении в Сети. От журналистов в значительной мере зависит, сумеют ли они сформировать такой контент и такие опции, социальные технологии, которые будут побуждать пользователей к участию в социальной жизни[27].

На личностном уровне закладывается и проблема, которая проявляется далее и на групповом, и на социетальном. Речь идет о размывании идентичности под влиянием Интернета. Во многом игровая стихия Сети, невиданное ранее множество возможностей для вступления в виртуальные связи в разных ролях и масках приводит к потере способности к самоопределению, к четкому отнесению себя к тем социальным общностям, в которые реально включена личность. Для интернет-СМИ это означает необходимость возвращать пользователей к реальной жизни, а не уводить от нее.

Групповой уровень: здесь ключевая проблема - взаимодействие так называемых органических (то есть существующих в реальной жизни, вне

Интернета) и виртуальных (то есть основанных на общении в Сети) групповых сообществ (комьюнити). В этой проблеме можно выделить два аспекта:

1) помогает ли Интернет функционированию органических комьюнити;

2) не конкурируют ли общности, образующиеся в Сети, с реальными органическими?

Одни исследователи отмечают, что в связи с распространением Интернета есть опасность уменьшения социального капитала - системы непосредственных связей между людьми, их общения, взаимопомощи, самоорганизации[28][29].

Другие опираются на представление о том, что в современном обществе психологическое объединение людей (идентичности и солидарности) по каналам опосредованной коммуникации, а не на основе непосредственных контактов, естественно и неизбежно[30].

Из ранее проведенных исследований традиционных СМИ, особенно телевидения, известны явления эскапизма, то есть ухода от жизненных реалий. Интернет многократно обостряет эту проблему с учетом интерактивности, возможности участия в эскапистских по духу виртуальных группах.

Двояким может оказаться влияние Интернета на такую малую группу, как семья. Пришедшие в дома телевизоры сначала укрепляли семейное общение: просмотр передач по единственному когда-то в семье, а то и среди нескольких соседских семей, телевизору как бы заменил иссякнувшую традицию домашнего чтения вслух. Современное телевидение с его пультами, напротив, приводит к индивидуализации просмотра: перескакивание с канала на канал делает некомфортным совместный просмотр.

Есть наблюдения, которые показывают, что овладение Интернетом поначалу сближает семью: идет бурный обмен опытом овладения новыми технологиями; возрождается практика семейной переписки. Но так ли будет какое-то время спустя? Что же касается интернет-СМИ, то вряд ли здесь стоит ждать существенных результатов в сплочении семьи, если только сам контент или какие-то опции не будут толкать на общение. Многие наблюдения говорят о том, что пока Интернет скорее разделяет поколения[31].

Социетальный уровень проблем более всего проявляется в противоречии процесса глобализации, в котором участвует и Интернет, и необходимостью национальной сплоченности, общенациональной идентификации.

Интернет трансграничен - включает людей в сообщества, не имеющие пространственных границ. А последствия колониального распада в ХХ веке, включение в население многих стран новых диаспор, рост числа очагов этнических конфликтов усложняет проблему интеграции единой политической нации как субъекта суверенитета в отдельной стране. Ведь географические и политические границы стран не исчезли.

Какую роль в этом противоречии сыграет Интернет и действующие в его среде СМИ? Их влияние будет зависеть от характера контента на конкретных сайтах [32].

К проблемам социетального уровня относится и влияние Интернета, в том числе интернет-СМИ, на развитие политических, экономических, духовных, этнических отношений в стране. Информационный порядок в Сети складывается в результате соотношения сил между тремя основными субъектами: обществом, властью и бизнесом. У каждого из них есть свои интересы, которые, в частности, связаны и с борьбой за контроль друг над другом.

Власть заинтересована в отслеживании трафика и контента в информационных ресурсах и в электронной почте.

Бизнес имеет свои представления, желание иметь как можно больше информации о партнерах, конкурентах и потребителях. Работодатели рвутся контролировать сетевое поведение своих служащих. Общество же объективно заинтересовано в прозрачности и подконтрольности деятельности власти и бизнеса[33].

Наименее защищенным оказывается общество. Зачастую в стремлении иметь доступ к ресурсам, простые пользователи поступаются своей приватностью. К концу ХХ века более 9/10 сайтов осуществляли сбор данных о пользователях. Будут ли связи через Интернет способствовать демократизации, доступу народа к управлению, формированию современного экономического сознания людей, способности информировано действовать на рынке труда и капитала, будут ли интернет-СМИ помогать людям в обмене информацией, что крайне слабо удается традиционным СМИ?

«Интернет представляет собой весьма гибкую технологию, допускающую возможность серьезных видоизменений в результате ее общественного использования и способную вызвать целый ряд социальных последствий, обнаруживаемых опытным путем, а не декларируемых заранее».[34]

Вывод.

Итак, Интернет - самая современная медийная среда, новое средство оперативного распространения и получения информации. Он взят на вооружение разными видами социальных коммуникаций, включает их в свое пространство, в свою среду. Только лишь технический канал, технология передачи информации еще не определяют типа коммуникации. Он должен быть определен через целый ряд скорее социальных, а не технологических признаков, характеризующих как канал, так и участников, содержание, цели и результаты коммуникации.

Коммуникативная функция интернет-СМИ имеет явную специфику по сравнению с традиционными СМИ, является основой для выполнения других функций. Интернет открывает разнообразные возможности для развития двустороннего общения. Для их раскрытия необходимы усилия и журналистов, и пользователей.

Основные преимущества интернет-СМИ: технологические преимущества, интерактивность, путь из оффлайна в онлайн, контент-проекты в Интернете.

С развитием Интернета и увеличением его аудитории ситуация на рынке контент-проектов будет постепенно меняться. Какие-то издания постепенно отомрут, но появится немало новых. Оффлайновые СМИ будут активнее выступать в Сети.

 

 


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЖУРНАЛА «ЭЛИТНЫЙ КВАРТАЛ» КАК СРЕДСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.058 сек.