Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Планы лабораторных занятий




Задание 1. Физико-механические свойства горных пород влияющие на процесс бурения скважин Задание 1. Определение микротвердости минералов горных пород

Основная литература: [ОСН1 стр.78-79], [ОСН1 стр.102-112]

Дополнительная литература: [ДОП 12 стр.3-9], [ДОП 14 стр.3-9], [ДОП 4 стр.24-38],

[ДОП 14 стр.23-29]

Контрольные вопросы:

1.Что такое твердость горной породы?

2. Какие методы определения твердости вы узнаете и в чем их сущность?

3.Что такое буримость горных пород?

4. Как определяется динамическая прочность горных пород?

5. Как определяется коэффициент абразивности горной породы?

 

Задание 2. Изучение и исследование конструкций твердосплавных коронок

Основная литература: [ОСН2стр.186-193]

Дополнительная литература: [ДОП 6 стр.83-88], [ДОП 10 стр.180-201]

Контрольные вопросы:

1.На какие типы делятся твердосплавные коронки в зависимости от буримости

породы?

2. В чем отличие ребристых от резцовых коронок?

3. На какие виды делятся ребристые коронки?

4. На какие виды делятся резцовые коронки?

5. На какие виды делятся самозатачивающиеся коронки?

 

Задание 3. Изучение и исследование конструкций алмазных коронок

Основная литература: [ОСН2стр.195-209]

Дополнительная литература: [ДОП 10 стр.180-201]

Контрольные вопросы:

1. На какие типы делятся алмазные коронки?

2. В чем отличие импрегнированной алмазной коронки от других алмазных коронок?

3. Алмазные расширители для чего служат?

4. Новые конструкции алмазных коронок?

 

Задание 4. Изучение конструкций и особенностей породоразрущающего инструмента бескернового способа бурения

По натурным образцам и наглядными материалами изучается конструкции лопастных, шарошечных, алмазных долот и бурильных головок.

Литература: 1 Осн (стр.37-54), 2Доп (стр.65-74), 8 Доп (стр. 3-15)

Контрольные вопросы:

1.Расскажите о лопастных долотах для сплошного бурения.

2.Расскажите об устройстве шарошечных долот.

3.Расскажите об алмазных и ИСМ долотах.

4.Расскажите о системах очистки долота.

5.Расскажите о системах смазки опор шарошки.

6.Каких видов изготавливаются бурильные головки?

 

Задание 5. Изучение параметров промывочной жидкости

Определение параметров буровых растворов.

Методические рекомендации:

С помощью лабораторных приборов и принадлежностей определяется плотность, вязкость, водоотдача, СНС, содержание песка, содержание газа глинистого раствора.

Литература: 1 Осн (136-143), 2Доп (101-108), 15Доп (3-18)

Контрольные вопросы:

1.Назовите основные свойства промывочной жидкости.

2.Расскажите порядок определения плотности раствора.

3.Какими приборами определяют плотность бурового раствора?

4.Как определяют СНС раствора?

5.Что такое водоотдача бурового раствора и какими приборами определяется?

6.Что такое стабильность бурового раствора?

7.Методы определения содержания газа в буровом растворе.

Задание 6. Изучение элементов бурильной колонны.

Методические рекомендации:

По натурным образцам и наглядными материалами изучается конструктивные особенности элементов бурильной колонны, рассматривается разные варианты комплектования и условия ее эксплуатации.

Литература: 1.Основная (81-98), 2.Допол. (80-83), 3.Допол. (3-10)

Контрольные вопросы:

1 Назовите основные элементы бурильной колонны?

2.Что представляют собой ведущие бурильные трубы и для чего они предназначены?

3.Для чего предназначены утяжеленные бурильные трубы?

4.Что из себя представляет переводник?

5.Виды переводников?

 

Задание 7. Изучение конструктивных особенностей буровых установок и их выбор

Основная литература: 1[323-332]

Дополнительная литература: 1[17-23]

Контрольные вопросы:

1.Что называется буровой установкой?

2.Что входит в состав буровой установки?

3.Какие существуют виды буровых установок?

4.Какие существуют методы монтажа-демонтажа и транспортировки стационарных буровых установок?

 

 

2.4 Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя (СРСП)

Задание 1. Построить конструкцию скважины при бурении на твердые полезные ископаемые

Методические рекомендации: конструкция скважины строится исходя из геологического разреза и глубины скважины. Результатом является определения интервалов крепления и выбор глубин спуска обсадных колонн.

Литература Осн:1[23-33] 2,[доп. 5стр 64-66]

Форма проведения – тренинг.

 

Задание 2. Построить конструкцию скважины при бурении на жидкие и газообразные полезные ископаемые

Методические рекомендации: конструкция скважины строится исходя из геологического разреза и в соответствии с пластовым давлением. Результатом является определения интервалов крепления и выбор глубин спуска обсадных колонн, построение совмещенного графика коэффициентов.

Литература Осн:1[23-33] 2,[доп. 5стр 64-66]

Форма проведения – тренинг.

 

Задание 3. Выбрать рациональные типы породоразрущающих инструментов по заданному геологическому разрезу.

Методические рекомендации: рациональные типы породоразрущающих инструментов выбираются по двум задаваемым показателям: величине твердости по штампу и степени абразивности, которая устанавливается по литологическому описанию пород геологического разреза.

Литература [доп. 7 стр 4-8] [осн. 2 стр104-107]

Форма проведения – тренинг

 

Задание 4. Рассчитать параметры технологического режима бурения для заданных типов твердосплавных коронок и геологического разреза.

Методические рекомендации. Скорость бурения твердосплавной коронкой зависит от числа основных резцов, углов их приострения, наружного и внутреннего диаметров коронки и частоты ее вращения.

Литература [осн. 3 стр 47-58]

Форма проведения – тренинг

 

Задание 5. Рассчитать параметры технологического режима бурения алмазными коронками.

Методические рекомендации. При бурении алмазными коронками скорость бурения постоянна до износа алмазонесущий матрицы и зависит от частоты вращения, осевой нагрузки, диаметра бурения и прочности породы на сжатие.

Литература [доп. 17 стр 29-44]

Форма проведения – тренинг

 

Задание 6. Рассчитать параметры технологического режима бурения для заданных типов шарошечных долот и геологического разреза.

Методические рекомендации. Осевая нагрузка на долото зависит от твердости породы и суммарной площади контакта вооружения долота с забоем. Частота вращения определяется временем контакта зуба долота с породой. Расход жидкости определяется скоростью восходящего потока раствора, диаметрами бурильных труб и скважины.

Литература [доп. 7 стр 8 -12]

Форма проведения – тренинг

 

Задание 7. Ударно-канатный способ бурения.

Методические рекомендации: По плакатам и наглядным пособиям изучается принцип работы станка ударно-канатного бурения, резервы повышения производительности труда, конструкции долот и технологического инструмента.

Литература: 1 Осн (13-15), 2Доп (8-11)

Форма проведения – дискуссия.

 

Задание 8. Промывка скважины и промывочные жидкости.

Методические рекомендации: Изучить схемы промывки, области применения и виды промывочных жидкостей.

Литература: Осн (136-143), 2Доп (101-108), 15Доп (3-18)

Форма проведения – дискуссия.

 

Задание 9. Технологический инструмент для ударно-канатного способа бурения

Методические рекомендации: Изучить типы долот, желонок, ударных и раздвижных штанг и т.п.

Литература: 1 Осн (13-15), 2Доп (8-11)

Форма проведения – дискуссия.

 

Задание 10. Технология бурения ударным способом

Методические рекомендации: Определить расчетную массу снаряда, высоту сбрасывания и частоту ударов. Изучить общие положения технологии бурения этим способом.

Литература: 1 Осн (13-15), 2Доп (8-11)

Форма проведения – тренинг.

 

 

Задание 11. Ударно-вращательный способ

Методические рекомендации: изучить разновидности ударно-вращательного способа, область их применения, достоинства и недостатки.

Литература: 1 Осн (13-15), [ДОП. 13стр.3-6].

Форма проведения – дискуссия.

 

Задание 12. Технологический инструмент для гидроударного бурения

Методические рекомендации: Изучить конструкции коронок для гидроударного бурения, вспомогательного технологического инструмента: эжектор, шнековая ловушка, расширитель.

Литература: 1 Осн (13-15), [ДОП. 13стр.3-6].

Форма проведения – дискуссия.

 

Задание 13. Технологический инструмент для пневмоударного бурения

Методические рекомендации: Изучить конструкции коронок для пневмоударного бурения, колонковых труб, кернорвателей, шламовыводителей.

Литература: 1 Осн (20-25), [ДОП. 13 стр.15-20].

Форма проведения – дискуссия.

 

Задание 14. Шнековое бурение

Методические рекомендации: Изучить сущность и область применения шнекового бурения, достоинства и недостатки. Изучить конструкции шнеков.

Литература: Осн (13-15), 2Доп (8-11)

Форма проведения – дискуссия.

 

Задание 15. Вибрационное бурение

Методические рекомендации: Изучить конструкцию и принцип действия вибратора, а также методику определения величины возмущающейся силы.

Литература: Осн (18-22), 2Доп (13-16)

Форма проведения – дискуссия.

 

 

2.5. Планы занятий в рамках самостоятельной работы студентов (СРС)

Задание 1. Изучить принцип действия новых конструкций шарошечных долот.

Методические рекомендации: При изучении принципа действия новых шарошечных долот обратить внимание на новые элементы в их конструкции, обеспечивающие более высокие скорости бурения и стойкость инструмента, а также на простоту исполнения инструмента.

Рекомендуемые материалы:

[ОСН2стр.164-182], патентный поиск, Интернет.

 

Задание 2. Изучить принцип действия новых конструкций алмазных буровых коронок.

Методические рекомендации: При изучении новых конструкций алмазных буровых коронок обратить особое внимания на тип инструмента (однослойная, импрегнированная или многослойная), форму торца алмазонесущей матрицы, насыщенность последней алмазами, на наличие новых конструктивных элементов, повышающих производительность и стойкость инструмента.

Рекомендуемые материалы:

[ДОП.6 стр. 86-89], патентный поиск, Интернет.

 

Задание 3. Изучить и усвоить факторы, влияющие на выход керна, при бурении трещиноватых пород средней и высокой твердости.

Методические рекомендации: Наиболее негативное влияние на выход керна в трещиноватых породах оказывает явление самозаклинивания керна. На основе изучения литературных данных необходимо установить причину самозаклинивания и дать рекомендации по применению технико-технологических средств, снижающих частоту возникновения этого явления.

Рекомендуемая литература:

[ДОП 6стр.111-120], [ДОП 18стр.47-55].

 

Задание 4. Изучить и усвоить влияние дифференциального давления на буримость горных пород

Методические рекомендации: Необходимо выяснить причины возникновения дифференциального давления, в каких условиях она достигает большой величины, выяснить механизм влияния дифференциального давления на интенсивность разрушения забоя скважины, какие меры можно рекомендовать для уменьшения дифференциального давления на забой скважины.

Рекомендуемая литература:

[ОСН 2стр.98-101], [ДОП 9стр.180-182].

Задание 5. Изучение конструкции расширителей, применяемых для расширения скважины в интервале залегания продуктивного пласта.

Методические рекомендации: Необходимо первоначально установить, какие типы расширителей известны по принципу действия, затем выяснить в каких породах по твердости можно эффективно применить тот или иной тип расширителя.

Рекомендуемая литература:

[ОСН 2стр.210-220], [ОСН 2стр.198-201], [ДОП 6стр.51-52], патентная библиотека.

Задание 6. Изучить конструкции снарядов ведущих зарубежных фирм, предназначенных для выноса (выхода) кондиционного керна.

Методические рекомендации: Первоначально необходимо установить, какие факторы негативно виляют на выход керна. Затем изучить типы двойных колонковых снарядов, предназначенные для выхода керна при бурении на твердые полезные ископаемые. При бурении на нефть и газ установить, как разделяются снаряды для выноса керна по принципу извлечения керноприемника из скважины. Привести пример и изучить зарубежную конструкцию снаряда для взятия керна при бурении раздробленных трещиноватых пород.

Рекомендуемая литература:

[ДОП. 6стр.114-119], [ДОП. 15стр.230-238], патентная библиотека.

 

Задание 7. Предупреждение искривления вертикальных скважин.

Методические рекомендации: На искривление вертикальных скважин влияют геологические, технико-технологические факторы, с учетом которых выбирается один из существующих способов его предупреждения.

Рекомендуемая литература: 1 Осн (198-202), 2Доп (193-195).

Форма проведения – дисскусия

 

Задание 8. Источники опасности для персонала в процессе бурения скважин.

Методические рекомендации: Все источники повышенной опасности можно разделить на четыре группы: опасности, связанные с перемещением тяжестей; опасности, которые возникают при эксплуатации механизмов; опасности, связанные с разрушением оборудования, находящихся под давлением; опасности, связанные с использованием тонкодисперсных и токсичных материалов.

Рекомендуемая литература: 1.Осн (320-321).

Форма проведения – дисскусия

 

Задание 9. Оборудование для спускоподъемных операций.

Методические рекомендации: Изучаются конструктивные особенностиспускоподъемного оборудования: талевой системы, кронблока, бурового крюка и крюкоблока, лебедки и др. Принцип их выбора.

Рекомендуемая литература: 2.Доп (20-27).

Форма проведения – дисскусия.

 

Задание 10. Оборудование для приготовления и очистки буровых растворов.

Методические рекомендации: Рассматриваются принцип работы, конструктивные особенности, производительность и условия их эксплуатации. Дается области их эффективного применения.

Рекомендуемая литература: 1.Осн (152-154), 4.Доп (156-163),

патентный поиск, Интернет

 

Задание 11. Технические средства по повышению выхода керна.

Методические рекомендации: Изучить конструкции и принцип действия двойных колонковых труб типа ТДН и ТДВ, эжекторных снарядов

Рекомендуемая литература: [ДОП. 6стр.114-119], [ДОП. 15стр.230-238].

патентная библиотека.

Задание 12. Аварийные инструменты

Методические рекомендации: Изучить конструкции и принцип действия аварийных инструментов.

Рекомендуемая литература: [ДОП. 14стр.5-6], [ДОП. 10стр.140-143], патентная

поиск, Интернет.

 

Задание 13. Аварии при бурении скважин.

Методические рекомендации: Аварии с породоразрущающими инструментами и бурильными трубами.

Рекомендуемая литература: [ДОП. 14стр.5-6], [ДОП. 10стр.140-143].

 

Задание 14. Продувка скважин.

Методические рекомендации: Сущность и область применения бурения скважин с воздухом, достоинства и недостатки.

Рекомендуемая литература: Лит.: Осн (136-143), 2Доп (101-108).

 

Задание 15. Буровые насосы.

Методические рекомендации: Изучить конструкции, принцип действия поршневых и плунжерных насосов. Отличительные особенности

Рекомендуемая литература: Лит.: Осн (136-143), 2Доп (101-108), 15Доп (3-18)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.087 сек.