Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Опыт и проблемы разработки концепций социально-культурного развития городов (в мире, в РФ, в Пермском крае)




В данной главе автор решил начать с опыта разработки концепций социально-культурного развития городов в мировой практике на примере Италии. Для данной страны, обладающей 40% культурного наследия, самым приоритетным направлением стало сохранение культурного и природного наследия. Италия в сравнении с другими странами Европы, первая приступила к выработке концепции охраны национального достояния. Это объясняется хотя бы таким фактом, что эта страна владеет 40 процентами мирового культурного наследия. 40 объектов включены в Список всемирного наследия. В Италии, наряду с такими признанными культурными центрами, как Рим, Неаполь, Флоренция, существуют и другие не менее известные широкой общественности центры -Милан, Венеция, Модена имногие другие. Италия сосредоточила на своей территории наследие разных исторических эпох – Античности, Средневековья, Возрождения, что обуславливает особенности культурной политики в данной сфере.

Уже в 1974 году в Италии создается Министерство культурного наследия и окружающей среды (Декрет-закон №657 от 14 декабря 1974 года), но видимо выполнение нескольких функций (охрана культурного наследия и окружающей среды) стало слишком сложной задачей, несмотря на преобладание комплексного подхода к охране наследия. И в 1975 году министерство было преобразовано в Министерство культурного достояния (Министерство по вопросам охраны памятников культуры) (Закон №5 от 29 января 1975 года).

В ведение Министерства по вопросам охраны памятников культуры из министерства внутренних дел была передана архивная служба, из министерства народного просвещения – антиквариат, изобразительное искусство и библиотеки. И в результате этой реорганизации в министерстве была сосредоточена деятельность по охране археологического, исторического, библиотечного и художественного наследия. Министерство по вопросам охраны памятников культуры включает в себя четыре центральных управления.

1.Центральное управление по охране природного, архитектурного, археологического, художественного и исторического наследия;

2.Центральное управление архивного наследия;

3.Центральное управление книжного наследия и учреждений культуры;

4.генеральная администрация и управление кадрами.

Кроме того, было создано несколько примыкающих к министерству органов с научно-исследовательскими и совещательными функциями. Например, в Научный совет по охране памятников культуры (90 избираемых членов) входят представители центральных и местных властей, ученые, эксперты в данной области. Совет координирует научную деятельность, проводит различные конференции и т.д.

Четыре центральных института, находящихся в ведении министерства, - Центральный институт каталогизации и документации, Центральный институт единого каталога итальянских библиотек, Центральный институт реставрации книг. Центральный институт патологии книг - обладают административной автономией. Национальные публичные библиотеки также находятся в ведении этого министерства.

Практически одновременно с созданием специализированного государственного органа опеки над наследием в 70-х годах в Италии начался процесс децентрализации культуры, что подтверждается, например Декретом от 14 января 1972 г., президентским указом № 616 от 24 июля 1977 года, расширившим компетенцию регионов, оставляя за правительством контрольные функции[5].

Регионам с особым статусом было предоставлено значительно больше полномочий. Они получили право даже на собственное законодательство. В административно-территориальном отношении Италия разделена на 20 областей, включающих 94 провинции. Почти все области приняли законы, касающиеся культурной деятельности, библиотечной деятельности (16 областей), музеев (10), охраны культурных ценностей (16), исполнительского искусства (17), молодёжной политики (6).

Региональный закон, принятый 1 августа 1980 г. не ограничивал права региональных властей лишь правом сохранности достояния, он призывал его постоянно развивать и проводить оценку, координируя в этих целях местные органы власти. В законе была обозначена необходимость создания регионального специализиро­ванного совета по вопросам культуры, местных советов и региональных научно-технических центров.

Городские советы, как правило, несут прямую ответственность за организацию культурной жизни в городах (фестивали, концерты и т.п.), и в их ведении находятся учреждения культуры (в первую очередь музеи и библиотеки). Наиболее богаты в культурном отноше­нии северные области страны и города, расположенные на Севере Италии.

Администрация провинций также по закону отвечает за культуру, координируя и планируя культурную деятельность, ведется работа с определенными социально-возрастными группами - пожилыми людьми, студентами, молодежью. Однако в маленьких городках остро ощущает­ся нехватка кадров, часто, например, библиотеки работают лишь несколько дней в неделю, хотя опросы показывают, что интерес к ним большой и количество взятых в библиотеках книг в последние годы увеличилось.

Таким образом, основными субъектами культурной политики Италии являются - государство, 20 регионов, имеющих законодательную власть, провинции и муниципалитеты - эти четыре уровня делят ответст­венность за управление культурой в Италии;

а) государство несет ответственность за культурное наследие, национальные библиотеки и музеи, а также за развитие всех видов искусства и субсидирование культурной индустрии государство также ответственно за развитие культурных связей с зарубежными странами;

б) регионы, созданные в 1970 г., ответственны за местные библиотеки и музеи, а также за «развитие культурных интересов региона»;

в) провинции также очень активны в организации культуры. Региональное законодательство предусматривает делегирование им культурной координаторской деятельности на своей территории. Однако основная роль на местах выполняется муниципалитетами, которые управляют культурными институтами (библиотеками, музеями, муниципальными театрами) и защищают национальное наследие. Кроме того, они занимаются выставками, фестивалями, летними мероприятиями.

Кроме обычного финансирования сферы культуры, существует также дополнительные финансовые ассигнования, так сказать, «адресные», то есть направленные на реставрацию конкретных памятников культуры, специальные культурные программы и т.д. Закон №84 от 19 апреля 1990 г. предусматривает специальную программу по каталогизации памятников культуры и защите культур­ного национального достояния, на эту программу выделен грант в 130 млрд. лир и одобрено 65 проектов.

Немалую роль в финансировании наследия играет и частное субсидирование. Очевиден тот факт, что около 60% национального достояния находится в частном владении, и государство обладает достаточными юридическими возможностями для стимулирования частных инвестиций. Так, предусмотрен вычет следующих расходов из налоговой декларации: расхода на реставрацию или поддержку недвижимых или движимых культурных ценностей и пожертвования государству или общественным организациям, фондам или ассоциациям на покупку или реставрацию культурных ценностей или организацию выставок или научных исследований.

В последнее время Италия переживает настоящий бум культурного спонсорства. В 1985 г. размер спонсорских ассигнований достиг 650 млн. франков, что вдвое больше аналогичных показателей во Франции и Германии. Основными спонсорами являются банки, предприятия и страховые компании.

Также весомую прибыль приносит туризм, являющийся основным видом деятельности страны. Но в то же время рост культурного туризма ставит перед страной следующие проблемы:

-регулирование массы туристов по сезонам и городам;

-обеспечение сохранности культурного достояния, в целях повышения его привлекательности.

Современный этап культурной политики Италии в области охраны национального достояния характеризуется реформами, укреплением отношений между государством и частным сектором.

Для России, опыт Италии в обеспечении сохранности национального достояния может оказаться весьма ценным. Особенно, то, что касается децентрализации и демократизации культуры, в России это пока нерешенный вопрос. Также в России, остро стоит проблема приватизации объектов наследия. В Италии 60 % объектов наследия находятся в частной собственности, и процесс их приватизации будет продолжен. Ни одно государство в мире не способно содержать все свое национальное достояние, и чтобы его сохранить, и России необходимо пойти по пути европейских стран. Однако, в стране, где долгое время частная собственность отсутствовала, и к тому же особенное к ней отношение, сформированное в ходе исторического развития, очень трудно будет найти эффективные способы, как ее передачи, так и обеспечить условия ее существования. По мнению Н.Бердяева, Россия – страна, придерживающаяся приоритета коллективных ценностей, а не индивидуальных. Именно по этому данный процесс осуществляется столь длительно и болезненно, на фоне разрушения огромного количества объектов наследия. Однако создание организаций в России типа национальных трастов может бать весьма эффективным, при условии, что государство станет участником и партнером данных организаций. Не смотря на возможность применения опыта управления сохранением национального достояния разных стран, необходимо учитывать особенности развития нашей страны, отсутствие окончательно сформированных демократических институтов и гражданского общества, отсутствие навыков децентрализованного управления, и правовой базы охраны наследия[6]. Поэтому на данном этапе, изучение опыта управления наследием развитых европейских стран, является скорее ориентиром, а богатейшее культурное и природное наследие России, в настоящее время, возможно сохранить, только при определяющей роли государства в данном процессе.

Переходя к российскому опыту создания концепций развития социально-культурного развития городов, остановимся на примере Барнаула. Представленная ниже концепция действует в настоящее время и называется «Культурная столица юга Сибири» и рассчитана на период с 2012 по 2017 год.

Культура города Барнаула, являясь важной составляющей общекультурного пространства Алтайского края, располагает достаточным ресурсом, включающим развитую сеть учреждений культуры: библиотеки, музеи, Дома культуры, муниципальные творческие коллективы, детские школы искусств, планетарий.

Кроме того, потенциал города существенно укреплен широким спектром краевых государственных учреждений культуры, искусства и художественного образования.

Концепция определяет следующие приоритетные направления развития культуры города Барнаула:

- обеспечение устойчивого развития сферы культуры города;

- формирование имиджа культуры в качестве одного из основных конкурентных преимуществ города; развитие бренда «Барнаул - культурная столица Юга Сибири» как преемника бренда «Сибирские Афины»;

- сохранение культурного наследия и расширение возможностей использования его объектов в воспитательных и образовательных целях;

- увеличение разнообразия видов услуг в сфере культуры, развитие новых форм культурно-образовательных и дополнительных услуг, улучшение качества культурного обслуживания жителей города и туристов;

- обеспечение доступности учреждений культуры жителям города, укрепление их материально-технической базы;

- расширение информационного пространства путем пополнения библиотечных и музейных фондов, создание собственных электронных баз данных;

- стимулирование инновационной художественно-творческой деятельности профессиональных работников культуры и искусства;

- совершенствование организационных, экономических и правовых механизмов развития сферы культуры;

- удовлетворение потребностей всех категорий пользователей в услугах в сфере архивного дела и реализация прав граждан на получение и использование информации, содержащейся в архивных документах.

Концепция развития культуры города Барнаула до 2016 года представляет собой систему приоритетов и задач развития с учетом стратегических направлений развития городского округа и Алтайского края и направлена на определение основ для более эффективного и динамичного развития и консолидированного участия в этом процессе исполнительных органов власти всех уровней и организаций, осуществляющих культурную деятельность:

1. Сохранение и эффективное использование историко-культурного наследия города Барнаула, такие как:

· Недвижимые памятники истории и культуры

· Музейная деятельность, выставочные залы и галереи

· Библиотечное дело

· Архивное дело

2. Художественное образование и кадровая политика

3. Народное творчество, национальные культуры

4. Театры, концертные организации, кинотеатры

5. Развитие инфраструктуры отрасли

6. Интеграция культуры в образовательную деятельность

7. Единая информационная среда города Барнаула – столицы Алтайского края

Механизм реализации Концепции базируется на принципах социального партнерства городского населения, федеральных органов исполнительной власти, органов краевой и городской исполнительной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех участников Концепции программы по развитию сферы культуры в городе Барнауле.

Реализация Концепции осуществляется на основе:

- муниципальных контрактов (договоров), заключаемых муниципальным заказчиком программы с исполнителем программных мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;

- условий, порядка и правил, утвержденных федеральными, краевыми и муниципальными нормативными правовыми актами.

Администрация города с учетом выделяемых на реализацию Концепции финансовых средств, ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации Концепции, состав исполнителей.

Учреждения культуры несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств, предоставляют Главе администрации города предложения с обоснованием на запрашиваемую сумму, приобретают оборудование, материалы и иные средства, предусмотренные Концепцией.

Источником финансирования Концепции является краевой бюджет, бюджеты муниципального образования, внебюджетные источники.

Мероприятия Концепции могут быть реализованы в рамках соответствующих федеральных, краевых и муниципальных целевых программ, комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований, социокультурных проектов. Вместе с тем для реализации Концепции должны быть привлечены частные инвестиции, а также широко внедряться механизм конкурсного предоставления субсидий на реализацию проектов, направленных на художественное, эстетическое, патриотическое воспитание населения, развитие толерантности в обществе, сохранение и развитие национальных культур, на реализацию проектов в области современного актуального искусства и т.д.

Особенностью сферы культуры является то, что основные результаты деятельности выражаются, как правило, в социальном эффекте и проявляются в увеличении интеллектуального потенциала общества, изменении ценностных ориентаций и норм поведения людей, отражаются на развитии общества в целом.

Культура г. Барнаула - важнейший региональный ресурс, ключевой фактор устойчивого развития Алтайского края. Ее вклад в формирование качественной городской среды, развитие экономики, социальную стабильность является неоспоримым, и он будет повышаться по мере расширения влияния культуры на общество, усиления ее роли в жизни людей, живущих, работающих, учащихся и отдыхающих в краевой столице.

Реализация концепции будет способствовать:

- сохранению единого культурного пространства и реализации государственной политики Алтайского края в сфере культуры;

- повышению качества и доступности культурных благ для всех категорий граждан, профессиональной компетентности работников отрасли культуры;

- сохранению уникальной многонациональной среды, архитектурного, исторического и культурного наследия;

- консолидации творческого потенциала государственных и муниципальных организаций культуры и созданию привлекательного имиджа города Барнаула;

- развитию творческой активности населения.

Одновременно концепция сохраняет все то лучшее, чем гордится культура города Барнаула. Реализация концепции позволит объединить усилия многих организаций культуры и творческих сил региона, достигнуть нового качественного уровня развития воспитания человека, повышение уровня эстетического и культурного образования горожан.

Завершить вторую главу, автор решил опытом концепции развития Пермского края за 2014 год. В тексте описываются действующие и перспективные проекты, играющие ведущую роль в развитии новой культурной политики. Их отличает высокий уровень, общероссийская и мировая значимость, инициирование новых тем, сюжетов, типов и форм деятельности, не только способных оказывать влияние на культурные достижения, но и способствовать более широким изменениям – в экономике, политике, общественной жизни. Проекты-флагманы призваны формировать новые стандарты жизни, инициировать общественные энергии, вовлекать широкие слои населения в производство и распространение культурных продуктов. Включенные в данное приложение проекты – это далеко не полный перечень всех заметных культурных инициатив, которые есть в Пермском крае. Книжная серия «Пермь как текст» (проект «Пермская библиотека»), направляемая во все библиотеки края, впервые масштабно представляет основы пермской идентичности. Проект «Возрождение исторической памяти» обеспечивает массовую популяризацию истории края. Вслед за столицей края в развитие собственных культурных проектов втягиваются Кунгур, Чердынь, Лысьва, Соликамск, Кудымкар, Березники и другие города. Они ищут собственную культурную идентичность, которая заметно проявляется уже сегодня. В Соликамске активно развивается туризм, Кудымкар может претендовать на звание столицы ремесел, город Чайковский – центр творческого наследия П. И. Чайковского и т. д. Внимание специалистов и туристов привлекают исторические места, связанные с политическими репрессиями советского периода (музей «Пермь-36»).На сцене Пермского академического театра им. П. И. Чайковского состоялась премьера оперы «Один день Ивана Денисовича» по повести А. И. Солженицина (приз«Золотая маска» 2010 года за лучшую работу дирижера). Пермский академический театр оперы и балета им. П. И. Чайковского – единственный в России региональный театр, ежегодно номинируемый на соискание национальной театральной премии«Золотая маска» и обладающий 7 премиями этого фестиваля. Спектакли академического «Театра-Театр» (www.2tperm.ru): арт-опера по пьесе Л. Андреева «Жизнь человека»; музыкальная фантазия «Доктор Живаго»по одноименному роману Б. Пастернака; мюзикл «Владимирская площадь» по роману Ф. М. Достоевского «Униженные и оскорбленные» с успехом участвовали в гастролях по Пермскому краю, Москве, Санкт-Петербургу, Сочи. Выставка«Кудымкар – локомотив будущего» (2009), посвященная художнику-футуристу Петру Субботину-Пермяку, была организована Пермской художественной галереей и с успехом состоялась, в том числе, в Москве, в Центре современного искусства «Винзавод»[7]. Ряд масштабных проектов-флагманов необходимо осветить более подробно:

· Проект «Культурная столица Европы»

· Грантовый проект «Пермский край – территория культуры»

· Конкурсный проект «В поисках новых героев»

· Проект «Культурный альянс»

Проект «Культурный альянс» имеет два основных вектора: с одной стороны, он нацелен на установление культурного партнерства Пермского края и регионов России, с другой – ориентирован на трансляцию пермского опыта на другие территории. Задачи «Культурного альянса» – повышение качества культурного досуга, развитие туризма, активизация малого бизнеса, улучшение качества городской среды, оживление межрегиональных контактов, создание позитивного международного имиджа государства, а главное – развитие творческого потенциала населения регионов - участников. Первый шаг проекта уже сделан – в июне 2010 года Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга и Министерство культуры, молодежной политики и массовых коммуникаций Пермского края заключили соглашение «Культурный альянс: Санкт-Петербург – Пермь».

· Проект «Пермский край – центр дизайна и креативной экономики» Пермского центра развития дизайна

Пермский центр развития дизайна – один из первых и немногочисленных региональных центров подобного рода. Поэтому пермская практика по актуализации и продвижению дизайна имеет особое значение не только для края, но и для России в целом. На сегодняшний день для населения востребованность и эффективность дизайна пока не очевидна. Поэтому особо важно, что Центр имеет государственно ориентированный вектор: это «легализует» его деятельность в понимании аудитории.

· Проект «Современное искусство и новое наследие как инструмент модернизации» Музея современного искусства PERMM и партнеров

· Фестиваль современного искусства «Живая Пермь»

· Фестиваль «Белые ночи в Перми»

· Литературный форум «Астафьевские чтения»

· Поэтический фестиваль «Слово/Nova»

· Фестиваль «Певческое поле Прикамья»

· Большой музыкальный фестиваль «Движение»

· Проект «59 фестивалей 59 региона»

· Фестиваль малых городов России (г. Лысьва)

· Международный джазовый фестиваль «Джаз-лихорадка»

· Международный фестиваль театра для детей «Большая перемена»

· Фестиваль современной драматургии «Текстура»

· Международный фестиваль воздухоплавания «Небесная ярмарка Урала» (г. Кунгур)

· Международный гражданский фестиваль-форум «Пилорама»

· Международный фестиваль этнических культур «KAMWA»

· Международный фестиваль-форум «Пространство режиссуры»

· Международный фестиваль документального кино «Флаэртиана»

· Открытый конкурс артистов балета России «Арабеск»

· Международный фестиваль «Дягилевские сезоны: Пермь–Петербург–Париж»

Эти проекты - лишь часть направлений, взятых из концепции социально-культурного развития Пермского края за 2014 год и если рассматривать полный объем направлений концепций, то автору не хватит нормированного объема курсовой работы.

Подводя итоги по второй главе, можно заметить, что на всех уровнях: мировом, федеральном и локальном ведутся работы по многим направлениям, с учетом специфики местоположения. Автор считает правильным, что разработку концепций необходимо проводить по всем приоритетным направлениям для каждого района индивидуально – если Италия – это сокровищница мировых шедевров, то самое целесообразное, бросить главные силы на поддержание и сохранение культурного наследия страны и мира и проводить культурную политику исходя из этого, если это Барнаул, то здесь важно позиционирование города как «культурной столицы юга Сибири» и ведение направлений, подчеркивающих сильные стороны этого района. В случае с Пермью, здесь также идет позиционирование города, как самобытного объекта со своей историей, традициями и обычаями: все меры направлены на сохранение сложившегося наследия и разработку нового. Как к примеру один из проектов: «Культурный альянс» имеет два основных вектора: с одной стороны, он нацелен на установление культурного партнерства Пермского края и регионов России, с другой – ориентирован на трансляцию пермского опыта на другие территории. Задачи «Культурного альянса» – повышение качества культурного досуга, развитие туризма, активизация малого бизнеса, улучшение качества городской среды, оживление межрегиональных контактов, создание позитивного международного имиджа государства, а главное – развитие творческого потенциала населения регионов - участников.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.