Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Педагогическое исследование




С целью выявления отношения обучающихся к развитию творческих способностей во время проведения учебных занятий было проведено анкетирование. Разработана анкета, включающая 7 вопросов (приложение А). В анкетировании участвовало 20 респондентов (обучающиеся 2 курса БНТУ ИПФ). Результаты исследования указаны в таблице 1.

Таблица 1 – Результаты исследования отношения обучающихся к развитию творческих способностей во время проведения учебных занятий.

 

  Вопросы Варианты ответов
Да Нет Затрудняюсь ответить
1. Считаете ли вы важным развивать творческие способности во время учебного занятия? 19 чел. (95%) 1 чел. (5%)  
2. Любите ли вы слушать учебный аудиоматериал на занятии? 11 чел. (55%) 8 чел. (40%) 1 чел. (5%)
3. Нравятся ли вам нестандартные уроки? 9чел. (45%) 7 чел. (35%) 4 чел. (20%)
4. Как вы считаете, в вашем вузе преподаватели развивают творческие способности учащихся? 19 чел. (95%) 1 чел. (5%)  
5. Считаете ли вы, что именно в техническом вузе должны развиваться творческие способности? 17 чел. (85%) 3 чел. (15%)  
6. Хотели бы вы работать с электронным учебником на учебном занятии? 11 чел. (55%) 8 чел. (40%) 1 чел. (5%)
7. Хотели бы вы, чтобы на учебных занятиях проводились интерактивные игры? 18 чел. (90%) 2 чел. (10%)  
       
       
       

 

На вопрос: «Считаете ли вы важным развивать творческие способности во время учебного занятия?», большинство (19 респондентов) ответили положительно.

На вопрос: «Любите ли вы слушать учебный аудиоматериал на занятии?», только половина (11 респондентов) ответили положительно, остальные(8 респондентов) отрицательно.

На вопрос: «Нравятся ли вам нестандартные уроки?», мнения разделились, положительно ответили 9 респондентов, отрицательно –7 респондентов, а остальные (4 респондента) затрудняются ответить.

На вопрос: «Как вы считаете, в вашем вузе преподаватели развивают творческие способности учащихся?», большинство (19 респондентов) ответили положительно.

На вопрос: «Считаете ли вы, что именно в техническом вузе должны развиваться творческие способности?», большинство (17 респондентов) ответили положительно.

На вопрос: «Хотели бы вы работать с электронным учебником на учебном занятии?», только половина(11 респондентов) ответили положительно, остальные (8 респондентов) – отрицательно.

На вопрос: «Хотели бы вы, чтобы на учебных занятиях проводились интерактивные игры?», большинство (18 респондентов) ответили положительно.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что большинство обучающихся положительно относятся к развитию творческих способностей во время проведения учебных занятий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам работы можно сформулировать следующие выводы.

Творческие способности – это совокупность психических свойств, обеспечивающих творчество. Эти свойства характерны для творческой личности с оригинальным, нестандартным мышлением. К ним относят воображение, гибкость ума, дивергентное мышление, мотивации творчества и другие свойства.

Творческие способности позволяют создавать новое, никогда ранее не существовавшее. Творческие способности человека проявляются в любой деятельности (научной, производственной, художественной и др.

Формирование творческих способностей происходит в процессе определённым образом организованной деятельности, ее разных видов, которые не только обогащают познание, но и содействуют общему развитию ребёнка, формированию его личности; взаимодополняемость видов деятельности способствует выявлению интересов, запросов, потребностей, склонностей детей, их активности, самостоятельности.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.

Вторым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей.

Третье, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе их способов.

Теоретический анализ данной проблемы позволяет отнести к числу общих творческих способностей четыре способности: способность к вариативности, способность к гипотетичности в процессе решения задач, способность к импровизации в различных ситуациях и способность к переносу.

Формирование любой общей творческой способности подразумевает целенаправленное развитие во взаимосвязи когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента. Это позволит развивать способности как устойчивые характеристики, психические свойства, входящие в структуру личности человека.

Многочисленные психологические исследования позволяют назвать целый ряд способностей, которые характеризуют творческую личность. Главная особенность творческой личности - это потребность в творчестве, которая становиться жизненной необходимостью. Гениальные люди всегда болезненно чувствительны. У них наблюдаются резкие спады и подъемы активности. Они гиперчувствительны к социальному поощрению и наказанию и т. д.

Поскольку креативность преобладает над интеллектом, то и активность бессознательного преобладает над сознанием. Возможно, что действие разных факторов может привести к одному и тому же эффекту - гиперактивности головного мозга, что в сочетании с креативностью и интеллектом дает феномен гениальности.

Для развития творческих способностей нужны прежде всего, возможности вовлечения каждого ученика в активный познавательный процесс, причем не в процесс пассивного овладения знаниями, а активной познавательной деятельности каждого учащегося, применения им на практике этих знаний и четкого сознания где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены. Это возможность работать совместно, в сотрудничестве при решении разнообразных проблем. Это – возможность свободного доступа к необходимой информации, возможность ее всестороннего исследования.

Развитие творческих способностей – одна из актуальных задач образования, поскольку они проявляются в умении адекватно реагировать на происходящее в общественной, научной и культурной жизни, готовности использовать новые возможности, предоставляемые постоянно обновляющейся жизнью, отношении к возникающим жизненным ситуациям без оценочных критериев, как к проблемным, стремлении избежать традиционных решений, выдвижении нестандартных идей; удовлетворении одной из основных человеческих потребностей – потребности в самореализации.

Вопрос о развитии способностей в теории и практике обучения пока недостаточно разработан, не сформулирован целостный комплекс показателей, отражающих многообразие понятия «творческие способности». Между тем, у каждого ребенка есть свои способности и таланты, поэтому задачей педагога является систематическое целенаправленное развитие у детей подвижности и гибкости мышления, воображения, интуиции, способности рисковать и высказывать оригинальные идеи.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.