Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение просмотровому чтению




В зависимости от цели просмотрового чтения и степени полноты извлечения информации выделяют четыре подвида просмотрового чтения:

1. Конспективное для выделения основных мыслей. Оно заключается в восприятии только наиболее значимых смысловых единиц текста, со­ставляющих логико-фактологическую цепочку.

2. Реферативное – для выделения основных мыс­лей. При этом читающего интересует только самое основное в содержании материала, все подроб­ности опускаются как несущественные для понима­ния главного.

3. Обзорное – для определения существа сооб­щаемого. Оно направлено на выделение главной мысли текста, причем задачи сводятся в основном к ее обнаружению на основе структурно-смысловой организации текста. Понимание главной мысли, выраженной имплицитно, в данном случае практи­чески невозможно. Интерпретация прочитанного ограничивается вынесением самой общей оценки прочитанному и определением соответствия текста инте­ресам читающего.

4. Ориентировочное – для установления наличия в тексте информации, представляющей для читаю­щего интерес или относящейся к определенной про­блеме. Основная задача читающего – установить, относится ли данный материал к интересующейеготеме.

Во время просмотрового чтения читающий, как правило, придерживается следующего алгоритма:

1. Внимательно читает заголовок текста, старается вникнуть в его смысл, определить главную мысль текста.

2. Прочитать первое предложение текста. Сопоставить его содержание с заголовком.

3. Прочитать первый абзац. Сопоставить его содержание со своим представлением о главной мысли текста.

4. Просмотреть все остальные абзацы, сопоставляя их содержание с представлением о главной мысли текста и обращая особое внимание на содержание первых предложений абзацев.

5. Сформулировать ответ на вопрос: «О чем повествуется в тексте?»

На предтекстовом этапе просмотрового чтения учитель может предложить обучающимся следующие упражнения:

§ Упражнения на работу с заглавием текста: прочитать заглавие и предположить о чем или о ком будет идти речь в тексте; просмотреть текст и обратить внимание на то, как часто в тесте встречаются слова из заглавия.

§ Упражнения на овладение структурно-композиционными особенностями текстов различных функциональных стилей: просмотреть текст и определить его функционально-смысловой тип (описание, рассуждение, повествование); прочитать начальные предложения первого и последнего абзацев и сформулировать вопрос, который освещается в тексте; выделить в тексте вводную и основную части.

Для текстового этапа подойдут такие упражнения, как:

§ Упражнения на определение темы текста: не читая текст, указать структурный компонент текста, в котором выражена тема, и прочитать его; определить выражена ли тема в заголовке текста; установить какая проблема обсуждается в тексте.

На послетекстовом этапе учащиеся могут выполнить следующие упражнения:

§ Упражнения на контроль понимания прочитанного (просмотренного) текста: определить какие вопросы рассматриваются в тексте; составить несколько вопросов к тексту; ответить на вопросы по тексту; высказать мнение о прочитанном, сообщить известные дополнительные сведения, привести примеры, факты, подобные описываемым.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 1752; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.