КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социологические аспекты, особенности и преимущества интернет-СМИ
Сегодня любое уважающее себя периодическое издание имеет своё представительство в Интернете. Всё большее количество газет и журналов предлагают свои материалы посетителям Сети. Нельзя не согласиться с мнением О. Карташовой о том, что э лектронные журналы и газеты уже давно стали неотъемлемой частью сетевого контента. Тысячи пользователей не спускаются к киоску или к почтовому ящику за свежей прессой, а выбирают из своих закладок Utro.ru, Gazeta.ru, Vesti.ru, Rbc.ru или другие адреса, стоящие в разделе «СМИ/Периодика различных каталогов». Интернет как медиа не имеет себе равных, специфика и преимущества электронных изданий определяются, конечно, широкими возможностями Сети[18]. Вот немногий перечень журналов, с которыми читатель может ознакомиться, не выходя из дома, включив компьютер или смартфон: «Foto & video» (http://www.foto-video.ru/), «National geographic – Россия» (http://www.national-geographic.ru/), «The New times» («Новое время»)(http://newtimes.ru/), «В мире науки» (http://www.sciam.ru/), «Вестник образования» (http://vestnik.edu.ru), «Вокруг света» (http://www.vokrugsveta.ru), «Вопросы литературы» (http://magazines.russ.ru/voplit/)[19]. На сайте «Все журналы - женские журналы, мужские журналы»[20] представлен каталог различных изданий, с которыми можно ознакомиться в сети Интернет: «BOLSHOI sport» (http://www.bolshoisport.ru) - мужской журнал нового формата, предлагающий совершенно особый взгляд на мировую спортивную индустрию под политическим и экономическим углами зрения. «Boutique» (http://boutiquemag.ru) - глянцевый шоппинг-журнал, гид в мире одежды, обуви, косметики и аксессуаров. Миссия издания – сориентировать покупателя в коллекциях московских магазинов. «CABINES» (http://cabines.ru) – «CABINES Russie» - русское издание самого популярного французского профессионального журнала в области косметологии, СПА и салонного менеджмента.
«CIO» (http://offline.cio-world.ru) - Практичное и актуальное издание, посвященное оптимизации бизнес-процессов предприятий в процессе внедрения и использования информационных, коммуникационных и интернет-технологий (ИКТ) во всех сферах деятельности. «Dolce Magazine» (http://www.dolce-magazine.ru) - стиль дорогой, престижной жизни + интересная прикладная информация. «Esquire» (http://www.esquire-russia.ru) - предназначен для умных и разборчивых мужчин - для тех, кого не прельщают дешевые сенсации, для тех, кто в состоянии оценить настоящий стиль в литературе и моде. «Fashion Collection» (http://www.fcollection.ru)- это признанный российский глянцевый журнал о моде, «Free Тайм» (http://www.jur-jur.ru/journals/jur4403/index.html) – журнал для тех, кто готов Жить насыщенно и ценить жизнь в каждый момент времени. Будущее принадлежит тем, кто уже сегодня живет ярко и с удовольствием, созидая и наслаждаясь плодами своих усилий. Создай свой FreeТайм. «Gala» (http://geo.ru) - один из ярких журналов о людях и многие другие. Рассмотрим основные преимущества интернет-СМИ. Технологические преимущества. В первую очередь, это оперативность предоставления информации. В наше время информация устаревает очень быстро, а Интернет позволяет развивать максимальную скорость доступа к ней. Существует множество разнообразных возможностей широкого использования on-line-потоков (то есть передачи информации в режиме реального времени). Это разнообразные трансляции, ленты новостей и т. д. При этом интернет-сайт не имеет ограничений по объему и времени показа. В отличие от телевидения или радиовещания, интернет-сайт может предоставить свежую информацию в полном объеме в любое время. Любое сетевое издание может обновлять статьи столько раз в день, сколько заблагорассудится, и выдавать ленту новостей в режиме реального времени. Преимущества электронных СМИ многие оценили во время выборов (с чего, правда, и началось противостояние «власть -интернет-общественность»), с другой стороны, Интернет позволяет накапливать и хранить информацию. То есть создавать архивы любой глубины. Вместо того чтобы подробно описывать какую-то проблему и ее развитие, автор может просто поставить гиперссылку на исходные материалы, тем самым сэкономив место.
Возможных технических решений у интернет СМИ существует масса: функция поиска, предоставление информации в любом виде (текст, картинка, графика, аудиофайл, видеофайл), push-каналы и т. д. Однако существуют и ограничения, связанные с пользовательскими возможностями: читатель не будет дожидаться длительной загрузки страницы газеты или журнала. И еще один момент - в печатном издании можно разместить материал по вертикали, по горизонтали, диагонали и вообще сверстать газету, как угодно. В то время как у интернет версии журнала или газеты особого выбора нет - размер монитора, как правило, 15 дюймов[21]. Интерактивность. Любая редакция бумажного издания начинается с отдела писем, куда стекаются претензии, поздравления, возмущения, благодарные отклики и мнения читателей. Половина «гласа народного» теряется по дороге, часть вообще не прочитывается. Стоит ли говорить, что обратная связь с читателем интернет-издания намного проще? Это не только электронная почта, которая теперь есть у любого уважающего себя оффлайнового СМИ, но и форумы, чаты, гостевые книги, конференции. По тому самому принципу «Утром в газете - через...пару минут в куплете». А если говорить о возможностях изучения и анализа аудитории, то здесь перевес полностью на стороне онлайновых СМИ: запросы пользователей можно выявить посредством электронной анкеты (причем для получения достаточного количества результатов опроса достаточно 2-3 дней, максимум недели), можно собрать подробную статистику посещений сайта: сколько посетителей ходят на сервер, как часто, в какое время, с каких ресурсов и на какие страницы (грубо говоря, чем, собственно, читатель живет и каковы его интересы), то есть получить информацию, которая в случае с традиционными СМИ собирается методом дорогостоящих опросов. Путь из оффлайна в онлайн. Лидером по предоставлению оперативной информации несомненно является РИА «РосБизнесКонсалтинг». Сервер РБК www.rbc.ru является одним из самых крупных и посещаемых информационных ресурсов русской Сети. Следует отметить, что, в отличие от большинства других поставщиков контента, в РБК делают основной упор именно на Интернет как на средство
Что касается других РИА, то вслед за РБК Сеть активно осваивает «Интерфакс» (www.interfax.ru), хотя его основная лента новостей открыта только для подписчиков. Естественно, что такая закрытость ведет к тому, что посещаемость сервера «Интерфакса» в несколько раз меньше, чем посещаемость сервера РБК То же самое можно сказать и об ИТАР-ТАСС (www.itar-tass.com, www.tass.ru), которое также не готово еще открыть информационные ресурсы для свободного доступа. Тут следует отметить, что, как показывает практика, платный доступ к общественно-политической информации не оправдывает себя, так как закрытие политлент лишает пользователя интереса к серверу агентства, что, естественно, сказывается на посещаемости и возможностях рекламной коммерции, а большая часть информации теряет свою актуальность буквально через пару минут после того, как она проходит по телеканалам или в радиоэфире и, соответственно, уже оттуда попадает в свободный сетевой доступ. Несмотря на повсеместно принятое мнение о том, что российские бумажные СМИ очень медленно и неохотно входят в Интернет, смею утверждать обратное - российские газеты уже довольно давно, более двух-трех лет назад обратили внимание на возможности Сети. Правда, в основном это утверждение верно в отношении региональной и узкопрофесиональной прессы. Как это ни странно, но газеты, имеющие скудный бюджет и маленькие производственные мощности, оказались куда мобильней гигантов бумажного рынка. Еще два года назад список газет, размещенных в Рунете, включал в себя более ста представителей региональной прессы. Впрочем, следует отметить и объективные причины столь неожиданной региональной активности. Главной из них является тот факт, что отсутствие достаточного бюджета заставляет регионалов насыщать страницы своих изданий множеством переводных материалов или перепечатками из центральных, а теперь и сетевых СМИ.
Кстати, региональные СМИ не только стали пионерами в освоении российского Интернета, но и первыми создали новые коллективные серверы, на которых представлены несколько газет региона или страны в целом. Куда более печально обстоит дело с крупными изданиями. Крупные газеты только начинают свой путь в Интернете. Причем изначально некоторые издания пытались оформлять подписку через Интернет, но эта затея провалилась, и сегодня газеты частично или полностью выкладывают свои материалы в Сеть абсолютно бесплатно. Наиболее удачные серверы у «Независимой газеты» (virww.ng.ru), «Сегодня» (www.segodnya.ru) и «Известий» (www. izvestio.ru). По интернетовским кругам довольно активно бродит слух о том, что вот-вот откроется полноценный сервер газеты «Коммерсантъ» (www. kommersant.ru). Что-то пытается сделать и газета «Ведомости» (www.vedomosti.ru), однако четкой стратегии на ее сервере в настоящий момент, к сожалению, пока не просматривается. Западный опыт показывает, что со временем практически вся пресса будет иметь свою электронную версию в Сети, как и известные западные издания типа USA Today (usatoday.com). Ведь газеты существуют не за счет подписки, а за счет рекламы, а интернет-реклама у нас только набирает обороты. Что касается радио и телевидения, то среди наиболее удачных примеров сервер радиостанции «Эхо Москвы» (www.echo.msk.ru), который претендует на роль одного из лидеров интернет-представительств оффлайновых СМИ. Полным ходом идет подготовка к открытию информационного мега-сер-вера НТВ (www.ntv.ru). Кроме того, в Сети представлены службы новостей РТР (www.ptp.ru), ОРТ (www.ortv.ru) и ряда региональных телестанций. Контент-проекты в Интернете. Стоит отметить уникальность Рунета, поскольку аналога нашим интернет-газетам и журналам (существующим исключительно в Сети) на Западе не существует. Традиционные СМИ (сотни телеканалов и изданий, которые доставляются вовремя) вполне удовлетворяют запросы западного потребителя в качественной информации. В России ситуация иная: на просторах нашей родины телеканалов не так уж много, газеты приходят с опозданием. Интернет предоставляет информацию намного более оперативно, нежели это делают печатные СМИ. И еще один момент. Большинство изданий и электронных СМИ стремятся передать информацию социально активному, материально обеспеченному и, желательно, молодому потребителю. Особенность российской ситуации еще и в том, что российский Интернет идеально соответствует чаяниям маркетологов. Как показывают исследования, большинство пользователей Рунета имеют весьма достойный в российских условиях доход и являют собой социально активного представителя в основном мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет. Посещаемость интернет-издания при самой мощной раскрутке будет все же уступать тиражам ведущих печатных изданий, но посетители большинства контент-серверов - это именно те «сливки», к которым обращаются посредством печати, радио и телевидения. Просто у интернет-газеты они составляют подавляющее большинство читателей, а не 10-15% обычного издания. Главными игроками на рынке интернет-газет являются «Газета.Ру», «Утро.Ру» и «Вести.Ру». «Утро. Ру» на 75% принадлежит американской компании Media Press Corp, 25% акций выкуплены РИА «РосБизнесКонсалтинг». Это издание принципиально свободно от политических заказов и не имеет оттенка инсайдерской тусовки для своих, чем частенько грешат многие контент-проекты Рунета. Среди известных интернет-изданий можно было бы еще отметить «Русский Журнал» (www.russ.ru), а также издания, совмещающие в себе функции мониторинга информации (например, «Полит.Ру», «СМИ. Ру») или ленты новостей («Лента. Ру»)[22]. Итак, приходим к выводу о том, что с приходом инвестиций в Рунет и увеличением его аудитории ситуация на рынке контент-проектов будет постепенно меняться. Какие-то издания постепенно отомрут, но появится немало новых. Ведь содержание интернет-газеты стоит порядка 20 тысяч долларов в месяц - копейки по сравнению с обычными СМИ. Оффлайновые СМИ будут активнее выступать в Сети. Безусловно, ожидать разорения бумажных газет и вытеснения их электронными конкурентами в ближайшее время не приходится. Но уже можно смело утверждать, что интернет-СМИ по праву могут считать себя частью «четвертой власти». Обратимся к исследованию социологических аспектов интернет-СМИ. Автор – И. Д. Фомичева выделяет особенности ключевых социальных проблем, которые могут быть отнесены к СМИ в Сети. Социальные проблемы возникают и могут быть рассмотрены на трех уровнях: личностном, групповом, социетальном (общества в целом) [23]. Личностные проблемы связаны прежде всего с равенством/неравенством людей с точки зрения доступности получения информации и участия в обмене ею. Эта проблема получила название цифрового неравенства. Распространение новых информационных технологий, в том числе Интернета, не только закрепляет ранее сложившееся неравенство людей по отношению к СМИ, но и усугубляет его, поскольку требует существенных затрат на приобретение соответствующего оборудования и оплаты времени, проводимого в Сети. С увеличением числа домашних компьютеров увеличиваются и темпы роста объема получения информации в домашнем секторе, опережая соответствующий показатель в секторе корпоративном. Начиная с 2004 г. их доли стали уже равными[24]. Проблема доступности не ограничивается лишь платежеспособностью. Разнообразие выбора ресурсов не обязательно приводит к разнообразию в их реальном массовом использовании. Зачастую наблюдается редукция (сужение) разнообразия самого контента. Ведь коренное противоречие в развитии Интернета, как и традиционных массовых коммуникаций, состоит в несоответствии коммерческой основы деятельности по производству и распространению информации, с одной стороны, и общественным характером контента, - с другой. Владельцы СМИ и журналисты для выживания своего канала отбирают ту информацию, что обеспечивает высокие рейтинги, а значит, и привлечение рекламы, получение доходов от нее. Развитие традиционных СМИ показало, что зависимость от рекламных доходов в конечном итоге приводит к существенным деформациям в отборе информации. В фокусе содержания СМИ оказывается довольно узкий круг ньюзмейкеров (тех, кто становится источником новостей), снижается доля общественно-политической, гражданской проблематики (образование, наука, деятельность гражданских объединений и т.п.). Все более редкими становятся дискуссии на серьезные темы, их выталкивают легковесные ток-шоу. В каналах массовой информации снижается доля аналитических материалов, растет объем материалов с претензией на сенсацию, банальных и зачастую вымышленных «историй из жизни», многочисленные подробности вытесняют доводы и аргументы. Этот процесс был назван таблоидизацией СМИ, то есть уподоблением бульварным газетам. Это проблема доступности серьезного контента, преодоления тенденции к маркетизации (подчинению только рыночным законам) деятельности СМИ. Пользователи Интернета интересны рекламодателям постольку, поскольку обладают более высокими потребительскими возможностями, чем остальное население. Здесь может образоваться очередной замкнутый круг: рекламодатели будут искать наиболее платежеспособных потребителей, а создатели сайтов будут всячески стараться привлечь последних, повысить свой рейтинг среди них, а для этого рассчитывать свой контент именно на них. Такие группы пользователей (они же потребители) своими предпочтениями и оценками будут усугублять неравенство, ранее уже созданное традиционными медиа. Отсутствие проблематики, близкой представителям каких-либо социальных слоев, отчуждает их от медиаканалов. А привыкание к уже сложившемуся контенту создает заколдованный круг: аудитория уже и не ждет иного, а журналисты действуют по пресловутому принципу «люди невзыскательны в пристрастиях и воспримут всё»[25]. Таким образом, речь идет о доступности не ради некой абстрактной идеи равенства, а о возможности удовлетворять потребности разных групп пользователей, получать от СМИ пропорциональную долю внимания к ним. Еще одна проблема на личностном уровне - влияние распространения Интернета на культурные навыки людей. Одни аналитики усматривают в таком влиянии благоприятные возможности, например, в связи с ренессансом эпистолярной культуры (обмена почтовыми сообщениями). Другие опасаются того, что Интернет вытеснит ряд каналов культуры или уменьшит их роль. Необходимо выявлять, как указанные процессы протекают в разных социальных, демографических, географических, поселенческих (большой и малый город, село) средах[26]. Следующая проблема - возможность подключения личности к участию в массовых коммуникациях. Расширение круга каналов информации само по себе не обязательно приводит к включению людей в потребление и тем более в производство информации в качестве участников обмена мнениями и тем самым - к проявлению их гражданской активности, хотя и является одним из его условий. Уже появилось выражение «богатые СМИ - бедная демократия». Аналитики снова - ставят вопрос, неоднократно обсуждавшийся ранее в связи с традиционными СМИ: на кого же они (СМИ) все-таки рассчитаны - на граждан или на потребителей? Уже отмеченное выше сужение разнообразия содержания ориентировано как раз на потребительскую ипостась аудитории. А исследования показывают, что те, кто слабо вовлечен в массовые коммуникации, и те слои, которые слабо представлены в контенте СМИ как персонажи, субъекты мнений, авторы, как правило, слабо вовлечены и в иные социальные связи. Сам по себе Интернет здесь не причем: более активно его использующие принадлежат к более успешным социальным слоям. «Юзеры» и «лузеры» - такое обозначение людей все чаще употребляется как их разделение. А. М. Акопов, ссылаясь на одно из исследований в США утверждает, что подавляющее большинство опрошенных не ощущают, что Интернет увеличивает их возможности участвовать в общественной жизни, влиять на политику, а ведь об этом много говорилось в связи с появлением этой технологии. Чувство неудовлетворенности, неуверенность в том, что реальное участие в общественной жизни, возможно, порождает у некоторых желание попробовать себя в новой роли, в новой маске в общении в Сети. От журналистов в значительной мере зависит, сумеют ли они сформировать такой контент и такие опции, социальные технологии, которые будут побуждать пользователей к участию в социальной жизни[27]. На личностном уровне закладывается и проблема, которая проявляется далее и на групповом, и на социетальном. Речь идет о размывании идентичности под влиянием Интернета. Во многом игровая стихия Сети, невиданное ранее множество возможностей для вступления в виртуальные связи в разных ролях и масках приводит к потере способности к самоопределению, к четкому отнесению себя к тем социальным общностям, в которые реально включена личность. Для интернет-СМИ это означает необходимость возвращать пользователей к реальной жизни, а не уводить от нее. Групповой уровень: здесь ключевая проблема - взаимодействие так называемых органических (то есть существующих в реальной жизни, вне Интернета) и виртуальных (то есть основанных на общении в Сети) групповых сообществ (комьюнити). В этой проблеме можно выделить два аспекта: 1) помогает ли Интернет функционированию органических комьюнити; 2) не конкурируют ли общности, образующиеся в Сети, с реальными органическими? Одни исследователи отмечают, что в связи с распространением Интернета есть опасность уменьшения социального капитала - системы непосредственных связей между людьми, их общения, взаимопомощи, самоорганизации[28][29]. Другие опираются на представление о том, что в современном обществе психологическое объединение людей (идентичности и солидарности) по каналам опосредованной коммуникации, а не на основе непосредственных контактов, естественно и неизбежно[30]. Из ранее проведенных исследований традиционных СМИ, особенно телевидения, известны явления эскапизма, то есть ухода от жизненных реалий. Интернет многократно обостряет эту проблему с учетом интерактивности, возможности участия в эскапистских по духу виртуальных группах. Двояким может оказаться влияние Интернета на такую малую группу, как семья. Пришедшие в дома телевизоры сначала укрепляли семейное общение: просмотр передач по единственному когда-то в семье, а то и среди нескольких соседских семей, телевизору как бы заменил иссякнувшую традицию домашнего чтения вслух. Современное телевидение с его пультами, напротив, приводит к индивидуализации просмотра: перескакивание с канала на канал делает некомфортным совместный просмотр. Есть наблюдения, которые показывают, что овладение Интернетом поначалу сближает семью: идет бурный обмен опытом овладения новыми технологиями; возрождается практика семейной переписки. Но так ли будет какое-то время спустя? Что же касается интернет-СМИ, то вряд ли здесь стоит ждать существенных результатов в сплочении семьи, если только сам контент или какие-то опции не будут толкать на общение. Многие наблюдения говорят о том, что пока Интернет скорее разделяет поколения[31]. Социетальный уровень проблем более всего проявляется в противоречии процесса глобализации, в котором участвует и Интернет, и необходимостью национальной сплоченности, общенациональной идентификации. Интернет трансграничен - включает людей в сообщества, не имеющие пространственных границ. А последствия колониального распада в ХХ веке, включение в население многих стран новых диаспор, рост числа очагов этнических конфликтов усложняет проблему интеграции единой политической нации как субъекта суверенитета в отдельной стране. Ведь географические и политические границы стран не исчезли. Какую роль в этом противоречии сыграет Интернет и действующие в его среде СМИ? Их влияние будет зависеть от характера контента на конкретных сайтах [32]. К проблемам социетального уровня относится и влияние Интернета, в том числе интернет-СМИ, на развитие политических, экономических, духовных, этнических отношений в стране. Информационный порядок в Сети складывается в результате соотношения сил между тремя основными субъектами: обществом, властью и бизнесом. У каждого из них есть свои интересы, которые, в частности, связаны и с борьбой за контроль друг над другом. Власть заинтересована в отслеживании трафика и контента в информационных ресурсах и в электронной почте. Бизнес имеет свои представления, желание иметь как можно больше информации о партнерах, конкурентах и потребителях. Работодатели рвутся контролировать сетевое поведение своих служащих. Общество же объективно заинтересовано в прозрачности и подконтрольности деятельности власти и бизнеса[33]. Наименее защищенным оказывается общество. Зачастую в стремлении иметь доступ к ресурсам, простые пользователи поступаются своей приватностью. К концу ХХ века более 9/10 сайтов осуществляли сбор данных о пользователях. Будут ли связи через Интернет способствовать демократизации, доступу народа к управлению, формированию современного экономического сознания людей, способности информировано действовать на рынке труда и капитала, будут ли интернет-СМИ помогать людям в обмене информацией, что крайне слабо удается традиционным СМИ? «Интернет представляет собой весьма гибкую технологию, допускающую возможность серьезных видоизменений в результате ее общественного использования и способную вызвать целый ряд социальных последствий, обнаруживаемых опытным путем, а не декларируемых заранее».[34] Вывод. Итак, Интернет - самая современная медийная среда, новое средство оперативного распространения и получения информации. Он взят на вооружение разными видами социальных коммуникаций, включает их в свое пространство, в свою среду. Только лишь технический канал, технология передачи информации еще не определяют типа коммуникации. Он должен быть определен через целый ряд скорее социальных, а не технологических признаков, характеризующих как канал, так и участников, содержание, цели и результаты коммуникации. Коммуникативная функция интернет-СМИ имеет явную специфику по сравнению с традиционными СМИ, является основой для выполнения других функций. Интернет открывает разнообразные возможности для развития двустороннего общения. Для их раскрытия необходимы усилия и журналистов, и пользователей. Основные преимущества интернет-СМИ: технологические преимущества, интерактивность, путь из оффлайна в онлайн, контент-проекты в Интернете. С развитием Интернета и увеличением его аудитории ситуация на рынке контент-проектов будет постепенно меняться. Какие-то издания постепенно отомрут, но появится немало новых. Оффлайновые СМИ будут активнее выступать в Сети.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЖУРНАЛА «ЭЛИТНЫЙ КВАРТАЛ» КАК СРЕДСТВА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |