Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательная власть




Сущность принципа разделения властей.

Зарождения разделения властей в РФ

Конституция РФ как основной закон государства определяет наиболее
важные, основополагающие моменты государственного устройства в целом и
различных его составляющих элементов. Иными словами Конституция
определяет тот строй, по которым развивается и существует общество и
государство, а также устанавливает наиболее значимые и существенные
принципы этого развития. Наиболее важными принципами Конституции РФ являются следующие: права и свободы человека и гражданина; федеративное устройство России, взаимоотношения Федерации с ее субъектами и разграничение полномочий между ними, организация и осуществление власти в Российской Федерации и некоторые другие.
Последний принцип получил широкое развитие в положениях Конституции.
Среди ее норм есть, например, такие, как запрет присвоения власти в РФ;
осуществление власти народом (непосредственно путем выборов или
референдума и в органах государственной власти и местного
самоуправления; установление системы органов государственной власти и
обеспечение осуществления их полномочий и т.д.
Ключом к трактовке конституционных статей об организации власти в
Российской Федерации - а в широком плане всего государственного строя -
служит принцип разделения властей. Принцип этот не нов, он был выдвинут
еще на рубежах Новой истории, когда нарождавшаяся буржуазия боролась с
абсолютной властью монарха и его дворянского окружения, когда в руках
монарха была сосредоточена вся полнота власти, причем ничем не
ограниченная, что значительно тормозило и затрудняло развитие класса
буржуазии. Впервые принцип разделения властей был разработан
англичанином Джоном Локком и французом Шарлем Луи Монтескье, и поэтому их имена закономерно связывают с выдвижением исходных идей.

[3, c. 163]

Идеи Локка и Монтескье неразрывны со временем, когда они жили и творили. Но и сегодня принцип разделения властей следует изначальным положениям: "Если власть законодательная и исполнительная будут соединены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что монарх или сенат станет издавать тиранические законы для того, чтобы так же тиранически применять их.
Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной."

За прошедшие столетия принцип разделения властей - разумеется, в
развитии и постоянном совершенствовании, с учетом условий отдельных
стран - выдержал испытания временем и ныне занимает ведущее место в
конституционном конструировании властных структур, распределении функций и полномочий между ними. Он современен и актуален и накануне третьего тысячелетия нашей эры. Этот принцип прежде всего демократичен: он предусматривает такую организацию государственной власти, которая
позволяет эффективно выявлять и отражать интересы как большинства, так и
меньшинства населения, его различных групп - национальных, региональных, профессиональных. [3, c.168]
В условиях разделения властей население может непосредственно и через
своих представителей активнее участвовать в процессе принятия
государственных решений, чем при доминировании одной из властей или
устранении какой-либо из них. Разделение властей - необходимая
предпосылка формирования правового государства, реализации идей
верховенства закона и, самое главное, расширения и обеспечения прав и
свобод гражданина. Обращает на себя внимание организационно-правовой потенциал принципа разделения властей. Его реализация предполагает не только выявление и необходимое обособление функций управления делами государства, но и адекватную институционализацию этих функций, создание и развитие государственных учреждений, относящихся к различным властям и составляющих вместе с тем единый комплекс осуществления государственной власти. Разделение властей, далее, тесно связано с формированием правовой системы, в которой, с одной стороны, выделяются определенные группы юридических норм, а с другой стороны, устанавливается иерархия их отношений. Это вносит упорядоченность, согласованность и стабильность в развитие права, повышает его эффективность.
Как известно, принцип разделения властей в своей основе не был принят
марксизмом, который изначально выдвигал обеспечение и укрепление
диктатуры пролетариата как главную задачу государства. Классовые,
политические интересы предопределяли формирование институтов
осуществления власти, распределение функций и полномочий между ними, их взаимоотношения. Как показал советский опыт, определенное разделение труда по управлению государством постепенно усиливалось, но до восприятия идеи разделения властей дело не доходило.

Формально конституционным ограничителем оставался принцип полновластия Советов, а практически-политическим - монопольное руководящее положение коммунистической партии, которая во
всех случаях оставляла за собой принятие важных решений в сфере
управления страной.
С провозглашением и утверждением государственной самостоятельности
России разделение властей стало конституционным принципом. Однако
освободиться от наследия прошлого было не так легко. В Конституции 1978
года оставались нормы, противоречившие этому принципу. Съезд народных
депутатов сохранял полномочия, позволявшие ему принимать к рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Федерации. Это давало основания для его вторжения в сферу исполнительной власти, что с введением в Российской Федерации института Президента стало одной из
причин частых осложнений отношений между ветвями власти. Конституционные кризисы, разумеется, имели прежде всего политические причины, но рассогласованность норм, касавшихся разделения властей, отсутствие правил разрешения конфликтов также сыграли свою негативную роль в развитии событий.
Лишь с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года принцип
разделения властей был закреплен в основном законе государства в
качестве принципа конституционного строя России.[2, c. 428]

Россия восприняла принцип разделения властей как условие построения
демократического республиканского строя, правового государства. Сегодня
разделение властей свойственно прогрессу цивилизации. Вместе с тем
всеобщий характер принципа никоим образом не означает, что речь идет о
механическом копировании зарубежных моделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практике разделения властей, перспективу его
развития.
Прежде всего разделение властей призвано стать гарантом демократизма государственного строя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принцип нацелен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлении государством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросов государственной жизни. Это достигается
главным образом при помощи системы сдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения баланса властей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает их кооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач, стоящих перед государством и обществом. Обострение отношений между властями, особенно между законодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализовать управление страной.[7, c.184]
У разделения властей есть свои границы. Это - принцип организации и
осуществления власти прежде всего на общегосударственном уровне. Он
может быть применим в соответствующих рамках и на уровне субъектов
Российской Федерации. При этом каждый из субъектов Федерации может
использовать свои формы и методы разделения властей, их
институционализация может идти разными путями. Общие подходы,
относящиеся к разделению властей, могут быть в какой-то мере и в системе
местного самоуправления, но здесь нужно учитывать, во-первых, что речь
идет об особом специфическом институте и, во-вторых, что местная власть
осуществляется в очень небольших территориальных рамках. [2, c.514]

 

1.3 Общие положения принципа разделения властей в соответствии с
Конституции Российской Федерации 1993 года.

 

Принцип разделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10 главы об основах конституционного строя. Принцип, закрепленный в статье 10, гласит:"Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны."
Разделение единой государственной власти на законодательную,
исполнительную и судебную выражается прежде всего в осуществлении каждой из них самостоятельными, независимыми друг от друга структурами государственного механизма. Целью такого разделения является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола. В условиях разделения властей одна ветвь государственной власти ограничивается другой, различные ее ветви взаимно уравновешивают друг друга, действуя как система сдержек и противовесов, предотвращая монополизацию власти каким-либо одним институтом государства.[1, c.25]

Согласно Конституции, на общефедеральном уровне законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации, исполнительную - Правительство РФ, а судебную - федеральные суды

(Конституционный суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд иные федеральные суды).

Существует ошибочное мнение относительно института Президента в системе разделения властей. Нередко Президента пытаются отнести к определенной ветви власти (как правило к исполнительной). В действительности же Президент Российской Федерации не является органом какой-либо из трех властей, а как прямо указано в части второй статьи 80, "является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина,...., принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной
власти". Таким образом ни одна из вышеперечисленных функций Президента не указывает на его принадлежность к какой-либо из ветвей власти; Президент только создает базисные условия и обеспечивает гарантии деятельности органов государственной власти различных ветвей.[ 1, c.18]

Принцип разделения властей, закрепленный в общей форме статьей 10,
реализуется и конкретизируется в нормах Конституции, определяющих статус Президента, Федерального Собрания, Правительства и судов Российской Федерации. Содержание этих норм показывает, что принцип разделения властей предполагает их конструктивное взаимодействие.
Так, обособление функции принятия законов и наделение соответствующими полномочиями Федерального Собрания (федеральные законы принимаются Государственной Думой и одобряются Советом Федерации) сочетается с правом Президента отклонять законы, что влечет их возврат в парламент для вторичного обсуждения, а также издавать указы (в том числе нормативного характера), которые не должны противоречить законам, и правом Правительства издавать постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных указов Президента. Такой статус Президента производен от его титула главы государства и гаранта Конституции. Акты исполнительного характера, издаваемые Правительством, связаны с необходимостью повседневного осуществления организующей деятельности и неизбежным наделением исполнительной власти дискреционными полномочиями (дискреция - право усмотрения в рамках, определенных законом).

Лишь закон, а не какие бы то ни было иные соображения, а также
посторонние влияния, требования и указания, - основа правосудия,
судебной деятельности. Независимость как решающая характеристика, как конституционный принцип отличает именно судебную власть. При решении конкретных дел суды независимы даже от вышестоящих судов.

Особую роль в обеспечении принципа разделения властей играет
Конституционный Суд Российской Федерации, правомочный решать дела о соответствии Конституции Российской Федерации, в частности, федеральных законов, нормативных актов Президента, Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации. Понимая самостоятельность органов законодательной, исполнительной и
судебной власти как их известную независимость (в границах собственных полномочий) друг от друга, ее нельзя трактовать как независимость этих органов от Конституции и законов, как их свободу от контроля со стороны общества.


 

ГЛАВА 2 РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ И ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ В СТРУКТУРА

В соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации
государственную власть в России наравне с другими осуществляет
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), причем
статья 94 Конституции, дополняя это положение определяет, что
"Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является
представительным и законодательным органом Российской Федерации".
Исходя из этих определений, можно сделать вывод, что Федеральное
Собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации и
осуществляет законодательную власть на ее территории. Конституция
Российской Федерации учредила парламент, который существенно отличается
от ранее действовавших представительных органов, и следовательно
является в определенной степени новшеством для нашего государства. В
связи с этим особенно значимы два момента. [4, c.127]

Во-первых, оставаясь важным органом федеральной государственной власти,
парламент не наделен более всевластными полномочиями, которые позволили
бы ему, в нарушение принципа разделения властей, стать над другими
федеральными органами государственной власти, определенными статьей 11
Конституции Российской Федерации (Президент, Правительство и суды
Российской Федерации), и вторгаться в их компетенцию.

Во-вторых, парламент не выступает сегодня как высшее звено в
иерархической соподчиненной системе Советов, как это было прежде. Создан
парламент, строго соответствующий федеральному устройству государства и
разделению властей по вертикали. Это отражено и в его названии -
Федеральное Собрание. Таким образом, в соответствии с принципом разделения властей, Федеральное собрание является высшим законодательным органом Российской Федерации и имеет строго определенные рамками этого принципа функции. Федеральное собрание не вмешивается в функционирование других ветвей государственной власти; Конституция определяет в качестве основной функции Федерального Собрания законотворчество и называет его поэтому законодательным органом.
Федеральное Собрание является высшим законодательным органом Российской
Федерации. Это положение обуславливается юридической природой и
сущностью принимаемых им законодательных актов. Дело в том, что
Федеральное собрание принимает федеральные законы, которые имеют высшую юридическую силу и прямое действие на всей территории Российской
Федерации. Федеральные законы должны соответствовать и не противоречить
Конституции Российской Федерации, в отношении же обычных законов и иных
нормативно-правовых актов они являются базой, определяющей основные
направления и развитие нормотворчества. Обычные законы дополняют и
развивают положения Конституции и федеральных законов и должны следовать и не противоречить им. [4 c.129]
Сегодня при установлении разграничения предметов ведения между
Российской Федерацией и субъектами республики получили право
законодательной деятельности и активно используют это право в своих
интересах, создавая собственные законодательные органы. Кроме этого
правом нормотворчества обладают и органы других ветвей власти.
Например, Президент может издавать указы, с помощью которых можно
налагать вето на принятие законов, Правительство издает постановления и
распоряжения, также являющихся нормативно-правовыми актами. Но ни один
из этих органов не имеет права принимать федеральные законы. Именно
поэтому Федеральное Собрание является высшим законодательным органом
Российской Федерации и несет на себе главные функции осуществления
законодательной власти. [4, c.137]

Субъекты Российской Федерации в зависимости от их статуса могут
принимать различные законодательные акты в силу принципа разграничения
полномочий. Так в соответствии с пунктом а) части первой статьи 72
Конституции республики в составе Российской Федерации могут принимать
конституции и законы; края, области, города федерального значения,
автономная область и автономные округа - уставы, законы и иные
нормативные правовые акты. Но вместе с этим та же статья устанавливает,
что обеспечение соответствия названных правовых актов Конституции
Российской Федерации и федеральным законам находится в совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Из этого
следует, что о соответствии федерального и местного законодательства
должны равным образом заботиться как Федерация в лице своих органов, так
и субъекты Федерации. На практике же нередко создаются ситуации, когда
законодательные органы субъектов Федерации, пользуясь предоставленным им
Конституцией правом законодательной деятельности, превышают свои
полномочия при принятии нормативных актов. В таких случаях федеральные
органы используют свои властные полномочия для обеспечения
предусмотренного Конституцией Российской Федерации верховенства
федерального закона над законодательством субъектов Федерации. Так, к
примеру, Президент может использовать согласительные процедуры при
возникновении разногласий между федеральными органами государственной
власти и органами власти субъектов Федерации, а Конституционный Суд
имеет право отменить действие нормативного акта субъекта Федерации в
случае признания его несоответствующим Конституции Российской Федерации
или федеральному закону. Федеральное Собрание как высший законодательный орган имеет ряд дополнительных полномочий в отношении иных органов государственной власти. Однако не стоит понимать это как какое-либо исключение из принципа разделения властей. Данные полномочия в совокупности составляют контрольную функцию парламента, хотя прямо в Конституции эти функции таковыми не названы и не выделены. Контрольные функции Федерального Собрания включают в себя следующие: ответственность Правительства перед Государственной Думой, участие палат в формировании государственных органов власти, контроль за исполнением государственного бюджета, право ратификации международных договоров, заслушивание должностных лиц и др.[5, c.264]

2.2 Исполнительная власть в Российской Федерации.

Статья 110 Конституции Российской Федерации регулирует вопросы
осуществления исполнительной власти в России. В части первой данной
статьи прямо указано: "Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации." Положения этой статьи непосредственно связаны с основополагающими
установлениями, содержащимися в главе Конституции об основах конституционного строя. Правительство Российской Федерации является полноправным субъектом системы осуществления государственной власти в России, именно поэтому Конституция вверяет ему реализацию полномочий
одной их функциональных ветвей единой государственной власти - исполнительной. В рамках своей компетенции Правительство несет полную ответственность за осуществление этой власти на федеральном уровне.[
Являясь федеральным органом исполнительной власти, обладающим общей компетенцией, Правительство России призвано возглавлять всю систему
органов исполнительной власти, обеспечивать их согласованную
деятельность. При этом Правительство должно руководствоваться такими
конституционными принципами, как народовластие, федерализм, разделение
властей, строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, а
также реализовывать конституционное требование приоритетности и
гарантированности прав и свобод человека и гражданина, определяющих
"смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и
исполнительной власти..." (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Правительство Российской Федерации возглавляет исполнительную власть в
России и осуществляет ее на федеральном уровне. Система федеральных
органов исполнительной власти состоит из различных министерств и
ведомств, которые также участвуют в осуществлении исполнительной власти
и в свою очередь "для осуществления своих полномочий могут создавать
свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных
лиц." (часть 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации).
Вместе с тем существует система государственных органов исполнительной
власти на уровне субъектов Федерации, подчиненная Федеральному
Правительству. Статья 77 Конституции регулирует деятельность этих
органов. В части первой данной статьи указано: "Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в
соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и
общими принципами организации... исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом."
Подписанный 31 марта 1992 года Федеративный договор отнес к компетенции Российской Федерации установление системы лишь федеральных органов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности. Тем самым решение аналогичных вопросов относительно органов власти республик в составе России отошло к их ведению. Договор также передал в компетенцию Федерации установление общих принципов организации системы государственных органов власти субъектов Российской Федерации.[1, c. 29]
Опираясь на эти правовые нормы, субъекты Российской Федерации снесли
изменения в свои системы органов исполнительной власти. В ряде республик
изменениям не раз подвергались системы министерств и ведомств,
закрепленные, как правило, их законами о правительствах. В некоторых
субъектах исполнительным органом общей компетенции стал единоличный
глава администрации, наряду с которым возникли региональные
правительства.
Конституция Российской Федерации не называет каких-либо конкретных
органов исполнительной власти субъектов Федерации; их система
устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно. Вместе с этим статья 77 устанавливает некоторые требования общего характера, а
именно: органы власти субъектов Федерации создаются в соответствии,
во-первых, с основами конституционного строя России, а во-вторых, с
общими принципами организации исполнительных органов власти,
установленными федеральным законом. Среди основ конституционного строя, имеющих прямое отношение к данному вопросу, следует назвать разделение властей, правило о том, что разграничение полномочий между
государственными органами Российской Федерацией и ее субъектов
осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Федеративного договора и иных договоров о разграничении предметов ведения и полномочий. [7, c. 223]

Хотя Конституция и предоставляет субъектам Федерации значительную
самостоятельность и некоторую обособленность в установлении системы
органов исполнительной власти, но все же в части второй статьи 77
устанавливает следующее положение:
"В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской
федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую
систему исполнительной власти в Российской Федерации."
Это положение отражает более тесную организационно-правовую связь
органов, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность.
Федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы
субъектов Федерации по соглашению могут взаимно делегировать часть своих полномочий (статья 78 Конституции). В соответствии со статьей 115 акты Правительства Российской Федерации обязательны на всей территории
России, а адресуются они обычно и федеральным, и региональным органам
исполнительной власти. Согласно Закону Российской Федерации "О
Правительстве Российской Федерации" федеральное Правительство направляет и проверяет работу правительств в республиках и администраций в других субъектах Федерации. Многие федеральные министерства и ведомства руководят деятельностью аналогичных министерств республик, отделов, управлений, комитетов и других структур краевой, областной, городской администрации.[1, c.30]
Однако единство системы органов исполнительной власти в масштабе
Российской Федерации не является абсолютным. Ведь речь идет о
взаимосвязи органов двух уровней в федеративном государстве. Такое
единство имеет рамки, оно органически увязано с распределением
компетенции между Федерацией и ее субъектами и их широкой
самостоятельностью в пределах своей компетенции. Направляя и проверяя
деятельность органов исполнительной власти субъектов Федерации,
федеральное Правительство, федеральные министерства и ведомства должны
помнить о пределах своей компетенции и о недопустимости нарушения
предусмотренной законом самостоятельности субъектов Федерации.[8, c.11]

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 825; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.027 сек.