Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные бухгалтерские проводки по данным счетам в некоммерческих организациях 2 страница




Организации независимо от организационно правовой формы должны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков на соответствующих счетах на договорных условиях.

Наличные денежные средства, поступающие в кассы организаций, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего зачисления на счета этих организаций.

Денежная наличность сдается организациями в кассы учреждений банков непосредственно или через объединенные кассы при организациях, а также с использованием услуг организаций федеральной почтовой связи для перевода на соответствующие счета в учреждения банков. Наличные деньги могут сдаваться организациями на договорных условиях через инкассаторские службы учреждений банков или специализированные инкассаторские службы, имеющие лицензию Банка России на осуществление соответствующих операций по инкассации денежных средств и других ценностей.

Порядок и сроки сдачи наличных денег устанавливаются обслуживающими учреждениями банков для каждой организации по согласованию с их руководителями исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в кассы в дни работы учреждений банков.

При этом могут устанавливаться следующие сроки сдачи организациями наличных денежных средств:

1) для организаций, расположенных в населенном пункте, где имеются учреждения банков или организации федеральной почтовой связи, - ежедневно в день поступления наличных денег в кассы организаций;

2) для организаций, которые в силу специфики своей деятельности и режима работы, а также при отсутствии вечерней инкассации или вечерней кассы учреждения банка не могут ежедневно в конце рабочего дня сдавать наличные денежные средства в учреждения банков или организации федеральной почтовой связи, - на следующий день;

3) для организаций, расположенных в населенном пункте, где нет учреждений банков или организаций федеральной почтовой связи, а также находящихся от них на отдаленном расстоянии, - 1 раз в несколько дней.

Наличные деньги, принятые от физических лиц в уплату налогов, страховых и других сборов, сдаются администрациями и сборщиками этих платежей непосредственно в учреждения банков или путем перевода через организации федеральной почтовой связи.

В кассах организаций могут храниться наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков по согласованию с руководителями этих организаций.

Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается учреждениями банков ежегодно всем организациям, независимо от организационно правовой формы и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты.

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе организация представляет в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет установленной формы - "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу".

По организации, в состав которой входят подразделения, не имеющие самостоятельного баланса и счетов в учреждениях банков, устанавливается единый лимит остатка кассы с учетом этих структурных подразделений. Лимит остатка кассы структурным подразделениям доводится приказом руководителя организации.

По представительствам, филиалам и другим обособленным подразделениям организации, расположенным вне места ее нахождения, составляющим отдельный баланс и имеющим счета в учреждениях банков, лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается обслуживающими учреждениями банков по месту открытия соответствующих счетов структурных подразделений.

При наличии у организации нескольких счетов в различных учреждениях банков организация по своему усмотрению обращается в одно из обслуживающих учреждений банков с расчетом на установление лимита остатка наличных денег в кассе. После установления лимита остатка кассы в одном из учреждений банка организация направляет уведомление об определенном для нее лимите остатка кассы в другие учреждения банков, в которых открыты ее соответствующие счета. При проверке данной организации учреждения банков руководствуются этим лимитом остатка наличных денег в кассе.

По организации, не представившей расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная организацией в учреждения банков денежная наличность - сверхлимитной, что влечет негативные последствия - привлечение к административной ответственности по ст. 15.1 КоАП РФ.

Лимит остатка кассы определяется исходя из объемов налично-денежного оборота организации с учетом особенностей режима ее деятельности, порядка и сроков сдачи наличных денежных средств в учреждения банков, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок ценностей.

При этом лимит остатка кассы может устанавливаться:

1) в размерах, необходимых для обеспечения нормальной работы организаций с утра следующего дня;

2) в пределах среднедневной выручки наличными деньгами;

3) в зависимости от установленных сроков сдачи и суммы денежной выручки;

4) в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на заработную плату, выплаты социального характера и стипендии).

Установленные учреждением банка лимиты остатка наличных денег в кассе письменно сообщаются каждой организации.

Лимит остатка кассы может пересматриваться в течение года в установленном порядке по обоснованной просьбе организации (в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и других), а также в соответствии с договором банковского счета.

Организация обязана сдавать в учреждения банков все наличные деньги сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе.

Об исключительных случаях, когда организация вправе хранить в кассе наличные деньги сверх установленных лимитов, см. положение п. 9 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Решение о расходовании организацией поступающей в ее кассу денежной выручки при наличии у нее нескольких счетов в различных учреждениях банков принимается в порядке, аналогичном установлению лимита остатка наличных денег в кассе такой организации.

Организации вправе получать наличные денежные средства в учреждениях банков, в которых открыты соответствующие счета, на цели, установленные федеральными законами, иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, и нормативными актами Центрального банка РФ.

Выдача денежной наличности организации на заработную плату и выплаты социального характера, стипендии производится в сроки, согласованные с обслуживающими учреждениями банков.

Выдача наличных денег для расчетов с увольняемыми работниками и уходящими в отпуск, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными правовыми актами, действующими на территории Российской Федерации, производится независимо от установленных для организации сроков выплаты заработной платы.

Общие требования к хранению наличных денежных средств на предприятиях установлены Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета Директоров Центробанка РФ 22 сентября 1993 г. N 40.

В соответствии с п. 3 указанного Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу, т.е. изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег. Пунктом 29 Порядка ведения кассовых операций установлено, что руководители предприятии обязаны оборудовать кассу и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк.

Порядком ведения кассовых операций установлено, что:

1) кассир в соответствии с действующим законодательством о материальной ответственности рабочих и служащих несет полную материальную ответственность за сохранность всех принятых им ценностей и за ущерб, причиненный предприятию как в результате умышленных действий, так и в результате небрежного или недобросовестного отношения к своим обязанностям (п. 33 Порядка);

2) кассиру запрещается передоверять выполнение порученной ему работы другим лицам (п. 34 Порядка);

3) на предприятиях, имеющих одного кассира, в случае необходимости временной его замены, исполнение обязанностей кассира возлагается на другого работника по письменному приказу руководителя предприятия (решению). С этим работником заключается договор о полной материальной ответственности (п. 35 Порядка);

4) в случае внезапного оставления кассиром работы (болезнь и др.) находящиеся у него под отчетом ценности немедленно пересчитываются другим кассиром, которому они передаются, в присутствии руководителя и главного бухгалтера предприятия или в присутствии комиссии из лиц, назначенных руководителем предприятия. О результатах пересчета и передачи ценностей составляется акт за подписями указанных лиц (п. 35 Порядка);

5) на предприятиях, имеющих большое количество подразделений или обслуживаемых централизованными бухгалтериями, оплата труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий могут производиться по письменному приказу руководителя предприятия (решению) другими, кроме кассиров, лицами, с которыми заключается договор о полной материальной ответственности и на которых распространяются все права и обязанности, установленные Порядком ведения кассовых операций для кассиров (п. 36 Порядка);

6) на малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности (п. 36 Порядка).

Федеральный закон от 22.05.03 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон N 54-ФЗ) гласит, что кассовые аппараты еле дует применять всегда, когда стороны рассчитываются наличными или с помощью пластиковых карт. Речь идет о расчетах не только с населением, но и с организациями. Раньше, принимая наличные деньги от юридического лица, применять ККМ было не нужно. А согласно Закону N 54-ФЗ, если наличными расплатилась организация, помимо обязанности выдавать ей счета-фактуры необходимо пробить чек через кассовый аппарат. Это следует из п.п. 7 и 3 ст. 168 НК РФ.

В некоммерческих организациях движение денежных средств часто связано с получением и использованием в уставных целях пожертвований, благотворительной и материальной помощи, грантов и иных видов целевого финансирования.

Под финансовой помощью между организациями понимается оказание помощи на возвратной основе. То есть одно лицо передает во временное пользование другому лицу денежные средства или иное имущество на условиях возврата. Эту помощь можно рассматривать в качестве кредита или краткосрочного займа на процентной или бес процентной основе от некредитной организации.

По бухгалтерскому учету операция по получению краткосрочных займов от заимодавцев (кроме банков) отражается по коммерческому Плану счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

1) товарами - Дебет 41 Кредит 66 (67);

2) производственными запасами - Дебет 10,11, др. Кредит 66 (67);

3) денежными средствами - Дебет 50, 51, 52, 55 Кредит 66 (67). Возврат краткосрочных или долгосрочных займов отражается по бухгалтерскому учету обратными проводками.

Передача финансовой помощи у заимодавца осуществляется за счет собственных оборотных средств или чистой прибыли.

Заимодавец и получатель финансовой временной помощи не облагают данные средства никакими налогами.

Виды и формы целевой финансовой помощи описаны в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. В соответствии с этой статьей перечисленные виды целевого финансирования не учитываются при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Но при этом следует помнить, что расходование средств целевого финансирования можно осуществлять только на те цели, на которые эти средства были получены. Для обоснованного расходования средств целевого финансирования некоммерческие организации составляют смету расходов. Ее составляют на конкретный период времени. По окончании этого периода формируется отчет об исполнении сметы.

Целевые средства не обязательно должны быть полностью использованы по состоянию на конец года. Если целевая программа рассчитана на более длинный период, то средства расходуют в течение всего срока ее реализации.

В соответствии с НК РФ (п. 14 ст. 250 НК РФ) организация, которая получила целевое финансирование, обязана представлять отчетность об использовании бюджетных средств. Информация о целевом использовании имущества, работ, услуг, полученных в качестве целевых поступлений, целевого финансирования, включается в декларацию по налогу на прибыль.

При отражении в бухгалтерском учете указанных средств следует руководствоваться Положением по бухгалтерскому учету "Учет государственной помощи" ПБУ 13/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 92н.

Использование полученных государственных средств по целевому назначению отражается по дебету счета 86 "Целевое финансирование" и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов" (для организаций, перешедших на новый План счетов) или соответствен но по дебету счета 96 "Целевые финансирования и поступления" и кредиту счета 83 "Доходы будущих периодов" (для организаций, не перешедших на новый План счетов) с последующим признанием в качестве прочих доходов отчетного периода по мере осуществления расходов (списания материалов на счет учета капитальных вложений, начисления амортизации по введенному в эксплуатацию оборудованию и т.д.).

Получение целевой финансовой помощи осуществляется на основании соответствующего договора, по бухгалтерскому учету у получающей стороны отражается по коммерческому Плану счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

1) поступление денежных средств и имущества по договору о совместной деятельности - Дебет 01, 04, 10, 51 и др. Кредит 86;

2) получение субсидий правительственных органов - Дебет 50, 51, 52, 55 Кредит 86;

3) получение средств из внебюджетных фондов - Дебет 50, 51, 52, 55 Кредит 86;

4) получение средств целевого финансирования - Дебет 76, 99 Кредит 86.

Определение безвозмездной помощи дано в ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации": безвозмездная помощь (содействие) - средства, товары, предоставляемые Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, органам государственной власти и органам местного самоуправления, юридическим и физическим лицам, а также выполняемые для них работы и оказываемые им услуги в качестве гуманитарной или технической помощи (содействия) на безвозмездной основе иностранными государствами, их федеративными или муниципальными образованиями, международными и иностранными учреждениями или некоммерческими организациями, а также физическими лицами (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 настоящей статьи), на которые имеются удостоверения (документы), подтверждающие принадлежность указанных средств, товаров, работ и услуг к гуманитарной или технической помощи (содействию).

Продажа безвозмездной помощи (полная или частичная) запрещается.

В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.

Передача безвозмездной помощи для коммерческих организаций и физических лиц осуществляется на добровольной основе со стороны передающего. Данный вид помощи осуществляется только за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации, которая оказывает безвозмездную помощь. Получатель данного вида помощи не обязательно должен быть благотворительной или гуманитарной организацией. Им может быть любая коммерческая организация.

По бухгалтерскому учету операция по передаче безвозмездной помощи у передающей стороны отражается по коммерческому Плану счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

1) товарами - Дебет 99 Кредит 41;

2) производственными запасами - Дебет 99 Кредит 10, 11, др.;

3) денежными средствами - Дебет 99 Кредит 50, 51, 52, 55.

Для стороны, которая получает безвозмездную помощь, в случае если она не является благотворительной или гуманитарной организацией, получение безвозмездной помощи будет являться выручкой, но без затратной части. С суммы перечисленной помощи эта организация обязана уплатить все налоги, как с суммы полученной выручки.

Следующий вид помощи - благотворительная помощь - имеет некоторые общие черты с безвозмездной помощью. Но основное ее отличие в том, что она направляется на общественные, благотворительные и гуманитарные организации.

Понятие благотворительной деятельности дано в ст. 1 Закона N 135-ФЗ: "Добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки".

Договоры, связанные с оформлением отношений по оказанию благотворительной помощи, по своей юридической природе являются без возмездными. Статьей 423 ГК РФ предусмотрено, что организация, оказывающая благотворительную помощь, не должна получать плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (передачу имущества, объектов интеллектуальной собственности, исключительных прав, выполнение работ либо оказание услуг и т.д.). К такого рода встречным предоставлениям по возмездному договору можно отнести распространение информации о благотворителе (спонсоре).

По бухгалтерскому учету операция по передаче благотворительной помощи у передающей стороны отражается по коммерческому Плану счетов (Приказ Минфина России от 31.10.2000 N 94н):

1) получение взноса на благотворительные цели денежными средствами - Дебет 51 Кредит 86;

2) получение взноса на благотворительные цели имуществом - Дебет 08 Кредит 86;

3) введено в эксплуатацию имущество, полученное на осуществление благотворительной деятельности, - Дебет 01 Кредит 08;

4) получены материалы на осуществление благотворительной деятельности - Дебет 10 Кредит 86.

Поступление пожертвований на расчетный счет организации отражается проводкой Д 51 "Расчетные счета" К 86 "Целевое финансирование". Основанием для записи будет выписка банка с расчетного счета.

При вскрытии ящика для пожертвований составляется акт по форме, утвержденной учетной политикой организации. Денежные средства приходуются в кассу на основании приходного кассового ордера. Поступление денежных средств оформляется записью Д 50-1 "Касса организации" К 86 "Целевое финансирование".

Наибольшие сложности возникают с учетом полученной гуманитарной помощи.

Основополагающим документом, регулирующим порядок распоряжения полученной гуманитарной помощью, является устав некоммерческой организации, а также Закон N 135-ФЗ. Применение положений Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О без возмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации" в дан ном случае недопустимо, поскольку согласно п. 2 с. 14 Конституции РФ религиозные объединения отделены от государства.

Учет полученной гуманитарной помощи будет зависеть от того, кто является ее получателем: некоммерческая организация либо конкретные юридические или физические лица, а некоммерческая организация выступает как посредник.

Для документального оформления движения гуманитарной помощи рекомендуется использовать единую форму бухгалтерского учета гуманитарной помощи (содействия) N ГП-1, утвержденную Постановлением Госкомстата России и Минфина России от 03.04.2001 N 21 и N 29н.

Если некоммерческая организация не является получателем, право собственности на гуманитарную помощь к ней не переходит. Следовательно, ее учет необходимо будет вести на забалансовом счете 002 "Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение" с применением вышеуказанной формы ГП-1, в которой будет отражаться движение гуманитарной помощи. Данную форму необходимо будет заполнить в двух экземплярах, один из которых будет являться первичным учетным документом для религиозной организации, а другой - отчетом для распространителя гуманитарной помощи и для вышестоящего подразделения НКО.

Если гуманитарная помощь переходит в собственность некоммерческой организации, ее учет целесообразно вести на счете 41 "Товары", поскольку изначально предполагается ее дальнейшая передача. Оприходование материальных ценностей и их дальнейшая передача будут отражаться в учете на основании записей в единой форме бухгалтерского учета гуманитарной помощи (содействия) N ГП-1 и приложениям к ней (списки физических лиц - получателей гуманитарной помощи).

Для осуществления контроля за целевым использованием гуманитарной помощи вся информация о ее приемке передаче указывается в форме N ГП-1 (пункты 2 и 3 Указаний по заполнению единой формы бухгалтерского учета гуманитарной помощи (содействия) N ГП-1).

Поступление гуманитарной помощи отражается по дебету счета 41 "Товары" в корреспонденции с кредитом счета 86 "Целевое финансирование".

Если благотворительная деятельность предусмотрена уставом некоммерческой организации, ее можно отнести к основной деятельности и затраты на ее осуществление учитывать на счете 20 "Основное производство". Тогда распространение гуманитарной помощи будет отражаться проводкой Д 20 "Основное производство" К 41 "Товары".

Документально движение гуманитарной помощи подтверждается записями в единой форме бухгалтерского учета гуманитарной помощи (содействия) N ГП-1. Использование средств целевого назначения на осуществление благотворительной деятельности будет отражаться записью по дебету счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции с кредитом счета 20 "Основное производство". Основанием для списания средств будет вышеуказанная форма N ГП-1 и справка бухгалтера.

 

Пример

Некоммерческая организация вскрыла ящик для пожертвований, в котором оказалось 5000 руб. В этом же месяце на расчетный счет поступило пожертвование от физического лица в сумме 10 000 руб.

Данные хозяйственные операции отражаются следующими проводками, приведенными в таблице.

 

Таблица 2.6

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1068; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.