Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система законодательства




Понятие «законодательство» разные юристы-теоретики трактуют по-разному. Одни считают, что «под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются содержательные и структурные характеристики права»[30]. Другие полагают, что «законодательство – это структурно упорядоченная совокупность (система) нормативных правовых актов, находящихся между собой в определенном устойчивом соотношении, форма выражения объективного права»[31]. Третьи утверждают, что «законодательство – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из их видов (гражданское законодательство, уголовное законодательство и т.д.)»[32].

Важнейшим свойством законодательства, обеспечивающим его регулятивные возможности, во многом обусловливающим его эффективность, является системность. Система законодательства – это внутренняя структура, общность элементов законодательства в их единстве, взаимосвязях и взаимодействиях, опосредующая систему права и являющаяся нормативно-правовой основной правовой системы государства[33].

К числу особых признаков, которыми должна обладать система законодательства, следует отнести то, что[34]:

1. Система законодательства может создаваться только нормотворческими органами или уполномоченными должностными лицами. Перечень этих органов и лиц устанавливается соответствующими нормативными правовыми актами.

2. Система законодательства (т.е. то, что получается в результате систематизации законодательства) должна давать возможность субъектам права ссылаться на правовые нормы, изложенные в ней, при обосновании своих прав в суде и в иных случаях.

По этой причине, как представляется, неправильно утверждение, что законодательство есть «совокупность нормативных правовых актов»[35].

Нормы права излагаются нормотворческими органами и уполномоченными лицами в нормативных правовых актах посредством статей (пунктов), являющихся средствами воплощения норм права. Помимо правовых норм, выраженных в статьях (пунктах), нормативные правовые акты содержат реквизиты (дату и номер акта, его наименование, наименование органа, его принявшего, указание лица, подписавшего акт, и др.), а также иногда преамбулу (вводную, вступительную часть акта).

Однако главными элементами любого нормативного правового акта являются все же правовые нормы. Именно для их изложения принимается нормативный правовой акт. А реквизиты и преамбулы, используемые в нормативных правовых актах, всего лишь необходимое дополнение, своего рода обертка (упаковка), в которую необходимо поместить правовые нормы для того, чтобы четко указать их место среди других правовых норм иных нормативных правовых актов и изложить цели принятия данного нормативного правового акта.

В то же время если исходить из того, что законодательство есть совокупность нормативных правовых актов, то, естественно, отмена нескольких нормативных правовых актов и принятие вместо них одного нормативного правового акта или, напротив, издание нескольких нормативных правовых актов вместо одного отмененного явно приводят к изменению количества и структуры действующих нормативных правовых актов. А раз изменились их количество и структура и при этом одни акты перестали действовать, а другие вступили в силу, следовательно, необходимо было бы сделать вывод, что образовалась новая система законодательства.

Однако это утверждение неправомерно, поскольку все ранее действовавшие нормы права остались неизменными и, соответственно, все изложенные ими права и обязанности субъектов права и правила их поведения остались неизменными. Следовательно, правильным можно считать только утверждение, что элементарными частицами системы законодательства являются нормы права, изложенные в нормативных правовых актах.

Из этого утверждения можно сделать вывод, что законодательство состоит из норм права, а не из нормативных правовых актов. Нормативные правовые акты есть всего лишь подсистемы (части системы законодательства), в которых нормотворческий орган или уполномоченное лицо помещают определенный набор норм права. Кроме того, нормотворческий орган или уполномоченное лицо могут менять текст статьи нормативного правового акта, стремясь каждый раз более ясно довести до субъектов права суть правовой нормы, но при этом сама суть правовой нормы может оставаться неизменной.

Система законодательства государства находится в постоянном развитии. При этом оно должно всегда оставаться внутренне согласованным и логически завершенным. Это достигается с помощью систематизации. Системность законодательства специалистами рассматривается не только как один из основных факторов повышения его качества и результативности воздействия на регулирование общественных отношений, но и как показатель качества законотворческой работы[36].

Исходя из семантического значения понятия «систематизация законодательства», следует, что систематизация законодательства – это процесс приведения (упорядочения) норм законодательства в систему.Процесс совершенствования (систематизации) законодательства бесконечен как по причине постоянного изменения общественных отношений, так и в связи с необходимостью постоянно совершенствовать форму изложения правовых норм в статьях (пунктах) нормативных правовых актов. Из этого следует, что под систематизацией законодательства следует понимать процесс совершенствования размещения отдельных правовых норм в различных нормативных правовых актах, улучшения качества изложения и повышения эффективности правовых норм.

Процесс приведения отдельных норм права в систему заложен в самом ходе нормотворчества. Он происходит в процессе придания правовым нормам формы статей, пунктов, подпунктов нормативных правовых актов, а также присвоения этим актам даты их принятия и номера, указывающих на определенное место каждого нормативного правового акта и соответственно на место изложенных в нем правовых норм в общей системе законодательства.

В настоящее время среди ученых-юристов нет единого мнения относительно количества форм систематизации законодательства. Одни считают, что существует две формы систематизации законодательства – инкорпорация и кодификация[37]; другие утверждают, что их три – инкорпорация, консолидация и кодификация[38]; третьи настаивают, что их четыре – учет, инкорпорация, консолидация и кодификация[39]; четвертые предлагают пять форм – учет, инкорпорация, консолидация, кодификация и создание сводов законодательства[40]. Кроме того, в составе каждой из этих форм систематизации законодательства разные авторы предлагают их деление на отдельные подформы.

Следует отметить, что инкорпорация – это вид систематизации, т.е. такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно.

Высшая ступень систематизации законодательства – кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права.

Консолидация является особым видом систематизации, при которой объединяются два или несколько нормативно-правовых актов, имеющих один и тот же предмет правового регулирования, в единый нормативный акт. Однако при консолидации содержание отдельных нормативно-правовых актов не изменяется и не дополняется, а в прежнем виде включается в новый правовой акт. Консолидация может послужить промежуточным этапом между инкорпорацией и кодификацией.

Законодательство Российской Федерации – это совокупность всех действующих (вступивших в законную силу и не прекративших действия) на территории Российской Федерации нормативно-правовых актов и иных форм права. Законодательство Российской Федерации включает в себя:

а) федеральное законодательство – нормативные правовые акты, принятые и изданные федеральными органами законодательной власти, главой государства и органами исполнительной власти либо принятые в результате всероссийского референдума, а также постановления Конституционного Суда РФ;

б) межрегиональное законодательство, включающее в себя нормативные договоры Российской Федерации с субъектами и субъектов между собой, а также управленческие соглашения;

в) региональное законодательство – законодательство субъектов Российской Федерации – нормативные правовые акты, принятые и изданные органами государственной власти субъектов РФ либо принятые в результате регионального референдума, а также постановления конституционных (уставных) судов субъектов РФ;

г) местный уровень законодательства – нормативные правовые акты, принятые и изданные органами местного самоуправления (муниципальные нормативные правовые акты), а также принятые в результате местного референдума.

Российское законодательство можно характеризовать следующим образом:

а) оно представляет собой целостную законодательную систему со своими задачами, принципами, взаимосвязанными составными элементами и является основной частью правовой системы Российской Федерации (это понятие содержится в п. 4 ст. 15 Конституции РФ);

б) установлены официальная классификация законов и их соотношение между собой, процедуры предотвращения и преодоления юридических коллизий;

в) определены субъекты законодательной компетенции на уровне Федерации и ее субъектов;

г) регламентирован законодательный процесс;

д) проводится структуризация законодательного массива и его членение на отрасли, подотрасли, институты, нормативные массивы;

е) российское законодательство является действующим и применяемым.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.