Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оценка инвестиционной привлекательности Самарской области




Повышение инвестиционной привлекательности – одно из самых важных и приоритетных направлений деятельности муниципальных органов власти. Инвестиции играют существенную роль в решении задач социально-экономического развития территории. Средства инвесторов способствуют экономическому подъему и, в конечном итоге, улучшению качества жизни населения [2, c.255].

Безусловно, для инвесторов наиболее привлекательными, с точки зрения вложения капитала, являются муниципалитеты с высоким инвестиционным потенциалом и низким оцениваемым уровнем рисков. Инвестиционный потенциал и инвестиционные риски и будут определять инвестиционную привлекательность муниципального образования.

Инвестиционная привлекательность территории представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражается в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков. Это определение инвестиционной привлекательности может быть применимо и для городского округа.

В соответствии с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» проводится мониторинг муниципальных образований.

В целях оценки эффективности деятельности оценивается работа местных органов власти по созданию и развитию инфраструктурных объектов и их доступности для частного бизнеса, т.е. анализируются показатели инвестиционной привлекательности муниципалитетов [34, C.70].

Для улучшения инвестиционной привлекательности муниципальные органы власти должны создавать благоприятные условия для строительства жилых и коммерческих объектов, устраняя, или, по крайней мере, сокращая административные барьеры для инвесторов [60, c.140]. Например, одним из оцениваемых показателей является период времени с момента подачи документов на предоставление земельного участка до получения разрешения на его получение. Муниципалитеты, имеющие более низкое значение данного показателя, получают более высокие рейтинговые оценки [55, с. 21].

На инвестиционную привлекательность городского округа Самара оказывают влияние различные факторы: природноклиматические условия, географическое положение и т.д. При этом необходимо учитывать, что субъекта (Самарской области) инвестиционная привлекательность муниципальных образований неодинакова. Это важно учитывать при проведении мониторинга, используя соответствующие поправочные коэффициенты [38, c.570].

Как и в большинстве территорий России, в городском округа Самара основными проблемами, связанными с привлечением инвестиций в муниципальные образования, являются земельные вопросы.

В муниципалитетах практически не осталось подготовленных должным образом земельных участков для предоставления их инвесторам. Бюджетных средств для осуществления данных мероприятий недостаточно. Получается, что одним из направлений увеличения доходной части муниципального бюджета является развитие малого и среднего бизнеса, привлечение инвестиций, а чтобы это сделать, нужно выделять дополнительные бюджетные средства, которых и так недостаточно.

Инвестиционный потенциал города складывается из ряда факторов:

1.Выгодное географическое положение.

2. Пересечение важнейших автомобильных магистралей.

3. Состояние окружающей среды.

Городской округ Самара имеет достаточно хорошее географическое положение, что должно положительно сказываться на инвестиционной привлекательности муниципалитета (федерального центра, расположен на берегу реки Волга, в непосредственной близости от лесных массивов). Через город проходят федеральные трассы.

На территории муниципалитета расположены крупные промышленные предприятия. На сегодняшний день, роль муниципальных органов власти городского округа Самара по улучшению инвестиционной привлекательности сводится к созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности.

В целях оценки инвестиционной привлекательности городского округа Самара и используя методику SWOT-анализа, определим конкурентные преимущества городского округа Самара как объекта инвестиций и получателя капитальных трансфертов из вышестоящих бюджетов (табл. 2)

Географическое положение, природноклиматические условия, а также наличие производственной базы и рекреационных возможностей определяют базовое экономическое преимущество города. Практически любой сильной стороне конкурентоспособности города противопоставлена может быть ключевая проблема [51, c.55].

В рамках SWOT-анализа представляется возможным определить возможности социально-экономического развития муниципального образования, а также угрозы, которые могут препятствовать дальнейшему развитию (табл.3).

Анализ внешней среды социально-экономического развития городского округа Самара выявляет основные внешние угрозы и возможности.

Внешние угрозы:

1) изменения в федеральном и региональном законодательстве, в т. ч. налоговом;

2) колебания внешнеэкономической конъюнктуры вследствие процессов глобализации, интеграции и специализации, обострения конкурентной борьбы за ресурсы и сбыт на внутрироссийских и мировых рынках, в т. ч. в результате возможного вхождения Российской Федерации в ВТО;

3) неблагоприятный инвестиционная привлекательность в стране, обусловленный мировым финансовым кризисом, дефицитом кредитных ресурсов, неопределенностью будущего.

Благоприятными внешними условиями могут стать:

1) стабилизация политического и социального положения в России и области;

2) улучшение правовой и институциональной среды в России и области в благоприятную для инвестирования сторону.

 

Таблица 2. – Анализ конкурентных преимуществ

Сильные стороны (S) Слабые стороны (W)
   
– Развитая сеть автомобильных дорог, наличие федеральных магистралей. – Устаревание технологий и используемого оборудования в производстве.
– Наличие свободных территорий для расширения хозяйственной деятельности, в т. ч. инвестиционных площадок. – Недостаточный уровень развития малого бизнеса в промышленной, строительной и жилищно-коммунальной сферах.
– Развитая образовательная база и наличие лечебно-профилактических учреждений. – Наличие жителей, остро нуждающихся в улучшении жилищных условий.
– Предоставление услуг мобильной связи. – Неразвитая система жилищного кредитования и кредитования малого бизнеса.
– Рост номинальной заработной платы и уровня покупательной способности населения. – Достаточно высокая степень износа инженерных коммуникаций.  
– Наличие и реализация муниципальной программы социальной поддержки малообеспеченного населения района. – Состояние дорожных покрытий.  
– Наличие территорий, пригодных для жилищной застройки. – Недостаточно высокая обеспеченность финансовыми ресурсами учреждений образования, здравоохранения, физкультуры и спорта.
   
– Наличие исторических памятников. – Остаточный принцип финансирования учреждений культуры.
– Участие в государственных программах поддержки малого предпринимательства, в т. ч. фермерства. –Недостаток новых высокооплачиваемых рабочих мест.
– Наличие свободной рабочей силы.  
– Наличие отделений банков и филиалов страховых компаний.  
– Рост бюджетной обеспеченности на душу населения и налоговых поступлений.  
– Высокая деловая активность.  
– Высококвалифицированные кадры.  
– Мощная экономика с высокой степенью диверсификации.  

 

Таблица 3. – Примерный перечень возможностей и угроз

Возможности (О) Угрозы (Т)
   
– Реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве комплексе. – Истощение природных ресурсов в результате неэффективного и нерационального их использования.
   
– Эффективное использование географического положения города для привлечения инвесторов. –Ухудшение финансового положения некоторых предприятий.  
– Выпуск высококонкурентной продукции. – Нестабильность федерального и регионального законодательства.
– Развитие агропромышленного комплекса с привлечением инвесторов. – Отсутствие притока инвестиций и инноваций в экономику.  
– Реализация мероприятий по поддержке малого бизнеса и предпринимательства. – Недобросовестная конкуренция со стороны крупного бизнеса.  
– Создание и развитие системы кредитования малого бизнеса. – Недостаточно выскоий уровень политической активности населения, утрата органами местного самоуправления доверия населения.
– Эффективное использование муниципальной собственности (земли, недвижимости).  
– Улучшение качества автомобильных дорог.  

Продолжение Таблицы 3.

 

Таким образом, подводя итоги, можно сделать следующие выводы. Оценка показателей инвестиционной привлекательности очень важна при проведении мониторинга муниципальных образований в целях оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти, так как данные показатели связаны с развитием малого и среднего бизнеса, строительством и функционированием инфраструктурных объектов, с земельными вопросами и т.д. Поэтому улучшение показателей по данному направлению будут способствовать более высокому рейтингу муниципалитета и получению дополнительных финансовых ресурсов в виде гранта и других межбюджетных трансфертов на финансирование разрабатываемых программ.

В городском округе Самара разрабатывается стратегия социально-экономического развития муниципалитета на период до 2025 г. Для реализации планов социально-экономического развития муниципалитета, требуются значительные объемы инвестиций. Но кроме привлечения инвестиций, муниципальные органы власти должны разработать механизмы их эффективного использования.

Муниципальные органы власти должны стремиться к созданию наиболее благоприятных условий для развития деловой активности и бизнеса, в результате чего будут предоставлены новые рабочие места, улучшится уровень жизни населения, спрос на продукцию и услуги, что благоприятно скажется на экономических показателях муниципальных образований и эффективности деятельности муниципальных органов власти.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.