Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транзакция — единица общения




АНАЛИЗ ОБЩЕНИЯ

Многие из нас зачастую питают иллюзии, будто мы и окружающие нас люди говорим на одном язы­ке и всегда понимаем друг друга. На самом деле мы говорим на разных языках. Каждый несет в себе, по крайней мере, три языка: Родителя, Взрослого, Ре­бенка. Находясь в различных эго-состояниях, мы по-разному видим, слышим, чувствуем. Например, на­ходясь в Родительском или Взрослом состоянии, человек использует общепринятые понятия. Нахо­дясь в Детском состоянии, он вкладывает в них свой собственный, одному ему понятный смысл.

Одни и те же слова могут употребляться разны­ми людьми для обозначения совершенно различных явлений. Для специалиста в области анализа иног­да это бывает настолько очевидным, что часто при­ходится спрашивать собеседника, что конкретно он имеет в виду, употребляя то или иное слово. А в случае длительных взаимодействий, как это может быть при психотерапии, иногда даже составляют словарь терминов и понятий. В глубоко работающих психотерапевтических группах участники подходят к такому этапу взаимодействия, когда осознают, что понимают не все говорящееся в группе. И более

того, понимают речь только части участников груп­пы. И достижение общего понимания становится важной частью продвижения группы.

Работая в традициях анализа, мы придаем особое значение общению, взаимодействию между людьми. Анализ предлагает свое понимание общения. Где еди­ницей общения является взаимодействие (транзакция).

Транзакцияосновная единица социального общения.

Каждое взаимодействие обязательно включает в себя стимул и ответ (реакцию).

Многие имеют несколько уровней. Для нас важ­ны, пожалуй, два.

Первый — явный, или социальный уровень взаимодей­ствия. Он передается словами и является информационным.

Второй— скрытый, или психологический уро­вень. С нашей точки зрения, этот уровень точнее называть психотерапевтическим. Он передается же­стами, тоном голоса, выражением лица, позой, ча­стотой и глубиной дыхания, учащением пульса, рас­ширением зрачков, интенсивностью потоотделения. Передается невербально, является мотивационным и содержит в себе психотерапевтические послания.

Явный уровень взаимодействия воспринимается в виде информации, которую можно измерить количе­ственно, сосчитав в соответствующих единицах — словах, битах, символах. Скрытый уровень измеряется только качественно— по эффекту, оказанному на человека, принимающего послание. И здесь особен­но важно, насколько данный человек открыт и готов осознавать психотерапевтический уровень послания.

Всякое взаимодействие имеет социальный и психо­терапевтический уровни. Они могут совпадать или нет.

Четыре правила коммуникации Первое правило гласит, что все взаимодействия: с самим собой, между двумя, а также большим количе-

ством людей — можно описать семью вариантами или типами, взаимодействия. Перечислим их: уход в себя, процедура, операция, ритуал, развлечение, игра и близость. В дальнейшем мы более подробно разберем эти понятия. И каждый сможет убедиться, что они действительно позволяют охватить все вари­анты взаимодействия человека с самим собой и дру­гими людьми.

Второе правило сообщает о том, что при согла­сованности эго-состояний партнеров, то есть ког­да ответ дается из того эго-состояния, которому направлен стимул, или ведторы стимула и ответа параллельны, коммуникация может продолжать­ся неограниченно долго. При пересекающихся вза­имодействиях коммуникация прерывается. И для ее восстановления нужно, чтобы хотя бы один из участников изменил свое актуальное эго-состоя-ние.

Третье правило: результат взаимодействия опреде­ляется на скрытом, или психологическом, уровне взаимодействия, а не на явном — социальном — уровне.

Всякое взаимодействие— это обмен эмоциями, мотивациями и энергией. Одни привычно больше отдают, другие— потребляют. Среди доноров, т. е. людей, обычно передающих эмоции, мотивации и энергию, важно упомянуть детей, актеров, юморис­тов, психотерапевтов. Сюда же можно отнести и домашних животных (прежде всего собак). Это чет­вертое правило коммуникаций.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.