Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Разработки творческой части работы




Методические аспекты обучения декоративной композиции на внеклассных занятиях у пятых классов по изобразительному искусству

С целью выявления методических аспектов способствующих эффективному обучению - формированию системы знаний и умений при создании декоративной композиции в учебно-воспитательном процессе по изобразительному искусству у пятых классов в общеобразовательной школе, были проанализированы программы следующих авторов:

В программе по изобразительному искусству для 5-6 класса Б.М. Неменского, В.Г. Горяева, Г.Е. Гуровой, которая основана на законе 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012, Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (утвержден МОиН РФ приказом № 1897 от 17 декабря 2010 года, основное внимание уделено Декоративно-прикладному искусству в жизни человека [Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. — М., 2012. ]

Целью данной программы является: развитие целостного эстетического восприятия природы и окружающей жизни и их отображения в произведениях различных видов отечественного и зарубежного искусства. Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества — главный смысловой стержень программы основной школы. Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении.

Мы так же рассмотрели примерную программу “изобразительное искусство 5-7 кл.” автора – составителя А.А Кузина, она посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Проанализировав новые школьные образовательные программы для пятого класса по предмету: “Изобразительное искусство”, мы можем утверждать, что изучению понятия декоративной композиции, принципов и законов ее создания, а так же возможности применения полученных знаний на практике по созданию своей творческой работы, не уделяют ни достаточно внимания, ни времени. В связи, с чем мы видим необходимость во внеклассныхзанятиях для глубокого изучения декоративной композиции.

Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу. Руководящая роль педагога сохраняется и во внеклассных занятиях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, направляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. Внеклассная работа по изобразительному творчеству - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению предмета.

Основные цели внеклассной работы по предмету:

- помощь учащимся в определении устойчивых интересов к той или иной области науки, виду деятельности;

- выявление склонностей, способностей и дарований;

- расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы, но доступных пониманию учащихся;

- осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся;

- развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.

Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации. У учителя изобразительного искусства имеются большие возможности для возбуждения интереса к предмету, развития познавательной активности учащихся, осуществления трудового воспитания в процессе изучения предмета. При планировании и проведении индивидуальной внеклассной работы учителю необходимо учитывать некоторые аспекты: психологические особенности учащихся средних и старших классов, возможность рациональной организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др. Внеурочная работа объединяет учащихся в дружные коллективы, связанные общими интересами и увлечениями. Внеклассные занятия, в большей степени, чем урок, приспособлены для развития у учащихся самостоятельности в работе, творческой самостоятельности и изобретательности. Они позволяют глубже и конкретнее познакомить учащихся со многими вопросами художественного творчества, установить более тесную связь изучаемого теоретического материала с практикой его использования, привить и развить многие ценные практические навыки и умения. Внеурочные занятия имеют отличные от урока формы организации, методы и содержание. Для такой работы учитель изобразительного искусства должен быть вооружен соответствующими знаниями. Следует подчеркнуть, что не может быть успешной внеклассной работы без ее начала на уроке. Принцип единства урочной и внеурочной работы – важнейший принцип организации учебно-воспитательного процесса.

В период педагогической практики на базе МБОУ СОШ №49 с углубленным изучением отдельных предметов, на внеклассных занятиях по изобразительной деятельности у учащихся пятых классов, был проведен ряд занятий посвященных теме: “Декоративная композиция”. В рамках экспериментальной работы был проведён констатирующий эксперимент, который заключался в выявлении уровня умений школьника создавать декоративную композицию, творчески мыслить. (приложение, конспект урока)

Для анализа продуктов творческой деятельности была разработана таблица критериев, включающая в себя параметры: композиция, оригинальность, аккуратность и уровни. (приложение, таблица критериев)

Проанализировав работы, мы получили следующие результаты:

По параметру композиции (высокий уровень – 0 чел, средний уровень – 2 чел, низкий уровень – 6 чел)

По параметру оригинальности (высокий уровень – 1 чел, средний уровень – 3 чел, низкий уровень – 4 чел)

По параметру аккуратности (высокий уровень – 5 чел, средний уровень – 2 чел, низкий уровень – 1 чел)

Следует отметить, что лучше всего обучающиеся справились с работой с точки зрения аккуратности (5 человек), и с точки зрения оригинальности (1 человек), что говорит о низком уровне развития у детей поиска композиции, умении выбирать и сопоставлять предметы между собой, пытаться донести смысл и сюжет через предметы натюрморта. Но благодаря созданию декоративной композиции на внеклассных занятиях, дети смогли бы отойти от стандартной формы натюрморта или пейзажа, использовали в качестве окружения свободное тематическое пространство, что будет способствовать развитию фантазии и воображения ребенка. А так же, исходя из показателей таблицы, явно наблюдается низкий уровень по характеру оригинальности работ (1 человек), что говорит о недостаточном владении знаниями и навыками использования цвета и стиля в композиции.

Если в процессе обучения отводить больший период времени созданию декоративных композиций, то формирование знаний и умений происходит более эффективно. Так же повышается мотивация учебной деятельности за счет нестандартной формы, происходит организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.

Е.В. Шорохов в педагогическом пособии «Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе» дает подробное описание методик преподавания декоративной композиции на уроках изобразительного искусства. По его мнению учитель должен помнить отличительные особенности уроков декоративного рисования и учитывать их при организации уроков, знать разнообразные методические приемы работы и уметь их применять, правильно используя каждый из них в нужные моменты уроков.

Особенности декоративно-прикладного искусства одновременно являются и основными закономерностями композиции декоративных работ. Это относится к таким принципам, как утилитарность изображений, т. е. изображения на предметах быта, а также сами произведения декоративно-прикладного и народного искусства не являются самостоятельными, какими мы считаем картины, графические листы, плакаты и др. Изображение декоративного характера служит украшением предметов. Поэтому при разъяснении этой закономерности учитель должен доходчиво рассказать ученикам, что изобразительные элементы на предметах декоративно-прикладного искусства не могут доминировать, закрывать форму предмета. В этом случае следует привести примеры удачного и неудачного решения художественного оформления предметов быта или произведений декоративно-прикладного искусства.

Композиция узора для оформления какого-то конкретного предмета или вещи зависит от материала, из которого они изготовлены, а также цвета фона, на котором делается узор.

С изложенными принципами компоновки узора тесно переплетается вопрос о декоративной переработке форм растительного и животного мира. Степень декоративной переработки (трактовки) играет здесь важную роль, так как значительно влияет на выразительность композиции.

Учитель должен также дать ученикам представление о таких закономерностях декоративно-прикладного искусства, как ритм, симметрия, асимметрия, выделение центра. Это следует делать путем разъяснения этих понятий и показа произведений декоративно-прикладного искусства, а также лучших работ школьников.

При раскрытии таких понятий, как «ритм» и «симметрия», можно говорить с учениками о сущности композиции узора, о зависимости характера композиции от ритма, симметрии, асимметрии, выделения центра, о динамичности узора, которая зависит от степени передачи впечатления движения, яркости сочетания цветов.

Учитель должен всегда помнить, что для успешного выполнения школьниками композиций различных узоров необходимо систематически знакомить их с понятием «декоративно-прикладное искусство», показывать и анализировать произведения этого вида искусства (оформление одежды, мебели, посуды, украшения зданий).

Наглядными пособиями на уроках декоративного рисования могут быть различные схематические рисунки и таблицы, наборы открыток и плакатов по декоративно-прикладному искусству, лучшие работы школьников. Хорошим средством наглядности являются также рисунки учителя на листах бумаги или мелом на классной доске, которые показывают порядок декоративной переработки форм растительного и животного мира, последовательность построения линейной композиции узора.

В IV - VI классах на уроках декоративного рисования учитель должен продолжать укреплять и развивать те знания и умения по композиции, которые получены учениками в I-III классах.

Содержание программы по декоративному рисованию в IV-VI классах значительно расширяется и усложняется по сравнению с предыдущими. Наряду с совершенствованием умения составлять, компоновать узоры, в том числе для обоев и тканей, ученики занимаются компоновкой эскизов праздничных альбомов, плакатов, изучают художественные шрифты, составляют эскизы декораций к праздничным вечерам, эскизы карнавальных костюмов и т. д.

Знакомство с декоративной композицией и ей применение при решении разнообразных творческих задач, расширяет мировоззрение, формирует креативность, гибкость и умение творчески подходить к любому виду деятельности.


 

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.