КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Планирование экпериментального изучения типологических особенностей произвольных движений 4 страница
Полученные данные о существовании корреляционных связей между уровнями синхронизации мозга в периоды вышеозначенных стадий развития вероятностно-прогностической деятельности, а также соотнесение ин-тегративных показателей функционирования дистантно расположенных областей мозга с характеристиками избранной субъектом стратегии поведения, очевидно, не могут быть объяснены в контексте индивидуальных особенностей локальной или последовательной активации отдельных мозговых структур. Материалы исследования свидетельствуют скорее об определенной степени сходства интегративных индивидуальных параметров мозга, характеризующих совместное функционирование лобной и затылочной областей мозга. Мозговые процессы, вовлекающие элементы различной анатомической принадлежности в единую систему, в современной психофизиологии принято рассматривать в контексте общемозговых, системных характеристик индивидуальности [28, 34, 131 и др.]. Исследование таким образом интерпретируемых индивидуальных единиц психофизиологической интеграции в поведении, несомненно, нуждается в дальнейшей разработке, уточнении понятийного аппарата, в дополнительном экспериментальном материале. На начальных этапах представленного здесь экспериментального исследования было бы преждевременным делать какие-либо категоричные выводы. На наш взгляд, сейчас возможно лишь гипотетически очертить область осмысления получаемых эмпирических фактов. Среди результатов исследования обратили на себя внимание статистические связи, обнаруженные между характеристиками синхронизации мозговых процессов антиципации и аналогичными интегративными индексами, вычисленными для разных периодов произвольных движений, действий в том числе, включенных в реализацию вероятностно-прогностической деятельности. Эти материалы свидетельствуют, что в поведении уже в период антиципации, когда создается образ будущей, еще не реализованной моторики, входящей в механизмы достижения целей действий, межсистемные мозговые отношения согласуются с ожидаемыми событиями будущего, которые только еще планируются в предстоящем движении как действии.
Образно такое согласование можно было бы сравнить со сложнейшей полифонией, в которой заранее спланирован со-настрой существенных для гармонии звучания взаимодействующих характеристик.
С другой стороны, выявленный здесь со-настрой нейрональных процессов разных этапов организации движения в поведении может при его дальнейшем изучении интерпретироваться как один из механизмов обобщения психофизиологических механизмов деятельности, важность которого для оценки природных предпосылок индивидуально-психологических различий обосновывается, в частности, В.М. Русаловым и М.В. Бодуновым [49, 131, 132]. В этой связи особый интерес представляет выявленный в работе факт соотнесенности стратегии вероятностно-прогностической деятельности и характеристик психофизиологических процессов разных уровней организации «живого движения», реализующих развивающуюся и формирующуюся деятельность. Возможно, в данном эмпирическом факте проявляется «слитие» нейронального и психологического, о котором писал еще И.П. Павлов (см. у А.В. Брушлинского [51]). Однако осмысление эмпирических материалов об интериндивидуальных вариациях пространственно-временной синхронизации в данном контексте было бы преждевременным без обращения к дифференциально-психофизиологическому плану анализа. Предмет дифференциальной психофизиологии составляют природные, конституциональные, индивидуально-стабильные особенности нервной системы, которые в то же время являются генетически обусловленными. Развитие этих представлений привело к необходимости выделить еще и психофизиологические особенности индивида как опосредующее звено между генотипом и психологическими особенностями. Предполагается при этом, что генотипические свойства могут влиять на поведение человека и на его психику лишь постольку, поскольку они влияют на психофизиологические процессы [92, 122], изучающиеся в дифференциальной психофизиологии главным образом через ЭЭГ-характеристики.
Относительно ряда таких индивидуальных особенностей в современной генетической психофизиологии показана высокая степень их генотипично-сти [122 и др.]. Однако материалы генетико-психофизиологических исследований также указывают на тот факт, что индивидуально-стабильные показатели могут не испытывать непосредственных генетических влияний (эта проблема уже упоминалась при формулировании задач диссертационной работы). Возникает вопрос, как же сочетаются эти подчас несовместимые качества? Правомерна ли одновременность такого сочетания? Некоторые пути разрешения данной проблемы могут наметить исследования функциональных систем развивающейся деятельности и, в частности, материалы, представленные в данном разделе монографии. Функциональные системы человека, как показано нами ранее [35-39], постоянно содержат в своих синдромах информационные эквиваленты бу-
дущих результатов или целей действий человека, и в этом аспекте они вариативны и подвержены регуляторным влияниям социально обусловленных детерминант (мотивационно-потребностной сферы, направленности и установок личности и т. д.). Вместе с тем указанные функциональные системы, условно названные нами квазигенетическими [37], содержат в своей структуре индивидуально-типологические факторы [35], которые, согласно нашему предположению, являются стержневыми для организации признаков индивидуальности и входят в целостные психофизиологические образования развивающейся деятельности в качестве «прасистем». По-видимому, эта системообразующая роль индивидуально-типологических симптомов создает предпосылки стабильности, индивидуализированности всего строения психофизиологических образований человека.
Отмеченное единство вариативности и стабильности функциональных систем формирующейся и развивающейся деятельности составляет важный аспект взаимодействия качеств индивида и личности в структуре индивидуальности. Следуя логике такого анализа, необходимо отметить, что развитие деятельности как непрерывный процесс является способом формирования человека, его задатков, его способностей. В этом, по существу, бесконечном процессе индивидуального развития в разного рода деятельностях существуют определенные вехи, благодаря которым, как можно предположить, становится возможным индивидуальное обобщение в психофизиологии деятельности разнородных ее составляющих с образованием надситуатив-ных синдромов нейро- и психофизиологических признаков. Поэтому в реальном поведении индивидуально-характерные синдромы психофизиологических особенностей соотносятся с индивидуально-обобщенными «блоками», такими, например, как стадия сформированности стратегии действий. Такого рода квазигенетические образования способны фиксировать в психофизиологии индивидуальности связи типа кумулятивных, свойственных для процесса психического развития, где результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, трансформируясь при этом определенным образом [92, с. 369]. Сказанное выше созвучно с мыслью Б.Г. Ананьева, полагавшего, что единичный человек как индивидуальность, может быть понят лишь как единство и взаимосвязь его свойств как личности и субъекта деятельности, в структуре которых функционируют природные свойства индивида [9]. Высказанные теоретические предположения, на наш взгляд, объясняют соотнесенность интериндивидуальных особенностей разных этапов реализации деятельности и разного рода деятельностей. Однако эта гипотеза, хотя и подкрепляется материалами данного исследования, а также фактами
ряда других работ [16, 17, 25, 56 и др.], нуждается в дополнительной проработке. Тем не менее мы полагаем, что психофизиологическая «канва» развивающейся и формирующейся деятельности является удобной моделью детального изучения единства индивида и личности в формировании индивидуальности человека. 4. 2. Типологические особенности функциональных систем в предпочтении стратегий вероятностного прогнозирования В разделе рассматриваются соотношения, выявленные между индивидуальными особенностями интегративных мозговых процессов, реализующих функциональные системы разнородных действий в периоды антиципации и сравнения, и характеристиками стратегии вероятностно-прогностической деятельности. Результаты исследования анализируются в контексте эволюционно-системного подхода к изучению человеческой индивидуальности, что дает возможность по-новому осмыслить проблему индивидуальных стилей деятельности. В этой связи эвристичной оказывается разрабатываемая В.М. Русало-вым специальная теория индивидуальности [132], позволяющая рассматривать возможность образования «надситуативных» комплексов психофизиологических признаков на основе системообразующей роли генотипа. В данном разделе исследования изучались соотношения, выделяемые между соответствующими параметрами процессов антиципации и сравнения (на основе регистрации мозговых потенциалов антиципации (ПА) и сравнения (ПС) и показателями стратегий, избираемых человеком при решении задач вероятностного прогнозирования. Учитывая то, что существует связь стратегий (как систем обобщенных приемов решения задач разных типов) и индивидуальных стилей деятельности (ИСД) (включающих своеобразную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания типологически обусловленной индивидуальности с предметными, внешними условиями [78]), можно предполагать, что материалы нашего исследования помогут по-новому «высветить» и план осмысления проблем ИСД. Теоретическим основанием первичного изучения нейро- и психофизиологического уровней реализации действий для понимания закономерностей целостной индивидуальности является сформулированная Б.Ф. Ломовым идея о том, что «генотипические особенности могут влиять на поведение человека и на его психику лишь постольку, поскольку они влияют на нейрофизиологические процессы» [92, с. 379]. В данной парадигме важное значение приобретает известное положение современной методологии о том, что любой поведенческий акт реализуется функциональной системой,
онтология которой может быть описана на физиологическом языке, а феноменология — на психологическом [162]. При этом, для исследования собственно психологических явлений информативной может стать организация элементов в системе, и в частности те ее стороны, которые связаны с закономерностями интеграции элементов в единое целое [87 и др.]. В силу сказанного в данном исследовании в качестве основного показателя использованы параметры пространственной организации активности мозга, которые занимают особое место в системных представлениях [34, 131 и др.]. Так, М.Н. Ливанов связывал явление пространственной синхронизации колебаний биопотенциалов мозга с новым качеством его функционирования, лежащим в основе психических явлений [91а]. В типологических исследованиях характеристики дистантных отношений между разными отделами головного мозга уже зарекомендовали себя в качестве перспективного феномена изучения биологических основ индивидуальности [131, 132]. Важность таких исследований постоянно подчеркивал В.Д. Небылицын, утверждая, что тесное взаимодействие мозговых образований в обеспечении их целостной работы создает и самую возможность рассматривать нервную систему в качестве регулятора целенаправленного поведения. Методика исследования, позволяющая изучать в ПА механизмы реализации вероятностно-прогностической деятельности, описана ранее. В ней ПА представлялись в виде ординат медленно развивающейся предшествующей действию волны. В данном разделе анализируются коэффициенты синхронизации ПА двух отведений, вычисленные по методу пирсоновских корреляций. ПА получены в следующих условиях регистрации: I) при обычных произвольных движениях, которые испытуемые совершали в моменты времени, выбранные по своему усмотрению; II) при счете таких действий; III) в начале формирующейся вероятностно-прогностической деятельности при частом успехе; IV) при стабилизированной деятельности в ситуациях «частый успех»; V) в начале формирующейся деятельности при редком успехе; VI) при стабилизированной деятельности и редком успехе. Мозговые потенциалы, регистрируемые после произвольного движения, включенного в вероятностно-прогностическую деятельность, условно названы потенциалами сличения (именно в эти периоды происходит сравнение, компарация ожидаемого и реально наступившего события (ПС регистрировались А.В. Васильевой в ходе совместных опытов). Избирательное суммирование биопотенциалов осуществлялось на вычислительной машине АТАС 501-20 (Япония) по 12 накоплениям отдельно для следующих четырех вариантов ситуаций опыта: 1) подтверждение прогноза появления вспышки; 2) не подтверждение прогноза появления вспышки; 3) подтверждение прогноза отсутствия вспышки; 4) неподтверждение прогноза отсут-
ствия вспышки. Синхроимпульсом, запускающим суммацию биопотенциалов, служила фотовспышка длительностью 20 мс, которая включалась автоматически через 200 мс после момента нажатия на кнопку. Коэффициенты синхронизации вычисляли для всего анализируемого временного отрезка (480 мс), а также для трех временных периодов его развития, соответствующих 0-96, 96-312, 312-480 мс. Данные фазы были избраны исходя из представлений о гетерогенной структуре МВП [28, 133, 175]. Таким образом были получены следующие показатели-коэффициенты пространственной синхронизации: 1) целого ПС в ситуации 3; 2) первой фазы ПС в ситуации 3; 3) второй фазы ПС в ситуации 3; 4) третьей фазы ПС в ситуации 3; 5) целого ПС в ситуациях 4; 6) первой фазы ПС в той же ситуации; 7) второй фазы ПС в той же ситуации; 8) третьей фазы ПС в той же ситуации; 9) целого ПС в ситуациях 2; 10) первой фазы ПС в той же ситуации; 11) второй фазы ПС в той же ситуации; 12) третьей фазы ПС в той же ситуации; 13) целого ПС в ситуациях 1; 14) первой фазы ПС в той же ситуации; 15) второй фазы ПС в той же ситуации; 16) третьей фазы ПС в той же ситуации; 17) ПА произвольных действий; 18) ПА счета движений; 19) ПА ситуации III; 20) ПА ситуации IV; 21) ПА ситуации V; 22) ПА ситуации VI (ситуации ПС обозначены арабскими, а ПА — римскими цифрами; пояснения даны в тексте). С помощью корреляционного анализа вышеперечисленные параметры были сопоставлены со следующими показателями, характеризующими стратегию поведения испытуемых, формирующуюся по ходу снятия неопределенности в вероятностно-прогностической деятельности: 23) показатель разницы между реальной частотой появления вспышки и частотой выдвижения испытуемым прогноза о ее появлении, вычисленный как средняя разность между числом вспышек и количеством нажатий на правую кнопку для 40 проб-действий, реализуемых в период формирования стратегии поведения в ходе развития деятельности; 24) дисперсия показателя 23; 25) показатель, аналогичный параметру 23, но вычисленный для периода стабилизированной стратегии поведения; 26) дисперсия показателя 25. Сопоставление ПА и ПС проведено на материале обследования 8 испытуемых. Графические изображения ПС, полученные для испытуемых Б.Б., Л.К. и А. С. в ситуациях подтверждения прогноза о появлении вспышки и в ситуациях неподтверждения прогноза об отсутствии вспышки, приведены на рис. 1. Эти изображения демонстрируют вариативность метрики потенциалов при интраиндивидуальной характерности их топологии. Так, сравнение рисунка потенциалов в двух несхожих вышеуказанных ситуациях выявляет сходство ПС одного и того же человека и различие ПС разных испытуемых. В частности, присущее исп. А.С. наложение фаз альфа-волн в периоды сличения, включенные в разные ситуации вероятностно-прогностиче-
ской деятельности, отличает его потенциалы от суммированной биоэлектрической активности исп. Б.Б., характеризующейся преобладанием сегментов медленной составляющей ПС. Визуальный анализ ПС также свидетельствует об индивидуально-характерном изменении потенциалов в разных ситуациях деятельности. Так, у исп. Б. Б. отмечается резкое увеличение ПС затылочной области в ситуациях неподтверждения прогноза редкого события. Соответствующий ПС по амплитуде в 1, 8 раза превышает потенциал, выде ленный в ситуациях подтверждения предсказания частого события. Напротив, для исп, Л. К. характерен более выраженный ПС затылка в первой из указанных ситуаций на фоне ярко выраженного ПС лба во второй ситуации. Стоит более подробно остановиться на материалах обследования исп. А. С. (забегая вперед, отметим, что эта испытуемая продемонстрировала стабильную тактику вероятностно-прогностической деятельности) (рис. 2). Затылочный ПС этой испытуемой в ситуации неподтверждения редкого события был в 1, 5 раза более выражен, чем ПС в ситуации 1. Вместе с тем в ситуации 1 у той же испытуемой выявлена яркая выраженность (в лобных отведениях) поздней фазы ПС, наблюдаемой с латентным периодом 368 мс. Этот комплекс особенностей ПС исп. А.С. в актографическом анализе поведения соотносится с тактикой завышения частоты события, вероятность наступления которого в эксперименте заметно превышала вероятность альтернативного события. Такая переоценка часто наступающего события уже неоднократно описана целым рядом авторов (см., например, обзор [131, с. 204-208]) наряду со стратегиями следования и занижения реальной частоты событий. Подобные тактики наблюдались и в наших опытах (см. рис. 2). Основательный анализ индивидуальных особенностей испытуемых в вероятноятно-прогностической деятельности осуществлен в работе В.М. Русалова, где отмечены феномены индивидуальной устойчивости стратегий поведения в разных вероятностных средах [131, с. 223-225]. Проанализируем статистические связи (коэффициенты ранговой корреляции), выявленные между указанными количественными характеристиками стратегий вероятностно-прогностической деятельности и параметрами ПА и ПС (таблица). В таблице представлены корреляции четырех характеристик стратегий с 22 параметрами ПА и ПС, которые описаны в тексте. В стадии формирования стратегии поведения (в начале опыта) степень следования вероятности часто наступающего события (показатель N 23) оказалась тесно связанной (к=0,911; р<0,001) с коэффициентом синхронизации (N 1) в период подтверждения прогноза о наступлении маловероятного события — отсутствия вспышки. В соответствии со смыслом полученных соотношений меньшая ориентация человека на выявление высоковеро-
ятного события оказывается связанной с большей выраженностью синхронизации разных областей в тот период, когда подтвердился прогноз о маловероятном событии. При этом в эксперименте имеет место прогнозируемый индивидом ход событий, подтверждающий предсказание редкого события. Из таблицы также видно, что показатель N 25 оказался в обратной зависимости от синхронности ПС третьей фазы. Здесь менее выражена ориентация на более частое событие среды в начале опыта (когда альтернативные события субъективно остаются еще равнозначными по вероятности, хотя уже начинает осознаваться относительная редкость отсутствия вспышки) связана с усилением синхронизации протекания процессов мозга в случае, если подтверждается предсказание маловероятного события. Соответствующий коэффициент корреляции (N 23-8) равен — 0,673 при р<0,05. Между рассматриваемой в данном контексте дисперсией характеристики N 23 и суммированными биоэлектрическими показателями разного рода произвольных движений выявлены четыре значимые корреляционные связи. Указанная дисперсия соотносится с показателями N 4, 17, 18, 20. В соответствии с этими данными можно заключить, что более выраженная «максималистская» стратегия формирующейся вероятностно-прогностической деятельности соотносится с: 1) более синхронными нейрофизиологическими процессами второй фазы ПС в период подтверждения прогноза о появлении частого события, большей синхронизацией ПА в период прогнозирования этого же события, однако только в стадии стабилизированного образа действий; 2) меньшей синхронизацией в мозговых процессах третьей фазы ПС при подтверждении прогноза о наступлении маловероятного события, а также менее синхронными нейрофизиологическими процессами антиципации фона (по параметру ПА простых произвольных движений). Так, частота успеха решения задачи, отражаясь в вариативности стратегии поведения, вместе с тем сказывается на психофизиологических процессах антиципации и реализации моторных актов разных стадий сформиро-ванности стратегии. Характеристика стратегии поведения в период ее стабилизации (N 25) скоррелировала с показателями N 15 и 17. С последним из этих параметров выявлена статистическая связь на 1%-ном уровне значимости. Эти факты свидетельствуют о том, что большая последовательность «максималистской» стратегии при ее сформированности соотносится с более синхронными процессами антиципации «фона» и с менее синхронными ПС второй фазы при подтверждении прогноза о появлении часто наступающего события.
Дисперсия данного показателя оказалась статистически связанной с индексами N 8 (р=0,869, р<0,01) и N 12 (к=0,738, р<0, 05). Это означает, что, чем более вариативна «максималистская» стратегия испытуемого в конце эксперимента, где образ действий уже стабилизирован, тем более синхронны ПС третьей фазы при неподтверждении прогноза об отсутствии вспышки и третьей фазы ПС в ситуациях неподтверждения прогноза о появлении вспышки. Таким образом, характеристики дисперсии стабилизированной стратегии вероятностно-прогностической деятельности отражаются в поздних компонентах ПС, когда испытуемый уже информирован о неподтверждении своего первоначального прогноза (высоко- или низковероятного) о развитии событий будущего. Кратко резюмируя результаты исследования, отметим, что индексы синхронного функционирования дистантно расположенных отделов мозга, зарегистрированные в периоды антиципации событий будущего и сравнения прогноза с реально наступившим событием, оказываются статистически связанными с характеристиками стратегии, избранной индивидом при «вероятностном обучении». При этом статистические зависимости показаны для процессов сравнения, а также антиципации, реализующей произвольные движения и действия в период стабилизированной стратегии поведения. Ситуации поиска стратегии не содержат таких связей. Обсуждение полученных в представленном разделе монографии данных о соотнесении интегративных показателей совместного функционирования областей мозга на разных этапах деятельности с характеристиками стратегии поведения, очевидно, не может основываться на общности локальной или последовательной активности отдельных уровней нервной системы. Такого рода комплексные объединения симптомов в структуре индивидуальности в современной науке наиболее полно реконструируются в логике эволюционно-системного понимания развивающихся взаимодействий человека с внешним миром [37]. При таком взгляде находят научное объяснение своеобразие реализующих произвольные действия психофизиологических механизмов, которые могут структурироваться при системообразующей роли генотипа. (В частности, известна высокая степень генотипиче-ской обусловленности потенциалов мозга, связанных с разнообразными произвольными движениями, в том числе включенными в вероятностное прогнозирование [97]. Экспериментальные факты свидетельствуют, что включенность геноти-пических признаков в функциональные системы, объективизирующиеся в процессах антиципации, определяется спецификой изучаемого момента развития деятельности, который может быть определен, в частности, в системе координат, включающих стадию сформированности стратегии поведения и прогнозируемую субъектом вероятность «успеха» (совпадения
прогноза и реальности) при решении поставленной задачи. Сочетание «крайних» полюсов упомянутой системы координат, если привлечь фактологию типологических исследований, знаменует выраженность конституциональных влияний на индивидуально-психологические особенности. Возможно, в эти периоды потенциальные одно-многозначные и много-многозначные связи между свойствами разных уровней индивидуальности уступают место актуально действующим детерминистическим зависимостям. Так, например, индивидуализированность контура регуляции монотонной деятельности (стабилизированная стратегия, высоковероятный успех решения задачи), а также экстремальных ее ситуаций (несформированный образ действий, маловероятный успех решения задачи), по данным ряда исследователей [15, 37, 60, 106, 143 и др.], структурируется (правда, существенно различным образом) под влиянием типологических особенностей индивида. Отмеченные закономерности, по-видимому, обусловливают постоянное наличие в развивающейся индивидуальности непонятных здравому смыслу «сцеплений» и «слитий» разноуровневых ее свойств, осмыслить которые принципиально невозможно с помощью привычного дедуктивного способа их анализа в контексте «мозаичных» функционально-структурных представлений о генетически обусловленных свойствах нервной системы с их многочисленными психологическими проявлениями, включающими индивидуальный стиль деятельности. Познание законов «сцепления» разнообразных индивидуальных особенностей требует обращения к эволюционно-системным, структурно-динамическим взглядам на природу индивидуальности. В таком контексте мы можем выделить один из аспектов данного комплекса проблем, связанный с косвенной конкретизацией вопросов индивидуального стиля деятельности (ИСД) и имеющий давние традиции изучения и богатый противоречиями фактологический материал. Известно, например, что специфика планирования деятельности и коррекции ошибок, очередность трудности и дробность выполняемых заданий, преимущественная опора при этом на словесно-логическую или образную информацию, предпочитаемый темп и стереотипность действий, распреде-ляемость усилий при их реализации, характер отдыха — так или иначе могут соотноситься с типологическими особенностями высшей нервной деятельности [106, 108, 143, др.]. В данном контексте часто обсуждается вопрос: достигается ли такое сопряжение путем стихийного приспособления индивида к условиям деятельности или же оно требует обращения к научным знаниям консультанта-психолога, располагающего методическими приемами объективного исследования индивидуальности. В этой связи обычно высказываются прямо противоположные мнения.
С одной стороны, считается, что совершенствование психического развития личности с ее социальными по своей сущности детерминантами, сказываясь на уровне интеллекта, само по себе способствует нахождению адекватного природной основе стиля поведения. (При этом всегда остается неясным, каким образом только рефлексивным путем человеку удается познавать и саморегулировать сложноиерархизированные комплексы индивидуальных особенностей.) Этому предположению противоречат факты, свидетельствующие, в час-тоности, о распространенной на производстве неадекватности стилевых особенностей трудовых действий, сохраняющейся в течение десятилетий и препятствующей становлению профессионального мастерства [8 и др.]. Вместе с тем указанные воззрения находят подкрепление в наблюдениях естественного развития школьников, которые, несмотря на различия природных задатков, достигали равноценных социально значимых результатов благодаря различным приемам организации жизнедеятельности [13]. С другой стороны, произвольное регулирование контура деятельности, по мнению некоторых исследователей, снижает или даже полностью исключает возможность протекания целенаправленной активности в соответствии с типологией человека. В таком контексте в научном обиходе стали возрождаться иллюзорные представления о фантомности конституциональных задатков индивидуальных различий в структуре функциональных органов, реализующих высокоинтегрированные высшие психические функции человека. Если попытаться все многообразие проявлений индивидуальных стилей (будь то своеобразие действий по достижению целей или же характерные системы приемов организации жизнедеятельности и психических процессов, полезависимость — поленезависимость, преобладание в целенаправленной активности вспомогательных или главных действий, их дискретность или непрерывность, разнообразие или однородность и т. д.) представить в системе координат развивающейся деятельности, то нетрудно заметить, что стилевые переменные как бы «фокусируют» выраженность синдромов функциональных систем определенного качества. Есть основания рассматривать устанавливаемый при этом активацион-ный уровень как некую индивидуально варьирующую «зону комфорта», сопряженную с наличными типологическими особенностями человека. Так, например, описанный в литературе индивидуальный стиль, характеризуемый тщательной подготовкой и развернутостью во времени предшествующих исполнительным актам ориентировочных операций, при подробном мысленном плане будущих действий и их последствий и наличии постоянного контроля за текущими результатами — все в комплексе неминуемо повышает как вероятность успеха в прогнозируемой ситуации, так и
уровень сформированности стратегии деятельности. Фиксируемый при этом синдром признаков, по данным ряда работ [12, 13, 17, 21 и др.], отражает со стороны природных задатков высокий уровень активированности, сочетающийся с низкими абсолютными порогами (высокой чувствительностью) и малой функциональной выносливостью (слабостью) нервной системы. По-видимому, «сопряженность» функциональных систем развивающегося поведения с индивидуально-типологическими факторами может сказываться таким образом, что индивидом предпочитается определенный тип активаций, которые, исходя из прошлого опыта, наиболее благоприятны для «режима работы» в данного рода взаимодействиях со средой. В наших экспериментах это взаимодействие характеризовалось относительной «выпуклостью» событий, познавательной мотивацией и т. д.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |