Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Влияние игр на психику и поведение человека




С появлением компьютеров почти одновременно появились и компьютерные игры, которые нашли множество поклонников среди пользователей. Игры развивались и улучшались, привлекая все больше людей. Современные игры предлагают красиво нарисованный трехмерный мир, который, заигравшись, можно принять за настоящий по причине высокого качества изображения и звуковых эффектов.

Игры и проблемы, связанные с ними, занимают второе место в списке компьютерных зол (после болезней зрения). Игромания опаснее, чем карпальный туннельный синдром, интернет–зависимость или информационная перенасыщенность. Во–первых, существует мощная игровая индустрия, которая способствует развитию негативных явлений, связанных с компьютерными играми. Во–вторых, компьютерные игры у многих ассоциируются с азартными, которые – настоящая опасность, прежде всего для кошелька.

Развитие игровых технологий приводит к росту количества любителей играть – геймеров. Среди геймеров встречаются разные люди – сторожа, руководители крупных компаний, домохозяйки, журналисты или художники и, конечно, программисты, дизайнеры и системные администраторы.

Среди игроманов есть те, которые относятся к своему увлечению спокойно и понимают, что игра – это не жизнь. Однако встречаются те, кто уходит в игру от реальности. Здесь начинаются серьезные проблемы. Игра заменяет таким людям реальный мир. Их круг общения узок, другая деятельность направлена на удовлетворение элементарных потребностей, а все остальное подчинено игре.

Время от времени раздаются предложения искоренить «игровое зло». Приводятся примеры, в которых игроманы, наигравшись в стрелялку, идут крушить и убивать в реальном мире. Нельзя сказать, что подобные случаи – выдумка журналистов, однако обвинять всех любителей компьютерных игр и запрещать игры как вид развлечения не стоит.

Влияние компьютерных игр на человека имеет множество аспектов. Одна из видимых проблем связана с тем, что любители поиграть проводят за компьютером слишком много времени, а это, как вы уже знаете, чревато возникновением проблем со здоровьем, которые напрямую не связаны с компьютерными играми, однако являются их следствием. Это проблемы со зрением, с позвоночником, руками, психикой и сном, а также информационные перегрузки.

Игра требует пристального внимания. Играя, человек практически не отрываясь смотрит на экран, что вызывает синдром сухих глаз.

Длительные игры также влияют на сон и психику: если долго играть, а потом лечь спать, то такой резкий переход чреват проблемами со сном – закрыв глаза, игрок будет видеть картины игры, которые мешают заснуть. Особенно часто такая ситуация возникает со сравнительно простыми играми с повторяющейся картинкой – «Тетрис», «Сапер» или Lines. Подсознательная работа мозга не только затрудняет попытку заснуть, но и делает сон некачественным. Игра снится, причем не в лучших проявлениях. Подобные сны еще больше утомляют: человек может спать достаточное количество времени, однако такой сон нельзя назвать полноценным отдыхом.

В последнее время игровую зависимость часто сравнивают с наркотической, алкогольной и другими более известными. Нельзя сказать, что они одинаково опасны, однако у них есть общие механизмы возникновения. Любая зависимость является результатом психологических проблем, которые и приводят к ее развитию. Вид зависимости – алкоголь, наркотики или игромания – это дело случая, результат проявления среды, в которой живет человек. По этой причине, если игровая зависимость проявилась, нужно не прятать диски, а обратиться к психологу.

Игровая зависимость – величина непостоянная. Со временем она может вырастать, как, например, растет зависимость от наркотических веществ, хотя у многих игроков увлеченность компьютерными играми со временем проходит.

Динамика развития игровой зависимости обычно имеет следующий вид: после периода, когда человек входит во вкус, наступает время резкого роста и быстрого формирования зависимости. В результате этого сила зависимости достигает некоторой точки максимума. Далее она на какое–то время остается неизменной, а затем идет на спад и фиксируется на гораздо более низком уровне.

Убывание степени зависимости может быть связано с разными факторами, например с процессом становления личности и увеличением жизненного опыта. У опытных игроков, которые начали увлекаться играми в подростковом возрасте, со временем происходит переоценка ценностей и игра уже не заменяет им мир. Правда, так происходит в лучшем случае, в худшем игровая зависимость приобретает угрожающие масштабы.

Можно выделить четыре стадии развития игровой зависимости, каждая из которых имеет свою специфику.

Стадия легкой увлеченности возникает после того, как человек несколько раз поиграл в компьютерную игру и увидел красоту графики, оценил реальность звуковых эффектов, а также возможности имитации реальной жизни. Компьютер позволяет человеку с приближением к реальности осуществить мечты. Человек получает удовольствие, играя в компьютерную игру, ощущая при этом положительные эмоции, и хочет это повторить. Однако такое стремление к игровой деятельности носит скорее ситуационный, чем систематический характер.

Фактором, свидетельствующим о переходе человека на следующую стадию – стадию увлеченности, является появление потребности играть. Проведение времени за игрой носит систематический характер.

Стадия зависимости характеризуется не только значимостью игры, которая становится такой же важной, как, например, сон или еда. Эта зависимость может проявляться в одной из двух форм: социализированной и индивидуализированной. В первом случае игрок общается с людьми, правда, чаще с такими же игровыми фанатами. Однако связь с социумом в данном случае не теряется. Социальное окружение, пусть состоящее из таких же игроманов, не дает человеку полностью уйти в виртуальный мир и довести себя до психических и соматических отклонений.

При индивидуализированной форме зависимости такая перспектива реальна. В этом случае человек теряет связь с окружающим миром и компьютерную игру уже можно сравнить с наркотиком. Такая привязанность требует вмешательства психолога.

Стадия привязанности характеризуется угасанием игровой активности человека, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Это самая длительная из всех стадий– она может длиться всю жизнь (в зависимости от скорости угасания привязанности).

Игровая зависимость может остановиться на одной из предыдущих стадий. Наиболее опасной является третья, где без специалиста не обойтись. Однако естественный переход на четвертую стадию опасности для пользователя не несет. Умеренное время, проведенное за компьютерной игрой, может быть даже полезным.

Существуют причины, которые приводят к возникновению игровой зависимости. Основной из них является уход от реальности, желание выплеснуть эмоции. Для такого процесса используется термин «эскапизм». При отсутствии болезненного пристрастия компьютерные игры могут оказывать неплохой антистрессовый эффект.

Процесс благотворного влияния ролевых игр представляется следующим образом: человек на время уходит в виртуальность, чтобы снять стресс, отвлечься от проблем и т. д. Однако следует быть осторожным, чтобы не перейти тонкую грань, когда благотворное влияние игр превращается в болезненную зависимость. В патологических клинических случаях происходит обратное: человек на время выходит из виртуального мира. Реальный мир начинает казаться чужим и полным опасностей, так как в нем нельзя делать то, что доступно в виртуальном. Утверждение «все есть яд, и все есть лекарство» в случае компьютерной игромании особенно точно.

Однако есть и несколько иное мнение.

Исследования, проводившиеся в медицинской школе Гарварда, показали, что антисоциальные игры (те, которые содержат сцены насилия и агрессии), оказывают лучшее воздействие на зрение и интеллект человека благодаря структуре игрового процесса.

В тоже время исследовательская группа из штата Иллинойс (США) утверждает, что игры жанра «стратегия» положительно влияют на умственные способности людей старше 60-ти лет. Как известно, при достижении этого возраста, человек сталкивается со снижением своих когнитивных способностей: ухудшается способность к выполнению различных процессов, которые требуют концентрации внимания и контроля: планирование, одновременное выполнение нескольких задач, запоминание информации и восприятие неоднозначной информации. Все предыдущие попытки изобрести метод, который бы поддерживал вышеперечисленные функции на должном уровне, не достигали успеха. Все ранние методики позволяли поддерживать только тот навык, который задействовался в упражнении.

В Университете Иллинойса решили использовать в качестве такого упражнения одну из классических игр стратегического жанра«Rise of Nations». В играх такого рода игрок должен решать задачи освоения новых территорий, постройки городов, развитием экономики и вооруженных сил, а также заниматься стратегическим и тактическим планированием военных операций.

Сорок добровольцев были поделены на две группы — экспериментальную и контрольную. Участники первой группы провели за игрой 23,5 часа. В ходе эксперимента были проведены специальные тесты, оценивающие наблюдаемые функции до эксперимента, во время его проведения и по его окончании.

В результате исследования выяснилось, что у экспериментальной группы улучшились показатели переключения функций памяти и постановки задач, в отличие от участников контрольной группы, причем улучшение результатов проходило на протяжении всего эксперимента, прямо пропорционально времени проведенному за компьютером.

Исследования влияния игр на человека проводятся довольно часто. Например, нижеприведенное исследование от ВМФ США.

Военно-морской флот США (US Navy) опубликовал новый отчет «Взрослым полезно играть в видеоигры», в котором офицер Отдела морских исследований Рэй Перез (Ray Perez) утверждает, что игроки намного лучше адаптируются к изменению ситуации на поле боя:

«Мы обнаружили, что с точки зрения восприятия и когнитивных способностей производительность игроков на 10-20% выше, чем у обычных не играющих людей, - сообщил Перез сайту Armed with Science. – Мы знаем, что видеоигры могут увеличить персептивные способности и краткосрочную память. Мы должны тренировать скоростное мышление людей, их умение быстро находить выход из ситуации и гибко мыслить, чтобы противостоять террористам на поле боя, вырабатывая соответствующую тактику. Речь идет о способности человека противопоставлять врагу свою изобретательность и креативное мышление».

До сих пор считалось невозможным тренировать так называемый «изменчивый интеллект» в возрасте старше 20 лет. Однако, видеоигры могут временно усиливать пластичность мозга. Перез считает, что нейронные цепочки, стимулированные игрой, могут синхронизировать и стимулировать другие ключевые цепи мозга. В настоящий момент его команда работает над поиском возможностей для интеграции видеоигр в обучение флота.

 

Данные этих исследований показывают, что влияние компьютерных игр на человека предстоит внимательному изучению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 2115; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.