Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль интернет-сми и социальных сетей в современном обществе




РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ТЕХНОЛОГИИ СКД (ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

В первой главе автор рассмотрит технологический подход в решении проблем современной культурной политики в регионе, роль Интернет-СМИ и социальных сетей в решении данных проблем, затронув разные точки зрения специалистов социально-культурной деятельности и культурологии, а так же рассмотрит информационно-просветительские технологии в региональных Интернет-СМИ. Над этими вопросами работали: Ариарский, А. И., Жарков, А. Д., Болотников И. М., Козлова Т. В., Куличкина Г.В., Звездин В.Я. и многие другие.

Социально-культурная деятельность как явление культуры, предмет государственной культурной политики и существенный фактор становления и развития гражданского общества утвердила себя лишь в последние десятилетия, но уже сегодня она принципиально опередила предшествовавшие ей формы духовной жизни тем, что опирается не на мысли отдельных философов или ораторов эллинской эпохи, создававших вокруг себя оазисы процветания культуры, не на утопические идеи просветителей XVIII века; не на опыт культурно-просветительной работы в СССР, содержание и методика которой предопределялась лишь решениями правящей партии. Бесспорное преимущество современной социально-культурной деятельности проявляется в опоре на научное осмысление сущности и природы процесса организации взаимодействия людей, создающих, осваивающих, сохраняющих и распространяющих значимые ценности культуры. И решающую роль в этом сыграли инновационные технологии социально-культурной деятельности, в частности в виртуальном пространстве Интернета.

В современном, полном противоречий мире сложнейший процесс становления личности не укладывается в традиционные рамки семьи и учебно-воспитательных учреждений, на нем все более активно сказывается социализирующее влияние средств массовой информации, трудовых коллективов, общественных организаций, круга общения, всей микросреды формирующейся личности. Механизм хоминизации, социализации и инкультурации раскрывает прикладная культурология, которая, в свою очередь, широко опирается на методики, веками наработанные отечественной и сравнительной педагогикой. Это в значительной мере обусловлено тем, что, с одной стороны, педагогическая наука и педагогическая практика унаследовали лучшие, уходящие в далекое прошлое приемы и способы стимулирования гармонического развития личности, а с другой, следуя духу времени, активно используют для этого новейшие достижения общей и социальной психологии, социологии, этики, эстетики, теории управления и других наук.[1]

Процесс становления педагогической культурологии осуществляется достаточно активно, но он далеко не завершен. От нового направления культурологического знания наука и практика ждут ответов на многие вопросы, а именно, каким образом:

- приобретаются, расширяются, углубляются, обновляются и приводятся в систему знания о сложившихся ценностях культуры;

- формируются интеллектуальные и практические навыки и умения в сфере социального, научно-технического и художественного творчества;

- осваиваются, сохраняются, распространяются и воспроизводятся ценности культуры;

- какими путями, средствами и методами нужно решать задачи передачи из поколения в поколение социально-культурного опыта;

- обеспечить усвоение формирующейся личностью способов регуляции социального бытия, формирования в каждом человеке повседневной практической культуры, культуры труда, познания, быта, досуга, делового и неформального общения.

Анализ современной социокультурной ситуации в России свидетельствует об углублении противоречий между принятыми моделями развития и отече­ственной историко-культурной традицией, о нарастании процессов смыслоутраты, нарушении механизмов преемственности и самовозобнавляемости культуры, ограничении доступности ее ценностей. Государство отвечает за самовозобнавляемость культуры в стране: за образование, за свободу творчества при полном его невмешательстве в творческую жизнь. Культура во всех ее формах имеет право на финансовую поддержку со стороны государства. Культурная политика государства должна учитывать деятельность всех социальных институтов, участвующих в культурном строительстве, создавать соответствующие механизмы осуществления этой политики на межведомственной основе.

Важно сделать культуру «цементом общества», посредником между го­сударством и обществом. Именно в культуре, а не в проекте государства общество должно найти свою систему ценностей. Культуре в трансформации общества должно принадлежать особое место. Власть не должна использовать культуру как инструмент против общества. Возрождение России возможно только благодаря культуре, а не идеологии. Основные принципы культурной политики государством законодательно закреплены и по сути своей мало чем отличаются от аналогичных законодательных норм других стран. Что же касается реальной деятельности государства в области культуры, то она находится в явном проти­воречии с принятыми законами. За последние годы отечественная культура развивалась не столько благодаря, сколько вопреки им при явном дефиците внимания со стороны властей и растущем беспокойстве за судьбу культуры российской общественности. В сложившихся условиях нарастает процесс «раскультуривания» населения: снижение интереса молодежи к образованию (точным знаниям); вытеснение культурной деятельности из структуры досуга населения бездуховными, отупляющими разум и чувства развлечениями; выезд одаренной молодежи и интеллектуальной элиты за рубеж. Духовный разрыв между поколениями не только подрывает современные возможности развития общества, но и обрекает его на прозябание на десятилетия.[2]

Причинами неэффективной практики управления процессами формирования федеральной культурной политики являются следующие. Продолжается примат политики и идеологии в области культуры, сохраняется «остаточный подход» к гуманитарной деятельности на уровне государственного управления и финансирования. Наблюдается недооценка негативной реакции обширного слоя образованной части россиян на ориентацию власти на прозападные духовные ценности, экспансию западной массовой культуры. Часто власть игнорирует проблемы творческой молодежи, не создает достаточных условий для ее самореализации и притока в сферы культуры, недооценка властью унизительного социально-экономического положения большинства групп интеллигенции, работников культуры. Общество в своем обновлении вряд ли достигнет успеха, если не будет опираться на факторы культуры. Без единого культурного пространства не может быть в полиэтнической стране единой политики и экономики.

В российском обществе, с одной стороны, усилились процессы демокра­тизации культурной деятельности: складываются предпосылки для свободы творчества; вовлеченности в культурные процессы широких групп населения, а с другой стороны, вторжение в сферу культуры рыночной стихии привело к ее заметной коммерциализации и снижению качества. Сложные и неоднознач­ные процессы, происходящие в российской культуре, характеризуются: утратой духовно-нравственных ориентиров развития общества; вымыванием из общественного сознания традиционных ценностей и заменой их на инокультурные; децентрализацией управления отраслью культуры, ее регионализацией; хроническим недофинансированием. Кризис культурной политики вызван несоответствием традиционных теоретических моделей изменившейся социокультурной ситуации, декларативным характером государственной политики в сфере культуры, допущенными ошибками в определении приоритетов развития социокультурной сферы, отсутствием стратегически выверенных и научно-обоснованных направлений культурной политики на федеральном и региональных уровнях, отсутствием в системе структур власти элементов, способных оценивать реальные проблемы и отражать их в форме государственных решений.

Решение данных проблем во многом зависит от концептуальной обосно­ванности и технологической оснащенности культурной политики на регио­нальном уровне. Именно в регионах складывается стратегия развития культу­ры, учитывающая совокупность факторов, определяющих специфику территории, ее историко-культурный потенциал, характер и содержание социально-экономических, социокультурных и других проблем. Сущность культурной политики сегодня состоит в компенсации негативных тенденций, обусловленных неупорядоченностью механизмов самоорганизации и саморазвития культуры, а также рассогласованностью интересов различных социальных сил и их учета при определении приоритетов культурной политики. Сложившееся противоречие между реальным состоянием региональной культурной политики и ее потенциальными возможностями ставит задачу разработки как теоретических основ, так и технологии формирования и реализации региональной культурной политики. Это всесторонний ее анализ: уточнение методологических оснований, ее целевой установки, четкого определения объекта и субъекта, механизмов их взаимодействия. Процессы, тенденция, конкретные факты культурной жизни наблюдаются на двух уровнях: федеральном и региональном (край, область, город и т. д.). Поэтому культурная политика должна органически связывать глобальные тенденции и местные особенности. Целесообразность перено­са акцентов в культурной политике на региональный уровень обусловлена тем, что на уровне региона возможен наиболее оптимальный вариант культурного развития с учетом региональной специфики и ресурсов - институционных, материальных, человеческих; именно на локальном пространстве достигается максимальная активность субъектов, их участие в культурных процессах; регион представляет собой совершенно конкретный объект управления. В силу всего этого именно на региональном уровне имеется объективная возможность осуществлять управляющее воздействие на культурные процессы, обеспечивающие необходимое сочетание развития и саморазвития, управления и самоуправления.

Регион как объект культурной политики — это определенная духовно-культурная общность, которая определяется этнокультурным составом территории, ее историко-культурным потенциалом. Этнические и национально-культурные факторы способствуют интеграции общностей, одновременно дифференцируют их. Духовно-культурная интеграция имеет, преимущественно, надэтнический характер и может служить соединительным компонентом культуры. Она снижает уровень социокультурной и политической напряженности.[3] Все составляющие региона взаимозависимы: человек, его культура, характер жизнедеятельности неразрывно связаны со средой обитания. Важным аспектом объекта культурной политики является социально-культурная сфера региона. Традиционно понимание этой сферы ограничивалось совокупностью организаций, учреждений и институтов, обеспечивающих производство, сохранение и распространение, культурных ценностей, т.е. инфраструктурным комплексом. Культурная инфраструктура представлена конкретной системой предприятий, учреждений и организаций. Культурная политика, объектом которой является инфраструктура, направлена на совершенствование и переориентацию деятельности традиционных отраслевых учреждений в соответствии с современными задачами культурной политики: создание новых типов учреждений и институтов, способствующих решению задач культурного развития территории. Существенной составляющей объекта культурной политики является видение региона как многоуровневой среды существования, и развития культуры и, одновременно, как объекта культурной политики.

В процессе определения приоритетов культурной политики и выработки проектных решений социально-культурную ориентацию в регионе необходимо анализировать с различных сторон. Социокультурную сферу необходимо представлять как совокупность субъектов культурной деятельности (индивид, социальная группа, учреждение, орган власти, коммерческая структура и др.), т.е. носителей идей, технологий, традиций и т.д. Регион как объект культурной политики необходимо рассматривать в качестве субъекта различных проблем: социально-экономических, социально-демографических, социально-культурных. Объект региональной культурной политики (город, район) представляет для проживающего там человека культурно-эстетическую среду обитания. Информационный потенциал сферы культуры представляет совокупность социальных организаций различных ведомств, реально участвующих в организации социально-культурной жизни. Таким образом, региональная культура как объект культурной политики представляет собой сложное и многоуровневое явление - универсальный и пронизывающий все элементы и уровни жизни компонент. Следовательно, стратегическая задача культурной политики на региональном уровне заключается в поддержке самоорганизующейся социокультуры, среды обитания человека, создании системы условий, способствующих саморазвитию и самоорганизации культурной жизни регионов.

В качестве ведущих принципов формирования и реализации региональной культурной политики выделяют:

- демократичность;

- опережающий характер;

- проблемно-целевая ориентация;

- оптимальное сочетание традицион­ных и инновационных процессов.

Опережающий характер культурной политики: отдается приоритет в развитии культуры, которая не только ослабляет негативные последствия интенсивного развития производства, но и обеспечивает оптимальное соотношение экономических, духовных составляющих человеческого бытия. Концептуально-обоснованная культурная политика выражает насущную социокультурную проблематику, а также реальные напряжения и разрывы социокультурного бытия личности; обеспечивает оптимизацию развития ближайшей социально-культурной среды обитания человека; ориентирует на сохранение и изменение составных элементов социокультурной среды в регионе; определяет допустимые формы и границы вмешательства в процессы саморазвития культуры как системы. Такая политика обеспечивается оптимальным сочетанием регуляции и самоорганизации, прямыми и обратными связями, привлечением к выработке и реализации культурной политики различных социальных сил.

Современная культура в значительно большей степени зависит от распространения информации, чем все предыдущие. Состояние современного культурного пространства, его динамика во многом определяются технологической мультимедийной средой (радио, телевидение, компьютеры, Интернет, сотовая, спутниковая связь и т.д.). Большинство современных авторов, так или иначе исследующих изменения, привносимые технологиями в нашу жизнь, отмечают, что рост накопления знания и информации в XX и XXI веке носит экспоненциальный характер. Постепенно процесс анализа данных изменений оформился в концепцию информационного общества, которая на сегодняшний день распространилась по всему миру и активно обсуждается как на уровне правительств, так и на уровне общественности.

За последние десять лет информационно-коммуникационные технологии как ключевой элемент информационного общества вызвали серьезные изменения в образе жизни, которые включают в себя «телекоммуникационную» зависимость как в деловых, так и в личных (семейных, дружеских) взаимоотношениях, использование «всемирной паутины» в качестве ведущего информационно-коммуникационного ресурса-инструмента и, как следствие, превращение компьютерных сетевых технологий в фундаментальный компонент обыденной культуры.

Единство культурных форм информационного общества определяется его технологической основой, т.е. информационно-коммуникационными технологиями. Таким образом, становление и развитие культурных форм информационного общества заключено в неком пространстве, архитектоника фундируется компьютером как краеугольным камнем, вокруг которого сформирована структура других технологических элементов социокультурного коммуникационного процесса, таких как электронные сети, спутниковые системы, телевизионные, радио- и телефонные сети. Тем не менее, в рамках этого технологического единства мы наблюдаем колоссальное многообразие культурных форм и ресурсов, которое связано с тем, что информационное общество представляет собой культурную систему, которая не была сформирована в культурном вакууме и не является герметично закрытой культурной системой.

Среди ресурсов Интернета есть средства массовой информации, или Интернет-СМИ. Те ресурсы глобальной сети, которые провозглашают себя средствами массовой информации и действуют в их правовом поле, являются частью медиасистемы и, значит, обладают рядом признаков, свойственных этому виду массовой коммуникации, где коммуникатор - профессиональный производитель информации (журналист), а информационный продукт посвящен жизни социума в разных ее аспектах. Особенностью СМИ является также периодичность выпусков информации, их техническая и содержательная общедоступность. Как часть медиа системы, ее подвид, Интернет-СМИ тоже «посылают» массовой аудитории свою информацию, связывая таким образом численно большие и рассредоточенные группы людей. При этом сам процесс информационного потребления происходит на индивидуальном уровне, т.е. свободно в смысле выбора времени и места потребления.

Выделяя Интернет-СМИ среди множества сайтов Всемирной паутины, мы договариваемся, что их основная целевая деятельность связана с информированием массовых аудиторий, в то время как другие ресурсы Интернета нацелены на прочие виды коммуникации к примеру, на межличностное или межгрупповое общение по интересам (нишевые сайты, форумы), или на хранение информации (электронные библиотеки, социальные контейнеры), или на общение (социальные сети), или связаны с иными видами деятельности, например, с электронной коммерцией.

Придя к такого рода соглашениям, мы отдаем себе отчет, что существуют и другие концепции и подходы. Так, известный исследователь интернет-журналистики Марк Дезе дает более широкое толкование медийного поля Интернета, включая помимо основной группы сайтов, распространяющих новости, которые он называет mainstream news sites — CNN, BBC, MSNBC, еще три группы интернет-ресурсов:

· индексирующие и классифицирующие информацию по категориям (он называет их index and category sites), например, Yahoo!

· метамедийные сайты (meta and comment sites); в его понимании это ресурсы экспертного характера, посвященные исключительно СМИ и журналистике;

· сайты, предназначенные для обмена информацией и для дискуссий (share and discussion sites), к которым относятся и блоги.[4]

Все перечисленные Интернет-ресурсы, по мнению исследователя, могут быть причислены к профессиональной журналистике в силу того, что по своим целевым функциям они отвечают требованиям, предъявляемым выборными демократиями к прессе, которая должна информировать граждан, а также способствовать их свободам и самоуправлению.

Чтобы понять специфику медийного сектора российского Интернета, следует рассмотреть характеристики аудитории всего Рунета в целом и особенности ее информационного поведения. При этом надо сделать ряд оговорок. Во-первых, количественные показатели величины аудитории всего Рунета невозможно экстраполировать на аудиторию его отдельного, медийного сектора. Однако учитывая, что аудитория отдельных интернет-ресурсов является частью всего сетевого сообщества, по нему можно судить о тенденциях и динамике развития аудитории Интернет-СМИ. Во-вторых, составленный социологами портрет пользователя Интернета может быть признан релевантным и для поля интернет-СМИ, однако для каждого конк­ретного издания, имеющего свой аудиторный профиль, будет актуален собственный социально-демографический состав. Например, у сайта РосБизнесКонсалтинг пользователь определенно будет старше и состоятельнее, а у сайта телекомпании СТС или «Комсомольской правды» - моложе и менее образован, чем в целом по рынку.

Следует также учесть, что уникальное свойство Интернета, заключаещееся в его трансграничности, т.е. открытости для граждан всего мира, ставит перед Интернет-СМИ задачу определиться с маркетинговыми стратегиями относительно глобальных аудиторий, которые географически не относятся к региону издания.[5]

В России численность потенциальной аудитория Интернет-СМИ в сравнении с традиционными СМИ (особенно с телевещанием) все еще в целом невелика. Но за время, прошедшее с момента публикации первых медийных сайтов, ее объемы серьезно увеличились. Первые замеры численности российских пользователей относятся к 1997 г. Тогда, по данным КОМКОНа, к Интернету дома и на работе имели подключение всего 670 тыс. человек. Через десятилетие, по данным репрезентативных опросов, в стране пользователями Интернета являются 37,5 млн, что составляет 33% населения. Эти данные весной 2009 г. опубликовал Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) и для сравнения привел доли пользователей по другим странам: в Австралии - 77%, в Великобритании - 71%, в Германии- 70%, в Бразилии - 29%. Несмотря на то что замеры проводились по разным методикам и с использованием разных критериев отнесения респондентов к пользователям Интернета, тем не менее динамика роста численности российской интернет-аудитории и, следовательно, посетителей медийных сайтов очевидна.

Чтобы составить хотя бы приблизительное представление о свойствах аудитории Интернет-СМИ, следует обратиться к показателям так называемой суточной, а также недельной аудитории, т.е. наиболее постоянной ее части к тем, кто пользуется Интернетом хотя бы раз в сутки или раз в неделю. Именно такая активность пользования может быть сопоставлена с интенсивностью потребления информационной продукции других СМИ (печатных, радио-, телевизионных). Фонд «Общественное мнение» оценил эту аудиторию весной 2009 г. в процентах от общего числа пользователей: соответственно 55% (суточная) и 81% (недельная). По всей вероятности, именно на такую активность пользователей (не менее недельной, т.е. «пользо­вались Интернетом хотя бы один раз в неделю») следует рассчитывать медийным сайтам, когда они рассуждают о своих потенциальных аудиториях. Важным фактором, формирующим информационное поведение пользователей Интернета и Интернет-СМИ, являются точки доступа, что напрямую связано с оснащенностью населения компьютерами и средствами связи. Например, большое значение имеет место выхода пользователя в Сеть. В прошлые годы из-за дороговизны интернет-услуг предпочтение отдавалось доступу по месту работы. Последние данные, опубликованные ФОМ (весна 2009 г.), свидетельствуют о том, что число домашних пользователей в два раза больше, чем офисных (соответственно 29,5 и 12,6 млн человек). Если сравнить показатели за 2002 и 2009 гг., то домашнее потребление выросло более чем в десять раз, а офисное - примерно в четыре раза.

Несмотря на рост домашних пользователей, новостные запросы характерны для аудитории в дневное, т.е. офисное, время. Опираясь на данные о динамике активности пользовательских запросов, служба «Яндекс. Новости», делает вывод: «Интернет-СМИ можно назвать дневным медиа» в отличие от утренних газет и радио и вечернего телевещания.

К сожалению, новые СМИ переняли от «старых» слабый интерес к проблемам личности и общества, к человеческим историям однако это, по всей вероятности, свойственно всей российской журналистике, а не ее отдельному сектору. А вот явно выраженный интерес к научно-технической тематике, это особенность интернет-изданий, которые по своей природе связаны с высокими технологиями, как и их технически грамотный потребитель.[6]

Содержательные модели Интернет-СМИ определяют формулу и стратегию функционирования изданий и являются доминирующим фактором организации работы редакций. По данным мониторинга, тематики балансируют между универсализмом проблемно-тематического ряда и его узкой специализацией. Группы универсальных и спе­циализированных изданий распределяются примерно в равных долях: соответственно 49 и 51% попавших в выборку изданий. Причем универсальных изданий пропорционально больше в группе сайтов, обозначенных исследователями рабочим названием «текстовые»,в которых для выражения смыслов преобладает вербальный ряд, К универсальным по тематике изданиям можно отнести всех лидеров онлайнового чтения - Газету.Ru, Lenta.Ru, а также электронные версии тех традиционных СМИ, которые относятся к этому же типу изданий.

Однако в Сети можно найти и сугубо специализированные нишевые ресурсы, ориентирующиеся на аудиторные группы с определенными сегментарными интересами: финансово-экономические, автомобильные, спортивные, религиозные и пр. При этом специализация тематического ряда может быть как предельно узкой (любителей суши, поклонников фэнтези, последователей Толкиена и др.), так и политематической.

По результатам проведенного исследователями мониторинга интернет-изданий в зоны информационного внимания в этом секторе

СМИ входят все тематические направления, которые свойственны и «старым» медиа. Как и в традиционных СМИ, в повестках дня преобладает интерес к политико-экономическому блоку, к вопросам культуры и искусства, к спорту, в том числе, последнее время очень актуальны вопросы культурной политики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.