Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы управления товарным ассортиментом




Работа с ассортиментом – это и наука, и искусство. В этой области сотрудники со стажем нередко стремятся использовать рецепты своей молодости, копировать приемы, давшие эффект на прошлом месте работы. Но есть и талантливые молодые специалисты, даже пришедшие в торговлю из других областей. Они обладают свежим взглядом и творческим подходом, блестяще применяют приемы переговоров с поставщиками, но испытывают нехватку специальных знаний[30].

Ассортиментная политика предприятия – система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия на рынке и получение необходимой прибыли. Эта политика является центральным элементом коммерческой стратегии предприятия на рынке. Главной ее целью в современных условиях хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемого сегмента рынка.

Номенклатура, или товарный ассортимент, - это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров.

Товарный ассортимент характеризуется широтой (количеством ассортиментных групп), глубиной (количеством позиций в каждой ассортиментной группе) и сопоставимостью (соотношением между предлагаемыми ассортиментными группами с точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен).

Насыщенность (полнота) - это общее количество составляющих ассортимент конкретных товаров. Она характеризует степень или плотность заполнения марками товара внутри товарной линии.

Гармоничность ассортимента – это степень близости товара различных ассортиментных групп относительно их конечного использования, требования к организации производства, каналов распределения и других показателей.

Рациональность – это способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей.

Устойчивость – это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенность таких товаров – наличие устойчивого спроса на них.

Новизна – это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.

Управление ассортиментом – деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента.

Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями[31].

Для анализа методов формирования товарного ассортимента целесообразно рассмотреть методы как, АВС анализ, матрица BCG и матрицы Маркона. Данные методы отличаются между собой, в связи с этим дают достаточно полное представление о методах формирования товарного ассортимента. Выделим их преимущества и недостатки.

Метод анализа ассортимента с использованием матрицы Маркона

Специалистами фирмы Маркон для анализа ассортимента разработали матрицу "Маркон", представляющую собой простую аналитическую структуру, комбинирующую информацию важную для текущего и стратегического управления. Согласно данному методу, исходные данные группируются на качественные, определяющие типовые характеристики конкретных изделий и количественные, включающие основные экономические данные. В Методе «Маркон» используются три параметра

1. Общая валовая маржа, маржинальный доход или маржинальная прибыль (MCA):

, где P – цена единицы продукции; С – средние переменные затраты на единицу продукции; Q – количество проданных единиц продукта.

2. Валовая маржа на единицу продукции (MCU):

3. Процент валовой маржи (MCI):

Различным параметрам ассортиментной позиции присваиваются двоичные коды (0 или 1) в зависимости от того, несет она «выгоду» или «проигрыш» относительно среднего взвешенного значения ассортимента. Каждое изделие товарного ассортимента характеризуется двумя сериями двоичных кодов 0 или 1. Первая относится к «решающим» параметрам: Q, Р, С, вторая – к «контрольным»: MСА, MCU, MCI. Каждый вид продукции характеризуется последовательностью из шести цифр 0 и/или 1 в разных сочетаниях. Ассортиментные позиции, которые характеризуются одной и той же серией 0 и 1, имеют одинаковое положение на рынке. Для одновременного анализа всех видов продукции необходимо построить таблицу двойного ввода, в вертикальных колонках которой указываются тройки кодов Q, Р, С, а в горизонтальных тройки кодов МСА, MCU, MCI.

Таким образом, получается матрица, состоящая из 64 ячеек (таблица 2). Ячейки, в которых группируются ассортиментные позиции с высоким общим запасом прибыли, размещаются в верхней части таблицы. В ее нижней части размещаются ячейки, в которых группируются ассортиментные позиции с низким общим запасом прибыли.

Таблица 2

Матрица «Маркон» [32]

AUI/QPC                
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

 

Изделия с высоким удельным весом группируются в ячейках левой части таблицы. Изделия с низким удельным весом – в правой части таблицы.

Зонам даются названия, маржинальность продукта рассматривают как «энергию», а объемные показатели как «размер» (Таблица 3).

 

 

Таблица 3

Значение ячеек таблицы «Маркон» [33]

AUI/ QPC                
                 
  Большой размер     Малый размер    
  Большая энергия     Большая энергия    
                 
                 
  Большой размер     Малый размер    
  Малая энергия     Малая энергия    
                 

Метод Маркон может применяться, когда есть необходимость разработки типовых предложений для той или иной ассортиментной группы, для принятия управленческих решений по ассортименту предприятия в целом, используя при этом стратегический подход.

Рассмотренный метод МАРКОН обладает определенными достоинствами и недостатками. К его достоинствам можно отнести возможность осуществления анализа эффективности производственной и маркетинговой деятельности в сфере ассортиментной политики и других направлениях по совокупности параметров, причем это сравнение происходит одновременно. Главный недостаток метода МАРКОН — результаты анализа целиком зависят от точности отнесения переменных затрат на конкретный продукт, однако данная проблема уже не является неразрешимой для большинства отечественных предприятий.

АВС – анализ.

АВС-анализ является одним из самых известных и самых применяемых методов для формирования и оптимизации ассортимента, основывается на принципе Парето, этот подразумевает, что 20% товарных позиций могут приносить 80% прибыли (или выручки) предприятия, а 80% товарных позиций приносят лишь 20% прибыли (выручки). Таким образом, с помощью АВС-анализа можно определить более прибыльные ассортиментные позиции, а позиции с меньшей прибыльностью можно исключить из ассортимента.

Условно при АВС-анализе продукцию можно разделить на три группы: A, B и C.

Позиции А – это более доходные для предприятия ассортиментные позиции, которые приносят порядка 80% выручки (прибыли).

Позиции В – это менее доходные позиции, которые приносят предприятию порядка 15% выручки (прибыли).

И позиции С, которые приносят предприятию только 5% выручки (прибыли). Поэтому следует задуматься об исключении товаров из группы С из ассортимента.

Порядок проведения АВС-анализа

1. Определяем цель анализа (а зачем, собственно, нужен вам этот анализ?).

2. Определяем действия по итогам анализа (что будем делать с полученными результатами?).

3. Выбираем объект анализа (что будем анализировать?) и параметр анализа (по какому признаку будем анализировать?).

Обычно объектами АВС анализа являются поставщики, товарные группы, товарные категории, товарные позиции. Каждый из этих объектов имеет разные параметры описания и измерения: объём продаж (в денежном или количественном измерении), доход (в денежном измерении), товарный запас, оборачиваемость и т.д.

4. Составляем рейтинговый список объектов по убыванию значения параметра.

5. Рассчитываем долю параметра от общей суммы параметров с накопительным итогом. Доля с накопительным итогом высчитывается путём прибавления параметра к сумме предыдущих параметров.

6. Выделяем группы А, В и С: присваиваем значения групп выбранным объектам.

Методов выделения групп существует порядка десяти, наиболее применимы из них: эмпирический метод, метод суммы и метод касательных. В эмпирическом методе разделение происходит в классической пропорции 80/15/5. В методе суммы складывается доля объектов и их совокупная доля в результате - таким образом значение суммы находится в диапазоне от 0 до 200 %. Группы выделяют так: группа А — 100 %, В — 45 %, С — остальное. Достоинства метода — большая гибкость. Самым гибким методом является метод касательных, в котором к кривой АВС проводится касательная, отделяя сначала группу А, а затем С.

Вероятности возникновения спроса на материальные ресурсы А, В и С подчинены различным законам. Установлено, что в большинстве промышленных и торговых фирм примерно 75 % стоимости объёма продаж составляют всего около 10 % наименований номенклатуры (группа А), 20 % стоимости — 25 % наименований (группа В), 5 % стоимости — 65 % наименований (группа С). Существует множество способов выделения групп в ABC-анализе.

Анализ АВС широко используется при планировании и формировании ассортимента на различных уровнях гибких логистических систем, в производственных системах, системах снабжения и сбыта.

Матрица BCG.

Существует теория альтернативного использования капитала деловыми организациями, которая была разработана Брюсом Хендерсеном, научным сотрудником консультационной фирмы Boston Consulting Group.

Boston Consulting Group трансформировала концепцию жизненного цикла товара в матрицу, в основе которой лежит перераспределение капитальных вложений. Ведь в большинстве случаев не получаемая прибыль, а происходящее перераспределение потоков более точно характеризует состояние "портфеля продуктов".

Бостонская матрица классифицирует продукты, выпускаемые компанией, в соответствии с тем, какие доходы они дают компании и каких вложений требуют. При этом указанные показатели рассматриваются в соответствии с долей продукта на рынке и темпами расширения рынка.

Доля на рынке указывается в матрице в относительном выражении: в виде доли компании по отношению к доле основного конкурента. Так, например, если доля компании и основного конкурента составляют по 20%, то это соотношение будет 1:1 (по горизонтальной оси матрицы), а если компании - 20%, а конкурента - 10%, то 2:1. Доминанта доли рынка - отношение доли рынка, приходящейся на продукт компании, к доли рынка, приходящейся на продукт основного конкурента. На горизонтальной оси матрицы крайнее левое и крайнее правое значение этого показателя отражают положение, при котором доля рынка продукта соответственно в 10 раз превышает долю на рынке основного конкурента и составляет 1/10 часть от нее.

По вертикальной оси откладываются темпы роста емкости рынка (прирост валового годового продукта в %). Если рост превышает 10%, он считается высоким, если меньше 10% - низким.

Рисунок 4. Бостонская матрица [34]

Рассмотрение характеристик продуктов, находящихся в различных квадратах матрицы, проясняет сущность анализа портфеля продуктов. В общем случае руководство компании должно направлять денежные средства, образующиеся в квадрате "Дойные коровы", на продукты, оказавшиеся в квадрате "Звезда" и "Трудный ребенок" (рисунок 5).

Рисунок 5. Оптимальное направление денежных средств [35]

По мере прохождения жизненного цикла продукты могут перемещаться из одного квадрата Бостонской матрицы в другой. Идеальное направление такого перемещения продуктов представлено на рис 6.

Рисунок 6. Идеальное направление перемещения продуктов [36]

Существует достаточно большое количество всевозможных методов управления товарным ассортиментом. В рамках данной работы мы рассмотрели наиболее популярные и часто используемые.


Выводы по главе I.

Проведя анализ существующих литературных источников в области исследования можно говорить следующее:

На сегодняшний день проектное управление стало не только способом реализации отдельного вида проектов, но и способом ведения бизнеса в целом. Сейчас, проектное управление тонкой нитью проходит через всю деятельность любого развитого предприятия и не только дополняет его, но и позволяет концентрировать усилия именно там, где это необходимо.

Если рассматривать деятельность торгово – производственнных компаний на современных рынках, то можно говорить о том, что уровень конкуренции достаточно высок, все это сказывается на результатах работы организации. Одним из конкурентных преимуществ компании, всегда являлся ассортимент и ассортиментная политика. Товары и услуги, предоставляемые рынку, постоянно устаревают, появляются новые, более популярные, поэтому одной из задач хорошего руководителя является постоянная работа с ассортиментной политикой компании.

Необходимость разработки и выведения на рынок нового товара или услуги обусловлены следующими факторами: отслеживание процесса устаревания существующих товаров; расширение производства более быстрыми темпами; необходимость обеспечения увеличения рентабельности компании.

Разработка нового товара является одним из важнейших направлений маркетинговой деятельности. Для этого следует выяснить, что входит в понятие «новый товар». Новым товаром принято считать товар, поступивший в сферу потребления, имеющий по сравнению с существующими, более высокий потребительский уровень качества и обеспечивающий более полное удовлетворение потребностей.

Наиболее актуальными способами, которые можно применить для создания или изменения продукта или услуги на сегодняшний день являются:

· Изменение характеристик товаров;

· Изменение объема упаковки;

· Изменение дизайна;

· Дополнение в основной товар.

Такого рода новшества направлены на повышение эффективности бизнес-процессов, оптимизации цепочки поставок, переход к Интернет-торговле, увеличению производительности труда, росту прибыли, сокращению затрат.

Процессные новшества в компаниях-производителях обеспечивают новые методы производства и технологий, призванные обеспечить качество продуктов при сокращении издержек и времени разработок.

Сервисные компании совершенствуют обслуживание клиентов и разрабатывают новые услуги. Для того чтобы адаптироваться к условиям меняющегося рынка, компании могут изменять стратегию создания ценностей, выходить на новые рынка, вносить изменения в маркетинговый комплекс (реклама, цена, продвижение, продажи).

 


Глава II. Разработка проекта по введению дополнительного продукта в ассортиментную политику компании ООО «АМК Ресурс».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2676; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.