КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Анализ решения проблемы в многонациональных школах 1 страницаГлавным результатом опричнины стал новый механизм власти, с помощью которого стало возможным управлять государством, не поощряя, а наоборот гася ростки демократии. На смену сословно-представительной монархии пришло самодержавие как форма политической и государственной организации господствующего класса. Никаких реальных возможностей ограничения власти Ивана Грозного ни Боярская Дума, ни изредка созываемые в этот период Земские соборы не имели. Опричнина оказала отрицательное влияние на ход Ливонской войны (сказалось разорение центральных и северо-западных районов страны, где собиралась основная часть государственных налогов, а также запуганные беспричинными опалами и казнями воеводы боялись предпринимать рискованные походы). Произошло некоторое ослабление власти церкви - расправа с митрополитом Филиппом и некоторыми другими церковными иерархами. Был создан не четко работающий аппарат государственной власти, а аппарат репрессий. Террор был направлен против все, кто был носителем хотя бы некоторой самостоятельности и свободы. Опричнина разорив крестьян и стимулировав их бегство, послужила одной из причин принятия первых закрепостительных актов (1581 г. - указ о «заповедных летах).
39. После смерти Ивана4(1584)престол унаследовал Федор - не способный для правления человек. Вся власть была у его шурина Бориса Годунова. Начало смуты положила гибель сына Ивана Грозного. После смерти Федора, не имевший наследства, Земским собором был избран царем Борис Годунов. Что позволило отодвинуть назревавший соц. конфликт. 1601 - в Польше обьявляется самозванец Лжедмитрий, выдав. Себя за сына Ивана4. в1605 Бояре предав Бориса Присягнули к Лжедмитрию, который начал царствовать. В1606в ходе восстания Лжедмитрий убит. На троне Васил Шуйский. УсилениеКрепостн. гнета, нестабил. и произвол феод.вызв.восстание крестьян,холопов. 1606-первая крестьянская война. Осн прич: процесс закрепощен.(указы1581,92,97),нестабильность и смута во властных структурах. Иван Болотников -глава восстания крестьян и холопов из Путивля двинулся На Москву. Летом 1607 г., когда войско Ивана Шуйского осаждало Тулу, в Стародубе появился второй самозванец, выдававший себя за царевича Дмитрия (Лжедмитрий II). Лжедмитрий II добился некоторых успехов. В июне 1608 г. Лжедмитрий II подступил к Москве, В Тушино перебралось немало дворян и представителей власти, недовольных правлением Шуйского. В стране установилось двоевластие. Фактически в России стало два царя, две Боярские думы, две системы приказов. В Москве произошел дворцовый переворот. Причины смуты: 1. прервался род Рюриковичей (последователи от Бога) 2. Начало 17в являлось катастрофой для России (голод,всеобщее недовольство, люди начинают покидать родные села для путешествия по стране) 3. Нравственная проблема ПОСЛЕДСТВИЯ ВЕЛИКОЙ СМУТЫ: Смутное время было не столько революцией, сколько тяжелым потрясением жизни Московского государства. В социальном составе общества Смута произвела дальнейшее ослабление силы и влияния старого родовитого боярства, которое в бурях Смутного времени частью погибло или было разорено, а частью морально деградировало и дискредитировало себя своими интригами и воим союзом с врагами государства. В конкретных геополитических условиях был избран дальнейший путь развития России: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономики, православие как идеология, сословный строй как социальная структура
40. С конца 16 века вводится регламентация наместнического управления. Проявлялось в определении точных объемов «корма», который наместник и волостей мог получать с каждой сахи. Назначенный на кормление наместник за время использования своих обязанностей должен был пополнить свой «живот» (имущество пополнить), а затем возвратиться в столицу исполнять поручения князя, ожидая очередного кормления. В начале 16 века возникает институт городовых приказчиков, которые занимаются военно-административным делом. Заведуют строительством, производством «зелья» (порох, хранение боеприпасов). Городовые приказчики подчинялись князю. Функции из связаны с налогообложением. Губные старосты. Губа – административная единица, которая представляла собой уголовно-полицейский округ. Несколько губ входило в состав волости. С середины 16 века губные органы вводились повсеместно. В каждом губном округе выбирается сначала бессрочно, а потом и ежегодно губная староста. Аппарат губного старосты состоят из нескольких целовальников. При каждом губном старосте губной дьяк (делопроизводство). Институты Земского управления, которые представляли собой самый низший уровень управления и занимались вопросами местного значения. 1555 – 1556 годах проходила Земская реформа, в результате которой в уездах и волостях, где еще отсутствовало помещичье землевладение крестьяне черносошных и дворцовых земель, а также посадские люди в городах получили право выбирать из своей среды «излюбленных голов» (старост), а также «лучших людей» (целовальников или земских судей). С конца 17 в. Основной административно-территориальной единицей становятся с конца 17 в. уезды, которые делились на станы и волости. К середине XVII в. воеводская система распространилась повсеместно. Целью назначения воевод было осуществление управления в интересах царя. Воеводы получают право контроля за губными и земскими избами без права вмешательства в сферу их деятельности, но во второй половине 17 в. это ограничение для воевод было снято. Однако полного подчинения местного самоуправления воеводскому управлению не произошло — в финансовом и экономическом управлении земские власти были независимы, воеводам запрещалось наказами, определявшими их компетенцию. Наряду с земским самоуправлением существовали самоуправляющиеся волости и общины. В городах существовали различные системы самоуправления — в Пскове коллегия общегородских старост, в Новгороде Великом — постоянное управление из 5 старост, представлявших концы города, в Москве не было общегородского самоуправления, но самоуправляющимися единицами были каждая сотня и слобода.
41. Предпосылки создания Соборного Уложения 1649 года определились еще за долго до его создания. Война со Швецией и Польшей в значительной мере ослабила русское государство. Соборное уложение было принято в 1649 г. в Москве Земским собором и царем Алексеем Михайловичем. Уложение было первым печатным кодексом России, его текст был разослан в приказы и на места. Источниками Соборного уложения являлись Судебники 1497 и 1550 гг., Стоглав 1551 г., указные книги приказов (Разбойного, Земского и др.), царские указы, приговоры Боярской думы, решения земских соборов, литовское и византийское законодательство. Соборное уложение состоит из 25 глав и 967 статей. В Соборном уложении закреплялся статус главы государства — царя как самодержавного и наследного монарха. С принятием Уложения завершился процесс закрепощения крестьян, устанавливалось право их бессрочного сыска и возвращения прежнему владельцу. Соборному уложению известны договоры купли-продажи, мены, дарения, хранения, поклажи, найма имущества и др. Наследственному праву известно наследование по закону и по завещанию. Система преступлений: а) преступления против церкви: богохульство. б) государственные преступления: любые действия и даже умысел, направленный против личности государя или его семьи, бунт, заговор, измена. в) преступления против порядка управления: намеренная неявка ответчика в суд и сопротивление приставу. г) преступления против благочиния: содержание притонов, укрывательство беглых, заклад. д) должностные преступления: взяточничество, вымогательство.е) преступления против личности: убийство, разделявшееся на простое и квалифицированное. ж) имущественные преступления: конокрадство, кража овощей из огорода и рыбы из садка, разбой и грабеж обыкновенный или квалифицированный. Целями наказания по Соборному Уложению 1649 года были, прежде всего, устрашение и возмездие, изоляция же преступника от общества составляла дополнительную и второстепенную цель. В Соборном Уложении 1649 года применение смертной казни предусматривалось почти в шестидесяти случаях. Членовредительские наказания включали следующие: отсечение руки, ноги. К болезненным наказаниям относились сечение кнутом.
45. 1.1497г. - Введение ограничений перехода от одного помещика к другому-Юрьев день 2.1581г.-отменаЮрьева дня, "заповедные лета" 3.1597г. - право помещика на розыск кр-на, втечении 5 лет, "урочные лета" 4.1607г. -право на розыск увеличен до 15 лет 5.1649г. -Соборное Уложение отменило "урочные лета", розыск беглых кр-н становится бессрочным 6.1718-1721гг. -податная реформа, оканчательно прикрепившая кр-н к земле 7.1747г. -помещикам разрешается продавать своих кр-н в рекруты др. лицам 8.1760г. -помещикам предоставилось право ссылать своих кр-н в Сибирь 9.1765г. -помещикам дали право ссылать кр-н не только в Сибирь, но и на каторжные работы 10.1767г. -кр-нам запрещено подавать жалобы на своих помещиков
46. Абсолютная монархия является такой формой правления, когда монарху юридически принадлежит вся полнота государственной власти в стране. Его власть не ограничена каким-либо органом, он ни перед кем не отвечает и никому в своей деятельности не подконтролен. Абсолютная монархия представляет собой государственную форму диктатуры класса феодалов.Для возникновения абсолютной монархии необходимо наличие экономических, социальных, политических предпосылок.Возникновение абсолютной монархии в России относится ко второй половине XVII в. В это время возникают буржуазные отношения. Возрастает соответственно и роль посадского населения в политической жизни страны, появляются первые мануфактуры. В XVII в. их было около 30, а к 1725 г. − уже свыше 200.В начальный период становления абсолютизма в России монарх в борьбе с боярской аристократией опирается и на верхи посада. В XVII в. наблюдаются и определенные противоречия между феодалами и посадским населением. Так, Соборное уложение 1649 г. удовлетворило требование посадского населения о ликвидации конкурировавших с посадом так называемых «белых» слобод, принадлежавших светским и духовным феодалам. 47. Государственные реформы первой четверти XVIII в. Правовой статус дворянства был существенно изменен принятием Указа о единонаследии 1714 г. Этот акт имел несколько последствий:
48. В социально-экономической сфере: начало формирования единого российского рынка, успехи внешней торговли, появление первых мануфактур, элементы протекционизма (защиты отечественного производства от иностранной конкуренции). Глубокие изменения произошли при Петре I в области культуры и быта.
49. После смерти Петра I роль Сената, как центрального органа управления начинает снижаться. С 1711 г. по 1718 г. Сенат являлся коллективным регентом, заместителем государя в решении всех вопросов государственного управления, главой исполнительной власти (в отсутствие государя). В 1718 г. начинает создаваться система коллегий, взявших на себя отраслевое управление. Власть Сената переносится на координацию их деятельности, а сам он превращается в совещательный орган при государе. С 1722 г. Сенат фактически приобретает функции ревизионной коллегии возглавив систему контрольных органов. В 1726 г. создается Верховный Тайный совет, сосредоточивший в своих руках решение всех вопросов внутренней и внешней политики. Верховный Тайный Совет стал рассматривать жалобы на действия Сената и подбирать кандидатуры сенаторов. При таком соседстве Сенат превратился в одну из коллегий. Верховный Тайный совет приобретает законодательные полномочия, законы подписываются либо императрицей (Екатериной I) либо Верховным Тайным советом. В 1730 г. этот орган управления упраздняется и в 1731 г. его место занимает Кабинет министров, выполнявший совещательные функции при императрице (Анне Иоанновне). С 1735 г. Кабинет наделяется законодательными полномочиями, полный набор подписей министров (три) заменяет подпись императрицы. Кабинет министров фактически возглавил исполнительную власть в стране, сосредоточив все государственное управление. Сенат, к этому времени состоявший из пяти департаментов, сотрудничал с Кабинетом, осуществляя его решения. В 1741 г. Кабинет министров упраздняется и Сенат вновь превращается в высшее политическое учреждение, активно включившись в управление государством. В том же году, однако, создается другой центральный орган, решающий вопросы государственного управления - Кабинет ее величества, возглавляемый секретарем императрицы (Елизаветы Петровны). В 1762 г. Петром III учреждается Императорский совет состоявший из восьми человек, который в 1769 г. заменяется Советом при высочайшем дворе, сосредоточивший свою деятельность на внутренней политике и включавший всех руководителей центральных органов управления. Совет просуществовал до 1801 I, затем был заменен Непременным Государственным Советом. С 1763 г. Сенат превращается в высшее административно-судебное учреждение, состоящее из шести департаментов: первый ведал государственными финансами и секретным делопроизводством, второй - собственно судебными делами (надзором, обобщением практики, кадровым подбором, пересмотром дел), третий ведал делами провинций (администрацией, финансами), четвертый - военными делами, пятый - местной администрацией, шестой - местными судами. С 1801 г. Сенат фактически и окончательно превращается в высшую судебную инстанцию. Столь частые изменения в структуре высших органов власти и правления были обусловлены борьбой двух начал власти: бюрократического и личного. Укрепление абсолютной монархии питало каждое из этих начал - власть монарха становилась неограниченной, но она должна была опираться на мощный бюрократический аппарат, который в свою очередь все более начинал работать на себя. Законы бюрократии приводили к тому, что аппарат стремился стать господствующим. В этой коллизии монарх был вынужден обращаться к "верным людям", узкому кругу лиц, которым он перепоручал власть. В 70 - 80-х годах XVIII в. большая часть коллегий ликвидируется или преобразуется, но в 1796 г. они вновь восстанавливается введением в них принципа единоначалия, во главе каждой стоял директор (позднее министр). Централизация и бюрократизация государственного аппарата достигают предела, он представляет из себя закрытую и самодостаточную систему. В свою очередь замкнутость правящей группы вызвала негативную реакцию других более широких слоев правящего класса - придворных, гвардии, аристократии столичного и провинциального дворянства. Потеря правящей верхушкой социальной опоры приводила к ее свержению путем дворцовых переворотов. Гвардия начинает диктовать свои условия (кондиции), которые вынуждены принимать монархи. Возникшие еще при Петре I специальные политические репрессивные органы более интенсивно стали развиваться во второй четверти XVIII в. Преобразования 1713 - 1718 гт укрепили систему розыскных канцелярий и в 1718 году образуется центральный орган - Тайная канцелярия После ее ликвидации в 1726 г контрольно-розыскные и надзорные функции переходят к Верховному Тайному совету, а затем в l731 г. специально созданной Канцелярии тайных розыскных дел. Это был в собственном смысле слова карательный орган, прототип тайной полиции. Знаменитая формула, "слово и дело государево", указывающая на затронутый в деле государственный интерес, была достаточным основанием, чтобы замешанные в деле оказались в Канцелярии тайных розыскных дел. В 1762 г. Канцелярия упраздняется (ее деятельность вызывала активное недовольство со стороны дворянства) и вместо нее учреждается Тайная экспедиция Сената (что указывало на возобновившуюся политическую активность Сената). Тайная экспедиция по оперативной линии подчинялась генерал-губернатору и находились под контролем императрицы (Екатерины II) Тайная экспедиция создавала специальные секретные следственные комиссии для расследования конкретных дел. Многочисленные секретные комиссии создавались в период крестьянской войны 1773 - 1775 гг. Комиссиям были приданы воинские команды, применявшие к арестованным и телесные наказания и расстрел (с санкции следственной комиссии). Эти органы носили чрезвычайный характер и образовывались в соответствии с политической ситуацией. Постоянно действующими оставались полицейские учреждения, образованные еще в 1718 г. Во второй четверти XVIII в. на эти органы стали возлагаться функции экономического характера. В 1729 г. была создана Канцелярия конфискации, организующая и обеспечивающая конфискационные акции (по приговорам суда). В 1730 г. образуется Должный приказ, целью которого было проведение полицейских действий в отношении должников, неплательщиков и банкротов. Непосредственно розыскные функции в 1730 г. были сосредоточены в Сыскном приказе, в 1733 г. создаются полицмейстерские камеры. Полицейская система сложилась к этому времени в следующем виде: губернатор, коменданты, генерал-полицмейстер, обер-полицмейстер, воеводы, сотские, земские комиссары, магистраты и ратуши - все эти органы в той или иной мере выполняли полицейские функции С 1775 г полицейские функции в уездах стали выполнять исправники и нижние земские суды. В городах полицейское управление сосредоточилось у городничих. в Санкт-Петербурге и Москве - у обер-полицмейстеров. В 1782 г. в городах начали создаваться специальные полицейские органы - управы благочиния. В их состав вошли: городничие (в столицах - полицмейстеры), приставы по уголовным делам, приставы по гражданским делам, два выборных ратмана.
Дата добавления: 2015-08-31; Просмотров: 218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |